Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

Коррекция нарушений речи – это направление логопедии, которое рассматривает методы решения проблем речевой моторики, вербальной коммуникации и других отклонений. Симптомы заболеваний могут быть разнообразными – от недержания речи до неспособности воспринимать слова окружающих. Логопедические заболевания встречаются как у взрослых, так и у детей. Методы коррекции подбираются в зависимости от особенностей патологии, возраста и стадии развития болезни.

Понятие коррекции речи. Причины возникновения отклонений

В логопедии коррекция – это комплекс методик, направленный на устранение речевых дефектов и механизмов, которые привели к развитию отклонения. Выделяют большое количество причин развития дефектов, которые классифицируются в следующие группы:

  • послеродовые;
  • осложнения во время родов;
  • наследственные;
  • врожденные.

Среди функциональных причин выделяют также психосоматические, эндокринные и экологические. К данной категории относятся патологии, вызванные нарушением органов, задействованных в речи. Логопедическая коррекция направлена на исправление всех вышеперечисленных дефектов при помощи различных методик и техник.

Классификация дефектов речи у детей и взрослых

В современной логопедии все виды нарушения речи рассматриваются внутри двух систем классификации – психолого-педагогической и клинико-педагогической. Эти два подхода к диагностике и коррекции патологий не имеют существенных противоречий, так как рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения и отражают различные подходы к устранению проблем с речью.

Все виды нарушений распределяются между двумя большими группами – нарушения внутреннего и внешнего оформления речи. Помимо этого, отклонения могут наблюдаться в устной или письменной речи. Встречаются ситуации, при которых проявляются трудности одновременно в двух этих областях. Уроки логопеда по исправлению нарушений речи могут учитывать как психолого-педагогический, так и клинико-педагогический подход.

Особенности алалии

Алалия – это нарушение речи, вызванное органическим нарушением корковых речевых зон головного мозга. Патология развивается во время внутриутробного развития или в первые три года жизни ребенка. Заболевание может проявляться в системном недоразвитии или полном отсутствии речи. Как правило, при алалии слух и интеллект ребенка остается на нормальном уровне.

Дизартрия – нарушение произношения

Дизартрия представляет собой специфическое расстройство речи, которое вызвано нарушением артикуляционного аппарата и речедвигательного анализатора. Данная патология характеризуется органическим поражением корковых речевых зон мозга. Именно поэтому при коррекции речи в таком случае необходимо обращаться не только к логопеду, но и к неврологу.

Дизартрия не является редким логопедическим заболеванием и встречается почти у 5% детей возрастом до 12 лет

Краткая характеристика афазии

Афазия – это специфическое нарушение речи, вызванное локальным повреждением речевых центров головного мозга. Проявляется заболевание в снижении уровня интеллекта, скудности речи и немоте. Патология имеет психогенный характер и сложно поддается коррекции.

Часто такое заболевание возникает у пожилых людей после пережитого инсульта. Невозможность воспроизводить слова и общаться с окружающими может спровоцировать серьезные депрессивные состояния. .

Особенности заикания у детей и взрослых

Заикание представляет собой расстройство речи, при котором пациент часто повторяет звуки, слова или слоги. Заболевание характеризуется нерешительностью воспроизведения слов или частыми остановками в речи. Наблюдается разрыв в ритмичности произношения слов. Постановка диагноза осуществляется только при наличии значительных и выраженных симптомов.

Краткая характеристика дислалии

Дислалия характеризуется различными дефектами звукопроизношения при отсутствии нарушений слуха. При заболевании пациент смешивает, искажает или вовсе не произносит звуки. При диагностике и постановке диагноза нередко приходится обращаться за консультацией не только к логопеду, но и к стоматологу, неврологу и отоларингологу.

Другие виды нарушений речи

К другим нарушениям речи относятся:

  • ринолалия;
  • тахилалия;
  • дисфония;
  • брадилалия.

Ринолалия характеризуется дефектами в произношении звуков. Частым симптомом является гнусавая речь и другие отклонения от нормы.

Тахилалия отличается быстрым темпом речи пациента. Это заболевание не сопровождается нарушением грамматики, фонетики и лексики.

