Мнемотехника для начинающих — система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.
Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона — пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.
Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации. С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике. Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.
Плюсы и минусы мнемотехники
Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.
Роль методики в развитии детей:
- помогает быстро и надолго запоминать информацию;
- улучшает память и внимательность;
- развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
- формирует логическое и образное мышление;
- совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
- воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.
Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.
- На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
- Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
- Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.
Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.
Мнемотаблицы по развитию речи для старших дошкольников
Правильно разработанные схемы — действенны, не громоздки, напоминают игру.
Речевые проблемы, которые можно устранить, используя графические схемы
Мнемотехника решает проблемы речи:
- Недостатки дикции (включая сложности произнесения звуков).
- Неумение контролировать голос (интонацию, темп, громкость).
- Неспособность выстраивать диалог (формулировка вопросов, развернутых или кратких ответов).
- Односложность речи (включает только простые предложения).
- Недостаточный словарь.
- Использование нелитературной лексики.
- Трудности во время выстраивания монолога (пересказа, описательного или сюжетного рассказа на указанную тему).
- Неумение обосновывать умозаключения, выводы.
Благодаря методике совершенствуют такие психические и мыслительные процессы, от которых зависит правильная речь:
- память;
- воображение;
- внимание;
- наблюдательность;
- умение сопоставлять, выделять ключевые элементы.
Суть мнемотехники
Мнемотехнику задействуют, чтобы формировать умение запоминать, воссоздавать информацию, укреплять память. Ученик воспринимает материал, воспроизводит его по изображениям. Суть техники: у малыша появляются ассоциации между словом (фразой) и картинкой. Далее слово связывают с рядом картинок-ассоциаций.
Важно! Вместо рисунков взрослым дошкольникам подойдут символы.
После освоения метода ребенок способен передавать слова (тексты) схематически, расшифровывать знаки. Применяют педагоги, включая логопедов. Это упрощает усвоение знаний. Особенно ценны таблицы при запоминании стихов, пересказе текстов, решении логических задач. Для развития малышей в ДАО это один из базовых приемов.
Преимущества техники
Мнемотаблицы — привлекающие внимание символы, рисунки, которые соответствуют психическим особенностям ребят (рассеянное внимание, наглядно-образное мышление). Преимущества методики:
Красочные рисунки сменяются графическими символами
- визуализация логических цепочек;
- акцент на основном (главные шаги, моменты истории, характеристики);
- наличие деталей (для подробных описаний);
- яркость, емкость, лаконичность, удерживающие внимание;
- развитие креативности, коммуникативности, ассоциативного мышления, речи.
Прием востребован не только в ДАО, но и на занятиях с учащимися любого возраста.
Важно! Постепенное усложнение таблиц, их разнообразие расширяет кругозор, улучшает воображение, помогает систематизировать накопленный интеллектуальный багаж.
Самостоятельное изготовление мнемотаблиц
Материал приобретают, создают самостоятельно. За основу стоит брать схемы Ткаченко Т.А. или Воробьевой В. К. От них отталкиваются в творчестве или дорабатывают, учитывая индивидуальность воспитанников. Этапы разработки схем:
- Под слово подбирают иллюстрации (рисуют, находят готовые). Малышам подойдут яркие детализированные картинки.
- Если ребята запомнили рисунок, его заменяют графическим символом. Например, птица — галочка, белка — коричневый кружок.
- В пересказе коротких произведений дети отталкиваются от таких схем. Это могут быть рисунки, изображения и символы, только символы.
Логопедические упражнения для развития речи у детей от 3 до 4 лет
Дидактические материалы-иллюстрации — незаменимы во время знакомства с цветами, формами, текстурами, величинами. Отдельные картинки обозначают части зашифрованного предмета, сферы применения, разрешенные и недозволенные действия с ним. Уроки с мнемотаблицами начинаются рассматриванием рисунков, беседой (малыши спрашивают, предполагают, анализируют).
Методика познания с помощью схем-таблиц
Важно правильно задействовать пособие, чтобы развить нужные навыки у ребят. Последовательность работы:
- Рассматривание ярких рисунков, обозначающих фразы, слова.
