Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
«Какой бывает?»
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры:педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко?»
,дети называют признаки к названному предмету:
«круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»
;
«Какой бывает котёнок?»
—
«Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
«Найди точное слово»
Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
— Узнай,о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?»
(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
— Дополни другими словами то,что я начну: снег белый, холодный. (еще какой)
. Сахар сладкий, а лимон.
(кислый)
. Весной погода теплая, а зимой.
(холодная)
.
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает, кузнечик. (прыгает, уж. (ползает)
.Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает,тигр. (рычит, мышь. (пищит, корова.
(мычит)
.
Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у дошкольников
Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
2 Младшая группа
Содержание: 1. Чудесный мешочек 2. Досказалка 3. Какая бывает собака? 4. Угадай, чей голос 5. «Один – много» 1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам. Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек. Ход игры: Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.) Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)» Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный. Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания». 2. Досказалка Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление. Как играем: произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко — на плите сбежало моло… (ко). Ща-ща-ща — зеленая ро… (ща). Чу-чу-ну — педаль кру… (чу). Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь». Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил. 3. Какая бывает собака? Цель:
Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления. Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
4. Угадай, чей голос Цель
: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
Ход игры:
Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко». Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.
5. «Один – много» ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы). ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата. Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д.. Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено многопредметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..
Средняя группа
Содержание: 1. Игра «Эрудит». 2.Игровое упражнение «Подскажи действия». 3Игра «Кто больше действий назовёт». 4.Упражнение «Назови первый звук слова» 5.«Составь рассказ» 1. Игра «Эрудит». Цель:
закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры
: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: — У кого большой хобот? — У кого пушистый хвост? — У кого нос пяточком? — У кого длинные уши? — У кого есть копыта?
2. Игровое упражнение «Подскажи действия». Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов Цель:
научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры
: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал: — Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); — Машина по дороге…(ПОехала); — Машина к мосту…(ПОДъехала); — Машина на мост…(Въехала); — Машина с моста…(Съехала); — Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
3. Игра «Кто больше действий назовёт». Цель
: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры:
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
4. Упражнение «Назови первый звук слова» Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь». Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно. 5. «Составь рассказ» Цель:
Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы. Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.
Старшая группа
Содержание: 1. Игра «Скажи иначе» 2. Игра «Посели в домик» 3. Игра «Наоборот» 4.«Репортер» 5. «Распутай слова» 1. Игра «Скажи иначе» Цель:
учить детей подбирать синонимы. Унылая пора — скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое — темное, холодное, пасмурное. Деревья нагие — голые, обнаженные (без листвы). Высохли цветы — завяли, зачахли. Корм- пища, еда, продовольствие. Долгий — продолжительный, длинный, длительный. И т.д.
2. Игра «Посели в домик» Цель
– развитие умения определить слоговую структуру слова. Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
3. Игра «Наоборот» Игры на обогащение словарного запаса Цель:
– упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
4. «Репортер» Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон. План вопросов: Что это? (Головной убор …). Из каких частей состоит? Какого цвета? В какое время года носят? Кто одевает? (мужчины, женщины, дети). 5. «Распутай слова» Цель
: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры:
Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в.
Подготовительная группа
Содержание: 1. «Зверюшки» 2.«Посчитай — ка» 3. Игры на образование сложных слов. 4. «Мой—моя—мое—мои» 5. «Подумай и назови». 1. «Зверюшки» Игры на образование новых слов с помощью суффикса. Цель игры
: образовать новые слова с помощью суффиксов. Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий. Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище» Цель
: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал:
карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход
: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».
2. «Посчитай — ка» Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. Цель
: учить образовывать множественное число имени существительного. Например: Счет до 5 со словом лиса. Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д
3. Игры на образование сложных слов. Цель
: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов. Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая. У гусыни белая голова – она белоголовая. У зайца длинные уши – он длинноухий. У цапли длинные ноги – она длинноногая.
4.«Мой—моя—мое—мои» Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным. 1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным. Примерный речевой материал: мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка; машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита; ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко; валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья. 2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
5.«Подумай и назови». Цель:
упражнение детей в образовании прилагательных от существительных Предлагаем детям дать словами правильные определения. Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»). Примерный речевой материал: Если на улице очень холодно, то день … Если на улице шум, то улица … Если человеку сопутствует удача, то человек … Если у человека талант, то человек … Если весь день идет дождь, то день … Если корова приносит людям пользу, то корова … Если у человека есть здоровье, то человек …
Рекомендуем посмотреть:
Речевые игры для детей Развитие речи у детей. Советы для родителей Игры на развитие речи дошкольников через импровизацию Игра — упражнение в правильном употреблении глагола хотеть для детей 5-6 лет
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет
Игры с буквами для детей 4-6 лет
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
«Разрезанные картинки»
Цель:
научить составлять целое из двух частей.