Дисфония – это специфическое расстройство речи, которое отличается неполной потерей голоса. Характерной особенностью симптоматики является осиплость, гнусавость и охриплость, а также характерное изменение голоса.

Брадилалия представляет собой отклонение, при котором пациент произносит слова в замедленном темпе. Данная патология может являться следствием местной болезни головного мозга.

Инновационные методы коррекции речевых нарушенийстатья по логопедии на тему

Подготовила

учитель ГКОУ СО ЕШИ №13

г. Екатеринбурга

Белякова Ирина Анатольевна

Интерактивный метроном (Interactive Metronome)

Программа, созданная компанией Interactive Metronome (США) для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений.

Назначение

  • детям с СДВГ,
  • нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА),синдром Аспергера, аутистические состояния),
  • задержкой психического развития,
  • ДЦП,
  • нарушениями темпа речи,
  • детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга.

Принцип работы

Прибор Интерактивного метронома (IM — Interactive Metronome) позволяет активизировать (стимулировать) участки мозга, вследствие чего происходит улучшение координации, внимания, памяти, восприятия (в том числе фонематического), когнитивных функций, сенсорной обработки, регуляции эмоциональных состояний и саморегуляции. Улучшает моторные функции, ритм, поведение, навыки чтения и письма.

IM – интерактивная терапевтическая компьютерная программа. Работа осуществляется через сенсорную перчатку (надевается на руку) или сенсорную панель (наступать ногой, двигаясь вперед, или пяткой — назад). Ребенок должен отстукивать ритм (отхлопывать) одной рукой, двумя руками или наступать одной (двумя) ногами либо попеременно со сменой рук и ног. Во время сеанса ребенок слушает оригинальный ри метронома, заложенный в программе. Таким образом, формируется глубинный ритм, тренируются слухо-моторные координации, априори подготавливается база для коррекции нарушений слоговой структуры слов.

Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции. Работа построена по принципу «обратной связи». Ребенок должен хлопать в ладоши или топать ногой в соответствие с ритмичными звуковыми сигналами метронома. Сенсорная перчатка или сенсорный коврик позволяют оценить четкость выполнения ребенком задачи.

Заниматься можно начинать с 4-5 лет.

Томатис — метод

Метод Томатиса — это система слуховых тренировок. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. С помощью тренировок по методу Томатиса происходит перепрограммирование процесса слушания, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на понимание разговорной речи и концентрацию внимания

Назначение

  • детям с нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния),
  • синдромом дефицита внимания с гиперактивностью,
  • задержками речевого и психомоторного развития,
  • нарушениями письменной речи (дисграфия, дислексия)
  • нарушениями функции равновесия.

Принцип работы

Многие дети с совершенно нормальным слухом очень плохо воспринимают и усваивают то, что слышат. Создается впечатление, что слушая, они думают о чем-то своем, не вникают в слова, относятся к происходящему невнимательно, им много раз приходится повторять одно и то же, они производят впечатление невнимательных. В условиях шума (например, в школе или в детском саду) эти трудности усугубляются. Неумение перерабатывать и анализировать услышанную информацию приводит к проблемам в учебе, тормозит развитие социальных навыков. Аудио-вокальные тренировки по методу А.Томатиса позволяют научить мозг правильно воспринимать окружающие звуки, вычленять среди них наиболее важные, обрабатывать и анализировать даже те из них, которые ребенок раньше «не слышал».

Принцип действия метода «Томатис» — сенсорная звуковая стимуляция. Звук передается двумя путями: путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа, и путем воздушной проводимости, при которой звуковые колебания передаются через наружное ухо. Устройства «ТОМАТИС» предназначены для создания уникального перцептивного звукового контраста. Этот эффект вызывает сокращение и расслабление мышц внутреннего уха. Это возвратно-поступательное движение вызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата какой-либо специальной подготовки, к высоким частотам, которые, напротив, требуют от слуховой системы особенного усилия. Это действие похоже на гимнастику для мышц уха, поскольку благодаря многократному повторению и прогрессирующей мобилизации мышц улучшается передача сенсорных звуковых сообщений в головной мозг.

