Наша речь представляет собой поток звуков, которые образуются при участии органов речевого аппарата и дыхания. При правильном речевом дыхании мы получаем корректное звукообразование, правильную громкость, выразительность и плавность речи. Соответственно, гармоничная речь тесно связана с развитием речевого дыхания: как мы дышим во время говорения, с какой силой вдыхаем и выдыхаем воздух, как распределяем выдох и выдерживаем паузы в разговоре. Все эти навыки у детей можно и нужно совершенствовать. Какие игры на развитие речевого дыхания можно для этого использовать? Когда начать?
В чем отличие речевого дыхания от физиологического?
Физиологическое дыхание непроизвольно, оно служит нам для обеспечения правильного газообмена в организме. Короткие и равномерные вдохи и выдохи при этом выполняют через нос: вдох-выдох-пауза.
Основная особенность развития речевого дыхания у детей – упор на выдох (он должен быть намного длиннее, чем вдох). Сначала делают короткий вдох, за ним следует небольшая пауза, затем долгий выдох, наполненный звуками или словами.
Человек не может говорить на вдохе. Именно поэтому главную роль при правильной постановке речи играет тренировка речевого выдоха. Здесь важно уметь не набирать как можно больше воздуха, а тренировать навык его рационального использования для длинного плавного выдоха. Расслабление мышц, участвующих в таком дыхании, происходит произвольно, в зависимости от нашего желания.
Несовершенство детского речевого дыхания может проявляться по-разному.
- Например, ребенок во время говорения вдруг замолкает, делает паузу и вдыхает, чтобы закончить фразу, которую во время вдоха может подзабыть. Чтобы этого избежать, ребенок вынужден договаривать фразу, понижая тон, порой переходя на шепот. Это свидетельствует о том, что малыш не умеет набирать достаточно воздуха во время вдоха.
- Другой пример. Малыш говорит очень тихо, не договаривая мысль до конца. Его речь нечеткая, быстрая, что мешает правильной интонации и расстановке пауз. Здесь у ребенка слабо развит дыхательный аппарат. Часто это связано с наличием хронических заболеваний лор-органов или малоподвижным образом жизни, когда страдает объем легких.
Чудики в стакане
Понадобится:
- одноразовый стаканчик;
- полиэтиленовая перчатка (или резиновая, но ее тяжелее надувать);
- фломастеры;
- коктейльная трубочка.
Кто будет выскакивать из стаканчика, полностью решает автор произведения. Может, добрый монстрик с пятью глазами или сразу пять монстриков, или любимые персонажи малыша. А может к перчатке будут прикреплены бумажки с сообщением. Успейте его прочитать, пока у ребенка хватает дыхания показывать его вам.
Организация правильного выдоха
Чтобы речевое дыхание было правильным, важно продемонстрировать малышу технику его выполнения:
- вдох делают короткий, но сильный, вдыхать нужно носом, при этом будет заметно расширение диафрагмы;
- выдох должен быть плавным, без резких толчков (губы вытянуты в трубочку);
- выдох осуществляется через рот, иначе говорить не получится;
- выдыхать нужно «до упора», делая после этого небольшую паузу (около 2 – 3 секунд).
У большинства малышей с первого раза проделать это все правильно не получается. Чтобы помочь им освоить дыхание во время говорения, понадобятся специальные тренировки. Но не стоит бояться этой фразы: тренировки заключаются в проведении с ребенком разнообразных веселых игр, которые принесут ему массу положительных эмоций, попутно развивая силу выдоха.
Чтобы поддерживать интерес к таким занятиям, упражнения на речевое дыхание для детей важно правильно организовать:
- На выполнение их отводится от 3 минут в раннем возрасте, до 6 – в старшем дошкольном возрасте.
- Такие игры проводят в помещении с хорошим проветриванием: во время занятия в нем должно быть достаточно свежего воздуха.
- Играть с дыханием нужно до еды.
- К моменту начала упражнений ребенок должен быть здоров и находиться в хорошем настроении.
- Родители обязательно сопровождают игры эмоциональными комментариями.
