В современном русском литературном языке выделяют 5 функциональных стилей речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный и научный стиль речи.
В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:
- что такое научный стиль речи;
- его основная функция и задачи;
- сфера применения;
- особенности и характерные черты научного стиля;
- подстили или разновидности;
- жанры научного стиля речи;
- пример научного текста.
Что такое научный стиль речи, его функции и задачи
Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.
Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.
Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.
Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.
В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Места публикации
На выбор печатного издания влияет уровень квалификации автора и качество выполненной работы. Если студенту-старшекурснику уместно опубликовать дебютную статью в «Вестнике» своего вуза, то аспиранту необходимо, чтобы материал приняли в одном из журналов, рецензируемых ВАК (Высшей аттестационной комиссией). Обладатели ученых званий, работающие в исследовательских институтах, публикуют труды в сборниках конференций (в т. ч. международных), а также периодических изданиях, которые индексируются в специальных базах.
Материал должны принять в одном из журналов, рецензируемых ВАК.
Основные особенности и характерные черты научного стиля речи
К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:
- Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
- Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
- Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
- Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
- Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
- Чаще всего присутствует монологический характер речи.
- Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
- Сложное построение предложений.
- Предложения в основном длинные.
- Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
- Правильный порядок слов.
- Строгая последовательность изложения.
Распространенные ошибки в процессе написания
Начинающие авторы часто допускают следующие типичные оплошности, которые приводят к отклонению статей редакторами:
- Эмоциональный или вводящий в заблуждение заголовок. Вместо характерного для таблоидов заглавия «Куда движется экономика страны?» следует сформулировать название как «Возможные пути экономического развития государства в сложившихся политических условиях».
- Использование разговорной лексики, неологизмов и сленга. Стиль написания таких текстов — научно-публицистический, в нем применяются специальные термины, вводные слова (которыми не стоит злоупотреблять), нейтрально окрашенные фразы и предложения. Возможно употребление глаголов в первом лице множественного числа («мы утверждаем/работаем/пришли к выводу»).
- Нарушение логики в изложении мыслей. Неожиданные выводы, подгонка данных, путаница в определениях мешает вникнуть в смысл написанного и производит негативное впечатление на читателя.
- Наличие недоказанных утверждений. Все высказанные предпосылки и факты необходимо подтверждать.
- Отсутствие указаний на источники информации. Любое заимствование следует снабжать ссылкой на исходный материал, чтобы автора не обвинили в плагиате.
- Низкий показатель уникальности. Проверка текста в системе «Антиплагиат» обязательна. Разные издания предъявляют свои требования к количеству цитат, поскольку при написании обзоров или теоретических работ, представляющих собой компиляцию проиндексированных источников, показатель может быть низким. Этот параметр нужно уточнить до отправки текста, а невысокую уникальность необходимо поднять до приемлемого значения.
Многие недочеты появляются в результате небрежной, быстрой и поверхностной проработки материала, поэтому написание статьи должно занимать не менее нескольких недель. Этому этапу часто предшествуют месяцы теоретических изысканий и лабораторных экспериментов. Готовый текст должен вычитать и утвердить научный руководитель.
Научный стиль речи: его разновидности или подстили
Как и другие стили речи, научный стиль редко встречается в «чистом» виде. В научных текстах могут встречаться элементы и публицистического, и официально-делового стиля речи.
Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:
- Собственно-научный или академический: диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления;
- Учебно-научный: учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад;
- Научно-популярный: научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии;
- Научно-информативный: рефераты, обзоры, резюме, тезисы;
- Научно-справочный: энциклопедии, словари, справочники;
- Научно-технический: патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия.
