Высказывания великих людей о развитии речи ребенка


Высказывания великих людей о развитии речи ребенка

Овладение родным языком – важнейшее приобретение детства.

Автор: Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70». Описание: данный материал будет полезен педагогам и заинтересованным родителям. Цель: активизация заинтересованности взрослых проблемой развития речи дошкольников.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию речи дошкольников. По моему глубокому убеждению, полноценное общение – самое главное в развитии ребенка. А полноценным оно, общение, может стать только благодаря речи.

О развитии речи детей.

«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский.

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников. Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, я убеждаюсь в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют речью. И если взрослым не можем помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей – наша забота. Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка. Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться». Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для выработки ясности, четкости и связности речи. В 19 веке интерес к детской речи усиливается – ее исследуют, изучают, описывают не только известные ученые, но и писатели. Так, создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», – утверждал К. Д. Ушинский. Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же самое время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Именно поэтому я считаю, развитие речи детей основой работы воспитателя и стараюсь уделять этому вопросу как можно больше внимания. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно. И своей задачей, при развитии речи детей, я считаю – не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но, что гораздо важнее, по моему мнению, использовать речь, как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, восприятия художественных произведений и т. п. Ведь развитие всех форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. И поэтому я особое внимание в своей работе с детьми уделяю развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения . И особое место здесь занимают колыбельные, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а так же способностью концентрировать внимание лишь на короткое время. Например, разговаривая с Аннушкой, говорю ей: «У нас есть девочка, волосы у нее светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки». Девочка задумалась, но, заметив мою улыбку, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку», – предлагаю я. «О чем?» – спрашивает Аннушка. «О чем хочешь», – отвечаю я. Девочка пытается загадать ответную загадку обо мне, но это у нее не получается. Тут ее взгляд падает на мяч, лежащий на полу, и она говорит: «Красный, круглый, большой. Им играют». «Упругий, резиновый, скачет по полу», – добавляю я. Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. И помочь детям понять смысл, заложенный в загадках, помогают разнообразные игры на описание самых различных предметов, находящихся в помещении и на улице. В этом мне помогают игры

Высказывания о языке и речиматериал по русскому языку на тему

Высказывания о языке и речи

Афоризмы (греч.) – краткие, отрывистые, фразы, заключающие в сжатой, удобной для запоминания, форме какую-нибудь определённую мысль, сентенцию, обобщение и т. п. Афористическая манера писания и речи означает сжатый, отрывистый способ выражения мыслей.

Афоризмы или краткие поучительные изречения особенно были любимы в повествовательной литературе эпохи Возрождения и вместе с заимствованными сочинениями они распространились и в России. Так например, особенно обильным афоризмами является «Разговор Соломона с Морольфом», где почти исключительно оба разговаривающие лица обмениваются афоризмами. То же самое мы замечаем в русских повестях, перешедших к нам с Востока и Запада: так например, множество афоризмов мы встречаем в повести «Синагрип царь Адоров и Наливские страны», где поучение премудрого Акира сыну состоит из афоризмов. На Западе афористические разговоры Соломона с Морольфом обращались особой статьёй, – в России тоже случилось с поучением Акира, которое выделено было из рассказа и обращалось как самостоятельное целое, обогащаясь новыми изречениями практической мудрости и пословицами. Афоризмами говорят тоже лица других заимствованных рассказов, например. в «Александрии». Пор высказывает такую мысль: «нет на земле радости, где не принялось бы жалости». Афоризмы, однако, явились в России не только в это позднее время; в XVII в. Они стали только выделяться из общих рассказов, как самостоятельный литературный сборник, но уже давно были в обращении: в доказательство этого стоит только припомнить себе богатое такими изречениями «Моление» Даниила Заточника.

Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь.

