Логопедия для всех
1. Первичная профилактика
А. Профилактика до рождения ребенка
Проследим поэтапно (как бы по ходу развития ребенка) основное содержание данного вида профилактики.
Поскольку многое в развитии ребенка может предопределить наследственность, то будущим родителям нужно очень серьезно подойти к этому вопросу. При наличии особо неблагоприятной наследственности по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против». Как показывает жизнь, в некоторых случаях бывает лучше полностью отказаться от намерения иметь ребенка, чем обречь его на тяжелую инвалидность.
Что касается состояния здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек, о которых уже говорилось при рассмотрении причин речевых расстройств. Если же такие привычки уже приобретены, то обоим будущим родителям необходимо полностью отказаться от них не менее чем за год до наступления беременности.
Даже такая, как многие считают, «безобидная» вещь, как курение матери во время беременности, отрицательно сказывается на всем ходе внутриутробного (а значит, и последующего) развития ребенка, о чем также уже говорилось выше. С очень тяжелыми случаями речевой и другой патологии мне неоднократно приходилось встречаться и у детей, родившихся от отцов, которые за некоторое время до рождения ребенка принимали непосредственное участие в ликвидации Чернобыльской аварии. Это касается и многих других вредных профессиональных условий.
Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственнейшего периода в жизни женщины проявляется у нас в общегосударственном масштабе — через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности. Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведем только один конкретный пример.
В декретный отпуск уходила одна наша молодая сотрудница, у которой беременность протекала на редкость хорошо. Она очень ждала ребенка, в семье все обстояло благополучно и, казалось бы, ничто не предвещало беды. Прощаясь с нею, мы все просили ее быть как можно осторожнее. Но поскольку она чувствовала себя вполне нормально, то по выходе в декрет решила в первый же день начать в квартире генеральную уборку: перестирать все занавески, которая сама сняла с высоких окон, и пр. В конце третьего «рабочего» дня «скорая помощь» привезла ее в больницу, где она с серьезными осложнениями родила семимесячного ребенка. А дальше у него потянулся длинный «хвост» не только речевой, но и различной нервно-психической патологии…
Вот такой дорогой ценой нередко приходится расплачиваться за свои необдуманные действия. Поэтому так важно понять, что даже самое хорошее самочувствие в период беременности может оказаться обманчивым и что на протяжении всего этого периода необходимо соблюдать предельную осторожность.
Очень отрицательно сказываются на будущем ребенке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период. Нет таких житейских проблем, которые были бы важнее нервно-психического здоровья будущего ребенка и полноценности его речи — это в конечном итоге всегда осознается всеми родителями, но нередко такое осознание приходит слишком поздно…
Что касается разного рода несчастных случаев, многие из которых предотвратить не в нашей власти, то и здесь очень важна разумность поведения самой женщины и ее ближайших родственников и друзей. Ведь всем нам хорошо известно, что любое несчастье можно переживать по-разному: мысленно как бы сглаживая его (все равно оно уже произошло и изменить ничего невозможно), или же, наоборот, усугубляя, «накручивая». Важно понять, что последнее в данном случае совершенно недопустимо и что для будущей матери должны быть, по возможности, созданы самые щадящие условия — ее нужно всеми возможными способами постараться как-то устранить от непосредственного участия в нежелательных событиях и максимально успокоить.
Сам процесс родов также во многом зависит от самой женщины. Разумное и правильное поведение будущей матери во время беременности во многом предопределяет нормальное протекание родов. В ближайший перед родами период необходимо полностью исключить якобы неотложные переезды и перелеты в другие города, поскольку не столь редки случаи начала родов непосредственно в поезде или самолете. Вряд ли нужно объяснять, с каким невообразимым риском это сопряжено не только для будущего ребенка, но и для самой матери. Нередко о такой поездке потом приходится жалеть всю жизнь. Что касается поведения женщины непосредственно во время родов, то ей очень важно заблаговременно приобрести об этом все нужные сведения. К счастью, необходимая работа в этом плане проводится женскими консультациями, нужно лишь отнестись к этому с полной ответственностью.
Б. Профилактика после рождения ребенка
После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребенок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснять у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по исправлению положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.
Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается в основном из таких двух моментов:
1) заботы о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов;
2) заботы о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
• предупреждение ушибов в области головы;
• предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
• охрана органов слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;
• охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
— предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
— исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под одну и ту же щеку во время сна (последнее может повести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
— раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
— своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребенка;
— своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4–5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.);
• охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот раздел профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь — заикания.
Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:
• обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);
• поощрение лепета ребенка мимикой радости;
• воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;
• медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребенка жизненной ситуацией, а также отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку постепенно приступить к овладению речью;
• отчетливое правильное произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
• приучение ребенка смотреть во время разговорав лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
• систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться понимать его с полуслова и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
• полное исключение случаев сюсюкания с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;
• занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи; • развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Основные направления профилактики речевых нарушений
Аннотация: Данная статья раскрывает теоретические вопросы по видам профилактики речевых нарушений по Л.С. Волковой. В первичной профилактике затрагиваются вопросы генетического консультирования, важность стимуляции речевого развития, а также вопрос адаптации. Вторичная профилактика раскрывает понятия: первичные-вторичные нарушения, сенситивный период, компенсаторные механизмы и коррекционные мероприятия. Третичная профилактику объясняет вопросы трудовой социализации лиц с нарушениями речи.
Основные направления профилактики речевых нарушений
Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.
Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.
При этом одним из важнейших направлений логопедической помощи в ДОУ является предупреждение нарушений речи и компенсаторного механизма вторичных и третичных нарушений различной патологии, в том числе и речевой.
Перед этой отраслью, логопедия как наука ставит следующие задачи:
1. Первичная профилактика, заключается именно в предупреждении речевых расстройств.
2. Вторичная профилактика, занимается предупреждением перехода расстройств речи в хронические формы, и также предупреждением последствий патологии речи.
3. Третичная профилактика, проводит социально-трудовую адаптацию лиц, страдающих речевыми расстройствами.
Первичная профилактика.
В речевом развитии предупреждение нарушений в первую очередь основываются на мерах педагогического, социального и, прежде всего психологического предупреждения расстройств высших психических функций.
Подрастающее поколение страдает сниженным иммунитетом, расстройствами нервной и эндокринной систем, которые зависят главным образом от экологии. Загрязненная окружающая среда является причиной появления острых и хронических заболеваний, а также снижением в организме сопротивляемости вредоносным влияниям. У родителей тоже отмечается снижение качества всех сторон здоровья, выявлено, что при отягощенной наследственности дети чаще страдают теми же нарушениями, что и их родители.
Психопрофилактические мероприятия включают в себя своевременное генетическое консультирование будущих родителей.
В генетическое консультирование входит: выявление нарушений на генетическом уровне, и выяснение их последствий; выяснение тяжести заболевания и риск рецидива; подробное описание способов профилактики и своевременной, оптимальной коррекции.
Актуальным в первичной профилактике является просвещение молодых родителей, которые несут ответственность за нервно-психическое здоровье ребенка. Родители вместе с врачами тщательно следят за развитием и становлением всех физиологических реакций, и в случае отклонений от нормы должны принять необходимые профилактические мероприятия.
Для полноценного развития ребенка особое значение имеет стимуляция формирования речевой функции. Следует содействовать благоприятному протеканию овладения ребенком двигательных навыков (сидение, ползание, ходьба, тонкая и общая моторика и т.д.), и в особенности речевым моторным аппаратом. Развитие тонкой моторики рук, особенно манипулятивная деятельность, тесно связана с формированием речедвигательной функции.
На первых годах жизни особое значение для ребенка имеет развитие понимания речи, то есть развитие пассивного словаря, что в свою очередь зависит от речевого поведения взрослых. Ребенок начинает понимать речь путем установления связи между словами, которые произносят взрослые, и предметами, которые эти слова обозначают.
В начальный период речевого развития не следует перегружать ребенка овладением малопонятных слов с трудным произношением, заучиванием песен и стихов, относящихся к старшей возрастной категорией.
Люди, окружающие ребенка, своей спокойной речью, четкой и плавной по артикуляции, грамматически верно оформленной фразой, побуждают ребенка к подражанию соответствующему оформлению речевой функции.
Процесс овладения правильным звукопроизношением нарушается тогда, когда взрослые, окружающие ребенка, имеют неправильное произношение, или, забавляясь, повторяют неверно оформленное речевой высказывание, нарушенное звукопроизношение закрепляется и в дальнейшем ребенку необходимо специальное логопедическое обучение.
Развитие речевых навыков осуществляется совместно с окружающей средой. Верное восприятие предметов, накопление знаний и навыков о них происходит за счет теснейшего взаимодействия сенсорного и речевого развития.
Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте это детская игра, посредством которой мотивируются потребности познания и необходимость приобретения знаний и умений, соответствующие их возрасту. Подключение дидактических игр в жизнь ребенка способствует сенсорному развитию, развивает способность к обучению, совершенствует фонематический слух и речь в целом.
