Современные дети с раннего возраста перегружены графической информацией. Большинство 3-4 летних малышей уже умеют пользоваться смартфонами и планшетами, играют в мобильные игры, смотрят мультики. В результате, когда приходит время учиться, они испытывают затруднения при восприятии текстовой информации. Увы, плохая техника чтения — проблема, знакомая сегодня многим родителям школьников. Дети читают неуверенно и в медленном темпе, долго выполняют задания, что негативно сказывается на их общей успеваемости как в младшей школе, так и в среднем и старшем звене.
Так зачем нужно скорочтение?
Скорочтение — это навык, который позволяет быстро воспринимать текстовую информацию.
Но речь идет именно о восприятии текста, а не автоматическом проглатывании. Феноменальная скорость без понимания прочитанного не только не поможет в учебе, а скорее навредит.
Педагоги понимают под скорочтением сформированный навык обработки учебного материала. Это значит, что школьник, владеющий таким навыком, может быстро изучать и усваивать параграфы учебников, научные статьи и другую образовательную информацию. Если ребенок читает медленно, у него остается мало времени для анализа информации и выполнения задания (например, при написании ВПР). Для того, чтобы ученик чувствовал себя уверенно на контрольных и проверочных работах, успешно осваивал программу, ему необходимо владеть навыком быстрого чтения.
Помимо этого, можно выделить еще несколько плюсов в освоении школьником техники скорочтения.
- Тренируется память.
Ребенок может не только запомнить, но и пересказать большие объемы информации. - Повышается интерес к учебе
, возрастает уверенность в своих силах. - Ребенок значительно быстрее справляется с домашними заданиями
, что освобождает время на хобби, интересные занятия, отдых. - Развивается зрительное внимание и концентрация
.
Преимущества
К числу достоинств методики скорочтения относят следующие:
- при регулярных занятиях удается избавиться от большинства ошибок, свойственных ученикам начальной школы (перестановка слогов в словах, замена букв, запинки);
- высокая скорость чтения напрямую связана с высокой успеваемостью.
- занятия позволяют улучшить память, способствуют развитию мышления.
Вот почему тренировки должны проводиться на регулярной основе. