Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста


Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Главные принципы подготовки к обучению грамоте

До перехода в среднюю школу изучение грамоты выстраивается, как правило, следующим образом: Подготовка к обучению чтению и письму (Дошкольное образование) → Готовность к обучению чтению и письму (Дошкольное образование) → Обучение чтению и письму (Начальное образование) → Развитие навыков чтения и письма (Начальное образование). Основой для успешного формирования готовности к знакомству с грамотой является изучение звукового анализа и развитие графических навыков.

Чему необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом:

  • Выделять часто встречающийся в словах звук.
  • Называть слова по определенному фонематическому признаку.
  • Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков.
  • Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава.
  • В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры.
  • Подбирать слова, близкие и противоположные по значению.
  • При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества.
  • Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы.
  • Составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы.

Об особенностях обучения чтению и письму дошкольников вы узнаете в наших материалах:
«А читать пусть в школе научат!»

«Развиваем дошколят: подготовка руки к письму. С чего начать?»

Особенности УМК «Тропинки» и «Предшкольная пора»

Корпорация «Российский учебник» представляет курсы «Тропинки» (для системного дошкольного образования) и «Предшкольная пора» (для групп кратковременного пребывания и для подготовки детей при школах). Проекты уже заслужили высокую оценку педагогов. В изданиях представлена методика подготовки к обучению чтению и письму, разработанная известным специалистом в области дошкольного и начального образования Лидией Журовой на основе популярного метода Даниила Эльконина. Методика предусматривает подготовку через пять этапов:

Первый этап (и самый важный). Отработка умений:

  • интонационно выделять звук в слове;
  • называть слова с заданным звуком;
  • выделять и называть первый звук в слове;
  • различать твердые и мягкие парные согласные (без введения терминологии).

Второй этап. Обучение детей действию звукового состава слова. В ходе проведения звукового анализа слов идет моделирование звукового состава слова с помощью фишек.

Третий этап. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.

Четвертый этап. Знакомства с буквами, обозначающими согласные звуки, и освоение механизма чтения.

Пятый этап. Отработка механизма чтения на материале всего алфавита.

Разберем подробнее, как выстраивать звуковой анализ.

Учимся говорить правильно. 3-4 года. Пособие для детей

В пособии представлены задания по развитию речи, направленные на уточнение содержания занятий с детьми во 2-й младшей группе дошкольной образовательной огранизации. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.). Тексты в пособии предназначены для чтения детям взрослыми.

Купить

Операции действия звукового анализа

  1. Произнесение слова с одновременным продвижением указки по схеме звукового состава (идет согласование произношения и движения руки).
  2. Произнесение слова с интонационным выделением первого звука.
  3. Произнесение первого звука изолированно, так, как он слышится в слове.
  4. Обозначение звука фишкой (фишка ставится в первую клеточку).
  5. Продолжение работы с последующими звуками слова в указанной логике: ребенок ведет указкой по схеме, произносит все слово, задерживает указку во второй клеточке, интонационно выделяет второй звук, называет второй звук изолированно и фиксирует его фишкой, затем также выделяет третий звук.
  6. После обозначения фишкой последнего звука – обязательное прочитывание всего слова целиком.

Первый этап – знакомство со звуками – очень важен. Если в группе за несколько месяцев до завершения дошкольного образования появляется новый ученик, то учителю необходимо сделать выбор: сразу учить читать такого ребенка или заняться его подготовкой? Верным решением будет выбор в пользу подготовки, поскольку знание фонем пригодится ребенку и в школе.
#ADVERTISING_INSERT#

Грамота и абстрактно-символическое мышление

Говоря о грамоте, мы, скорее всего, не задумываемся, что за умением читать и писать стоит сложная мыслительная деятельность, а именно абстрактное и символическое мышление, которое (параллельно с интересом к речи) активно проявляется у детей с 4 лет. Оттого, насколько хорошо оно будет развито в этот период, во многом зависит успешность в усвоении других знаний. И обучение грамоте в этом контексте играет важную роль: впервые учась, например, выделять буквы в слове, слова в предложении и их отношения, дети постигают, что такое знаки, и как они соотносятся с реальностью. Это очень важно, потому что человеческая коммуникация, усвоение и передача знаний немыслимы без правильного понимания знаков и знаковых систем.

