Тема нашей статьи достаточно актуальна так как моторика пальцев рук тесно взаимосвязана со всеми психическими процессами, в том числе и с речью. Так А.В. Сухомлинский о. И действительно, хорошо развитая мелкая моторика благотворно влияет на развитие всех психических сторон. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая направлена на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Такие учёные как М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина считают, что развитие речи детей напрямую зависит от того, как сформированны тонкие движения пальцев рук.
Чтобы понять, как именно связаны речь и движение рассмотрим на три мозговых центра человека, которые отвечают за речь. «Центр Брока» или двигательный центр производит речь; в этом принимают участие органы речи. «Центр Вернике» или слуховой центр отвечает за восприятие речи, способность распознавать на слух. И благодаря третьим «ассоциативным» центрам человек продумывает, анализирует речевое высказывание. Это и есть процесс речи человека. При недостаточной двигательной активности происходит замедление развития функций речи.
Многие исследователи считают, что активность центра речи в оевом полушарии мозга обусловлена ведущей ролью руки в трудовой деятельности человека. Ф. Энгельс отмечает, что под влиянием труда и членораздельной речи развивается человеческий мозг.
Тесная взаимосвязь движений рук и речи прослеживалась в исследованиях М.И. Звонарёвой и Т.П. Хризман. В ходе исследования было обнаружено, что когда ребёнок выполняет ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Это означает, что от импульсов, поступающих от пальцев рук, формируются речевые области мозга.
При выполнении каких-либо движений принимают участие все анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный и так далее). При этом не мало важную роль играет окружающая середа, её воздействие на ребёнка. Начиная с самого раннего возраста необходимо уделять внимание развитию как общей моторики, так и мелкой. Осуществление движений пальцами рук происходит с самого раннего возраста ребёнка и совершенствуются к шести годам жизни ребёнка. К этому возрасту он самостоятельно выполняет различные манипуляции с предметами.
Т.Б. Филичева отмечает, что несовершенства в развитии мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи оказывают влияние на точность движений, их быстроту и переключаемость. Такой ребёнок не способен выполнять движения плавно и быстро, переключаться с одного действия на другое. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются при дифференцировании движений рук; они не распознают некоторые предметы на ощупь (пальцевой гнозис).
При неврологическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи выявляются следующие особенности: движения неловкие, недифференцированные; при переутомлении отмечаются синкенезии (содружественные движения); ошибаются в пространственной организации; движения скованные, не синхронные; отмечается тремор (быстрые движения пальцев рук); нарушен контроль собственных действий.
Так, дети с нарушениями речевого развития позднее детей с нормой развития речи начинают хватать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах. Недоразвитие мелкой моторики обуславливает трудности при шнуровке, застёгивании и расстёгивании пуговиц, удерживании в правильном положении ложки и вилки.
У детей с общим недоразвитием речи вместе с плохой координацией движений отмечается чрезмерная двигательная активность, которая характеризуется размашистыми, сильными движениями. У детей с нарушением всех сторон речи есть сложности при взаимодействии анализаторов, то есть нарушена координация зрительно-моторная и слухо-моторная. Например, при срисовывании ребёнок с общим недоразвитием речи допускает много ошибок, искажает рисунок. Или при письме ребёнок пишет буквы неправильно.
При исследовании слухо-моторной координации движений дети с ОНР допускают много ошибок. Так, ребёнку даётся образец выполнения задания на слух – необходимо запомнить ритм отстукивания при отсутствии зрительного контроля и затем воспроизвести. В большинстве случаев дети или плохо справляются с подобным заданием или вовсе не прибегают к выполнению.
Движения рук детей с ОНР не согласованы, им может быть трудно выполнять движения сразу обеими руками. К примеру, во время собирания пирамидки ребёнок не может держать одной рукой основание, а другой рукой нанизывать на стержень кольца.
Так называемую пробу «кулак, ребро, ладонь» Н.И. Озерецкого дети выполняют с трудом. Смысл задания таков: ребёнку поочерёдно демонстрируют три разных положения рук на столе, которые последовательно меняются. Это ладонь на плоскости стола, кулак, ладонь ребром на поверхности. Ребёнку необходимо выполнить это задание совместно с педагогом, а затем воспроизвести то же самое самостоятельно. Как правило, дети с общим недоразвитием речи выполняют эту пробу медленнее, чем их сверстники, у которых речевое развитие в норме. К тому же они путаются в последовательности при выполнении задания, выполняют его неловко.
Детям с ОНР наиболее трудно выполнять задания в которых положение обоих рук изменяется одновременно. Они часто ошибаются, совершают лишние движения или сокращают их, могут воспроизводить одно и то же движение не меняя положения.