Название подстиля | Цель | Жанры |
Собственно-научный | Определение и описание новых явлений, фактов, закономерностей. | диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления,научная статья. |
Учебно-научный | Передача научной информации учащимся, обучение, описание фактов, необходимых для освоения и овладения материалом. | учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад, конспект, устный ответ. |
Научно-популярный | Ознакомление с фактами и явлениями. | научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии, статья. |
Научно-информативный | Передача научной информации с описанием научных фактов. | рефераты, обзоры, тезисы. |
Научно-справочный | Обеспечение читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации. | энциклопедии, словари, справочники. |
Научно-технический | Применение достижений науки в практике. | патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия. |
Подстили (разновидности) научного стиля речи и примеры жанров
Где найти нужную информацию
Подберите сведения для написания статьи в тематической периодике, сборниках работ, монографиях и диссертациях ученых. Поиск проводится по ключевым словам. Кроме того, можно пользоваться статистическими данными (например, при написании статей по экономическим и юридическим дисциплинам). Полезно обращаться к спискам литературы в статьях и книгах по разрабатываемой теме.
Нужная информация для статьи содержится в тематической периодике, сборниках работ.
Жанры научного стиля речи
Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.
Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).
В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.
Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля
Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.
К жанрам собственно-научного подстиля относятся:
- Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
- Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
- Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.
К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.
Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:
- Название.
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Жанры учебно-научного подстиля
Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.
Выделяют устные и письменные жанры учебно-научного подстиля. К устным относятся: сообщение и ответ.
Основными письменными жанрами данного подстиля являются:
- Доклад — развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на документальных данных. Цель доклада заключается в информировании и предоставлении рекомендаций или предложений.
- Учебное пособие — это средство обучения, предназначенное для усвоения, углубления и расширения знаний.
- Конспект — краткое содержание или краткая запись урока, лекции, статьи.
- Курс лекций — это сборник текстов лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Освещает содержание учебной дисциплины.
Жанры научно-популярного подстиля
Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).
К жанрам научно-популярного подстиля относятся:
- Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
- Научно-популярные журналы.
- Детские энциклопедии.
- Статьи.
Жанры научно-информативного подстиля
Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.
Основные жанры данного подстиля:
- Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
- Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
- Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
- Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.
Жанры научно-справочного подстиля
Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.
Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:
- Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
- Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
- Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
- Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.
Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля
Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.
К жанрам научно-технического подстиля относятся:
- Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
- Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
- Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
- Стандарты.
- Описание изобретений.
Пошаговая инструкция по написанию
Исследовательские работы нельзя писать с нуля, без предварительной подготовки и согласования темы с научным руководителем.
Автору следует придерживаться следующей последовательности действий:
Выберите область исследования.
Выбрать область исследования. Спектр рассматриваемых проблем лучше сузить, поскольку охватить все аспекты обширной темы в статье объемом 10-15 страниц не удастся. Параллельно нужно учитывать степень изученности вопроса, чтобы невольно не продублировать уже вышедшие публикации других исследователей.- Решить, под чьим руководством писать. Для этого нужно побеседовать с одним из преподавателей своего вуза. Важно, чтобы у специалиста были публикации по той же или смежной теме.
- Определить, куда предстоит отправить статью. Выбор журнала следует обсудить с научным руководителем после самостоятельного изучения периодических изданий и их требований к авторам.
- Подобрать
Структура научного текста
Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.
В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.
Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.
Кто и зачем пишет
Авторы статей — ученые всех уровней: от студентов, которые делают первые шаги на научном поприще, до профессоров, занимающихся выбранной областью десятки лет. Статьи, написанные во время учебы в вузе, часто ложатся в основу дипломной работы выпускника. Аспиранты обязаны предъявить некоторое количество публикаций в рецензируемых журналах, чтобы получить разрешение на защиту диссертации и соискание ученой степени.
Свои нормы по написанию статей установлены для исследователей, которые работают в различных научных учреждениях.
От количества таких трудов зависит рейтинг ученого, его авторитет в научных кругах, а также заработная плата.
