Речевые игры на гласные звуки для детей дошкольников


Игры и упражнения с гласными звуками очень важны для отработки сильного, плавного и длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением, они являются фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов, просодики.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох.

Пропевание гласных звуков с движениями

Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.

  1. «Цветок распускается» — [а]. Исходное положение –стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх –вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а – выдох.
  1. «Рубим дрова» – [у]. Исходное положение–стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх– вдох. Наклон–поем: «У-у-у».
  1. « Пускаем облачко» – [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед – выдох.
  1. «Держим большой мяч» – [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».
  1. «Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
  1. « Поймай лучик» [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».

Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания

Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») – уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Дети соизмеряют силу голоса и пропевают заданный звук тише, или громче ровным голосом с опорой на наглядный материал.

Угадывание и проговаривание гласных звуков по соответствующим движениям

Звук [а] – хлопок в ладоши перед грудью, звук [и] над головой, звук [о] – по коленям, звук [у] – удар кулаком об кулак (горизонтально), звук [э] – тыльными сторонами кисти друг о друга, звук [ы] – удар кулаком об кулак (вертикально). Предлагается для угадывания серии, соответствующие 3-4 звукам (3-4) серии.

Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Взрослый предлагает пропеть заданный звук, одновременно прокатывая мяч по полу или шарик по столу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч взрослому: А-а-а.

Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»

Взрослый предлагает ребенку, когда он услышит звук [а], стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, ребенок повторяет звук. А-У-О-У-А-А-О-У.

Литература:

  1. Крупечук, О.И. Исправляем звукопроизношение : комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева – СПб.: Идательский дом «Литера», 2010.
  2. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушением развития / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая – Спб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012.
  3. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. – М.: АСТ, 2010.
  4. Картинный материал – интернет ресурсы www.myshared.ru

Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?

Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.

Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:

  • Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.

Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.

  • Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.

Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.

  • Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».

Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».

  • Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.

Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.

  • Тренируйтесь различать звуки в игре.

Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!

А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»

Наталья Козлякова

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»

Мастер — класс

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на слух и по артикуляции.

Формировать умение выделять ударный гласный из слов.

Определять место звука в слове (первый, последний, в середине)

и обозначать его на схеме слова, используя условное обозначение – красный круг.

Дифференцировать гласные звуки [А, О, У, Ы, Э] через нахождение и различение слов с этими звуками.

Упражнять в подборе глаголов-действий к одному существительному.

Закреплять умение составлять предложение по сюжетной картинке из

3-х слов, произносить его с разной интонацией (весело, грустно, сердито)

.

Формировать пространственную ориентацию, развивать мелкую моторику руки.

Продолжать работу по развитию внимания, памяти, восприятия и мышления.

Материал: картинки, кубики Зайцева Н. А., молоточек, звуковая линейка.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок – нахождение в них заданного звука;

Составление предложений по сюжетным картинкам;

Домашнее задание: подбор слов на заданный звук, игра «Фотографы»

;

Чтение художественной литературы: сказка «Приключения Буратино»

Игры с кубиками Зайцева.

Литература,используемая при составлении конспекта:

1. Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу»

; ЛИНКА – ПРЕСС, Москва, 2007г.

2. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве»

;
«Ювента»
, Москва, 2003г.

3. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»

; Москва, Мозаика-синтез,2006г.

Ход.

1. Организационный момент.

В. — Вчера вечером ко мне залетел шарик и рассказал,что он видел:

Мама Анечку качает: «А-а-а-а»

Мама тихо напевает: «А-а-а-а…

Баю – баю, спать пора…»

Анечка зевает: «А…»

.

В. — Ребята, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении?

Д. – Звук А.

В. – Какой это звук? (гласный)

.

Какие звуки называются гласными? (звуки, которые можно петь и при этом воздух в ротике не встречает никаких преград – это гласные звуки).

Какие гласные звуки вы уже знаете? (А, О, У, Ы, Э)

.

2.Дидактическое упражнение: «Потянем звук, как ниточку»

.

Соединить пальцы обеих рук. Будем произносить звук и раздвигать руки в стороны, как будто тянем ниточку. Кто дольше протянет звук, у того ниточка будет длиннее.

Дети произносят звуки по очереди.

3.Дидактическое упражнение: «Поймай хлопками гласный звук»

.

В. – Я сейчас буду произносить звуки, а вы хлопками поймаете только гласный звук.Начинаем: В,Р,О,Ы,С,Л,Г,Э,П,М,З,Д,У,Р,Н,А.

4. Игра «Догадайтесь»

.

В. – Я буду произносить звуки не вслух, а про себя. А вы по моим губам отгадайте, какой звук я хочу произнести.

Воспитатель беззвучно артикулирует звуки, а дети отвечают какой звук и как догадались.

Усложнение: А теперь я скажу сразу два звука про себя: [А, У]. Какие звуки я хотела сказать? Какой первый звук? (второй?

— Сядет тот, чье имя начинается с гласного звука.

— В чьем имени звук А находится в середине слова.

— Чье имя заканчивается на гласный звук А.

5. Выделение гласных звуков из слов. Игра «Картинки»

.

В. – Посмотрите на картинки и назовите только ту картинку, название которой начинается с гласного звука.

– В названиях каких картинок живет звук У? Ы? О? Э?

Усложнение: В названиях каких картинок спрятались два звука А, О? У, А?

– Определите, пожалуйста, где в названии этой картинки (РАК)

спрятался
звук А
6. Игра «Путешествие»

найти слова со
звуком О, У, А.
7. Выделение ударных гласных из слов.

Послушайте сказку:

«В некотором царстве жил был волшебник. У него был волшебный молоточек, которым он ударял не по гвоздям, а по гласным звукам. Увидит какое-нибудь слово, ударит по нему, и гласный звук в этом слове звучит сильнее, громче других звуков, станет ударным.Например:ударит молоточек по слову УТРО и оно зазвучит так: УУУТРО.»

В. – Какой звук при этом звучит сильнее, громче других? (У)

В. – Ребята, а вы догадались, что это за молоточек такой, как он называется?

(ударение)

.

В. –Волшебник вам прислал слова, для того чтобы поставить в них ударение, но они распались. Соберите их и скажите, какой ударный звук?

РОЗА, ЛИСА, МЫЛО, КАША, МЫШИ, КОЗА, МУХА, РЫБА, ШУКА.

8. Игра «Цепочка»

— подбор слов-действий к составленным словам.

РОЗА – пахнет, цветет, растет, колется, вянет, радует…

ЛИСА – бегает, хитрит, ворует, ловит, кусается…

МЫЛО – пенится, моет, чистит, стирает, убивает, очищает…

9. Работа по составлению предложений.

В. – Ребята,посмотрите на мольберт: кто изображен на картинке? (ежик)

.

В. – Что он делает? (несет яблоко)

.

В. – А теперь, повторите предложение полностью. (Ежик несет яблоко.)

В. – Скажите это предложение весело; грустно (от лица Буратино, Пьеро, Карабаса – Барабаса)

. Игра
«Живое предложение»
.

10. Штриховка «Яблоко»

— подарим их ежику.

11. Итог. Со всеми моими заданиями вы справились и показали отличные знания гласных звуков, поэтому я дарю вам еще одну интересную игру, чтобы вы продолжали учиться дальше.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]