Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква У


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква У

Звук У. Буква У. Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ
Задачи: — закреплять правильное произношение звука У; — учить слышать и выделять звук У в начале, середине, конце слова; — познакомить с понятием “гласный” звук; — ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет)
; — познакомить с буквой У; — учить читать букву У; — обучать навыкам звука–буквенного анализа и синтеза слогов и слов; — закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ с именами существительными; — закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе; — обогащать предметный словарь со звуком У; — развивать мелкую моторику пальцев рук; — развивать пространственную ориентацию на плоскости; — развивать память, внимание, мышление;
Оборудование: Игрушка утка, картинки со звуком У (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова)
– утка, утки, гусь, гуси, петух, петухи, муха, мухи, курица, курицы, акула, арбуз, арбузы, луна, жук, уши, лук, лупа, руки, удочка, улитка, узел, улей, улица, уголь, круг, утюг, паук, лягушка, тулуп, кнут; зеркала логопедические индивидуальные; картинка артикуляции звука У; картинка Паровоз – ту -ту; картинка Пароход – у – у – у; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква У, карточка – картинка “На что похожа буква У” – “Буква У как будто ушки, У зайчонка на макушке”; настенная Азбука; деревянные палочки для изготовления буквы У; квадратики из картона красного цвета; карточки “Светофоры” с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки; карандаши
( простой, красный)
.
Организационный момент Отгадывание загадок: Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух)
; Плывет пароход то назад, то вперед, А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать
(Утюг)
; Он никогда и никого не обижал на свете, Ну что же плачут от него и взрослые и дети
(Лук)
; Сто одежек и все без застежек
(Капуста)
; Какой звук мы услышали в отгадках – звук У;

Ход занятия
Фонетическая гимнастика “Паровозы – Пароходы” У нас в гостях Утка. Утка любит плавать на речке. По речке часто проходят пароходы и гудят – У – У. Погудите, как пароходы. А через речку проходит мост. По мосту часто проносятся паровозы. Паровозы гудят – Ту – Ту. Дети гудят, как паровозы. Произносим то тихо, то громко. Картинка артикуляции звука У. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Дети произносят звук У все вместе, затем по одному. Молодцы. Игра “Назови картинку” Дети называют картинки со звуком У (на усмотрение педагога)
, выделяя звук голосом. В игре используются карточки “Светофоры” с фишками для определения места звука У в слове.
Игра “Жадина” Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: — Моя утка. Мой утюг. Мои гуси и т.д. Логопед следит за правильностью выполнения задания. Игра “Чего нет” Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать слово. Дети проверяют есть ли звук У в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: — Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.п. Игра “Поймай звук” Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите звук У, поймайте звук, хлопните в ладошки. В игре можно дать слова на звуки У или И для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков У – А или У – И. Примерный лексический материал: утюг, утро, утка, ананас, петух, лужа, пудра, овца, ужик, ус, кукла и т.д. Физ. минутка Игра “Утки” Уточки в гнезде сидят (Дети садятся на корточки.)
И по сторонам глядят.
(Повороты головы в стороны.)
Погулять они хотят И тихонько все летят.
(Дети разлетаются и машут руками.)
Налетались, утомились И обратно возвратились.
Игры с мячом “А ну-ка, повтори” Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки: — ду – ду – ду – дети бегают в саду; — су – су – су – тихо осенью в лесу; — ву – ву – ву – в лесу видели сову; — шу – шу – шу – веточкой машу т. д. Игра “Эхо” Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо: Ту – ту – ду Ду – ду – ту Пу – пу – бу Бу – бу – пу и т.д. Проговори поговорку: — Гуляй, да дела не забывай; — Купил кота в мешке; — Маленькое дело лучше большого безделья; — Труд даром не дается; — Рыбка мелка, да уха сладка; — Без труда не вынешь и рыбку из пруда (объяснить смысл)
.
Игра “Загадки – добавлялки” Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу. — А горы все выше, а горы все круче, А горы уходят под самые …(тучи)
; — Подарили нам игрушки, Целый день стреляли…
(пушки)
; — На лесной опушке, Будут петь…
(лягушки)
; — У березы, по утру, Коза вовсю грызет…
(кору)
; — Я по улицам брожу, На прохожих я…
(гляжу)
; — В новом кресле я сижу, Шерстяной носок …
(вяжу)
; — На диване я лежу, Сладкий леденец…
(лижу)
; — У меня в кармане брюк, В коробочке зеленый…
(жук)
; — Не послушал Зайка папу, Отдавили Зайке …
(лапу)
. — Нам темно, мы просим папу Нам включить по ярче …
(лампу)
. — Какой звук слышали в добавлялках?
(Звук У)
.
Буква У Показ буквы – карточки У. Нахождение и показ буквы У на настенной Азбуке. Показ карточки “На что похожа буква У” — Буква У как будто ушки, У зайчонка на макушке. Прописывание буквы У в воздухе, прописывание буквы пальчиками на тактильных карточках – буквах. Понятие “гласный” звук Дети произносят звук У, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук У – губы трубочкой, ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук У не имеет преграды – он гласный звук. Гласные звуки обозначать будем красным цветом. Логопед под буквой У рисует маркером красный кружок. Работа в тетрадях Дети печатают букву У в тетрадях. Под буквой У рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква У обозначает звук У. Звук У не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом. Итог занятия Логопед спрашивает детей: — С каким звуком мы сегодня играли? У звука У нет преграды – как называется такой звук (гласный)
. Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук У ?
(Буквой У)
. На что похожа буква У?
(ушки зайчика, усики улитки)
. Как мы ее пишем? Молодцы ребята.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с презентацией Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Подготовка к обучению грамоте Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква Ю Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К

