Развитие мелкой моторики у детей: ее значение и важность, эффективные упражнения, игры для каждого возраста

Что такое мелкая моторика и почему она так важна С какого возраста ее развивать Полезные упражнения для развития мелкой моторики у детей Как можно развивать взрослым Признаки нарушения Как восстановить: упражнения, методики

Хорошая мелкая моторика — это не только ловкие руки и пальцы, но также правильная речь, красивый почерк, а еще правильная работа мозга. Ею необходимо заниматься с самого раннего возраста у детей, не забывать во взрослом возрасте, не менее она важна для пожилых, чтобы речевые и двигательные навыки не утрачивались (особенно это актуально тем, кто перенес инсульт).

Важность навыка!

Развитие мелкой моторики рук у детей — первый ключевой этап в формировании умственных способностей, точных, координированных движений. Развитие речи, ловкости, интеллекта зависит именно от того, насколько высок уровень данного навыка. Она тесно и неразрывно связана со зрением, нервной системой, памятью, вниманием, речью, восприятием. Ее стимуляция позволяет активизировать процессы практически всех участков головного мозга, тем самым ускоряя передачи нервного импульса, улучшая кровообращение и питание тканей.

В результате развивается координация (оптико-пространственное восприятие ), речь, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, двигательная и зрительная память.

Мелкая моторика у детей в возрасте 1 года

Поздравляем! Вашему малышу исполнился годик! В этом возрасте развитие ребенка идет семимильными шагами, и он уже много чего умеет. Родителей обычно впечатляет общая моторика, в частности долгожданные первые шаги, но и в области мелкой моторики есть чему удивиться. Благодаря более совершенной общей моторике, ребенок все больше стремится исследовать мир вокруг себя. В процессе этого совершенствуется и мелкая моторика. Малыш все еще не умеет брать самые мелкие предметы, но это достижение не за горами. Пока ребенку нравится изучать и играть с более крупными предметами, например с деревянными кубиками и деревянными пазлами. На этом этапе значительный прогресс происходит в развитии зрительно-моторной координации. Сейчас ребенок все чаще пользуется какой-то одной рукой, но это вовсе не значит, что у него уже определилась ведущая рука (то есть он будет левшой или правшой).

Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 1 года

По мере взросления ребенка можно делать с ним следующие упражнения на развитие моторики рук:

  • Покажите малышу, как складывать бумагу. Можно сделать с ним веер-гармошку или бумажный самолетик.
  • Пусть ребенок вставляет кубики или штырьки разной формы (квадратные, прямоугольные, треугольные) в соответствующие отверстия.
  • Покажите ему, как ставить кубики друг на друга, чтобы получилась башенка.
  • Предложите ему игрушки, которые можно безопасно разбирать и собирать, например набор стаканчиков, которые вкладываются друг в друга.
  • Предложите ему лепить что-нибудь из пластилина.
  • Поручите ему несложную работу по дому, например подмести, расставить предметы или помочь вам в приготовлении еды (помешать блинное тесто или положить овощи в кастрюлю).
  • Поиграйте вместе на улице, например можно покидать друг другу мячик.

Подведем итог

В возрасте от 1 года до 2 лет у ребенка развиваются следующие навыки и умения: ● Он может строить башню из кубиков и тут же ломать ее. ● Он играет с коробками, контейнерами и крышками от них. ● Он умеет поднимать движущийся предмет, например мячик. ● Он листает книги. ● Он поворачивает ручки дверей. ● Он умеет вставлять штырьки в соответствующие отверстия. ● Он рисует карандашами или пальцами. ● Он умеет пить из кружки. ● Он умеет сам есть ложкой (с переменным успехом).

Речь и пальчики взаимосвязаны!

Развитие мелкой моторики у детей — важнейший этап, определяющий насколько быстро и правильно будет происходить формирование речевых навыков. Дело в ом, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев расположены в непосредственной близости друг к другу. В ходе проведения электрофизиологических исследований, учеными разных стран было установлено, что, когда ребенком выполняются ритмичные движения пальцев, резко активизируется деятельность определенных отделов мозга — двигательной речевой зоны, сенсорной (височной), то есть, под влиянием импульсов, идущих от пальцев, формируются речевые области.


Лепка — отличное упражнение для развития у ребенка навыков мелкой моторики.

От родителей требуется не только окружить ребенка вниманием, заботой, обеспечить всем необходимым для счастливого детства, но и принимать активное участие во всех процессах его развития.

Первым и главным шагом является формирование высокого уровня мелкой моторики. Она развивается уже с рождения, первоначально кроха учится управлять своими ручками, выполняет простые жесты, например, захват погремушки всей ладонью. Затем он учится управлять пальчиками, берет игрушку указательным и большим пальцами. Сначала движения неловкие и негармоничные. Стимулирование этого навыка — процесс постепенный и индивидуальный, у каждого он протекает по-разному. Но, если он не активен, то затормозится развитие речи, координации, ловкости, памяти, внимания, интеллекта.