Машина с надувным мотором
Понадобится:
- картон от любой коробки;
- коктейльные палочки;
- деревянные шпажки;
- скотч;
- пластиковые крышки;
- надувной шарик.
Чтобы машинка поехала, шарик придется каждый раз надувать, тренируя заодно дыхание для речи.
В этой статье вы найдете 14 идей зимних и новогодних поделок для усидчивых и вечно занятых.
— поделитесь с друзьями!
Играем с дыханием
Начинать занятия по постановке речевого дыхания можно уже к концу первого года жизни малыша. Наверняка мамочка захочет научить его задувать свечку на первом юбилейном торте.
Ставьте свечку на небольшом расстоянии от малыша – так, чтобы силы его выдоха хватило ее загасить. Иначе он быстро потеряет интерес к упражнению, которое не получается. Будьте готовы к тому, что ни с первого, ни даже с пятого раза у ребенка может ничего не получиться. Показывайте ему пример, можете подзадоривать фразами вроде: «Ах, какая свечечка у нас упрямая, не сдается! Но Катюша-то сильнее ее, правда? Давай попробуем победить ее еще разочек!»
Чтобы малышу было интереснее, можно преподнести эту игру, как день рождения какой-либо игрушки (куклы, мишки, зайки): поставить небольшое пирожное со свечкой, «пригласить в гости» другие игрушки.
Это и будет началом развивающих дыхание занятий. Можно добавить к задуванию свечки еще одно веселое занятие: сдувание мыльной пенки с ручек, когда малыш купается в ванной. После годика кроха уже может попробовать обдувать одуванчики во время прогулки, дудеть в детскую дудочку, показывать, как пыхтит самовар.
По большей части игры на развитие речевого дыхания предназначены для деток, начиная с младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Кстати, многие из них проводятся в детских садах.
Выдуватель пузырей
Понадобится:
- коктейльные трубочки;
- клеевой пистолет (и помощь взрослых);
- линейка;
- фломастер;
- ножницы;
- раствор для мыльных пузырей.
Даже логопеды советуют для работы над речевым дыханием выдувать мыльные пузыри. Занятие учит контролировать силу выдуваемой струи: подуешь слишком сильно, и пузыри полопаются, подуешь слабо — не надуются и не улетят. Ну а так как все это невероятно весело, дети готовы тренироваться еще и еще.
Игры на постановку дыхания
Для проведения этих игр понадобится нехитрый инвентарь: бумажные приспособления, игрушки-свистульки, воздушные шарики.
- Летящие бабочки.
Необходимо вырезать несколько бумажных бабочек и привязать их за ниточку к прочной веревке на небольшом расстоянии друг от друга. Бабочки должны располагаться на уровне лица ребенка. Взрослый показывает ему, как нужно подуть на бабочек, чтобы они начали «порхать», а затем предлагает повторить. Важно, чтобы малыш стоял ровно, не поднимал плечи на выдохе, не раздувал щеки, не добирал воздух, губы немного вытягивал вперед.
- Радужные пузыри.
Мама показывает ребенку, как надувают мыльные пузыри с помощью соломинки, коктейльной трубочки или специальной рамки, идущей в комплекте с пузырями. Затем малыш пробует повторить. У него могут возникнуть сложности, поэтому задача взрослых – поддержать кроху, мотивировать его.
- Свистульки.
Понадобятся деревянные, глиняные или пластиковые игрушки-свистульки. Ребенку предлагают посвистеть, чтобы услышать, как поет его птичка или зверушка. Это весьма увлекательная игра для дошколят, они с удовольствием будут «свиристеть».
- Волшебный ветерок.
Нужно подготовить «деревца» — метелочки из нарезанной на полоски цветной бумаги, прикрепленной к палочке (можно вместо бумаги взять елочный «дождик»). Взрослый показывает ребенку волшебное дерево и предлагает подуть на него, чтобы услышать легкий волшебный ветерок.
- Летящий шарик.
Для игры нужен надутый воздушный шар, который подвешивают на уровне лица малыша. Родитель показывает ребенку, как подуть на шарик, чтобы он взлетел вверх. Маленький игрок должен повторить упражнение. Более сложный вариант – шарик не привязывают, а задача ребенка – поднять его вверх и удерживать там, используя лишь силу выдоха.