Оборудование:
картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и «Груша» (вертикальный разрез), разрезанные на две части.
Ход.
Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку
LiveInternetLiveInternet
Среда, 12 Августа 2021 г. 12:41 + в цитатник PEROOO
все записи автора
НА КАРАНТИНЕ С ПОЛЬЗОЙ ———————————— Домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. ФРУКТЫ ********** Для детей 4-5 лет 1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объясните, что это все можно назвать одним словом «фрукты». 2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах. 3. По возможности покажите и расскажите, где растут фрукты (в саду, на дереве). 4. Расскажите, что можно приготовить из фруктов. 5. Упражнение на согласование существительных с прилагательным. «Назови цвет, форму» Слива (какая?) — синяя, овальная. Лимон (какой?) — … Абрикос (какой?) — … И т.д. 6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными. 1 лимон, 2 лимона, 3 …, 4 …, 5 лимонов. 1 слива, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … 1 абрикос, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … 1 груша, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … И т.д. 7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Слива — сливка. Абрикос — абрикосик. И т.д. 8. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Один апельсин — много апельсинов. Одна груша — много груш. И т.д. 9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже. Слива — сливы. Яблоко — яблоки. Груша — груши. И т. д. 10. Упражнение «Закончи предложение» на употребление падежных форм существительного. Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного … (яблока). Мы съели все … (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной … (груши). Мы съели все … (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной … (сливы). Мы съели все … (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной … (вишни). Мы съели все … (вишни). 11. Упражнение «Назови варенье» (учимся образовывать относительные прилагательные). Варенье сварили из яблок, оно будет называться … Варенье сварили из груш, оно будет называться … Варенье сварили из персиков, оно будет называться … Варенье сварили из вишни, оно будет называться … Варенье сварили из слив, оно будет называться … 12. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» на развитие тактильно-вкусовых ощущений. Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами. 13. Упражнение «Что где растет?» на образование однокоренных слов. Яблоки растут на яблоне. Груши растут на … Сливы растут на … И т. д. 14. Развитие связной устной речи. Учимся составлять сложносочиненные предложения с союзом «а» по образцу. Лимон кислый, а яблоко сладкое. Лимон овальный, а яблоко круглое Лимон желтый, а яблоко зеленое. (И так на примере всех фруктов.) 15. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки). Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко) На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы) 16. Развитие мелкой моторки. Ориентация на листе бумаги. На правой половинке листа нарисовать 3-4 маленьких фрукта, а на левой половинке листа нарисовать 3-4 больших фрукта. Ответить на вопрос: «Что ты нарисовал(а)?» (Я нарисовал(а) яблоко и яблочко) Если ребенок затрудняется сам нарисовать фрукты, то можно предложить ему обвести шаблоны фруктов, заготовленные Вами заранее из плотного картона. Можно использовать трафареты, которые продаются в магазинах или раскраски. 17. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков. Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать» компот) Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. (загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (левую ладонь держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать» компот) 18. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое). В. Волина ********* Осень добрая пришла, Нам подарки принесла: Яблоки душистые, Персики пушистые, Груши золотистые Осень принесла. Три яблока из сада Ежик притащил. Самое румяное Белке подарил. И т. д.PEROOO |
[/td]
Серия сообщений » Развитие и коррекция речи»:
Часть 1 — Причины нарушений речи Часть 2 — С какими проблемами речи идти к логопеду … Часть 19 — ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ ЕСЛИ У РЕБЕНКА В 2 ГОДА НЕТ РЕЧИ Часть 20 — АЗБУКА ЗА АЗБУКОЙ.Подборка: Логопедическая азбука Часть 21 — Домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. ФРУКТЫ
Рубрики: | БИБЛИОТЕКА ДЕТСКАЯ/Развитие речи Чтение Буквари |
Метки:
дети связная речь фрукты
Процитировано 9 раз Понравилось: 6 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 6
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось6
0