- Изучают более сложную структуру — мнемодорожки (до 4 последовательных, логически связанных картинок). На их базе ребятами составляются короткие тексты.
- Этап формирования связных текстов. Благодаря рисункам с действиями (ходьба, плавание) усваивается глагольная лексика. Акцент делают на этапах действий, их результатах.
Совершенствуя речь, дети стараются отмечать важные нюансы изображений, не отходя от сути повествования.
Мнемодорожки, таблицы подогревают интерес к изучению мира, удерживают внимание, помогают находить связи между объектами.
Важно! Полезны эти визуальные схемы, когда изучается литература, математика, природа и другие предметы.
С какого возраста используют?
Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.
Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.
Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.
С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:
- пересказывать различные произведения;
- заучивать стихотворения и сложные слова;
- отгадывать и загадывать загадки;
- находить к словам рифмы;
- придумывать сказки или рассказы;
- распределять предметы в группы по определенным признакам;
- изучать числа;
- знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.
Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.
Развитие фантазии
В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы, с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.
На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.
Особенности применения
Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.
- Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
- Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
- Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
- Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
- Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
- Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.
Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.
Мнемотехника для детей: таблицы цифр, букв, символов
Самый простой метод, позволяющий ребенку запомнить цифры, буквы и символы – это таблица. Вы можете сами нарисовать такие таблицы, воспользовавшись нашими подсказками.
Для того, чтобы запомнить цифры, сделайте схемы, поместив в них цифры и ассоциации к ним. Пример:
1 | Кол, копье, ручка, палка |
2 | Лебедь, утка, фонарь |
4 | Стул, кресло |
7 | Топорик |
Для запоминания букв сделайте похожую схему, только суть здесь немного другая. В первый столбец поместите буквы, во втором нарисуйте образы, названия которых начинаются именно на эту букву.
А | Арбуз, Ананас, Аист |
В | Волк, Виноград |
Г | Груша, Гриб |
М | Малина |
С | Солнце, Собака |
Исторические примеры феноменальных способностей
Яркими примерами в истории, имевшими гениальную способность к запоминанию были Юлий Цезарь и Александр Македонский, знавшие поименно и в лицо около 30 000 всех своих солдат.
Великий Моцарт, услышав единожды в Ватикане многоголосое духовное сочинение «Аллегри», за ночь записал точно такую же,нота в ноту, копию произведения! А вот Фемистокл знал каждого жителя Афин по имени. А их было не менее 20-ти тысяч. Да и современность может похвастаться обладателями уникальной памяти.
Так, например, Ким Пик, прототип главного героя фильма «Человека дождя» имел уникальную память. Он мог запомнить до 98% всей прочитанной информации. Мало того, Ким мог одновременно правым глазом читать правую страницу, а левым – левую в развороте книги. А вот уникальные шахматисты Поль Морфи и Поль Сенс, могли играть сразу несколько партий и хранить у себя в памяти все прошлые и предстоящие ходы каждой.
Простой оператор в Тасмании, работающий в справочной службе, может наизусть воспроизвести более 128 тысяч номеров телефонов и точных адресов абонентов.
А ведь работа над запоминанием строится на простом приеме – это ассоциирование объекта с изображением, эмоциями, звуками и даже запахами или вкусовыми особенностями. Особенно остро все это воспринимают именно дети. Их запоминание срабатывает несознательно, они впитывают все, что где-то когда-то увидели или услышали. А озадаченные родители потом голову себе ломают: «И где это мой малыш мог такого нахвататься? Ведь дома-то у нас все совершенно по-другому». Поэтому такую особенность к восприятию следует повернуть, как говорится в удобную и нужную нам с вами сторону!
Приёмы наглядности
При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка
Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.
- «Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
- «Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.
- «Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
- «Сетка памяти». Покажите малышу картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.
- «Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
- «Фотопамять». Покажите малышу картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
- «День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Малыш закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.
Существует несколько методов работы с детками от года, речь которых только-только начинает формироваться.