Применение этого метода возможно благодаря специальному сложному устройству, которое называется Электронное Ухо. Во время занятия ребенок через наушники слушает музыку Моцарта или григорианские песнопения. При этом ЭУхо фильтрует музыку определенным образом, заставляя слуховую систему работать более эффективно. Во время тренировки ребенок может играть, рисовать или заниматься любым спокойным видом деятельности. Для каждого ребенка фильтры Электронного Уха настраиваются индивидуально.

Противопоказания?

  • эпилептическая активность
  • острый период любых заболеваний
  • тяжелая артериальная гипертензия
  • опухолевые заболевания.

Перед назначением необходимо проведение электроэнцефалограммы. Занятия можно начинать в 3-4 года. Слуховой тренинг должен быть длительным, так как мозг учится только спустя 40-45 часов.

Fast ForWord

Fast ForWord — Компьютерная коррекционная методика, разработанная ведущими в области нарушений речи американскими учеными, сотрудниками компании Scintific Learning.

Это специальная компьютерная методика коррекции нарушений развития речи, слухового восприятия, понимания и осознания разговорного языка. С помощью этой программы тренируется языковой центр коры полушарий головного мозга, оптимизируются подкорковые проводящие пути, что способствует улучшению внимания и развитию памяти.

Назначение

  • детям с нарушениями устной и письменной речи, речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи (и при выходе из алалии), дисграфия и дислексия)
  • с патологиями слухового восприятия и недоразвитием функций фонематического анализа и синтеза,
  • детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • задержками психического развития,
  • нарушениями внимания,
  • нарушениями аутистического спектра (РДА, синдром Аспергера).

Принцип работы

Человеческая речь представляет собой последовательность быстро меняющихся звуковых сигналов, которые, попадая в мозг через органы слуха, проходят многоэтапную обработку различными участками центральной нервной системы. Если скорость обработки информации ниже скорости ее поступления, ребенок попросту не имеет возможности воспринимать речь на слух. В большинстве случаев он учится распознавать только определенное количество «медленных» звуков, а все «быстрые», которые мозг не успевает обработать, его подсознанием отсеиваются. Неправильное восприятие речи в общем случае приводит не только к нарушениям ее понимания, но и к соответствующим искажениями при воспроизведении слов. Ребенок пытается говорить так, как он слышит, а слышит он изначально неправильный набор фонем.

В 70-х годах XX века американский психолог Паола Таллал провела исследование, в ходе которого установила: если замедлить скорость предъявления звуков, то дети с нарушениями слухового восприятия и речи могут их усваивать. Были разработаны специальные программы, которые индивидуально подстраивались под скорость восприятия фонем каждого ребенка с последующим ускорением до возрастной нормы. Специалисты сразу отметили положительный эффект: пациенты быстрее усваивали новые слова, значительно улучшалась дикция. Результат выглядел поистине фантастическим. Так появилась методика Fast ForWord

Название программы переводится как «Бегом за словом» или «Быстрослов». Эта программа не учит ребенка говорить. Более того, она на английском языке. Но это совершенно не препятствует эффективности ее использования в разных странах. Эта программа тренирует систему слухового восприятия, то есть создает фундамент для формирования речи.

Как это происходит? Во многих странах дети, начинающие говорить на разных языках, в своем лепете используют типичные сочетания гласных и согласных звуков по типу «да-да-да» и «ба-ба-ба». Первые слова, которые дети произносят, тоже обычно состоят из таких сочетаний: «папа», «мама», «баба».

Для ребенка с речевыми проблемами различение этих похожих звуков надолго остается большой проблемой. Слух таких детей не может обрабатывать типичные сочетания согласных и гласных, которые быстро произносятся. Дети не успевают услышать начало слога или то, как звуки меняются внутри слога.

Эта неспособность справиться с элементарной задачей нарушает все стороны языкового развития ребенка. Ребенок тратит много сил и времени на попытки различить звуки и понять, какое именно слово прозвучало. Это становится причиной нарушения понимания речи, произносительной стороны речи, чтения и письма. Но проблема решается с помощью специальных тренировок.

Программа Fast ForWord состоит из нескольких серий упражнений, которые тренируют основные функции мозга, связанные с языковыми навыками.

Программа устроена как компьютерная игра. Ребенок слушает звуки через наушники и выполняет задания персонажей. Например, в одном из заданий ребенок учится различать «ба» и «да». Но не так, как это могло бы происходить на обычных занятиях с логопедом! Сначала компьютер искусственно замедляет скорость этих звуков. Человек, в отличие от компьютера, этого сделать не может. Например, звук А можно произнести быстро или медленно, но это невозможно сделать со звуком Б.