Немного теории: знак и знаковые системы

Грамота – это одна из знаковых (семиотических) систем, которые обеспечивают единообразное представление и интерпретацию сигналов и сообщений, которыми люди обмениваются в процессе передачи информации.

Формирование и использование семиотических систем – естественный для человека способ структурирования опыта, социализации и передачи знаний из поколения в поколение. По сути, все наше бытование пронизано знаковыми системами: фонетика, язык, счёт, ритуал, искусство и т.д. Общественные отношения в целом тоже можно рассмотреть как знаковую систему.

Единицей и основой любой семиотической системы является знак – абстрактный или материальный объект, относительно которого принято условие, что он указывает на некий смысл. Знак обладает планом содержания — смыслом, и планом выражения – это языковые или материальные средства, с помощью которых смысл передается.

В культурологии двоякую сущность знака хорошо объясняет понятие «Костер Геллы». Оно основано на греческой легенде о том, как юноша Леандр каждую ночь переплывал Босфор, чтобы встретиться со своей возлюбленной. Знаком-приглашением к началу его путешествия служил костер, который девушка разжигала в своей башне. Здесь костер – это материальное выражение знака. Приглашение к встрече – его смысл, содержание.

Можно выделить знаки личного пользования (например, костер из вышеупомянутой легенды) – они понятны только нескольким людям, значимы исключительно в контексте их отношений – и знаки общего и профессионального пользования (счет, язык, ритуал), с помощью которых предметы природы и техники входят в культуру. Но и в том и в другом случае создание знаков – это социальная деятельность, которая выражает своеобразие жизни, чувств, психической деятельности других людей.

С помощью знаков мы не только социализируемся, но и познаем действительность: конструируя семиотические системы, мы наделяем материальные и абстрактные объекты условным смыслом и устанавливаем связи между ними. Когда же эти системы приобретают историческое и общественное измерение (все различают и интерпретируют знаки одинаково), они закрепляют опыт и служат его передаче из поколения в поколение.

Передаче и усвоению опыта способствует важное свойство семиотических систем: конструкция знаков разъясняет их содержание даже в том случае, если нет специального условия понимания смысла отдельного знака. Яркий пример этому – придуманная академиком Щербой фраза «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка». Несмотря на то, что нам неизвестен смысл слов в этом предложении, по морфологическим признакам и их отношению друг к другу (которые заданы системой грамматики), мы можем понять общий смысл всей фразы: некоторая сущность женского рода что-то сделала с другим существом мужского пола, а затем начала (и продолжает до сих пор) делать что-то другое с более мелким представителем того же вида. Это принцип, например, незаменим в дешифровке древней письменности.

Получается, понимая, что такое знак, как он соотносится с реальностью (план выражения и план содержания), и как организована хотя бы одна знаковая система, становится легче в дальнейшем работать и с остальными. Например, изучение грамматики иностранного языка может помочь понять, как функционируют языки программирования.

И если для того, чтобы теоретически изучить, что такое знаки и знаковые системы (этим занимается наука семиотика) требуется значительное время и развитый интеллект, то практическую сторону вопроса дети начинают интуитивно постигать уже с ранних лет. И задача дошкольного образования им в этом своевременно помочь.

Включение детей в знаковую деятельность

Знаковая деятельность ребенка, по сути, начинается с жеста, указания на желаемый предмет или призыв к действию. Согласно Выготскому, жест дает начало речи, рисованию и игре – символической деятельности первого порядка, которая непосредственно отражает действительность. Именно в процессе игры предмет и его функция разъединяются: разные игрушки получают различное назначение (самолет — летать, машинка – ездить). С помощью наименований, ребенок устанавливает связи между знаком (именем) и конкретным предметом: он говорит «машинка» и берет в руки машинку, а не самолет. Речь, игра и рисование дают начало письменной речи, символической деятельности второго порядка (она отражает уже не непосредственную реальность, а рисунок или игру). Все эти внешние символические формы деятельности, входят в систему высших психических функций, которые формируются в процессе социального общения.