- Тактильные игры. Этот приём мнемотехники предназначен для самых маленьких карапузов, которые ещё не разговаривают. Суть его заключается в том, что картинки заменяются предметами. Например, для знакомства с разными круглыми предметами, положите в мешочек камешек подходящей формы, теннисный шарик, крышечку от бутылочки или тюбика с кремом и пр. Просите малыша достать из сумочки тот или иной предмет на ощупь.
- Звуковое лото. Включайте ребёнку звуки, под которые он должен подбирать картинки. Например, «Кто как разговаривает»: дайте прослушать мяуканье кошки, рычание льва и попросите малыша показать изображение зверя.
- Фланелеграф. Магнитную доску обтяните тканью и приобретите набор картинок с магнитами (их можно сделать своими руками, приклеив магнит к обратной стороне изображения). Рассказывайте малышу истории, делая паузы в отдельных частях. Задача карапуза – выбрать подходящую картинку с изображением предмета, на котором вы остановились, и прикрепить его на фланелеграф.
Правила использования приёмов мнемотехники
Для занятий с малышом у вас обоих должно быть подходящее настроение
Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш малыш не заскучал:
- предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать;
- не прерывайте карапуза, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая;
- сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время;
- не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание;
- помогайте найти решение, если видите, что ваше чадо застопорилось или идёт не в том направлении.
Мнемотехника в детском саду по сказкам: методика для воспитателей ДОУ
Тренировать память детей, учить их пересказывать какие-то тексты на разнообразную тематику можно даже в детских садах. Для данного вида мнемотехники педагоги, как правило, используют опорные схемы. Начинается обучение с года или с 2 лет, когда малыш уже знаком с некоторыми сказками и старается их рассказать, путая при этом персонажей и события. Специальные мнемотаблицы для деток дошкольного возраста составляют воспитатели по известным им сказкам.
Изображения в ячейках таблиц – это персонажи сказок. Достаточно удобная в подобной практике сказка под названием «Колобок». В этой таблице события время от времени повторяются, а персонажи меняются. Для малышей 2 лет подойдут таблицы, состоящие из 4 – 9 ячеек, не больше.
Следующие таблицы рисует воспитатель с детками. Ребята с огромным удовольствием примут участие в составлении таких мнемотаблиц. В будущем они самостоятельно будет придумывать таблицы к любой сказке, усложняя немного их, увеличивая число самих ячеек.
Улучшение памяти в данном случае происходит благодаря регулярной кодировки словесной информации в картинки и наоборот. Вследствие этого дети прокручивают полученный материал в голове несколько раз, запоминая его автоматически.
Для деток старше 5 лет задача немного усложняется:
- 1 вариант. В таблицу вносятся персонажи с совершенно иных сказок. Затем дети определяют, какие именно персонажи в таблице являются лишними.
- 2 вариант. В таблице перемешиваются персонажи сказок. Дети должны распределить этих героев по нужным таблицам.
- 3 вариант. Разрезаются таблицы, потом дети их самостоятельно восстанавливают. Карточки рассыпаются, воспитатель читает сказку, а дети находят необходимое изображение.
Применение мнемотехники на логопедических занятиях с детьми
Дошкольный возраст считается самым благоприятным, поскольку в этот период жизни у ребенка закладываются основы грамоты, четкость произношения слов, красивая речь. Это очень важные условия, влияющие на умственное воспитание ребенка. У ребенка с нарушенной речью присутствуют такие проблемы:
- Минимальный набор слов.
- Неумение составлять из слов предложения.
- Нарушенное произношение определенных звуков.
- Нарушенное внимание.
- Нарушенная логика.
Столкнувшись с такой проблемой, вы можете воспользоваться мнемотехникой. Благодаря ей вы добьетесь таких результатов:
- У ребенка улучшится связанная речь и ассоциативное мышление.
- Ребенок сможет лучше усваивать материал, используя зрительную и слуховую память.
- У ребенка будет лучше работать воображение, ускорится процесс запоминания звуков.