Сначала мозг ребенка тренируется на замедленных звуках, затем программа постепенно увеличивает их скорость, приближая к скорости «быстрых частей речи».

Когда ребенок правильно выполняет задание, на экране происходит что-нибудь веселое. Положительные эмоции способствуют выработке специальных веществ – нейромедиаторов, которые помогают мозгу закрепить полученные умения. Поэтому результаты тренировок сохраняются надолго.

Результаты работы Fast ForWord

  • нормализует работу мозга детей. Исследователи из Стендсфордского университета провели сканирование мозга детей с дислексией до и после курса Fast ForWord. Оно показало, что после курса работа мозга всех испытуемых нормализовалась. До тренировок дети с дислексией не использовали во время чтения те участки мозга, которые использовали обычные дети.
  • У детей улучшается внимание и способность к концентрации
  • Программа Fast ForWord улучшает не только фонематический слух, но и в целом способность мозга обрабатывать информацию. Программа также тренирует способность мозга управлять временем. Это приводит к улучшению успеваемости ребенка по всем школьным предметам.
  • помогает детям с аутизмом . У многих детей с аутизмом есть проблемы с речевым развитием. В результате работы с программой дети начали не только больше говорить, но и стали более общительными.

Forbrain

FORBRAIN® («Для мозга») – специальное устройство, позволяющее тренировать процесс обработки мозгом слуховой информации. Для тренировок используется собственный голос ребенка и голос педагога. FORBRAIN разработан специалистами из Гонконга.

Назначение

  • детям, имеющим различные речевые и коммуникативные проблемы (нарушения развития аутистического спектра, алалия, заикание, дизартрия и др.)
  • учебные затруднения в школе.

Принцип работы

FORBRAIN сконструирован таким образом, чтобы активизировать все аспекты передачи и обработки звукового сигнала. Для этого используется вибрирующее устройство, обеспечивающее усиление костной проводимости (которая значительно быстрее, чем воздушная) и специальный динамический фильтр, обогащающий звучащую речь высокими частотами.

Использование FORBRAIN позволяет стать более внимательным слушателем, а также улучшить качество своего голоса и речи: ребенок слышит свой собственный голос в откорректированном виде, и мозг вынужден перестраивать свою работу в ответ на эти изменения.

Противопоказания

Не рекомендуется использовать FORBRAIN во время прохождения курсов Tomatis или inTime.

InTime

Это метод гармонизации работы головного мозга, основанный на прослушивании ритмичной музыки, разработанный мультидисциплинарной командой экспертов компании Advanced Brain Technologies (США).

Индивидуализированные тренировки предусматривают не только прослушивание музыки, но и множество двигательно-ритмических упражнений с использованием собственного тела, голоса, барабанов и других шумовых музыкальных инструментов. Эти упражнения помогают сохранить внутреннее ощущение ритмичности и сделать ритм неотъемлемой частью жизни.

Сочетаются два важных для развития мозга аспекта: стимуляция звуками определенных частот и стимуляция с помощью ритма.

Назначение

  • детям с нарушениями внимания (СДВГ, гиперактивность),
  • нарушениями темпа и ритма речи (заикание),
  • различными нарушениями письменной и устной речи (дисграфия, дислалия, дизартрия, алалия),
  • нарушениями развития аутистического спектра.

Принцип работы

Функционирование нервной системы — это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга. У ребенка с нарушениями развития, как правило, мозг работает недостаточно ритмично. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, оказывают благотворное влияние на все области функционирования.

Взаимодействие с ритмичной музыкой inTime стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе тренировок обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом.

Тренинг inTime предполагает прослушивание музыкальных модулей, продолжительностью по 9 минут несколько раз в день свыполнением двигательно-ритмических упражнений (телесная перкуссия и упражнения с барабанами).. Психоакустически модифицированная музыка прослушивается с помощью мультисенсорной аудио системы Waves™ и специальных наушников, обеспечивающих помимо воздушной проводимости звука — костную.