Пример текстов, написанных в научном стиле речи
«Смерч — сильный мелкомасштабный вихрь, возникающий в грозовом (кучево-дождевом) облаке и распространяющийся в виде тёмного «хобота» по направлению к водной или земной поверхности.
В верхней части, под нижней границей облака, вихрь имеет расширение в виде воронки. Ствол смерча опускается до земной поверхности, его нижняя часть, соприкасаясь с ней, принимает вид опрокинутой воронки. Высота смерча может достигать 800–1500 м. Воздух в нём вращается чаще всего против часовой стрелки, поднимаясь по спирали вверх, втягивая в себя пыль или воду, обломки разрушенных на земле предметов.
Скорость вращения воздуха может достигать 50–100 м/c при сильной восходящей составляющей и вызывать катастрофич. разрушения, иногда сопровождаемые человеческими жертвами. В то же время поблизости от его пути может наблюдаться полный штиль. Внутри смерча давление воздуха уменьшается, там происходит конденсация водяного пара, что совместно с вытянутой частью облака, пылью, водой и разл. обломками делает смер видимым. Его ось вертикальна, но зачастую имеет изогнутый вид.»
Электронная энциклопедия
» Существующие территориально-планировочные схемы природопользования не способствуют созданию экологически-ориентированной хозяйственной деятельности, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами как внутри Калининградской области, так и вне ее. Анализ особенностей социально-экономического развития и экологической политики позволил выявить ряд существенных методических и методологических недостатков территориального планирования и развития. В частности, развитие Калининградской области осуществляется на основе плохо скоординированных между собой и экологически слабо ориентированных ведомственных планов: градостроительного, сельскохозяйственного, мелиоративного, водного, лесоустроительного, рекреационного и других.
Помочь в решении проблем территориального развития может экологически-ориентированное ландшафтное планирование. Ландшафтная программа Калининградской области — документ стратегического планирования использования территории, формирующий информационно-справочное поле для широкого круга организаций и чиновников, отвечающих за разработку и принятие управленческих территориально-планировочных решений, а также государственных и негосударственных природоохранных и экологических фондов, международных организаций в области экологического контроля и управления.
Одной из важнейших задач реализации программы является разработка интегральной карты экологически-ориентированного использования территории и карты конфликтов природопользования. Решение этих задач без применения геоинформационных технологий сильно осложнено, а иногда и невозможно.»
Отрывок из научной статьи «Внедрение открытых геоинформационных технологий в методику экологического планирования»
Источники информации:
- Русский язык для технических вузов. Научный стиль. Автор: Ю. Смирнова
- Википедия
- Русский язык и культура речи. Авторы: Татьяна Балыхина, Михаил Рыбаков, Марина Лысякова.
- Стилистика научной речи и редактирование учебно-методических материалов. Учебное пособие для учителей и педагогов системы среднего образования.
- Фото на обложке статьи — science.sciencemag.org
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!
С чего начать
Вначале следует обдумать тему будущей публикации и выстроить приблизительный план работы.
Выбор темы
Тематика статьи зависит от интересов автора, степени изученности выбранной проблемы, наличия в вузе научных руководителей, которые занимались подобными задачами. Если вопрос многократно поднимался предшественниками, важно понять, удастся ли взглянуть на него иначе, применить для решения новые наработки и сведения. Можно изучить публикации по теме за последние несколько лет, чтобы проследить за развитием гипотез и определить, какие аспекты не учли другие исследователи.
Тематика статьи зависит от степени изученности выбранной проблемы.
Составление плана
Различают 2 вида планов:
- Неформальный (неофициальный), который автор разрабатывает для себя, чтобы избежать ненужных действий и поисков.
- Формальный, который проверяет и утверждает научный руководитель.
Первый вариант составляют в произвольной форме, тогда как во втором необходимо обозначить все заголовки, которые позднее войдут в итоговый текст.
В каждом пункте формального плана нужно описать, о чем пойдет речь в подразделе.