Мнемоквадраты – идеальный метод, символ любого успешного занятия. Благодаря таким схемам вы быстро научите ребенка учить стихи, загадки, скороговорки.
Мнемотехника на занятиях
Этапы изучения такие:
- Выразительно прочитайте ребенку стих.
- Попросите ребенка, чтобы он выучил вместе с вами стих.
- Повторно прочитайте стихотворение, делая упор на мнемотаблицу.
- Задайте ребенку вопросы, касающиеся стиха. Помогите ему если нужно, уясните с ним основную мысль произведения.
- Узнайте у чада, какие именно слова ему показались непонятными. Объясните, что они означают.
- Прочитайте по отдельности все строчки стиха. Попросите ребенка, чтобы он повторил стих.
- В самом конце ребенку предстоит рассказать стихотворение.
В мнемотаблицу, которую будете использовать, внесите всех персонажей стиха. Благодаря этому ваш малыш научится концентрировать внимание, правильно строить предложения и выражать собственную речь.
Чем раньше – тем лучше
Я, конечно, не хочу сказать, что все вышеперечисленные примеры человеческих возможностей прославились лишь благодаря мнемотехническим упражнениям, но, тем не менее, использование этих простых на первых взгляд ассоциативных карточек с картинками следует начинать использовать по принципу, чем раньше – тем лучше! Тем более, что помимо процесса запоминания, они помогают ребенку:
развивать воображение,
улучшать внимательность и усидчивость,
развивать логическое мышление,
для развития речи,
воспринимать информацию в простой, интересной и ненавязчивой форме.
И так подведем первый итог, мнемоника – это некое искусство запоминания,технология, которая, кстати говоря, получила свое название благодаря древнегреческой покровительнице памяти Мнемозины, связывающая информацию со зрительными образами. Соответственно мнемотехника подразумевает использование изображений на карточках, в книгах, нарисованных на бумаге или в электронном виде. Даже всем известная азбука с картинками – это явный пример мнемотехники. Вспомните себе в детстве, ведь приведенная книга вызывала интерес только благодаря красочным иллюстрациям. Малыши и сами не понимают, что рассматривая картинки в азбуке, они автоматически запоминают алфавит!
А привычные картинки на детских шкафчиках? Да, да – это ведь тоже мнемотехника, применяемая в стенах детских садов давным давно. Малыш запоминает, что именно на его шкафчике нарисована машинка, кукла, мяч или зайчик и со временем автоматически находит вещи самостоятельно, без помощи взрослых.
Подключать к работе с мнемотехникой следует не только педагогов детских образовательных учреждений, но и родителей. И тогда, возможно, именно ваш ребенок пополнит список обладателей уникальной памяти.
Для того, чтобы положить старт развивающим занятиям, воспользуйтесь готовыми методическими материалами. И я с удовольствием приведу те, которые помогают мне!
Мнемотехника при изучении словарных слов: приемы, ассоциации к словам
Для изучения словарных слов используются следующие виды мнемотехники:
- Зрительные ассоциации.
- Звуковые ассоциации.
- Мнемотехника «связей» и многие другие.
Зрительные ассоциации больше всех нравятся деткам. Во время запоминания определенного слова, предложите малышу посмотреть на картинку, которая будет обозначать слово, плюс сможет обыграть трудно запоминающуюся букву. Например, изобразите на картинке слово «Магнит» и букву «А». Выбрав другие слова, делайте упор на те буквы, которые ваш малыш не может казать или написать.
Также в других словах буквы, вызывающие у ребенка трудности во время написания, изобразите картинками, учитывая смысл самого слова. В слове «Копейка» вторая по счету буква очень похожа на копеечку. Следовательно, вместо нее нарисуйте ее.
Следующая методика – звуковые ассоциации. К примеру, слово «Завтрак» созвучно со словом «Рак». Соединив данные слова в одну единую фразу, можно получить предложение: «На завтрак будет вареный рак». Данное слово ваш ребенок выучит с помощью звуковой ассоциации. А сама фраза звучит мелодичнее, следовательно, запоминается без проблем.