Особенности моторного развития хорошо заметны в изобразительном творчестве детей. Дети с общим недоразвитием речи плохо ориентируются на листе бумаги. Им трудно провести прямую линию, нарисовать мелкие детали, и это, в свою очередь, в дальнейшем сказывается на письме. Это заметно, когда ребёнок неверно пишет букву, искажает её; «съезжает» со строки при написании предложений.
Развитие мелкой моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с ОНР. При этом важно помнить о развитии всех компонентов, которые влияют на речевое развитие ребёнка. Так, необходимо тренировать координацию движений, пространственную координацию, двигательную память, произвольную моторику пальцев рук; нужно развивать динамический праксис, согласование движений рук и глаз.
Таким образом, мелкая моторика играет большую роль в развитии речи ребёнка. Особенно важно её развитие при обучении ребёнка с общим недоразвитием речи, ведь движение речь неразрывно связанны между собой.
Уровни общего недоразвития речи
Отличительной особенностью детей с ОНР считается позднее появление первых слов (к 3-4, а иногда к 5 годам). Речь при ОНР характеризуется неправильным звуковым и грамматическим оформлением, она малопонятна для окружающих. Речевая активность таких детей снижена.
Логопедические занятия при общем недоразвитии речи у детей являются необходимостью, так как неполноценная речевая деятельность в дальнейшем оказывает негативное влияние на память и внимание. ОНР способно привести ребенка к трудностям с мыслительными операциями, а также негативно сказывается на познавательной деятельности. Дети с диагнозом ОНР отличаются недостаточным развитием координации движений, а также наличием проблем с общей, тонкой и речевой моторикой. Развитие ОНР часто связывают с:
- внутриутробной гипоксией;
- резус-конфликтом;
- родовыми травмами;
- асфиксией;
- черепно-мозговыми травмами;
- частыми инфекциями;
- хроническими заболеваниями.
Торможение речевого развития ребенка также могут вызывать такие факторы, как неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения. С учетом степени ОНР выделяют различные уровни общего недоразвития речи: 1, 2, 3 и 4.
ОНР 1 уровня характеризуется несформированностью фразовой речи. Дети с таким уровнем речевого недоразвития используют в общении «лепетные» слова, однословные предложения, дополняя их мимикой и жестами. Словарный запас таких детей очень ограничен и включает в себя, как правило, отдельные звуки и звукоподражания, иногда ряд простых обиходных слов. У детей с ОНР первого уровня отмечается нарушение фонематического слуха, в следствие чего, ребенку тяжело понять и выполнить задачу фонематического анализа слова.
В случае, если у ребенка ОНР 2 уровня, то наряду с лепетом и жестами он применяет в своей речи простые предложения (из 2-3 слов). Стоит отметить, что несмотря на это, высказывания ребенка с данным уровнем нарушения речи бедны и однотипны по своему содержанию: как правило, с помощью этих предложений ребенок обозначает предмет или действие. Для ОНР 2 уровня характерно значительное отставание ребенка по уровню словарного запаса (согласное его возрастной категории) — ребенок не знает значение многих слов и заменяет их в своей речи похожими по смыслу словами. Фонематические процессы также нарушены: дети с данным нарушением речи не готовы к звуковому анализу и синтезу.
ОНР 3 уровня характеризуется развернутостью фразовой речи, однако, дети с данной речевой патологией испытывают трудности при построении сложных предложений, поэтому их речь состоит преимущественно из простых речевых конструкций.. Словарный запас детей с ОНР 3 уровня довольно обширен: такие дети употребляют при общении практически все части речи, однако, часто используют неточное название предметов. Фонематическое восприятие нарушено в меньшей степени, чем при ОНР 1 и 2 уровней.
Для ОНР 4 уровня характерно затрудненное звукопроизношение и повторение сложных слов. Дети с данным уровнем недоразвития речи склонны допускать ошибки при словообразовании и словоизменении, что обусловлено низким уровнем фонематического восприятия. Словарный запас таких детей довольно широк, но, стоит отметить, что ребенку с подобной речевой патологией трудно понять значение редко встречающихся слов. Особенные трудности такие дети испытывают при необходимости логического изложения событий: они часто пропускают главное и акцентируют внимание на второстепенных деталях. Также при повествовании характерно повторение ранее сказанного.
Преодоление общего недоразвития речи
Первый детский медицинский центр — лечение ОНР любого уровня. В настоящее время специалистами Центра накоплен достаточный опыт для успешной коррекции различных речевых патологий.
Коррекция ОНР логопедом выстраивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Занятия при общем недоразвитии речи направлены на:
- развитие речевой активности;
- понимания речи;
- работу по формированию правильного фонетического оформления высказывания;
- развитие связной речи;
- закрепление правильного звукопроизношения;
- развитие графо-моторных навыков.
