Алалия у детей: классификация, причины, способы лечения

Алалией называют недоразвитие или полное отсутствие речи у детей. Это результат повреждений центральной нервной системы, которые произошли либо еще во внутриутробном развитии, либо в первые 3 года жизни ребенка. Если вовремя не предпринять необходимых мер, то ребенок с таким заболеванием разговаривать так и не научится.

Алалия никак не связана с нарушениями интеллекта или слуха ребенка. Есть случаи, когда пациенты с таким недугом начинали разговаривать, только достигнув школьного возраста.

Обратите внимание: Алалия — это заболевание, которое не допустимо лечить самостоятельно. Чтобы узнать точный диагноз и получить последующее лечение, нужно обратиться к неврологу, который осмотрит ребенка.

Появление вторичной задержки речи происходит, если лечение алалии было начато уже в более позднем возрасте пациента. Малыши с таким недугом демонстрируют более скудный запас знаний об окружающем мире, чем сверстники. Алалия при этом сопровождается нарушениями лексической, фонетической, синтаксической, морфологической и грамматической речи.

Сенсорная алалия

Это дефект развития, при котором пациент не разговаривает сам. Также он не в состоянии понять слова, которые обращены к нему. Среди детей, которые страдают проблемами, связанными с речевым аппаратом, сенсорная алалия встречается только в 10% случаев.

При сенсорной алалии ребенок не понимает речь окружающих, при этом его речь не развивается. Нарушение речи в таком случае носит вторичный характер, так как это связано с проблемами, касающимися непонимания речи окружающих и нарушения фонематического слуха.

Эта форма алалии сопровождается недоразвитием или повреждением речеслухового анализатора. Как следствие — отсутствие у ребенка возможности связать в слова слышимые от взрослых звуки.

Что такое алалия

Алалия у детей – это следствие повреждений, произошедших во внутриутробный или ранний период жизни. Без специально разработанного лечения малыши с таким заболеванием самостоятельно говорить не начнут.

Появление речи может перенестись на дошкольный, а в некоторых случаях и на более поздний период. У таких детей подобная задержка речи не связана с дефектами слуха и интеллекта.

Внимание! Алалия не лечится в домашних условиях, для постановки диагноза и назначения терапии необходимо только очное обращение к специалистам. В первую очередь необходимо обратиться к педиатру по месту жительства, который направит ребенка на дальнейшее обследование.

Если коррекционная терапия начинается после 4-5 лет, возможна вторичная задержка речи, связанная с психическим развитием ребенка. Запас знаний об окружающем мире у таких малышей меньше, чем у здоровых сверстников. Для алалии характерны нарушения всех сторон речи:

  • фонетической;
  • лексической;
  • грамматической;
  • морфологической;
  • синтаксической.

Это системное расстройство речевого аппарата, при котором сложно усвоить правила функционирования родного языка. Словарный запас скудный и аграмматичный. Лечение комплексное и систематичное, на протяжении нескольких лет. Статистически мальчики страдают им в два раза чаще.

Алалия – стойкая, тяжелая патология речевого аппарата. Детям с таким диагнозом трудно овладеть языком. Они не воспринимают речь как единую систему. Встречаются случаи, когда малыш не начинает говорить даже к школьному возрасту.

Нарушения, связанные с этой болезнью, влияют на речь и познавательную деятельность малыша. Позднее могут появиться проблемы при формировании личности. Нередко отсутствует стремление к развитию, взаимодействию с внешним миром.

Для алалии свойственен системный характер нарушений речевого развития, который затрагивает все его компоненты. Малыш с такими нарушениями не понимает обращенную к нему речь, все общение сводится к коротким лепетным словам.

В последующие годы наблюдается скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Алалия – одно из самых тяжелых речевых расстройств. Без помощи логопедов и других специалистов решить эту сложную проблему невозможно.

Причины

Причина появления у ребенка сенсорной алалии — поражения определенных зон головного мозга, которые находятся в корковой части. Эти зоны отвечают за речевой аппарат, понимание и анализ слышимых звуков. К такому нарушению могут привести следующие факторы:

  • Заболевания, возникшие в первые годы жизни малыша.
  • Нарушения ЦНС, которые возникли при осложненных родах.
  • Патологии плода, которые появились во время беременности.

