Прогноз моторной алалии
У ребенка скорость развития высших психических функций ( память, внимание, логика, мышление, интеллект и т.д.) зависит от возраста.Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается интеллектуально. Мы, взрослые люди, в абсолютном большинстве можем только получать знания и совершенствовать навыки. Науке не известны случаи, когда обычный необразованный рабочий или крестьянин смог превратиться в великого врача.
Речь является одним из способов познания мира, которым ребенок начинает пользоваться с года- полутора лет. И отсутствие речи начинает замедлять скорость развития интеллекта у ребенка. Первоначально компенсаторно у моторных алаликов в 2-3 года интеллект выше чем у сверстников — все понимает, но не говорит — это говорят про них. Но в дальнейшем отсутствие речи начинает тормозить развитие и невербального интеллекта. Обычно это наступает в 3-4 года, а к 5 годам их интеллектуальное недоразвитие становится видно всем. И по этому в 4-5 лет психологи на полном основании им ставят ЗПР (задержка психического развития). В учебниках логопедии по моторной алалии везде говорится о том, что у таких детей первично в раннем возрасте сохранный интеллект, и при не лечении (отсутствии занятий с логопедом) интеллект вторично снижен.
То же самое происходит при отсутствии речи даже у здоровых детей. Все известные случаи «маугли», когда человеческий ребенок воспитывался животными, говорят о том, что эти дети не могли освоить речь в полном объеме и имеют сильную, невосполнимую задержку интеллектуального развития.
Из учебника по истории логопедии: — В стародавние времена ( много столетий тому назад), когда человеческая жизнь не стоила ничего, в Индии решили провести эксперимент. Взяли младенцев разных наций, посадили их в одну комнату и не разговаривали с ними до 6-ти лет, совсем. А потом попробовали научить их говорить. Ни с одним ребенком из разных наций речь сформировать не удалось. И мне не понятно, почему в наше просвещенное время, некоторые родители ставят такие эксперименты над своими детьми — «не говорит, ну и ничего страшного, потом заговорит».
В интернете очень часто приводятся в пример истории о папе или дедушке, который поздно заговорил, и сейчас прекрасно работает на заводе. Ну, во-первых, большая часть этих историй — это неправда, так как окружающие неспециалисты и неумение рассказать любое стихотворение Пушкина А.С. воспринимается, как неумение говорить. У меня регулярно проходят обследования, на которых перенервничавшие родители узнают, что у них с ребенком все нормально. Так как в этом возрасте у ребенка такая речь и должна быть, и логопед им не нужен. А, во-вторых, когда эти случаи являются правдой, задумайтесь о том, кем бы стал этот человек, если бы ему логопеды своевременно сформировали речь. Возможно общество потеряло в его лице великого ученого, изобретателя, может быть он сейчас изобретал бы лекарство от неизлечимых болезней или создавал космические корабли, которые полетят к другим звездам. А сейчас он просто слесарь. Это не повод гордиться тем, какой урон нанесли родители интеллекту своего ребенка, не обратившись вовремя к специалисту.
Речь и интеллект взаимосвязаны. Отсутствие речи в 2 года должно насторожить родителей. Ждать нельзя. Каждый день отсутствия речи наносит вред интеллекту ребенка. В 5-6 лет детям с моторной алалией практически всем ставят снижение интеллекта.
Как убедиться в диагнозе
Диагностика моторной алалии у детей возможна с 3 лет. До этого возраста можно заметить ее симптомы, но это в большинстве поводов только повод насторожиться для родителей и возможность говорить о вероятности диагноза — для врача.
Обследование начинается с визита к неврологу. Он устанавливает предварительный диагноз. При дифференциальной диагностике моторной алалии необходимо исключить:
- сенсорную алалию (речевой невролог);
- нарушения слуха (оториноларинголог или сурдолог);
- аутизм, нарушения интеллектуального развития (психиатр).
Задержку речевого развития, дизартрию, афазию исключает логопед. Опираясь на данные, полученные этим специалистом и врачами, а также на результаты назначенных ими обследований, нейропсихолог определяет уровень и локализацию мозговой дисфункции. В результате диагноз моторной алалии подтверждается или опровергается.
Что такое сенсорная алалия
Сенсорная (импрессивная) алалия – тяжелая форма речевого развития, при которой страдает и понимание, и говорение, а также наблюдается ряд симптомов моторного типа заболевания. Согласно медицинской статистике, в общем количестве деток, страдающих проблемами с речевым аппаратом, на моторный тип приходится 90% случаев, когда на сенсорную лишь оставшиеся 10%.
Сенсорная алалия это нарушение понимания ребенком речи окружающих. Экспрессивная речь (способность связанно говорить) у малыша в таких обстоятельствах не может развиваться. Некоторые считают, алалия сенсорная что это – неспособность говорить в связи с нарушением артикуляционного аппарата. Однако нарушение речи здесь вторично, то есть из-за непонимания речи окружающих, из-за проблем с фонематическим слухом.