Аппарат «Спектр» – светолечение

Физиотерапевтический метод лечения с помощью низкоинтенсивного светового и лазерного излучения разных участков оптического спектра. Осуществляется с помощью аппарата «Спектр» (Санкт-Петербург).

Назначение

  • нарушение мышечного тонуса в артикуляционном аппарате и не только.
  • имммунокоррегирующее,
  • сосудорасширяющее
  • противовоспалительное действие

Принцип действия

Очень многие дети с речевыми нарушениями имеют те или иные проблемы с регуляцией мышечного тонуса. Тонус мышц может быть повышен или снижен. Иногда эти проблемы затрагивают мускулатуру только речевого аппарата, а в некоторых случаях и всего тела. Особенно часто встречается нарушение регуляции мышечного тонуса в шейно-воротниковой зоне.

Красное излучение улучшает функционирование нервной ткани и применяется в тех случаях, когда нужно активизировать работу мышц. Зеленое излучение, напротив, обладает успокаивающим действием и применяется в тех случаях, когда необходимо снизить мышечный тонус. Данные процедуры являются хорошим дополнением к логопедическим занятиям и занятиям лечебной физкультурой.

Процедуры абсолютно безболезненны и легко переносятся ребенком. Во время лечения специалист прикладывает светодиодные наконечники зеленой или красной матриц прибора к рефлексогенным зонам на теле или на лице. В зависимости от целей терапии может использоваться непрерывный или импульсный режим работы прибора

Аудио-визуальная стимуляция

Это программа для развития интеллектуальных способностей ребенка и повышения способности к обучению.

Назначение

  • нарушения внимания
  • нарушения поведения

Принцип работы

Каждая анатомическая структура нашего организма имеет свой ритм. Есть ритм общий для нервных центров, отвечающих за поведение и обучение. У детей с нарушениями внимания и поведения этот ритм может быть изменен. Методика аудио-визуальной стимуляции не только задает правильный ритм, но и тренирует его самовоспроизведение организмом. Этот ритм характерен для нормального обучения, контроля эмоций и поведения.

Используется стимуляция сразу двух каналов: слухового и зрительного. Это способствует формированию связи между ними. Эта связь крайне важна, например, для овладения грамотным чтением и письмом.

Аудиальная стимуляция — ребенок в течение 7-10 минут слушает серии ритмичных звуков через наушники. Визуальная стимуляция — ребенок 7-10 минут сидит с закрытыми глазами в специальных очках, через которые подаются ритмичные вспышки света.

Начинать занятия можно примерно с 5 лет (важно, чтобы ребенок был способен посидеть 7-10 минут с закрытыми глазами)

Биоакустическая коррекция

Коррекция состояния головного мозга методом аудиторной обратной связи. Метод разработан ГУ НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, Физиологический отдел им. И.П.Павлова (с 1992 по 2008 г.г.), Санкт-Петербург.

Назначение

  • Нарушения психического развития (задержка умственного развития, умственная отсталость, аутистический синдром).
  • Нарушения речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия).
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
  • Неврозоподобные нарушения (тики, энурез).
  • Головные боли напряжения. Мигрень.
  • Последствия ОНМК, органического поражения головного мозга, черепно-мозговых травм.
  • Гипоксемически-ишемические поражения ЦНС перинатального генеза
  • Адаптация к школьно-дошкольным учреждениям.
  • Общее оздоровление организма и психопрофилактика
  • Повышение и поддержка оптимального уровня адаптационных возможностей организма, процесса саморегуляции.

Принцип работы

У некоторых детей с неврологическими нарушениями нарушена волновая активность головного мозга. Ее можно нормализовать с помощью тренировок на специальном приборе.

Восстановление процессов саморегуляции осуществляется акустической стимуляцией согласованной с текущей биоэлектрической активностью мозга. Предъявление музыкоподобных звуков, параметры которых согласованы с показателями частотной структуры ЭЭГ и синхронны с событиями биоэлектрической активности мозга, создает уникальные условия адаптивной стимуляции

На голове ребенка закрепляются датчики, которые снимают биоэлектическую активность мозга — ЭЭГ. В режиме реального времени мозговые волны преобразуется в звуковые сигналы, напоминающие органную музыку. Эту “музыку своего мозга” ребенок слушает через наушники. Можно сказать об этом методе в упрощенном варианте: чем лучше мозговая активность, тем лучше будет музыка.