Такое речевое нарушение, как сенсорная алалия, могут вызвать и другие причины. Диагностика заболевания возможна только после полного осмотра малыша такими специалистами, как невролог, логопед и психолог.

Причины алалии

Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:

  • гипоксия плода;
  • токсикоз;
  • травматизация плода вследствие падений или ушибов матери;
  • внутриутробные инфекции и воспаления;
  • угрозы выкидыша;
  • обменные нарушения при внутриутробном развитии;
  • заболевания матери, имеющие хроническую природу (сердечная и легочная недостаточности, гипертензии и пр.).

В перинатальном периоде:

  • сложные или патологические роды;
  • асфиксия, гипоксия новорожденного и внутричерепная родовая травма;
  • использование акушерских приборов.

В первые годы жизни:

  • травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • заболевания, вызывающие истощение нервной системы;
  • частые или продолжительные соматические заболевания.

Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.

Симптомы

При такой форме расстройства, как сенсорная алалия, ребенок не умеет понимать речь, которая была обращена к нему. Если нарушение имеет тяжелую форму, то может наблюдаться абсолютное безразличие ребенка к любым звукам, независимо от характера их происхождения. Пациент не реагирует на свое имя, не может отличить речь взрослого от любых других звуков в пространстве. Если форма нарушения легкая, то ребенок может демонстрировать понимание отдельных слов из обихода.

При сенсорной алалии речевая активность ребенка достаточно высока, однако он произносит только простые звуки, смысл которых не может быть понятен окружающим. Повторять слова за взрослыми ребенок не в состоянии, также он не может сопоставить предметы и слова.

Отличительный признак этого типа алалии — многократное повторение каких-либо звуков без понимания смысла произнесенного.

Классификация алалии

Современная логопедия выделяет две формы в классификации алалии – экспрессивная (моторная) и импрессивная (сенсорная). Встречается алалия, сочетающая две эти формы – сенсомоторная (смешанного типа).

Экспрессивная или моторная – системная недоразвитость экспрессивной речи центрального органического характера. Обуславливается это недостаточной сформированностью языковых операций.

Импрессивная или сенсорная алалия – речевое нарушение, имеющее центральный патогенез. Ребенок с таким диагнозом неспособен понимать обращенную к нему речь из-за неправильной работы речеслухового анализатора.

Каждый из этих видов имеет свою методику лечения. Без правильной терапии сенсорный вид опаснее для развития ребенка, чем моторный тип. На основе нейрофизиологии, нейрохимии и психолингвистики сформированы способы коррекции всех типов алалии. Но родители ребенка должны настроиться на долгую и упорную работу.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Способы коррекции

Сенсорная алалия поддается коррекции только при условии комплексного подхода, который включает:

  • прием необходимых медикаментов, назначенных неврологом;
  • нейропсихологическая коррекция;
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса (согласно назначению невролога);

Важно, чтобы помощь была комплексной, поэтому, помимо приема лекарственных препаратов, оказывающих положительное воздействие на ЦНС, специалист может назначить проведение комплексной неврологической реабилитации.

Признаки и симптомы алалии

Чтобы распознать сенсорную алалию у своего ребенка (или хотя бы обеспокоиться по поводу похода к специалисту), специальные знания не требуются. Для алалии характерна другая патология, называемая эхолалией. Так называется состояние, при котором человек повторяет все, что ему говорит собеседник. Например, у ребенка что-то спрашивают, а он, вместо ответа, повторяет этот вопрос. Очевидно, что он не понимает смысл сказанного, поэтому в таких случаях необходимо обращаться к специалисту.

Очень часто в бессмысленных словах можно уловить знакомые фразы. Скорее всего, ребенок услышал их в телевизоре, в песнях или в вашей речи, а теперь повторяет их. Естественно, что и здесь он не понимает ничего из сказанного, хотя по отдельности он знает, что обозначает каждое слово. Также алалия может быть проявлением логореи. Эта патология представляется в виде потока фраз, отдельных слов и даже слогов, которые перепутаны друг с другом и не несут никакой смысловой нагрузки. Более того, сам ребенок не осознает эту проблему, поэтому в его речи появляются выдуманные слова, образованные перестановкой слогов или смешением нескольких слов в одно. Иногда бывает, что ребенок «зацикливается» на одном слове или фразе, повторяя ее бесконечное число раз.

Прогноз, меры профилактики

При выявлении у ребенка алалии важно как можно раньше начать терапию. Это позволит не только значительно сгладить имеющиеся нарушения речевого аппарата, но и снизить риск развития отклонений в дальнейшем. Прогноз может дать только лечащий врач, так как это очень индивидуально и зависит от многих факторов: тяжести заболевания, степени запущенности, наличия сопутствующих осложнений, индивидуальных особенностей организма ребенка.

Шанс того, что ребенок сможет обрести сформированную полноценную речь при сенсорной алалии значительно снижается при позднем обращении к специалисту. Отсутствие терапии может усугубить ситуацию и стать причиной плохой социализации ребенка в дальнейшем.

Меры профилактики алалии сенсорного типа уместно проводить не только во время беременности, но и в первые несколько лет жизни ребенка.

Прогноз и профилактика

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов.

Моторная алалия

Эта форма нарушения является следствием двигательных нарушений в организме ребенка. Сопровождается скудным словарным запасом. Ребенку при алалии такого типа сложно выражать свои мысли, составлять словосочетания и правильно использовать слова.

У детей с моторной алалией наблюдается нормальная подвижность органов, которые ответственны за речь. Однако ребенку сложно, например, поднять язык вверх, если его об этом попросили взрослые. Он не может повторить услышанные слова. У таких детей на фоне заболевания присутствуют нарушения психического и неврологического характера.

Чаще детям с моторной алалией тяжело дается физическая активность, но в некоторых случаях ребенок может демонстрировать повышенную активность, что связано с локализацией поражения в головном мозге.

Формы алалии

Существует несколько форм моторной алалии. Принято выделять моторный и сенсорный вид заболеваний. В первом случае ребенок не может говорить, во втором — не понимает обращенную к нему речь. Иногда возникает смазанная симптоматика, в этом случае врачи ставят диагноз «смешанная алалия».

Алалия — это повреждение мозга, из-за которого ребенок не говорит

Моторная алалия

Моторная (экспрессивная) алалия — это заболевание, при котором у ребенка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. Она находится в левом полушарии. При нормальном развитии новорожденный сначала усваивает неречевые шумы: природные, технические, предметные. Они усваиваются правым полушарием и становятся базой для активного речевого развития.

Задача левого полушария — отфильтровать из собранных правым полушарием звуков признаки речи. Неречевые звуки проходят через мозолистое тело из одного полушария в другое и превращаются в звуки речи. Это формирует речевую базу и позволяет ребенку научиться говорить. Но дети с моторной алалией не могут видоизменить неречевые звуки — у них поврежден участок мозга, отвечающий за эту функцию.

В зависимости от силы повреждения малыш может различать звуки и усваивать их смысловые связи, но при этом у него не выходит сформировать артикуляционные движения. Если повреждения мозговой коры и левого полушария не сильные и сохранны моторные зоны, можно восстановить эту способность.

В зависимости от локализации проблем, моторная алалия может принимать две формы:

  • эфферентная. Возникает при поражении премоторной коры (задняя треть нижней лобной извилины, центр Брока). Из-за нее у ребенка появляется неспособность к формированию серии движений: он произносит отдельный звук, но не может сказать группу звуков. Симптом — искажение слоговой структуры слова, застревание на одном слоге;
  • афферентная. Возникает при поражении постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария). Оно вызывает расстройство чувств артикуляционной позы: ребенок не понимает, открыт у него рот или закрыт, в каком положении находятся язык и губы, есть ли вибрация голосовых связок. Это приводит к неправильному произношению некоторых звуков. Также малыш избегает говорить слишком сложные в плане артикуляции звуки, поэтому часто пропускает или заменяет их на другие.