Писатели, поэты, философы, лингвисты, государственные деятели России

о языке и речи

Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого. (ПетрI)
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. (Константин Дмитриевич Ушинский)
Не бросай слова на ветер, не давай легкомысленных обещаний. Будь хозяином своего слова. (Василий Александрович Сухомлинский)
Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка. (Александр Сергеевич Пушкин)
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (Александр Сергеевич Пушкин)
Перед нами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовёт Вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. (Николай Васильевич Гоголь)
Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления. (Виссарион Григорьевич Белинский)
Правилу следуй упорно; чтобы словам было тесно, мыслям – просторно. (Николай Алексеевич Некрасов)
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. (Лев Николаевич Толстой)
Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать. (Лев Николаевич Толстой)
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. (Лев Николаевич Толстой)
Язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры. (Фёдор Михайлович Достоевский)
Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. (Николай Гаврилович Чернышевский)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (Иван Сергеевич Тургенев)
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (Иван Сергеевич Тургенев)
В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать… (Антон Павлович Чехов)
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (Александр Иванович Куприн)
Не умея держать в руке топор – дерева не обтешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь. (Максим Горький)
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (Константин Георгиевич Паустовский)
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Константин Георгиевич Паустовский)

Высказывания о языке и речи зарубежных мыслителей, философов, политиков, писателей и поэтов мира

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. (Вольтер)
Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Эразм Роттердамский)
Можно объясняться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Жан Ростан)
Гибок язык человека; речей в нём – край непочатый. Царство словесное неистощимо по всем направлениям. (Гомер)
Язык дан человеку для того, чтобы излагать свои мысли. (Мольер)
Грамматика повелевает даже царями. (Мольер)
Говорить туманно умеет всякий, говорить ясно – немногие. (Галилей)
Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. (Ральф Уолдо Эмерсон)
Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли». Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль». (Робер)
Краткость – душа остроумия. (Уильям Шекспир)
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Гегель)
Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Джонатан Свифт)

Пословицы и поговорки о языке

Больше дела, меньше слов.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Верёвка хороша длинная, а речь короткая.
Всякую корову можно подоить, да не всякое слово можно сказать.
Выстрелив, пулю не схватишь, слово сказав – не воротишь.
Говори, да не заговаривайся.
Говорит день до вечера, а послушать нечего.
Говорит, словно реченька журчит.
Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.
За словом в карман не полезет (ему слово, а он – десять).
Мягко стелет, да жёстко спать.
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
Словами туда и сюда, а делами никуда.
Поменьше говори – побольше услышишь.
Речами тих, да сердцем лих.
Речь красна слушанием.
Сказал бы словечко, да волк недалечко.
Слово давать, так слово держать.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Твои бы речи да Богу бы в уши.
Слушай больше, а говори меньше.
Умей вовремя сказать, умей и смолчать.
Одно доброе слово – от тысяч бед спасает.
Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.
Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.
Языком и лаптя не сплетёшь.
Слово толковое стоит целкового.
На языке мёд, да под языком лёд.
Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Цитаты про культуру речи

Культура речи – понятие, которым в своей работе частенько оперируют лингвисты. И речь, что интересно, идет не только о знании основ устного и письменного языка, но и об умении выражать свои мысли точно и красиво. Соответствующий талант в себе можно развивать самыми разными способами, в том числе и путем регулярного чтения крутых афоризмов. Пригодятся вам, в том числе и цитаты про культуру речи.

Не торопитесь искать их на сторонних ресурсах, ведь именно наш предоставляет вам доступ к уникальной подборке тематических высказываний. Воспользуйтесь шансом узнать, что о языковой культуре думали и говорили известные филологи, философы и не только.

Точность словоупотребления – основной закон культуры речи. Л.Н. Толстой.

В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. Ларошфуко.

Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости. Аламбер Жан Ле Рон.

Говорить не думая – всё равно что стрелять не целясь. М. Сервантес.

Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий. М. Сперанский.

Только интонация убеждает. Дельфина Жирарден.

Смирение узнаётся если обуздываешь язык и не бываешь криклив. Преп. Иоанн Лествичник.

Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.

Чем больше я стараюсь быть честным, тем глубже тонут во мраке нужные слова. Х. Мураками.

Самые важные слова в своей жизни мы произносим молча. П. Коэльо.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.

Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово. У. Шекспир.

Статья:

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено. В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. А так как общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание. Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности обучения в дошкольном учреждении, которые затрагивают и общение. В детском саду у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется.
Общение у дошкольника — будущего первоклассника, расширяется, проявляются особенности диалогической и связной монологической речи. В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью. Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности. Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Такое высказывание и такое общение может показаться просто констатацией действия ребенка. Но эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это показывает то, что речевое общение дошкольника расширяется, малыш начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Речь в данном случае показывает сформированность мышления ребенка старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники интересуются речью и высказываниями взрослых. Они внимательно слушают, отмечают не только высказывания о них самих, не только речь, которая обращена непосредственно на них, но и с интересом прислушиваются, когда взрослые говорят с другими детьми и друг с другом.