Малыш с хорошим слухом не может связать в слова звуки, которые слышит от взрослых или сам произносит. Поэтому он не в состоянии их воспроизвести.
При таком типе наблюдается повреждение или недоразвитие речеслухового анализатора. Это приводит к серьезным нарушениям аналитико-синтетической деятельности. Звуки, которые слышит ребенок, не различаются им. Он не в состоянии распознать слова или даже отдельные звуки, слоги.
Причины появления сенсорной алалии
К этому нарушению приводят поражения головного мозга, а именно определенных зон, находящиеся в корковой его части, которые отвечают за речевой аппарат, анализ речи, понимание звуков. Главными факторами, способные привести к этому являются:
- Патологии плода, появившиеся во время беременности. Вынашивание может быть осложнено гипоксией, инфекциями, гипотрофией. Могут возникать нарушения в развитии ЦНС плода при употреблении алкоголя, наркотических веществ.
- Нарушение ЦНС во время родов. Плод может получить повреждения нервной системы при неправильных действиях акушера. При родах ребенок может получить травму головы.
- Заболевания в постнатальный период. Они могут возникнуть в первые годы малыша.
Существуют другие причины, которые также способны вызвать такое речевое нарушение. Диагностировать можно только после проведения комплексного осмотра ребенка. Малыша должны осмотреть логопед, педиатр, невролог, детский психолог, отоларинголог.
Как определить сенсорную алалия
Для оценки состояния мозга ребенка, у которого есть подозрения на алалию, необходимо провести МРТ мозга, ЭЭГ. Все эти методы исследования абсолютно безвредны для ребенка и не представляют никакой опасности здоровью.
Необходимо четко разделить сенсорную алалию и возможную тугоухость. Это должен сделать квалифицированный отоларинголог. Для этого он проводит аудиометрию, отоскопию. Диагностика также должна определить степень тяжести имеющихся нарушений.
Какие симптомы имеет сенсорная алалия
При этом нарушении в первую очередь страдает понимание речи, обращенной к малышу. Он не способен понимать, что ему говорят. При тяжелом протекании, ребенок проявляет полное безразличие к окружающим звукам, независимо от природы их происхождения. Такие дети не способны различать речь от других звуков и не реагируют на свое имя. При лёгкой степени ребенок может понимать некоторые слова из обихода.
Ребенок, страдающий этим речевым нарушением, имеет высокую речевую активность, но она состоит из простых (лепетных) звуков, междометий. Смысл этого потока звуков и слов непонятен для окружающих людей. Речь ребенка напоминает скорее «словесный салат».
Одним из отличительных признаков сенсорного типа заболевания является выраженная эхолалия – повторение отдельных звуков не понимания их значения. Повторять слова, произнесенные взрослым, малышу с таким речевым нарушением сложно или вовсе невозможно. Ребенок не в состоянии соотнести слово и предмет, которое оно обозначает.
Для алаликов характерно большое количество речевых ошибок. Они указывают на фонетическую недостаточность, что проявляется неправильной расстановкой ударений, пропуском звуков или их заменой на другие. Ребенок не может контролировать свою собственную речь и допускает в ней ошибки.
Коррекция алалии
Дети, страдающие алалией, имеют сложности в воспитании. Некоторые родители могут относится к таким деткам несправедливо. Они не понимают всех проблем, с которыми сталкивается на своем пути малыш. Важно осознавать, что таким детям требуется особый подход, основанный на спокойствии, терпении, понимании.
Если родитель заметил первые симптомы алалии, стоит немедленно обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться. Своевременная коррекция снизит риск возникновения осложнений.
В лечение этих нарушений входят различные методики и способы. Существуют психологический, педагогический, медикаментозный подходы. Особый вклад имеет в восстановлении речевых возможностей имеет методика транскраниальной электростимуляции. Также должны проходить этапы коррекции, основанные на специальных занятиях:
- гимнастика;
- Занятия логопедической ритмикой (логоритмикой);
- художественные и технические занятия,
- чтение;
- занятия по письму;
- логопедические занятия;
- тренировка памяти;
- специальные занятия, направленные на внимание и восприятие;
В специальных коррекционных центрах, логопедических школах используют особые медико-психологические терапии. Медикаментозный подход в первую очередь направлен на стимуляцию и формирование поврежденных мозговых центров. Специалисты отмечают эффективность некоторых процедур:
- ДМВ;
- ИРТ;
- водолечения;
- лазеротерапии;
- электрофореза;
- магнитотерапии;
- электропунктуры;
- транскраниальной электростимуляции.