Что такое мелкая моторика и почему она так важна

Это — комплекс скоординированных действий и движений рук, пальцев, а также ног. Это не просто двигательная активность, ведь все движения конечностей происходят под контролем мозга и напрямую связаны с его работой.

Мелкая моторика объединяет процессы в двигательной, нервной, зрительной систем.

Польза

  1. Поскольку в процессе активности задействованы сразу несколько систем организма, то развитие мелкой моторики буквально мобилизует его целиком, развивая их все вместе и по отдельности.
  2. Работа сразу нескольких отделов мозга способствует его развитию, быстрой обработке информации, образованию новых связей между нейронами.
  3. Нервные окончания на ладонях и стопах связаны с частями тела и органами, а значит, воздействие (с помощью нервных импульсов) происходит на них. Развиваются мышцы конечностей и пальцев, ускоряется ловкость, активность рук и ног, становится четче, лучше почерк.
  4. Происходит развитие речи, так как в мозге участки, отвечающие за движения и речь, находятся очень близко. Упражнения на мелкую моторику необходимы детям, которые еще только учатся говорить, и пожилым, у которых этот навык может нарушиться из-за серьезных заболеваний, особенно инсульта. Согласно статистике, нарушение двигательной функции после инсультов происходит в 70% случаев, у 50% она не восстанавливается даже через полгода. В такой ситуации очень важно регулярно заниматься.
  5. Улучшается память. Так происходит из-за повышения активности мозга.
  6. Развивается воображение, креативность. Доказано, что работа с реальными зрительными образами улучшает пространственное мышление, возможность представлять что-то вымышленное, придумывать нестандартные решения задач.
  7. Развивается способность четкого планирования действий. По одной из теорий, развитие мелкой моторики приучает мозг продумывать свои действия перед выполнением и делать это очень быстро.

Не пропустите

  • Не пропустите

    5 простых мастхэвов для мозга, чтобы сохранить интеллект надолго

Наиболее распространенные упражнения и игры

Пальчиковая гимнастика

Наиболее эффективные упражнения сенсомоторного развития у малышей от 5 месяцев до 1,5 года, те, которые протекают в увлекательной и интересной для его возраста форме.

  • Пальчики здороваются — поочередно каждый пальчик дотрагивается до своего собрата напротив.
  • Отлично работает веселая и всем известная игра-массаж «Сорока ворона кашу варила», а также игра «Ладушки».
  • Игра на пианино — пальчики хаотично приподнимаем от поверхности поочередно или все вместе.
  • Рисуем круги и восьмерки в воздухе каждым пальцем.
  • Разрывание бумаги (подходит деткам с 7 месяцев). Дайте малышу два листа цветной бумаги, он с удовольствием их осмотрит, ощупает, начнет мять и разрывать.

40 игр для развития мелкой моторики.

Для деток постарше

  • Перелистывание страниц книжки с картинками.
  • Бусы — перебирать мелкие предметы очень полезно. Наденьте на себя бусы с различного размера бусинами, ему очень понравиться перебирать их пальчиками.
  • Игры вкладыши (мисочки, пирамидки и т.п.) Их можно вкладывать друг в друга, строить башенки. Эта игра очень интересна малышам и формирует понятие о размере предметов.

Для детей от 3-ех лет

Игры с мелкими предметами (бусины, пуговицы, камешки, крупа)

Такие игры проводятся только под наблюдением взрослых. Они оказывают всестороннее действие — развивающее, успокаивающее, тонизирующее, оздоравливающее. Отлично развивают моторику и тактильные ощущения. Насыпьте в мисочку любую крупу и дайте её ребенку. Он с удовольствием будет ее трогать, просыпать сквозь пальцы.

Предложите разделить заранее смешанные фасоль и горох, или же искать камушки в крупе. Задайте задачу нарисовать на белом картоне крупой солнышко или любой другой несложный рисунок. Хорошо работают для развития моторики упражнения с пинцетом или щипцами. Покажите как с помощью такого инструмента можно перекладывать предметы и попросите его переложить в бутылку с узким горлышком горошинки, камушки или бусинки.


Специальные игры для развития мелкой моторики.

Очень полезно и интересно для детей нанизывать бусинки/ пуговицы на нитку, причем это можно делать не только в произвольной форме, но и усложнить задачу, предложив определенную последовательность нанизывания. Не забывайте про игры с мозаикой.

Пальчиковые игры — эффективный способ для развития мелкой моторики

Они представляют инсценировку каких-либо историй, сказок. Вы можете разрисовать крышечки от бутылок, надевать на пальчики легкие кубики с отверстием или купить специальные пальчиковые куклы. В такие игры детям интересно играть от года и до младшего школьного возраста. Пальчиковые игры подразумевают использование обеих рук. Для получения наибольшего результата, эти упражнения необходимо выстраивать так, чтобы в кистях рук постоянно менялись напряжение и расслабление, сжимание и разжимание.