Оба вида моторной алалии лечатся комплексом мер, которые включают как медикаментозную терапию, так и логопедические занятия.

Симптомы моторной алалии

Симптомами моторной алалии называют:

  • полное отсутствие речи после 3 лет жизни (до этого врачи ставят диагноз «задержка речевого развития»);
  • неврологическая симптоматика: быстрая утомляемость, односторонний птоз века, бегающие зрачки, расстройство пальцевой моторики, сложность с определением частей, цифр, сторон (лево-право);
  • психопатологическая симптоматика: отклонения в слуховом внимании, конкретность мышления, слабость внимания, недоразвитие эмоциональной и волевой сферы, лабильность настроения, излишняя доверчивость или сильная раздражительность;
  • нарушение осанки и астеничность, проблемы с координацией движений, леворукость из-за слабости правой руки, гиперактивность или малоподвижность;
  • речевые признаки: нарушение произношения всех групп звуков, неспособность правильно произнести слова, фразы, неправильное использование высоты и силы голоса, обедненная лексика, грубые нарушения грамматики (особенно часто используются инфинитивы вместо форм глаголов);
  • несоответствие активного и пассивного словаря — очень яркий симптом. Ребенок понимает слово, способен истолковать его смысл, но не может произнести его.

Ранняя диагностика данного заболевания позволяет вовремя начать лечение и сделать его более эффективным. Если вы заметили один или несколько симптомов, не откладывайте посещение врача.

Диагностика и лечение моторной алалии

При моторной алалии большое внимание уделяется диагностике. Проблема в том, что эту болезнь можно легко перепутать с другими нарушениями речи. Обследование должно включать:

  • сбор анамнеза, если это возможно. Он позволяет определить причины патологии;
  • прохождение различных исследований. Часто назначаются: ЭЭГ, эхоэнцефалография, исследование слуховой функции – отоскопия, аудиометрия; рентгенография черепа, МРТ головного мозга;
  • консультации ЛОРа, психоневролога, невропатолога, психолога;
  • динамическое обследование, которое начинается после коррекционной работы: специалист смотрит на динамику развития речи и уточняет диагноз.

Детей с моторной алалией необходимо лечить сразу несколькими методами. При грамотном подходе можно вернуть ребенка к речевой норме за 2-3 года. Для этого необходимо:

  1. Принимать такие препараты, как «Пирацетам», «Ноотропил», «Пантогам», «Церебролизин», «Актовегил» и др.
  2. Посещать физиотерапевтический кабинет. Часто назначают электрофорез, магнито- и лазеротерапию, ИРТ, водолечение, электропунктуры.
  3. Работать с мелкой моторикой рук, развивать память и мышление.
  4. Формировать словарь, заниматься логоритмическими упражнениями, стимулировать речевую активность.

Очень важно правильно подобрать препараты с учетом степени повреждения головного мозга. Также лечение должно проходить у опытного логопеда, который уже знаком с проблемой и знает, как с ней работать. Избегайте народных методов: они малоэффективны и просто тратят ваше время.

Возможные осложнения и последствия

Если упустить время и не лечить детей с моторной алалией, у них в последующем могут возникнуть значительные проблемы. Самые частые последствия:

  • появление дисграфии и дислексии, когда ребенок не может правильно писать или воспринимать написанный текст;
  • возникновение заиканий и других нарушений работы артикуляционного аппарата;
  • появление и усиление речевого негативизма (осознанный отказ от речи, когда ребенок не хочет использовать слова вообще).

Осложнения значительно затрудняют интеграцию ребенка в общество и снижают его возможности обучения.

Речевой негативизм может быть следствием и других факторов. Например, дикцию нарушают кривые зубы. Читайте об этом подробнее здесь: Причины, опасность и лечение кривых зубов у детей и взрослых.

Прогноз

Прогноз и улучшения, которые наблюдаются во время лечения детей с моторной алалией, очень сильно зависят от степени повреждения мозговых структур. Во многом наш организм способен компенсировать некоторые нарушения, но это при обширных поражениях это невозможно. Также влияет возраст начала лечения, т. к. чем старше человек, тем меньше шансов восстановить речевую функцию.

Болезнь имеет благоприятный прогноз: через 2-3 года регулярных занятий ребенок дойдет до языковой нормы, компенсирует нарушения и избавится от большинства симптомов.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начинать еще во время беременности. В этот период необходимо избегать факторов, которые могут повредить центры речи в головном мозге ребенка или стать причиной недостаточного их развития. Также нельзя отказываться от грудного вскармливания без веских причин, регулярно проводить обследования малыша и заниматься комплексным развитием ребенка.

Панацеи, волшебного способа, который с гарантией спасет от развития моторной алалии, не существует. Но правильный подход к вынашиванию и воспитанию малыша поможет упростить диагностику в начале жизни и сделать более эффективным последующее лечение.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия является следствием поражения коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей. Из-за этого повреждения ребенок «не слышит» слова окружающих, несмотря на хороший слух и способность к развитию активной речи. Собственная речь у ребенка отсутствует полностью, а если и развивается, то останавливается на уровне лепетных слов. Малыш может повторить только что услышанное слово и запомнить его на некоторое время. Отсутствие способности распознавать звуки приводит к тому, что ребенок не понимает речи вовсе.

Методы диагностики и симптоматика

Диагностика проводится теми же методами, что и для детей с моторной алалией: ребенку необходимо пройти ЭЭГ, рентгенографию черепа, МРТ головного мозга, отоскопию и др. Для уточнения диагноза следует посетить невролога, логопеда, психолога, отоларинголога.

Диагноз ставится, когда наблюдается сразу несколько следующих симптомов:

  • речь активная, дети «разговаривают» много и с нормальными интонациями, но при этом фразы непонятны для окружающих, потому что состоят из обрывков слов и бессмысленных звукосочетаний;
  • не формируются связи между слышимыми и произносимыми словами, названия предметов не закрепляются за ними;
  • ребенок запоминает слово после 20-25 повторений при нормальных 3-5 у здорового малыша;
  • наблюдается отсутствие контроля за собственной речью;
  • неврологические и психические симптомы проявляются в повышенной возбудимости, слабых проявления эмоционально-волевой сферы и вторичной задержкой умственного развития.

Нередко у детей с сенсорной алалией проявляются нестандартная работа слуха. Они хорошо слышат любые звуки, но быстро от них устают, поэтому могут перестать воспринимать громкие звуки (истощение слуховой функции). Одинаковые по частоте и громкости эффекты ребенок может воспринимать по-разному: то слышать их, то не слышать. Чем больше интервал между звуками/словами, тем лучше ребенок их распознает.

Коррекционная работа логопеда

Важно понимать, что главная задача логопеда при работе с алаликом — включить сохранные каналы речевой деятельности и заставить их активно работать. Для этого существует множество приемов, правильно применять которые может только специалист. Родители не могут заменить логопеда.

Занятия с логопедом при алалии очень важны

Способы лечения

Сенсорную алалию чаще всего лечат в первую очередь медикаментами. Но это не совсем правильный подход: необходимо комплексное влияние. Этапы лечения следующие:

  1. Подбор препаратов. Они нужны для улучшения мозгового кровообращения и коррекции поведения (если ребенок слишком пассивен или слишком активен). Можно заменить влияние таблеток традиционной китайской медициной, но для этого требуется поездка в Китай. В России такое лечение предлагают в основном шарлатаны.
  2. Работа с психологом. Причем она нужна не только ребенку, но и семье. Очень важно правильно построить общение между всеми вовлеченными в лечение людьми.
  3. Работа с логопедом. Логопед является основным специалистом, который подтверждает диагноз и начинает лечение. Очень важно найти хорошего врача.
  4. Поиск мотивации. Занятия большинству детей даются сложно, поэтому важно, чтобы в семье поддерживали успехи малыша.
  5. Формирование привычки заниматься дома. Важно, чтобы родители пришли к пониманию, что лечение не заканчивается за порогом кабинета логопеда. Дома необходимо создать условия для занятий, закупить или одолжить дидактические материалы, научиться их правильно применять и просить у логопеда домашнее задание. Также важны творческие занятия на развитие мелкой моторики: рисование, лепка и т. д. Возможно подключение дополнительных нестандартных методик: иппотерапии, дельфинотерапии и т. д.
  6. Преодоление речевого негативизма и формирование правильной языковой среды.
  7. Развитие моторики за счет активных игр, музыки, танцев, логоритмических занятий.