Коррекционная программа подбирается индивидуально м должна учитывать все особенности ребенка. Восстановительный процесс должен влиять саму на патологию и сопутствующие ей диагнозы.
Лечение моторной алалии у детей
При лечении нужно делать акцент на развитие моторики ребенка, его мышлении, способности запоминать. Так как это заболевание имеет системную природу появления, логопедический подход настраивается на полной охват звукобуквенных постановок, визуализации, способности концентрировать внимание на чем-либо. Это должен быть целый комплекс мер, оказывающий воздействие на:
- стимуляцию речи;
- осмысленность речи;
- формирование и расширение словарного запаса;
- грамматическое становление речи.
В лечении и коррекции принимают участие разнопрофильные специалисты, а не только логопеды. Ребенка с алалией нужно учить алфавиту и буквам как можно раньше. Эти навыки помогут лучше развить память, научить составлять слова из отдельных звуков, контролировать речь.
Виды алалии
Всего выделяют три вида алалии. Сенсорная алалия характеризуется нарушением восприятия речи, когда ребенок не может понять, что ему говорят. Моторная алалия – это нарушение, при котором ребенок с трудом произносит некоторые звуки или не говорит вообще, хотя хорошо понимает, что ему говорят окружающие. Наконец, третья разновидность болезни – сенсорно-моторная – объединяет в себе обе проблемы речевого развития.
У только что родившегося младенца речевые центры не развиты, поэтому разговаривать он не может. Но если он полностью здоров, то постепенно он пройдет все этапы развития и станет говорить так же хорошо, как и его родители. Если же отдельные участки мозга поражены, появляется та или иная форма алалии. Располагаются речевые центры в височной и лобных долях головного мозга. Сама речь делится на импрессивную (то есть умение слушать собеседника, понимать его смысл, формировать зрительные образы и пополнять словарный запас) и экспрессивную (умение говорить). Если у ребенка алалия, он не говорит вообще, либо говорит на каком-то непонятном языке, в котором не угадываются ни отдельные слова, ни смысл произнесенных предложений.
Почему может возникнуть алалия
Алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются:
- инфекционные заболевания (заражение произошло внутриутробно или при родах);
- гипоксия;
- асфексия;
- токсикозы;
- травма плода (падение или удар беременной женщины);
- ЧМТ при родах или беременности;
- риск самопроизвольного прерывания беременности;
- ряд хронических заболеваний у женщины (сердечная недостаточность, легочная недостаточность, гипертензия и ряд других.
Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему. Ряд ученых связывает алалию с наследственностью. Дети – алалики серьезно отличаются от умственно отсталых деток. По мере развития речи их умственное отставание исчезает.
Профилактика алалии
Данный недуг может быть врожденным и приобретенным. Ученые выявили определенные закономерности в появлении этой тяжелой болезни. Она может появиться после гипоксии плода, ряда осложнений во время беременности, ранних родах.
Профилактика естественных причин невозможна либо крайне затруднительна. Малыш может получить травму головы во время родов. Причиной алалии являются также этиопатогенетические факторы. Сюда относятся:
- рахиты;
- вирусный энцефалит;
- ЧМТ;
- гипотрофия;
- менингиты;
- вирусные заболевания и осложнения после них.
Ряд этих причин можно полностью избежать, тем самым снизить до минимума риск появления патологии. Такими являются следующие меры:
- родители должны отказаться от вредных привычек;
- перед планированием беременности пройти все необходимые анализы для выявления заболеваний у матери.
- во время беременности мать должна максимально избегать заражения вирусными инфекциями, обострение хронических болезней.
- применять безопасные для плода лекарственные средства.
- проходить все предусмотренные обследования во время беременности.
- после рождения необходимо разговаривать, заниматься развивающими играми.
- при появлении симптомов психических, неврологических расстройств, немедленно обратиться к логопедам, детскому психологу или неврологу.
- проводить назначенные врачами прививки, в том числе маме.
Такие меры профилактики обеспечат хорошее развитие нервной системы, развитие речевых, моторных навыков.
Методика массажа при алалии
Массаж обладает положительным воздействием на моторный тип недуга. Он оказывает ряд позитивных воздействий: снижает повышенный мышечный тонус;
- координирует мышцы лица и языка;
- улучшает артикуляцию;
- улучшает чувствительность тканей;
- уменьшает саливацию (избыточное слюноотделение, слюнотечение).
Массаж нужно проводить пальцами. Движения должны быть медленными, аккуратными. Таких сеансов должно быть не менее 10 за курс. В технику массажа входят постукивания по губам, языку, внутренней поверхности щек.
Также нужно проводить круговые и надавливающие движения вдоль поверхности щек. Стоит обратиться за помощью к специалистам, которые назначат курс логопедического массажа и определят его особенности, частоту, конкретные движения.