Речевое общение у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми расширяет и углубляет мир малыша. В ходе игры со сверстниками ребенок приобретает навыки диалогической речи. До конца посещения ДОУ речевое общение дошкольника старшего дошкольного возраста может оставаться на уровне ситуативного общения. В большинстве случаев у детей старшего дошкольного возраста вообще не сформировано речевое общение на личностные темы. И таким образом, они общаются чисто эмоционально и непосредственно, что по большому счету характеризует особенности общения очень маленьких детей. В поведении дошкольники, конечно же, не похожи на младенцев, но им больше нравится, когда взрослый их просто гладит, ласкает, а в речевом общении они часто смущаются, замыкаются в себе или даже отказываются общаться. Это естественно для малыша до года, но, когда такая форма общения сохраняется до 5 лет, то это должно настораживать, это говорит об отставании в развитии, показывает несформированность речи. У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения речевого развития. Дети могут комментировать свои действия во время определенной деятельности, но чаще всего только тогда, когда их спрашивают. Собственную инициативу в речи дети чаще всего не проявляют. Что можно сказать о компонентах речевой активности? М.Р. Львовой отмечалось, что к компонентам речевой активности относятся: скорость проявления речевых реакций во время диалога, подбор игр, в которых требуется применение речевых компонентов, быстрота выбора слов, особенности высказываний. А в число условий, при которых речь детей активизируется, входят: овладение системой языка на определенном речевом уровне развития, потребность и особенности в общении у детей, включение дошкольников в деятельность, которая доступна для конкретного возрастного этапа. В 5 лет ребенок начинает использовать в общении все основные части речи. У него осуществляется постепенное становление и развитие словообразование дошкольников. У малышей идет процесс активизации словаря, дети начинают осмысленно использовать слова. У дошкольников совершенствуется словоизменение. В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не существует в действительности. 5-6 лет — период активного становления фонетической стороны речи. Детям уже характерны умения разделять слова на слоги, наполнять слова звуками. Ошибки допускаются только в незнакомых детям словах. Построение структуры предложений Осваивая связную речь и рассказывание дошкольники 5-6 лет активно пользуются сочинительной речью.

В общении увеличивается количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, которые дети охотно используют в своей речи. Расширяя сферу общения, целесообразно совершенствовать структуру высказывания детей. Это можно успешно осуществлять в процессе игровой деятельности. На 6-м году жизни активно протекает процесс усвоения морфологических свойств предложений. Ребенок научается новым словам, его словарь и формы грамматического изменения новых слов также изменяются. В этом возрасте активно происходит освоение различных приемов словообразования, чему значительно способствует словотворчество ребенка. В первую очередь это касается главных частей речи: имен существительных, прилагательных, глагола. Процесс словотворчества в 6 лет можно наблюдать у всех детей практически.

Это период, когда словотворчество активно развивается. Оно имеет форму языковой игры, и это особо привлекательно для ребенка. Пятый — шестой год жизни характеризуется формированием произвольности речи. У дошкольников формируется фонематическое восприятие. Они осознают наипростейшие языковые закономерности, что можно часто наблюдать в игровой деятельности, насыщенной языковым общением дошкольников. Что касается возраста 6-7 лет, то тут продолжает овладение детьми способами грамматически правильного построения связных высказываний. Дети начинают строить монологи описательного характера. Речь изменяется, становится еще более грамматически и фонетически правильной. Диалогическая речь дошкольников Диалог старшего дошкольника со сверстниками осуществляется непроизвольно и инициативно. В процессе диалога детей учат использовать антонимы, продолжают развивать навыки употребления слов в разной форме, формируют умение обобщать слова. Словарь благодаря этому значительно обогащается. Методы, благодаря которым, речь дошкольника обогащается, расширяются и активизируются ее особенности. Одним из эффективных методов является дидактическая игра, которая всегда наполнена предметами. Дети их узнают, могут описать их качество, рассказать о назначении предмета.

До начала школьного обучения ребенок должен приобрести речевые умения и навыки, овладеть грамматическим строем речи. Это тот возраст, когда происходит закономерное усваивание ребенком синтаксического и морфологического порядка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]