Завинчивание, застегивание, расстегивание

Завинчивание и раскручивание крышек любых сосудов (лучше разных по форме, размеру) отлично развивает ловкость пальчиков. Застегивание / расстегивание пуговиц, молний, шнуровка — развивает моторику, концентрацию и приучает к самостоятельности. Поэтому обязательно просите ребенка включатся в процесс одевания.


Специальный плакат-игрушка для детей, его можно сделать своими руками.

Лепка развивает моторику и воображение

Здесь важно работать с разными материалами: пластилин, глина, пластичное тесто. Причем процесс лепки должен каждый раз проходить в новой форме. Например, пластилином можно не только что-то лепить, но и оклеивать им бутылки, тем самым придавая новую форму какого-то предмета (кувшина, вазы и т.п.). Выкладывать на картоне пластилиновыми шариками, полосками, конкретно заданный рисунок.

Из глины полезно и увлекательно делать отпечатки ладони, пальцев, фигурок, сложенных из пальцев или выполнять отпечатки посторонних предметов. Лепка очень увлекательна для детей любого возраста и не ограничивает в фантазиях.

Используйте игры с песком

Они помогают не только в развитии сенсомоторики, но и в раскрытии творческого потенциала, а также успокаивают нервную систему. Можно рисовать на ровном песке пальчиком различные фигуры, прятать в него много мелких игрушек и находить, можно задавать задачи насыпания определенного количества горочек песка и т.п.


Игры с песком или мелкой крупой — отлично развивают у детей мелкую моторику.

Лучшие упражнения в комплексе

Покупать тренажеры, спортивную форму и прочие традиционные атрибуты не нужно. Для выполнения упражнений понадобятся разные, но абсолютно простые предметы. Большинство из них есть в каждом доме, начиная с пуговиц, заканчивая шишками, камешками и ракушками, привезенными когда-то с моря.

После подготовки можно смело приступать к комплексу. Результат не заставит себя долго ждать.

Упражнения без предметов

  • Складываем ладони и активно, интенсивно потираем их друг о друга. В результате вы должны почувствовать тепло.
  • Ладонь каждой руки кладем на твердую, ровную поверхность. По очереди, не спеша, поднимаем каждый палец вверх. Ладонь при этом должна оставаться прижатой. Если поблизости нет подходящих поверхностей, прикладывать руки можно к животу.
  • Пальцами одной руки аккуратно совершаем пощипывающие движения в отношении другой конечности. Затем меняем «роли».
  • Подушечкой большого пальца поочередно касаемся других пальцев на руке, образуя таким образом кольца.
  • Сжимаем и разжимаем ладони каждой руки. Делаем это по очереди.

Интересный факт. На самом деле упражнений, как и в целом способов развить мелкую моторику, огромное количество. Если вот таких простых элементов маловато, займитесь творчеством. Лепка из пластилина, рисование мелками, массажи, вышивание, вязание – это и многое другое также очень хорошо способствует развитию.

Упражнения с предметами

  • Берем в руку маленькие орешки или шишку. Достаточно крепко сжимаем их ладонями. А затем – перекладываем из одной руки в другую.
  • Берем длинную ленту или толстую нитку и крупные бусины. Постепенно нанизываем одно на другое – делаем бусы. После этого разбираем получившуюся «конструкцию».
  • В глубокую миску насыпаем крупы разных типов. Перемешиваем их. После этого производим сортировку. Распределяем крупинки по нескольким тарелкам.
  • Берем маленький резиновый шарик, можно с пупырышками/шипами (так даже лучше). Катаем его по ровной, твердой поверхности ладонями поочередно.
  • В миску насыпаем мелкую крупу. Маленькими порциями стараемся ее переместить с помощью рук в другую посуду.
  • Просим близкого человека подобрать несколько предметов разных размеров и фактуры. Закрываем глаза и наощупь стараемся распознать каждый из них. Подойдут изделия из керамики, мягкие игрушки, статуэтки, столовые приборы и т.д.

Мелкая моторика у детей в возрасте 4 лет

Ребенок в 4 года уже совсем большой, а развитие моторики рук у него практически завершено.

Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 4 лет

Примерно в это время ребенок начинает интересоваться художественным творчеством, сложными играми и прочими занятиями, которые требуют ловкости рук. Например, его могут заинтересовать следующие занятия:

  • Рисовать фигурки людей в полный рост с руками, ногами и лицом.
  • Писать печатные и прописные буквы.
  • Рисовать, обводить и срисовывать геометрические фигуры.
  • Рисовать краской и пальцами.
  • Лепить фигурки из пластилина.
  • Вырезать сложные фигуры из бумаги детскими ножницами.
  • Играть с кубиками и строить из них высокие или массивные сооружения, например башню или крепость.
  • Играть в карты или настольные игры.

Подведем итог

В возрасте 4 лет у ребенка, как правило, закрепляются следующие навыки: ● Он умеет чистить зубы самостоятельно под руководством мамы. ● Он самостоятельно одевается практически без помощи мамы. ● Он умеет завязывать шнурки. ● Он без проблем пользуется столовыми приборами, даже ножом. ● Он самостоятельно ходит в туалет и следит за собой.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]