Дифференцированные занятия слухового и фонематического восприятия необходимы ребенку для успешного овладения чтением и письмом. При полноценном и качественном обучении чтением и письмом важными умениями для ребенка являются способность не только слышать в слове отдельные звуки, но и понимать, что существует определенная последовательность звуков в слове. Умение дифференцировать и разделять звуки ведет к развитию слуховой памяти и внимания к самой звуковой стороне речи.
Большая ответственность за проведение профилактических мероприятий нервно-психических нарушений, приводящих к различным нарушениям, в том числе и речевым, возлагается на дошкольные учреждения. В программах федерального государственного образовательного стандарта обозначены задачи, которые организуют воспитательно-образовательную деятельность дошкольного учреждения, в области умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребенка дошкольного возраста.
Следует отметить, что важным психологическим аспектом качественным проведением профилактики нервно-психических нарушений, речи в частности, является своевременное направление ребенка в дошкольное учреждение, именно в том возрастном периоде, в котором наиболее безболезненно пройдет адаптация к новым условиям жизни.
Адаптация к условиям отдельного нахождения от семьи раскрывает у ребенка познавательные механизмы, развивает интерес к новым предметам и людям, и активизирует активную деятельность ребенка. Важным условием этого периода является соблюдение гигиенических правил, при которых важно развитие двигательной активности у детей, как в детском саду, так и дома.
Вторичная профилактика.
Известно, что существует взаимосвязь между нарушениями речи (первичные нарушения) и психическом развитии ребенка, формированием его личности и поведения (вторичные нарушения).
Расстройства речи, обусловленные органическими поражениями мозга (алалия, афазия), ограничивают умственное развитие полностью. Происходит это как за счет функционального единства речи и мышления, так и нарушений взаимодействия с окружающим миром. Последнее существенно обедняет как знания и эмоции, так и психические проявления личности полностью.
Особую роль в речевом онтогенезе играют взаимодействие социальных и биологических факторов, поэтому важно максимально вовлечь в коррекционную работу родителей ребенка. Они должны быть осведомлены, что низкий уровень развития сосательного рефлекса, малая двигательная активность, слабый или сильный голос говорят о повреждении головного мозга.
Существующие взгляды в обществе на прогноз и неизлечимость органических поражений головного мозга существенно влияют на отношение родителей к ребенку. Логопеду важно разъяснить родителям компенсаторные механизмы существующего органического дефекта, обратить внимание на значение врожденных рефлексов (эхопраксия и эхолалия), на вызывание голосовых реакций ребенка и первые этапы лепета для развития двигательной активности артикуляционного аппарата. Родители должны хорошо представлять себе, что чем раньше начата коррекционная работа, тем в меньшей мере пострадают интеллектуальное и речевое развитие ребенка.
Речевые нарушения у детей часто сочетаются с недостаточно сформированным и развитым целостным образом предмета. Поэтому важно проводить коррекционную работу таким образом, что сначала уточняется или создается образ того, что при дальнейшей работе уточняется словом (вторая сигнальная система). Коррекционная работа направляется на преодоление как речевых, так и неречевых симптомов с учетом индивидуального психологического развития ребенка. Характер речевой недостаточности и её степень, проявления вторичных психических нарушений определяют способность ребенка к обучению и возможность активной общественной позиции.
В своевременном формировании предпосылок к овладению практическими навыками анализа и синтеза препятствуют недоразвитие звуковой стороны речи, несформированностью фонематических процессов и звукопроизношения. Это явление рассматривают как первое следствие, ведущие к трудностям овладения грамотой. К следствиям второго порядка относят те трудности, которые образуются непосредственно в процессе овладения грамотой.
Максимальная концентрация внимания учителя-логопеда должна быть направлена на своевременное предупреждение вторичных отклонений, отдаленных от самой речевой патологии последствий. Заострить свое внимание на предупреждение вторичных отклонений, также следует и при анализе состояния звуковой стороны речи, так как недостаткам в овладении навыками письма и чтения приводит несформированность фонематических процессов даже при полной компенсации дефектов звукопроизношения.
Логопеду необходимо знать и учитывать все проявления определенной речевой патологии, и особенно условия полной компенсации. Поэтому особую значимость имеет ёмкое всестороннее изучение каждого ребенка для построения оптимального коррекционного обучения и воспитания ребенка с речевой патологией и профилактике вторичных отклонений.
При условии всестороннего знания о развитии ребенка (психологического, речевого, физического) с опорой на нормы развития ребенка логопедическая профилактика может быть действенной. Этот факт даст возможность логопеду направлено руководить процессом воспитания и обучения, опираясь на периоды с повышенной чувствительности (сенситивность), проявляющиеся на определенных этапах онтогенеза. Несвоевременное (опережающее или запаздывающее) к периоду сенситивности коррекционное обучение менее эффективно, хотя опора на закономерности развития психики и речи, психофизиологических характеристик позволяет логопеду добиваться положительных прогредиентных результатов.