Поэтому обязательным условием овладения знаково-символической действительностью является взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками: указательный жест – начало всех начал – возникает именно из обращения к другому. Если его некому показывать, то в нем нет смысла. То же и с более сложной деятельностью: чтение – всегда обращение к воображаемому собеседнику, письмо – к воображаемому адресату. Только так они возникают как культурные функции. Иначе в начале овладения грамотой ребенок не понимает, для чего ему самому это нужно.

Таким образом,с ранних лет осваивая знаковую деятельность, ребенок чувствует себя вполне комфортно, находясь под руководством взрослого и в окружении сверстников. Остается вопрос: когда уместно переходить от освоения одной знаковой системы к другой, например, от фонетики к грамматике? На него у представителей отечественной психологической школы есть любопытные ответы.

Из яслей за парту?

Возникает закономерный вопрос: как обучать маленьких детей грамоте, чтобы им было интересно и не сложно?

Разумеется, не нужно их в детском саду сажать за парты, важно делать это дошкольными способами: придумывать задания, связанные с тем, что им интересно, включать обучение грамоте в разные виды работы с детьми. Например,всем вместе создавать таблицы имен с именами и датами рождения, позволять детям самим прописывать правила группы, придумывать календари, подписывать свои работы и т.д.

Важно, чтобы во время занятий ребенок мог наблюдать, исследовать, устанавливать связи, выявлять зависимости, обобщать, сравнивать, делать выводы, активно играть и манипулировать материалом и обсуждать, что он делает, со сверстниками.

Обучение грамоте вообще может базироваться на всех доступных ребёнку видах деятельности: пении, музицировании, физкультуре, конструировании, драматизации. В этих занятиях у детей также будет вырабатываться координация движений, ритмические, темповые, мелодические, пространственные, мышечные и языковые навыки.
Где взять идеи Практической стороне обучения грамоте дошкольников посвящено не так много работ, но есть хрестоматийные труды и тематические ресурсы, где которых можно найти много эффективных упражнений и идей: ✔ «Понимание грамотности» Евгения Шулежко — фундаментальный научно-педагогический труд, в котором, помимо теории, представлены авторские методики обучения письму, чтению и математике; ✔ «Всегда вместе: методическое пособие для родителей детей с патологией слуха» Эмилии Леонгард — несмотря на то, что книга ориентирована на работу со слабослышащими детьми, в ней можно найти много полезных упражнений и подходов к тому, как вызвать интерес к речи; Интернет-ресурсы: ✔ На сайте Открытый урок собрано много информации по обучению грамоте дошкольников. Там же можно найти и вышеупомянутые книги; ✔ Проект «Школа для всех» — полезный интернет-ресурс, посвященный работе со сшкольниками и дошкольниками. Партнерский материал
Подписаться на канал Университет детства

Если всё пустить на самотёк

Если в раннем детстве обучению грамоте не уделять должного внимания, то с поступлением в школу у некоторых детей может возникнуть ряд проблем.

Так у детей 6-7 лет часто возникают трудности с заданиями, требующими соотнесения символического и реального плана, с анализом знаковых средств по форме (графика, жесты, звуки) и по характеру связи с обозначаемым объектом (сходство или условная связь), с обозначением одних и тех же объектов разными способами.

Это происходит оттого, что уровень обобщенности, абстрагированности отдельных понятий, возможно, не совсем соответствует их уровню развития. Понимание структуры алфавита и структуры математических выражений (2а = б, например) строится именно на отвлеченных символических представлениях.

Важно, чтобы к началу школьных занятий ребенок имел представление об алфавите – о гласных и согласных, о строении слога, о натуральном ряде чисел. Понимание этих закономерностей создает у ребенка чувство приобщения к культуре.

Вообще, очень многие ошибки, которые возникают у детей в школе — это недосмотр дошкольных работников. Считается, что если ребенок просто здоров и эмоционально сохранен, этого достаточно, чтобы его обучение и в дальнейшем было успешным. А если у кого-то в школе, например, возникают проблемы с русским языком, то их часто списывают на психологическое развитие и заносят в разряд логопедических.

Но чтобы избежать подобных трудностей стоит просто раньше начинать освоение сложных знаковых систем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]