Метод активизирует естественные процессы саморегуляции организма. Улучшается эмоциональное состояние ребенка, речь, ребенок становится более общительным и контактным.

Наблюдаются значимые улучшения ЭЭГ.

Противопоказания.

  • Острый послеоперационный период
  • Гипертонический криз
  • Высокая температура тела
  • Ранний этап после ЧМТ
  • Психотическое состояние
  • С осторожностью: эпилепсия

Лого-батут

Методика тренировки функций мозга, задействованных в чтении и письме. Тренинг разработан специалистами на основе зрительно-вестибулярных упражнений, предложенных Самантой Злотник – доктором оптометрии из Нью-Йорка.

Назначение

  • детям с нарушениями чтения и письма (дислексия, дисграфия),
  • детям с нарушениями внимания.
  • детям, которые учатся читать
  • детям с заиканием.

Принцип работы

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Другими словами: мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных каналов. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию учителя и делать записи в тетради или выполнять задание и быстро реагировать на реплики учителя. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.

Эти тренировки помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы. Прыжки на батуте в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти тренировки – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию саккадических движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.

Во время тренировок ребенок ритмично прыгает на небольшом батуте и вслух читает буквы (слоги, слова), которые появляются на экране. Постепенно материал для чтения усложняется. Дополнительно предусмотрены упражнения на развитие ориентировки в пространстве и развитие зрительного восприятия.

Мозжечковая стимуляция

Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Назначение

  • неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений (признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка). Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.

Принцип работы

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:

  • восприятие устной, письменной речи
  • навыки механического чтения
  • математические способности
  • все виды памяти
  • спортивные навыки

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом).

Программа мозжечковой стимуляции может включать следующие методики:

  • упражнения на Постурографе — приборе фирмы Neurocom (США), созданном для оценки и тренировки равновесия, координации движений, мышечного чувства.
  • Learning Breakthrough («прорыв в обучении») — система упражнений на балансирной доске доктора Билго.
  • упражнения на интерактивной платформе Wii Fit.

Ритмическая транскраниальная магнитная стимуляция (рТМС)

Метод лечения заболеваний нервной системы при помощи коротких магнитных импульсов. Показаниями

  • задержка речевого развития,
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью,
  • аутизм,
  • спастичность при детском церебральном параличе,
  • некоторые формы эпилепсии.

Принцип работы

Существуют два основных режима рТМС: низкочастотный и высокочастотный. При низкочастотной магнитной стимуляции (5 Гц) – повышение. Низкочастотный режим используется для лечения некоторых форм эпилепсии. Подобная стимуляция эпилептического фокуса снижает частоту приступов.

Высокочастотный режим используется в тех случаях, когда необходимо активизировать функционирование определенных корковых или подкорковых областей головного мозга и/или связей между ними. При проведении рТМС в высокочастотном режиме происходит образование новых функциональных связей в мозгу. Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию мягкой стимуляции, что активизирует деятельность этих зон, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

Кроме этого, наблюдаются следующие положительные изменения:

  • снижается выраженность невротической симптоматики;
  • снимается напряженность, чувство тревоги и страха;
  • возникают положительные эмоции;
  • быстрее идет регенерация в местах, где проводящие пути нервной системы были нарушены;
  • уменьшается вегетативная неустойчивость;
  • нормализуется артериальное давление;
  • улучшается сон, настроение; снижается тревожность;
  • уменьшается чувство страха и мышечное напряжение;
  • повышается устойчивость к стрессу.

Метод рТМС – безболезненная и легко переносимая процедура, которая проводится врачом-неврологом или нейрохирургом.

Противопоказания

Процедура не проводится при наличии у пациента в теле крупных металлических предметов, кардиостимулятора или электронных имплантатов, аневризматической болезни, в остром периоде любого заболевания.

Транскраниальная Микрополяризация (ТКМП)

Лечебное воздействие постоянных микротоков на нервные клетки головного мозга.