Третичная профилактика. Дефекты речи ограничивают возможность выбора профессий. В задачи третичной профилактики входит профессиональная ориентация и обучение лиц, с речевой патологией.
Главным направлением этого этапа считается глубокий учет индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка с речевыми нарушениями. Таким детям необходимо возможность выбора с помощью таких специалистов, как педагог, врач, психолог такого пути обучения, при котором ребенок достигнет наилучших результатов. Для этой категории детей важно перенести центр тяжести с когнитивного на эмоциональное и социальное развитие.
Главной целью трудового воспитания детей с речевыми нарушениями является формирования убеждения о том, что труд это основная форма реализации личности.
Решающее и главным образом господствующее значение в предупреждении речевых расстройств в детском возрасте имеет речевая среда. Сама профилактика речевых нарушений начинается именно с того возраста, когда зарождается собственно сама речь, то есть в младенческом возрасте, если это необходимо. Важно учитывать собственно онтогенез речи (постепенное индивидуальное развитие ребенка в целом, и речи в частности), так и её основных компонентов.
Работа по профилактике речевых нарушений может быть разделена на проведение мероприятий психогигиенической направленности и предупреждение недостатков речи с помощью специальных приемов и средств. В период интенсивного становления речи отмечается чрезвычайная ранимость и чувствительность к внешним негативным воздействиям.
Опираясь на этот факт, обязательно в профилактическую деятельность входят: охрана нервно-психического и физического здоровья детей; осуществление доброжелательной, спокойной жизнедеятельности детей, предупреждение стрессовых ситуаций внешней среды; выявление на раннем этапе факторов риска в речевом развитии, прослеживание наличие отклонений от нормы в здоровом состоянии, наличие врожденных или приобретенных заболеваний, сказывающихся на речевом развитии ребенка.
Своевременная и компетентная профилактика речевого развития необходима для раннего предупреждения нарушений речи, так как задержанное речевое развитие затрудняет взаимоотношения с окружающими, и в дальнейшем пагубно влияет на процесс обучения грамоте, чтению и других психических функций.
Соколова К.М., учитель-логопед
- Основные направления подготовки к письму старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений
- Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений
- Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей
- Методические рекомендации для педагога «Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений»
(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа. Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений: преодоление имеющихся нарушений речи у детей, предупреждение возможных вторичных нарушений речи, профилактика речевых нарушений до их возникновения, совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, параллельная коррекция и развитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, логическое мышление. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
1) ухудшение экологической обстановки; 2) увеличение числа патологий беременности; 3) увеличение количества родовых травм; 4) ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; 5) различные социальные причины.
Хочется отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети часто слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут сказаться на ряде вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержку формирования навыков слогового и звуко-буквенного анализа слов, нарушение грамматического строя речи, снижение словарного запаса. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции. В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры — для развития мелкой моторики пальцев рук. Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе. Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста. Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственейшего периода в жизни женщины появляется у нас в общегосударственном масштабе — через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности. Очень отрицательно сказываются на будущем ребёнке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. После рождения ребёнка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребёнок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснить у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.
Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, то она складывается в основном из таких двух моментов:
1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и сохранности его речевых органов;
— предупреждение ушибов головы; — предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.); — охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное «долечивание» ушных заболеваний; — охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем: — предупреждение и лечение рахита и возможного появления костных аномалий речевого аппарата; — исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса); — раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов); — своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка; — своевременное подрезание короткой уздечки языка ( не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильной артикуляции которых мешает короткая уздечка); — охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженна речь и т.п.); — охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания) – этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.
2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:
— обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей); — поощрение лепета ребёнка мимикой радости; — воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни; — медленно и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а так же отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно «приступить» к овладению речью; — отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения; — приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению; -систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова», и тем более с одного только жеста или взгляда); — необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.; -полное исключение случаев «сюсюканья» с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания; -занятие ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи; -развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Таким образом, педагогический коллектив детского сада и родители должны следить за речью ребенка, развивать у него мелкую моторику, слуховую память и другие психические процессы, связанные с речью, а также сами говорить правильно и красиво.
Группа органических причин
Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.
Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
- Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
- Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы). Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает аномалии развития плода. Заражение вирусным гепатитом также представляет большую опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать различные аномалии плода.
- Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
- Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества — непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.
- Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
- Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Никотин, являясь основным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием тормозятся процессы активной транспортировки аминокислот от матери к плоду. В результате этого нарушаются процессы, связанные с увеличением массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300 грамм и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали интенсивно курить (более 20 сигарет в день), впоследствии могут быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают больше трудностей в учебе. Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного. При злоупотреблении матерью алкоголем и наркотиками может возникать синдром, характеризующийся множественными аномалиями развития плода и нарушениями физического и психического развития ребенка: нарушениями центральной нервной системы (гипервозбудимости, дискоординации движений, снижении интеллекта), замедлении роста, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, низкий лоб, недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия), а также аномалиями внутренних органов и конечностей.
- Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью. К ним относятся: Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
- Ототоксические препараты — антибиотики — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а также — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.
- Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан), быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.
- Назначение на ранних сроках беременности антидепрессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан), приводят к интоксикации плода.
Наследственная предрасположенность, генетические аномалии
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.
В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.
Вредности родового периода
- Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
- Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
- Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
- Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:
- Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
- Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
- Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
- Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
- Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.
Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.
Советы родителям «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Елена Милюткина
Советы родителям «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь – основа человеческого разума. Нарушение речевого развития – одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
Речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь не прямая линия, он индивидуален и равномерен. Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью. Вовремя принятые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие и, напротив, опоздание может стать роковым.
Наиболее часто встречающиеся дефекты произношения звуков у детей: нарушения свистящих звуков или шипящих звуков, не произношения звуков Л, ЛЬ или замена их другими звуками, недостатки произношения звуков Р и РЬ).
Существует ряд причин в возникновении этих дефектов:
— нарушение в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалия прикуса и др.)
— недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, слабые, не могут удерживать определенную позу)
— недоразвитие речевого дыхания.
Данные нарушения у детей можно предупредить. Наиболее целесообразные направления в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста — организация полноценной речевой среды.
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (взрослых – родителей, членов семьи, сначала механического, а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс.Влияние выражается в создании активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т. д.
Отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения у ребенка стремление взрослых приноровиться к языку ребенка, сознательно искажая слова – сюсюкают, подражают речи ребенка. Ребенок не понимает, что взрослый говорит неправильно. Родители для него эталон. Подсознательно сравнивая свою речь со взрослой,он приходит к заключению: «я достиг совершенства, дальше развиваться не надо»
.
Замена общения с ребенком просмотром телепередач, фильмов, играми на компьютере, также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Ребенок должен не только воспринимать информацию, он должен учится пользоваться речью. Делать выводы, отвечать на вопросы, объясняя свои умозаключения. Вступая в диалог ребенок слышит свою речь, подсознательно корректирует ее, пытается проговаривать «трудные слова»
. Односторонняя связь не развивает, а отупляет ребенка.
Поэтому рекомендации родителяммогут быть такого рода:
— обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу интонацией, четко проговаривая окончания слов;
— каждое новое слово должно быть понятно ребенку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;
— неправильно сказанное ребенком слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза правильно,не повторяя за ребенком его ошибок: «Нужно говорить не фрутки, а фрукты»
.. Правильное добровольное повторение слова следует поощрять похвалой. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ребенку еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.
— спрашивать ребенка, почему он сделал то или иное умозаключение, как он понял фразу, ваш рассказ, прочитанное произведение. Т. к. ребенок в силу своего небольшого жизненного опыта может сделать совершенно немыслимые выводы: «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. — это пограничник на границе, с автоматом»
Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – Работа по развитию артикуляционного аппарата.
Существует универсальный пропедевтический комплекс упражнений. Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз. «Лопаточка»
,
«Чашечка»
,
«Иголочка»
,
«Горка»
,
«Трубочка»
,
«Качели»
,
«Катушка»
,
«Лошадка»
,
«Маляр»
,
«Вкусное варенье»
,
«Автомат»
,
«Фокус»
. Описание этих упражнений можно найти в интернете или любой логопедической литературе. Опыт показывает, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому усвоению детьми норм
звукопроизношения.
Не менее важным является формирование речевого дыхания, так как оно является энергетической основой нашей речи.
Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут)
дыхательные упражнения и игры:
Удлинять выдох — дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах; на лодочку с парусом, сделанную из пенопласта;
— дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»
);
— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.
Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы: «Хомячок»
— пошмыгать носом (рот закрыт,
«Собаке жарко»
— часто подышать с высунутым языком.
Сложнее: носом вдох – живот при этом одновременно выпячивается вперед (надуть животик, ртом выдох — живот вбираем в себя. Это нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Его нужно отработать до автоматизма. Плечи при вдохе не поднимать!
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания, т. к. затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба.