Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звук [э]. Буква Э»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект группового занятия в подготовительной к школе группе с ФФНР. Занятие. Звук и буква Э. Цели: — правильное произношение звука Э в слогах, словах и предложениях; — знакомство с буквой Э» — упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры; — развивать звуко – буквенный анализ;

— учить детей печатать букву Э; — находить правильный образ буквы Э среди других, конструировать из элементов; — закреплять умение делать анализ предложения; — уточнять и расширять словарь. Оборудование: — предметные картинки, в названиях которых присутствует звук Э; — макет поезда тремя вагонами ( с двумя, тремя, четырьмя окошками); наборы для составления схем; схема предложения; веревочки разной длины; образец написания буквы Э; «чудо – дерево» с буквами; разрезные азбуки; тетради; карточки с написанными буквами Э,карандаши.

Ход занятия. I. Организационный момент. — Сядет тот, кто назовет гласные звуки. — Вспомните слова в которых гласный звук находится в начале слова.

II. Развитие артикуляционной моторики. для губ: «Трубочка»; «Бублик»; «Заборчик»; «Заборчик – Трубочка»; для языка: «Лопатка»; «Иголочка»; «Чашечка»;

III. Работа по развитию дыхания и голоса. «Пионы». Понюхаем цветущие пионы: вдох через нос – выдох через нос; вдох через нос – выдох через рот. Голосовые упражнения: протяжно пропеть звуки: а –а –а , о –о – о, у –у – у, и – и – и .

IV. Знакомство со звуком Э. 1. Выделение звука Э из слов. — К нам в гости пришла медведица, ее зовут Эмма. — Произнесите это слово. — Какой первый звук вы слышите? 2. Произнесение звука Э хором и индивидуально. 3. Уточнение артикуляции и характеристика звука Э (гласный звук, обозначаем красной фишкой)

V. Автоматизация звука Э в слогах. 1. Повторение слогов: гдэ – бдэ – птэ – ктэ, птэ – бдэ – гдэ – ктэ. 2. Звуковой анализ и синтез слогов ЭК, КЭ. Игра « Живые звуки». Дети произносят слоги поочередно, проводят звуковой анализ: называют первый звук, второй звук; после этого двое детей выбирают каким звуком будут и становятся в правильной последовательности, каждый называя свой звук; остальные дети проверяют правильность

VI. Автоматизация звука Э в словах. 1.- Послушайте слова и повторите: ЭЙ, ЭТОТ, ЭТАЖ, ЭДИК, ЭЛЛА, ЭЛЬЗА. — Какой первый звук в каждом слове? 2.–Назовите картинки, которые выставлены на доске: ЭКРАН, ЭКСКАВАТОР, ЭКСКУРСОВОД, ЭСКАЛАТОР, ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ, ЭКЛЕР,ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭЛЕКТРОВОЗ. (Логопед помогает назвать незнакомые слова). — Какой первый звука в каждом слове? 3.-Деление слов на слоги. Игра «Поезд». Картинки распределяются по вагонам в соответствии с количеством слогов в слове (предварительно отхлопав каждое слово) ЭКРАН, ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭКСКАВАТОР.

VII. Физкуль. — Дети,сейчас я буду давать разные команды, а вы их будете выполнять, но «запретными движением» будет команда «руки вниз». (Руки на пояс, вверх, вниз, к плечам, вниз, присели, помахали, руки на голову, вниз и т.д.). Выигрывает самый внимательный.

VIII. Знакомство с буквой Э. — Поможем медведицы Эмме подготовиться к школе, познакомим ее с новой буквой Э. Логопед показывает образ буквы на картинке и читает стих: «Это – Э с открытым ртом и большущим языком».

IX. Письмо буквы Э пальцем в воздухе, конструирование из веревочек.

X. Печатание буквы Э в тетрадях по точкам.

XI. Найти правильные буквы Э, обвести их красным карандашом ( карточки лежат на столах у каждого ребенка).

XII. Найти букву Э на «Чудо – дереве» (сосчитать).

XIII. Звуко – буквенный анализ слова ЭХО. 1. Звуковой анализ слова, выкладывание схемы. (Один ребенок выполняет у доски, остальные на своих местах) 2. Составление слова из букв разрезной азбуки.

XIV. Составление предложения со словом ЭХО по предложенной схеме.

.

ДЕТИ СЛЫШАЛИ ЭХО. XV. Итог занятия и оценка деятельности детей. — С какими звуками познакомились? — Дайте характеристику звука Э. — Какие слова запомнили со звуком Э.

Следующая >

LiveInternetLiveInternet

Цель: познакомить детей со звуком и буквой «Э».

Задачи: закрепить навыки различения и правильного произношения звука «э», в слогах, словах, фразах; упражнять в определении места звука «э» в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры; учить определять самое короткое и самое длинное слово; совершенствовать навыки звукового анализа слова, печатания слогов, слов, предложений; формировать навык чтения предложений с разной интонацией; учить детей задавать вопросы к одушевлённым и неодушевленным предметам; закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки со звуком «э», магнитная доска, цветные маркеры, буква «э», таблицы для чтения, мяч; раздаточный материал — верёвочки, тетради, ручки, цветные карандаши, карточки с буквой «э» и «с».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовёт первый звук в слове: арка, осы, умница, уши, обруч и др. .

II.

1.

Повторение пройденного:

— уточнение артикуляции звуков «а», «у», «о» и их характеристика.

2.

Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:

Никто его не видывал, А слышать — всякий слыхивал. Без тела — а живёт оно, Без языка — кричит оно. (Эхо)

— Какой первый звук мы слышим в слове «эхо»?

Педагог объявляет тему занятия.

3.

Знакомство с артикуляцией звука «э». (При произнесении звука «э» губы «смеются»).

4.

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука «э».

5.

Характеристика звука «э». (Звук «э» — гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом).

6.

Дидактическая игра «Хлопай, не зевай!» Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши, если услышат звук «э»: э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

7.

Игровое упражнение «Речевая зарядка» (дети повторяют цепочку слогов):

эп-оп-ап

уп-эп-опип-уп-эп
ип-эп-aпэп-aп-эпoп-уп-эп

8.

Дидактическая игра с мячом «Где спрятался звук «э»?» (определение позиции звука «э» в словах). Речевой материал: поэт, эльф, эмблема, этажерка.

9.

Дидактическая игра «Чего не стало?» (опора — предметные картинки со звуком «э»: эскимо, экскаватор, электричка, экран : . Логопед выставляет

5 предметных картинок на наборное полотно, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Чего не стало?»).

10.

Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.

11.

Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?». Продолжить ряд:

  • Кто это? Это девочка, бабочка, кошка :
  • Что это? Это кукла, стул, мяч :

12.

Физминутка.

Встаньте дружно, потянитесь! Пошагайте, покрутитесь. Руки вправо, руки влево, А потом присядьте смело. Снова встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь.

13.

Знакомство с буквой «э» (показ буквы). Логопед читает стихотворение:

Это — Э С открытым ртом И большущим языком.

14.

Выкладывание буквы «Э» из верёвочек, прорисовывание «э»в воздухе.

15.

Работа в тетрадях. Печатание букв «Э», «э»; слогов: «эм», «эп», «эт», «эк», «мэ», «пэ», «тэ», «кэ»; слов: «это», «эму», «Эмма».

Списывание предложений с доски: «Тут Эмма.», «Там эму.».

16.

Звуковой анализ слова: эму (зарисовка звуковой схемы в тетрадях).

17.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эмма. Это кто? Это паук.

III.
Итог занятия:
1. — С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука «э».

2. — Зачеркните букву, отличающуюся от остальных (работа на карточках):

Э Э Э Э Э С Э

3. Оценка деятельности детей.

Орешкина Е.А.

https://50ds.ru/logoped/10115-frontalnoe-zanyatie-p…e-po-teme-zvuk-e—bukva-e.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]