Назначение

  • детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • дефицитом внимания
  • пациентам с неврозами и неврозоподобными состояниями
  • задержками психического и речевого развития
  • поведенческими и речевыми проблемами
  • аутизмом
  • лечение детей с ДЦП
  • в качестве восстановительной терапии для устранения последствий травм и нейроинфекционных заболеваний головного и спинного мозга

Принцип работы

Это эффективный метод «точечного» воздействия на отдельные участки мозга, работающие «неправильно», либо несбалансированно. Слабый постоянный электрический ток очень малой величины при помощи небольших электродов стимулирует работу отдельных участков головного мозга, способствует развитию нервной ткани и созданию новых связей между нервными клетками.

Поскольку воздействие осуществляется локально, оно направлено только на те структуры мозга, в работе которых наблюдаются нарушения, и не затрагивает здоровые участки. Стимуляция клеток мозга при помощи слабого электрического тока способствует образованию новых межнейронных связей и общему развитию нервной ткани — вот почему этот метод успешно применяется при лечении последствий черепно-мозговых травм и перенесенных нейроинфекционных заболеваний.

Индивидуальный протокол лечения составляется врачом-неврологом после осмотра ребенка и проведения функциональной диагностики. Во время процедуры на голову ребенка надевается шапочка с проводами; ребенок не испытывает никаких ощущений и может чем-то заниматься: играть, смотреть мультфильм, читать книжку, рисовать и т. д.

Противопоказания

  • острый период любого заболевания.

Нейродинамическая гимнастика (сенсорная интеграция)

Примерно сорок лет назад Джейн Айрес, логопед и психолог из штата Оклахома (США), в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем — теории дисфункции сенсорной интеграции. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем.

Никакая часть центральной нервной системы не работает сама по себе: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению.

Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками.

С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды

Это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции — способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Назначение

Эти занятия полезны практически всем детям, так как сенсомоторная интеграция — это обязательный этап психического развития каждого ребенка.

Принцип работы

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной (ощущение относительного положения частей тела и их движения — ощущение своего тела) и тактильной.

В норме этот процесс должен завершиться в возрасте около 4-х лет, но у многих детей это происходит значительно позже.

Современные дети испытывают дефицит двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации о положении тела в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций.

Занятия проходят в специальном зале, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.

Нейродинамическая гимнастика — это подвижные игры с использованием специального оборудования: качелей разной формы и размера, роликовых досок, горок, батутов и множества других приспособлений.

Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания.

Очень важно то, что ребенок активен во время таких занятий, так как сенсомоторная интеграция формируется только во время намеренных движений.

Такое частично структурированное взаимодействие со взрослым очень важно для развития эмоций, мышления и связей мозга с телом.

Особенности коррекции речи у детей с ЗПР

Коррекция речи у пациентов с заторможенным психическим развитием усложняется трудностями с пониманием лексического значения слов. Такие дети часто неспособны строить выражения и фразы, употреблять слова в правильном времени и падеже. Такие условия создают большие ограничения в обучении чтению и письму.

Основа коррекционной работы с детьми с ЗПР обуславливается необходимостью расширения словарного запаса. Специалисты рекомендуют проводить занятия в небольших в группах. В таких условиях можно достигнуть максимального эффекта при раскрытии потенциала каждого пациента. Групповые занятия чередуются с индивидуальными, на которых логопед предлагает ребенку выполнить задания, в соответствии с достигнутым уровнем развития.

Современные логопедические технологии в коррекции речевых нарушений позволяют получить максимальный эффект и в некоторых случаях добиться полного устранения дефектов речи. Такие методики в комплексе используют классические и новые подходы к решению проблем речи. Сегодня можно максимизировать эффективность лечения таких заболеваний с помощью специальных программ, аппаратного оборудования и мультимедийных презентаций, рассчитанных на участие родителей.