Собака-дразнилка
Понадобится:
- двухсторонняя цветная бумага: коричневая, красная и бежевая;
- немного белой и черной бумаги, можно односторонней;
- двухсторонний скотч;
- коктейльная трубочка;
- ножницы;
- клей.
По этой технологии можно создать не только собачку, но и все, что пожелается. Подкиньте ребенку пару идей и увидите, как его фантазию будет уже не остановить. Кстати, если намечается детский праздник, такую поделку здорово будет смастерить для каждого гостя — точно будет весело.
Играем с тем, что под рукой
Чтобы играть, развивая силу выдоха, не обязательно использовать какой-то инвентарь. Существуют игры, которые проводятся «без ничего», или с предметами, которые всегда есть под рукой.
- Давай споем!
Во время этой игры песенки представляют собой плавное протягивание разных гласных звуков. Сначала мама показывает ребенку, как спеть звук А, затем О, У, Ы, И, Э, и т.д. Когда у малыша начнут получаться довольно длинные «песенки», можно предложить ему их объединять: песенка может состоять из последовательности гласных: А-О-И, А-У-Э, и т.д.
- Снежок пошел!
Для игры понадобятся небольшие кусочки обычной ваты, которая есть в каждом доме. Их раскладывают на столе, и взрослый предлагает малышу представить, что наступила зима и пошел снег. Для этого нужно подуть на «снежинки», чтобы они слетели со стола. В групповом варианте игры дети могут соревноваться, например, чьи снежинки слетят первыми, или у кого они улетят дальше.
- Живые карандаши.
На столе раскладывают цветные карандаши (для начала удобнее круглые, в дальнейшем можно взять ребристые). Задача ребенка – докатить каждый карандаш силой выдоха до другого конца стола. В групповом варианте дети садятся напротив и перекатывают карандаши друг другу от одного края к другому.
Упражнения для детей раннего возраста
Заниматься дыхательной гимнастикой можно с малышами начиная с 1-2 лет. Упражнения лучше всего делать вместе с движениями − так вы еще будете развивать и моторную сферу.
- Предложите малышу изобразить насос и накачать сдувшееся колесо. Сожмите руки перед грудью в кулаки, как будто вы держите насос. Наклонитесь вперед и опустите руки, при этом озвучивая действия звуком «С-С-С».
- Произносите звук сначала громко, а потом тихо.
- Изобразите вместе с малышом дровосека. Сложите руки вместе, словно держите топор. Резко опустите руки в наклоне и на выдохе произнесите «Ух».
- Предложите малышу представить, что он − волшебник. Сделайте взмах руками и задержите их вверху. Плавно опустите их, произнося слоги «Мммаааа, ммммоооо, ммммууу».
Также дыхательные упражнения можно соединить с артикуляционной гимнастикой при отработке движений губ: «Колечко», «Трубочка», «Широко открытый рот», «Улыбка». Можно сопровождать эти упражнения следующей инструкцией: сделать вдох носом и на выдохе произносить гласный звук.
Упражнения для детей 3-4 лет
Вы можете использовать все перечисленные выше упражнения. Но в этот период родители чаще всего обращаются за помощью к логопеду для исправления речевых недостатков. И для постановки определенных звуков нужны специальные упражнения, которые формируют не только сильный выдох, но и нужное положение органов артикуляции.
- Для свистящих: взрослый просит ребенка положить язык на нижнюю губу, и, произнося «Ф», сдуть ватку или другой легкий предмет.
- Для постановки шипящих язык должен занимать верхнее положение. На кончик носа кладут маленький кусочек ваты. Ребенок делает язык в форме «чашечки» и дует на него, пытаясь сдуть ватку.
Для разнообразия вы можете предложить ребенку порисовать при помощи дутья на краски. Для этого на листке бумаги поставьте несколько капель краски, предложите подуть на них через трубочку, чтобы получились красивые узоры. Хорошее упражнение для развития плавного длинного выдоха − различные пропевки, которые используют на музыкальных занятиях. Также пропевки способствуют формированию навыков диафрагмального дыхания, которое лежит в основе речевого.