В перечень логопедических услуг Первого детского медицинского центра входят:
- консультация логопеда;
- логопедический массаж;
- индивидуальныен логопедические занятия.
Стоимость услуг Вы можете уточнить в разделе «Прайс-лист».
Профилактика ОНР
Коррекционная работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который следует начать как можно раньше (с трех-четырех лет).
Профилактика общего недоразвития речи у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалия, дислалия, брадилалия, дизартрия и пр.). Стоит отметить, что родители должны уделять должное внимание речевой среде, в которой проходит воспитание ребенка. Кроме того, нужно следить за развитием речевой активности малыша и, в случае возникновения каких-либо проблем, как можно быстрее обратиться за консультацией специалиста.
Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!
Поделиться в соцсетях:
Записаться к Врачу
Выбрать врача
www.Logopedy.ru
Дектярёва Светлана Анатольевна, учитель-логопед, г. Мариинск Оригинал: Сертификат: не выдавался
Введение
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
В результате целенаправленного и систематического обучения на этих занятиях ребёнок научится ориентироваться на листе, складывать его, что разовьёт координацию его рук и обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом. Он будет свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма. Разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник. Сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил.
Развитие ручной умелости
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако, даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.
У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм, агрессивность, обидчивость, раздражительность.
Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:
1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.
2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.
3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.
К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.
К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.
К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.
4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.
В коррекционную работу включается серия подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновременно у ребёнка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.
Основные задачи:
1. Научить детей ходить в определённом направлении( по прямой, по кругу) под заданный ритм.
2. Научить детей стоять попеременно на правой ( левой) ноге.
3. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол.
4. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.
5. Используя ленты, верёвочки. Научить детей завязывать и развязывать узел, бант.
6. Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решётку из пальцев.
7. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный палец, средний, безымянный, мизинец.
8. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».
Развитию общей и мелкой моторики способствует выполнение ребёнком комплекса заданий , игр, упражнений, которые можно проводить в домашних условиях совместно с родителями.
Работа с шариками. Перед ребёнком на столе кладётся несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребёнку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребёнок выполнял задание самостоятельно.
Можно на стол поставить пустую бутылку из-под молока, с обеих сторон от неё кладут несколько шариков Взрослый берёт шарик, который находится с правой стороны от ребёнка, и бросает его в бутылку, а потом предлагает ребёнку сделать так же. Выполнение этого задания поможет определить, насколько владеет ребёнок той и другой рукой, как он схватывает шарик(одинаково правой и левой или нет), все ли шарики вкладывает, много ли рассыпает, имеется ли выраженная неловкость движений.
Работа с кирпичиками.
а) «Дорожка» — выкладывание в ряд несколько кирпичиков.
б) «Заборчик» — выкладывание на ребро нескольких кирпичиков.
в) «Скамеечка» — строит из двух кубиков и поперечной планки сверху.
г) «Столик» — делается так же, как скамеечка; поперечная планка накладывается на один кубик.
д) «Ворота» -кирпичики ставятся перпендикулярно к планке.
Используя строительный материал, можно предложить построить так же стульчик, кроватку, диван и т.д.
Работа с кнопочными предметами. На стол перед ребёнком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребёнку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем и просит ребёнка нажать поочерёдно всеми пальцами руки.
Работа с пульверизатором. Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.
Работа с бусинками. Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета(или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусин. Для этой цели можно использовать крышечки от разных бутылок, предварительно проделав в них отверстия, и леску.
Работа с ракушками. Выкладывать на столе различные узоры из ракушек, камушков, пуговиц, косточек от фруктов, горошин, фасолин и других мелких предметов.
Работа с прищепками. Нарисовать и вырезать из картона круг, раскрасить так, чтобы получилось солнышко без лучей. Показать ребёнку и спросить на что похоже? Предложить сделать лучики при помощи прищепок. Аналогичным образом можно проделать и с другими картинками, например, предложить ребёнку сделать лапки насекомому, лепестки цветку, листья дереву и т.д.
Игра «Волшебный карандаш».
Цель: развитие внимания, слухо-моторной координации, формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук.
Оборудование: простой неотточенный карандаш с гранёной поверхностью.
Взрослый даёт ребёнку карандаш и говорит:
— Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашом возле правого уха. А теперь я послушаю, как шумит твой карандаш.
— Поставь локти на стол. Возьми карандаш за концы большим, указательным, безымянным пальцами правой и левой рук, покрути его вперёд и назад.
— Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а потом правой кисти рук.
— Поставь локти на стол, зажми два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными, а другой – средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние пальцы, имитируя движение ножниц.
Используемая литература
1. Ввозная В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/ В.И. Ввозная, И.Т. Коновалова.- М.: Сфера, 2006.
2. Жукова Н.С., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург АРД ЛТД, 1999.
Social commentary Cackle