Чем больше вариантов активностей в лечении вы подключите и лучше условия создадите, тем больше шанс справиться с болезнью.

Методика выполнения массажа

Нередко при алалии рекомендуют делать специальный логопедический массаж. Он необходим не для развития органов артикуляции, а для того, чтобы ребенок начал лучше их чувствовать. Но часто массаж не требуется вовсе: нарушение речи нередко вызвано не проблемами с артикуляционным аппаратом, а иными факторами.

Самостоятельно массаж проводить нельзя: это должен делать специалист, который прошел специальное обучение и знает особенности работы с пациентами. Также массаж противопоказан при увеличении лимфоузлов, вирусных или бактериальных заболеваниях ротовой полости, болезни крови и сосудов и в некоторых других случаях.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Существует особая методика, которая помогает повысить восприимчивость к звукам у ребенка. Она заключается в создании определенных условий жизни. Логопед рекомендует родителям организовать тихий час и день отдыха слуха с определенной регулярностью. В детской комнате для этого устраняются лишние звуки: телевизор, компьютер, планшет. Также в это время взрослые не должны разговаривать с ребенком.

Режим тишины перемежается режимом интереса. Ребенок перестает убегать от надоевших звуков и начинает изучать их. Логопед помогает малышу определять предмет звучания и распознавать речь. Также специалист обращает внимание ребенка на различные эмоциональные реакции, помогает их скопировать и проявить при необходимости.

Прогноз и профилактика

Хотя при моторной алалии прогноз более благоприятный, родителям детей с сенсорной формой не стоит сдаваться. Здесь также сильное влияние имеет степень поражения мозга. Обязательно пройдите все возможные варианты диагностики и подберите препараты, помогающие организму компенсировать утраченные функции.

Возможные психические нарушения

Моторная алалия сопровождается различными отклонениями, которые затрагивают различные сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Ребенок с таким нарушением бурно на все реагирует, часто плачет и впадает в истерику, не желает иметь какие-либо контакты с окружающими. Также у него:

  • более медленно протекают мыслительные процессы;
  • нарушена память;
  • наблюдается ухудшение концентрации внимания;
  • присутствуют зрительно-пространственные нарушения.

Такие дети хуже учатся, им тяжелее запоминать какие-либо факты, так как они часто отвлекаются и не могут сосредоточиться.

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

Лечение моторной алалии

Реабилитационная программа должна быть направлена на полноценное развитие моторики ребенка. Во время лечения специалисты делают акцент на мышлении пациента его способностях к запоминанию информации. Способы коррекции в таком случае направлены на визуализацию, совершенствование звукобуквенных постановок, развитие способности концентрации внимания. Комплекс назначенных мер при этом воздействует на стимуляцию речи и ее осмысленность, увеличение словарного запаса и правильное становление речи.

Способы лечения и коррекции разрабатываются многими узконаправленными специалистами.

Смешанный тип — сенсомоторная алалия

В большинстве случаев, наблюдается смешанный тип алалии – сенсомоторный. Чтобы понять, что такое сенсомоторная алалия, опишем классическую клиническую картину. Ребенок поздно заговорил, имеет трудности в формировании речи. Словарный запас (и активный, и пассивный) довольно скудный. Понимание обращенной речи плохое.

Нарушены навыки социальной адаптации, что часто затрудняет дифференцирование сенсомоторной алалии от заболеваний аутичного спектра. Может присутствовать боязнь громких звуков, нередки навязчивые движения. Но тем не менее, и этот тип поддается лечению и коррекции.