Тревожные симптомы задержки речи

У ребёнка в возрасте 2-х лет:

  • ребенок использует в общении всего несколько слов (двухлетний ребенок должен знать и говорить не менее 50 слов — в среднем 100 слов);
  • не пытается повторять новые слова;
  • не может составлять короткие фразы из двух слов;
  • не понимает и не выполняет просьбы взрослых;
  • не знает названия частей своего тела и окружающих предметов и не может показать их по просьбе взрослых;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

У ребенка в возрасте 3-х лет:

  • ребенок говорит так непонятно, что его с трудом понимают даже родители;
  • говорит очень быстро, «проглатывает» окончания слов;
  • говорит очень медленно, растягивая слова;
  • не говорит простых предложений из трех слов;
  • не понимает простых объяснений и рассказов о том, что произошло недавно или что будет в будущем;
  • говорит с неправильными падежами, родами и числами;
  • могут быть и более тревожные симптомы: если трехлетний малыш говорит в основном фразами из книжек или мультфильмов, но не строит собственные предложения, или если он зеркально повторяет все, что при нем говорят взрослые (даже если это выглядит уместно), то это признаки серьезных отклонений психического развития. При таких симптомах необходимо срочно обратиться к детскому психиатру.

Специфика коррекции речи у взрослых

Коррекция речи у взрослых осложняется тем, что у человека за много лет выработался навык неправильного произношения слов. С изменением произношения звуков обычно трудностей не возникает. Быстро устранить дефекты удается, если проблема является только результатом привычки. Намного сложнее справиться с заболеванием, если речь искажена из-за сильного стресса, неврологических расстройств или серьезной травмы.

Первым этапом работы является диагностика дефекта речи. Для начала необходимо разобраться, с произношением каких именно звуков возникают трудности. Иногда для решения проблемы взрослому человеку достаточно один раз посетить логопеда, получить консультации и установки, чтобы самостоятельно заняться устранением дефектов. Но если проблемы с нарушением речи довольно серьезные, тогда без курса лечения у логопеда не обойтись.

С каждым звуком специалист работает отдельно. Только после достижения положительного результата в произношении можно переходить к решению другой проблемы дефекта речи

Коррекционная работа всегда разбивается на три этапа:

  • подготовительный;
  • постановка звука;
  • дифференциация и автоматизация.

В работе над произношением стратегическую роль играет последовательность. Без соблюдения этого правила невозможно добиться положительного эффекта.

Артикуляционная гимнастика в коррекции речи

Значение артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений заключается в возможности эффективной выработки движений речевого аппарата и восстановлении правильного положения всех составляющих артикуляционного аппарата. Данная методика предполагает целый комплекс специальных упражнений, которые позволяют укрепить мышцы, увеличить подвижность и нормализовать кровообращение в органах, которые задействованы при воспроизведении слов человеком. В результате выполнения процедур пациент обретает навык объединения простых и сложных движений артикуляционного аппарата, что позволяет правильно произносить слова.

Физиотерапия в области коррекции нарушения речи

Методы физиотерапевтического лечения в коррекции нарушений речи направлены на улучшение кровообращения и стимулирование мышц артикуляционного аппарата с целью устранения речевых дефектов. Данное направление в логопедической коррекции базируется на применении природных факторов, поэтому для организма человека такие методики не представляют опасности.

На сегодняшний день используются следующие методы физиотерапии в лечении речевых расстройств:

  • хромотерапия (воздействие цветом);
  • амплипульстерапия;
  • магнитотерапия;
  • электрофорез;
  • БОС-терапия.

Амплипульстерапия заключается в воздействии на уязвимые части тела синусоидальных модулированных токов. Процедура способствует усилению голоса и повышению тонуса артикуляционных мышц.

Магнитотерапия – это направление в физиотерапии, которое использует для лечения магнитные поля. Такое воздействие позволяет добиться нормализации процессов передачи нервных импульсов, улучшения кровообращения, а также регулирования психическими процессами возбуждения и торможения.

Электрофорез – метод физиотерапии, при котором на организм одновременно воздействуют лекарственные препараты и постоянный ток. Электричество усиливает действие лекарственных препаратов, которые тонизируют мышцы и усиливают кровоток.

БОС-терапия применяет специальный комплекс, который состоит из аппаратного и программного компонента. Упражнения позволяют восстановить правильную физиологию речевого дыхания, улучшить кровообращение и нормализовать деятельность нервной системы.

Диагностика и лечение задержек речевого развития

Вначале необходимо обратится на консультацию к логопеду и к врачу-психиатру. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевой задержки может быть назначено неврологическое обследование, а также дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).

В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая (МИМ-терапия) и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.

Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

В наших программах помощи детям с задержками речевого развития наряду с классическими медицинскими подходами практикуются современные творческие и двигательные методики.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]