Похожие статьи:

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»

Конспект логопедического занятия

«Звук [У], буква «У»

ЦЕЛЬ: Дать детям понятие о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить навыки четкого произношения звука «У». учить выделять звук «У» из ряда гласных. Познакомить с графическим обозначением звука «У».Познакомить с буквой У. научить соотносить звук и букву. Развивать устойчивое внимание на занятии.

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком «У», касса букв.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Оргмомент. Скажу детям:

Станьте красиво и послушайте, кто может сесть (инструкцию даю вполголоса, от детей требуется максимальное внимание) .

— Саша, сядь. Максим, сядь. Все мальчики, сядьте. Все девочки, сядьте.

2. Сообщить детям: Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук «У» и познакомитесь с буквой «У».

Произношение звука «У». предложить произнести звук «У» тихо и голосом нормальной громкости. В зеркальца рассмотреть и рассказать артикуляцию звука.

Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами.

Дети произносят звук хорошо и по одному.

— Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук «У» голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.

— Его обозначим красным квадратиком.

3. Игра «Волшебная палочка».

— Повторяй за мной тот, до кого дотронусь указкой. Дети четко повторяют слоги.

ту му ух ну уф ук ус

лу ут ру ум чу су ку и т. д.

4. А теперь проверим, кто самый внимательный – игра «Телеграф». Я произнесу текст. Его следует запомнить по телеграфу. Кто самый способный? Слушайте:

Му – ту ум – ус гу – ну

Ут – ук су – фу ус – ут

5. Игра «Сигнальщики».

У детей на руках звуковые сигнальные фонарики красного цвета. Услышав звук «У», дети поднимают фонарики. Выделение звука:

а) из ряда гласных звуков: а, о, у, и, у… ;

б) из слогов: ух, ап, ос, ум… .

6. Произношение слов со звуком «У». Выделение «У» из начала слов.

а) Показать картинку «Утка» — дети называют, определяют звук «У».

назову ещё три слова: ухо, Уля, уши – определим первый звук «У», все вместе повторим слова, интонационно выделяя звук «У».

затем дети самостоятельно называют картинки со звуком «У» в начале слова. (они выставлены вместе с другими на доске).