Массаж при алалии

Массаж необходим чаще при моторном типе алалии. Такие процедуры направлены на улучшение артикуляции и чувствительности тканей. Кроме того, они координируют мышцы языка и лица, а также способствуют уменьшению избыточного слюноотделения.

Масса должен проводить специалист, только в таком случае процедуры будут эффективными и обретут терапевтическое назначение. Важно, чтобы сеансов массажа было не менее 10. Техника массажа включает легкие постукивания пальцами по щукам, языку, а также губам. Вдоль поверхности щек массажист делает надавливающие круговые движения. Частота массажа, тип движений, а также особенность процедуры определяется индивидуально и зависит от тяжести и формы заболевания.

Методика выполнение массажа

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Клиническая картина, особенности поведения

Чтобы иметь возможность выражать свои желания и эмоции, дети учатся общаться с взрослыми при помощи жестов. Позже они начинают подключать к этому процессу речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется.

Однако дети с алалией таких успехов в развитии не демонстрируют. Они не имеют возможности общаться с взрослыми при помощи речи. Выделяют три степени недоразвитости речевого аппарата:

  • Ребенок знает много слов, но при произношении сильно их искажает по причине слабого развития речевой системы.
  • Ребенок знает перечень не сложных слов, демонстрирует начальные навыки речевого развития.
  • У ребенка полностью отсутствует речь.

Эти уровни не имеют никакой связи с возрастом и зависят исключительно от тяжести и формы нарушения.

Этапы логопедической помощи

Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению. Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
  2. На втором этапе формируют начальные речевые навыки. Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
  3. Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
  4. На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.

Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.

Коррекция алалии

Детей с алалией довольно сложно воспитывать, однако родители должны набраться терпения и найти к своему крохе индивидуальный подход, который основан на понимании, терпении и спокойствии.

Важно незамедлительно обратиться к неврологу, как только были обнаружены первые признаки алалии. Чем быстрее будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем больше шансов, что ребенок начнет полноценно разговаривать в дальнейшем. При своевременной коррекции риски развития осложнений минимальные.

Лечение алалии основано на различных способах и методиках. Важную роль играют педагогический, медикаментозный, а также психологический подходы. Этапы коррекции должны включать:

  • нейропсихологическую коррекцию;
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса;
  • ритмотерапию;
  • биоакустическую коррекцию;
  • физиотерапию;
  • массаж.

Коррекционная программа должна быть разработана на основании индивидуальных особенностей ребенка. Она разрабатывается для каждого отдельного пациента и зависит от формы и тяжести заболевания.

Диагностика алалии

Логопеды иногда затрудняются в диагностировании алалии. Есть разные способы установления диагноза, которые призваны дополнять друг друга:

  1. Анамнез – сбор информации от родителей и общения с ребенком. Подозрения на алалию могут быть установлены при наличии не менее трех характерных симптомов.
  2. Дифференциальная диагностика. Необходимо провести обследование у целого ряда специалистов узкого профиля. Отоларинголог должен исключить проблемы со слухом, психоневролог дать свое заключение об умственном состоянии. Детский психолог должен проверить его на наличие аутизма.
  3. Динамическое обследование. При начале коррекции логопед должен контролировать динамику становления речи. На основании полученной информации, логопед может скорректировать поставленный ранее диагноз.

Распространена диагностика с помощью МРТ и ЭЭГ. Эти исследования выявляют органические поражения и нарушения.

Домашняя терапия

Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:

  • Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
  • Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
  • Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
  • Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.

Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.

Коррекционная работа логопеда

Вся коррекционная работа должна проводиться последовательно и комплексно. Лечение проводится в несколько этапов определенной последовательности.

Этап первый

Обучение отвлеченным шумам, не связанными с речью. Это может звук колокольчика, погремушек и других предметов. Звуки должны иметь различную тональность, тембр, громкость.

Этап второй

Обучение отдельным буквам и звукам. Малыш должен научиться понимать и проговаривать простейшие звуки, состоящие из отдельных букв, например, «ррррр».

Этап третий

Обучение проговаривать слога, простейшие слова.

Этап четвертый

Научить проговаривать слова. Происходит обучение в составлении простых словосочетаний и фраз.

Этап пятый

Наращивание активного и пассивного запаса, усложнение речевых оборотов.

Профилактика алалии

Если вовремя не начать лечение, то уже вскоре заболевание будет сопровождаться серьезными осложнениями: чрезмерная возбудимость на фоне проблем с общением и плохого понимания взрослых, отсутствие самообслуживания и плохая координация движений, а также отставание в умственном развитии.

Такое заболевание бывает как приобретенным, так и врожденным. Риски развития алалии увеличиваются при гипоксии плода, в случае преждевременных родов, если были выявлены осложнения в период беременности.

Чтобы избежать риска развития алалии у ребенка, родители еще на этапе планирования беременности должны отказаться от курения и алкоголя, пройти комплексное обследование и сдать необходимые анализы. Во время вынашивания плода женщина должна минимизировать риски заражения любыми инфекциями вирусного характера. В случае заболевания беременная может лечиться только разрешенными и безопасными для плода медикаментами. Когда ребенок родится, важно чаще с ним разговаривать, находить время на различные развивающие игры.

При обнаружении первых симптомов алалии, важно не откладывать в долгий ящик визит к врачу, который осмотрит ребенка и направит на комплексное обследование.

При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков.

Рекомендации по проведению занятий

Кроме логопеда, с алаликом должен заниматься и дефектолог. Потому что, кроме трудностей с речью, у него имеются и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог уделяет больше внимания коррекции высших психических функций и личностных особенностей.

Также необходимо наблюдаться у невролога, потому что причиной дефекта является органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Он назначит подходящее медикаментозное лечение, что позволит ребенку лучше заниматься.

Во время первых занятий очень важно установить контакт. Задача взрослого − вызвать у ребенка стремление к общению. На занятиях должна быть спокойная расслабляющая атмосфера. Хвалите малыша за любые достижения, создавайте ситуацию успеха, тогда у него сохранится интерес к занятиям.

Прогноз преодоления диагноза

Как уверяют логопеды, если лечение было начато в раннем возрасте, примерно в 3-4 года, то шансы на полное восстановление малыша сильно увеличиваются. Вовремя выявленное заболевание и сразу же предпринятые меры, правильно подобранный комплекс терапевтических мер, а также опыт специалистов — залог того, что лечение будет успешным.

Специалисты отмечают, что длительность восстановления зависит от размеров поражения речевых центров. Как показывает статистика, моторная алалия больше поддается коррекции. Дети с таким нарушением быстрее обретают речевые навыки, лучше адаптируются к общению с окружающими, демонстрируя положительную динамику лечения. Другие типы заболевания лечится значительно сложнее, однако при условии правильно подобранной терапии поддается коррекции. Дети с такими нарушениями могут столкнуться в школе со сложностью запоминания

Возможные осложнения и последствия

Первичные проявления этого заболевания становятся заметными уже в 2 года. Если не предпринять лечение в нужное время, недуг продолжит развиваться далее. К основным осложнениям можно отнести:

  • нарушение в координации движений;
  • высокая возбудимость;
  • нарушения мелкой моторики;
  • плохое понимание речи взрослых людей;
  • отсутствие самообслуживания;
  • многочисленные грамматические ошибки в собственной речи;
  • задержки в умственном развитии;
  • проблемы с общением.

Работа с алаликами проводится в игровой форме. Пациент не должен испытывать дискомфорта, психологического давления на себя. Правильная коррекционная работа – залог избавления от проблем, связанных с алалией. Успех терапии вероятен при раннем начале – в 3-4 года. Необходим комплексный подход. При незначительных повреждениях речевых центром, данная патология может быть полностью излечена.

Основные причины

Причинами заболевания могут стать:

  • Патология внутриутробного развития: перенесенные заболевания матери, травмы;
  • Генетическая предрасположенность;
  • Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование;
  • Травмы головы;
  • Отравления токсическими веществами.

Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни, проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, а так же педагогическая запущенность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]