— Какой первый звук мы произносим в этих словах? Звук «У» стоит в начале слова, обозначим его место на схеме слова:

утка ужи улица

улитка утюг утенок

уши усы учитель

б) Произнесение слов со звуком «У» в середине слова: произнесу название картинок, оставшихся на доске:

Цель.

Учить детей анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков; ознакомить с буквой Уу; упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа (направления: сверху вниз и снизу вверх).

Оборудование.

Набор картинок, сюжетная картина, панно букв; листы бумаги с нарисованными внизу цветами и бумажные пчелки (по количеству детей).

Предварительная работа.

Дети рисуют цветы на индивидуальных листах (по низу листа).

Ход занятия

1. 1. Педагог рассказывает историю, выделяя голосом звук [у]:

— Сегодня я расскажу вам про маленькую пчелку. Ее звали Уля. Однажды ранним утром Уля вылетела из домика — улья. Она полетела на луг за дальний лес собирать мед. Уля весело напевала:

У-у-у, у-у-у,

Много меда соберу-у-у-у!

Возле пруда Уля увидела утку. Мама-утка учила плавать утят. Уля полетела дальше. Смотрит, ползет по камушку ее знакомый уж. «Доброе утро, уж!» — «Доброе утро, Уля!» Пчелка полетела дальше, напевая:

У-у-у, у-у-у,

Для всех меду соберу!

2. — Какую песенку пела Уля? (у-у-у) Песенка пчелки похожа на звук [у]. Вспомните слова со звуком [у] из истории про пчелку Улю (если дети не могут вспомнить, воспитатель задает наводящие вопросы).

— С какого звука начинаются названные слова? ([у]). Выделите этот звук в словах голосом.

3. Артикуляция звука. При произнесении звука [у] губы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды, звук произносится с голосом (голосовые связки вибрируют).

Характеристика звука.

— Как мы называем звуки, которые произносятся с голосом и не встречают преград во рту? (Гласные звуки) Значит звук [у] — гласный.

II. 1. — Пролетая лес, Уля услышала, как кто-то кричит: «Ау!» Это девочка потерялась. Уля ей говорит:

У-у-у. у-у-у.

Иди за мной Я выведу-у-у.

Вывела Уля девочку из дремучего леса и довела до самого дома. У девочки был маленький братик. Малыш плакал: «Уа-уа!» Пчелка ему медку оставила. И полетела дальше.

Педагог предлагает детям вспомнить, как кричала потерявшаяся девочка в лесу (ау) и плачущий малыш в кроватке (уа).

— Сколько звуков в слове вы слышите? (Воспитатель напевно произносит а-а-а—у-у-у, затем у-у-у—а-а-а) Какой первый звук в слове? Какой второй звук? Какие это звуки? (Гласные)

Работа со звуковым домиком.

2. Воспитатель предлагает вспомнить и повторить песенки Ули.

III. 1. Знакомство с образом буквы.

Педагог показывает карточку с изображением буквы Уу. Буква заселяется в квартиру на панно букв по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 2.

— Буква Уу живет рядом с буквой Аа. В нашем домике они соседи.

2. Аналитико-синтетическая деятельность. (По аналогии с занятием 3)

IV. Упражнение «Пчелка на лугу» на развитие ориентации на листе бумаги и закрепление направления сверху вниз и снизу вверх.

Воспитатель раздает детям их листы с нарисованными цветами и бумажных пчелок.

— Наконец пчелка Уля прилетела на луг. (Дети располагают пчелок вверху листа) Летает пчелка, смотрит вниз. Как много красивых цветов. Стала пчелка на цветы садиться, нектар собирать. Сядет на один цветок, потом снова в воздух поднимется. И снова сядет. И снова поднимется.

— Где находится пчелка? (Вверху) Где растут цветы? (Внизу) Когда пчелка садится на цветок, как она летит? (Сверху вниз) А когда поднимается с цветка? (Снизу вверх) Покажите, как летает пчелка.

Дети выполняют указания воспитателя, передвигая пчелок по листу и сопровождая действия соответствующими словами: сверху вниз, снизу вверх и т. п.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]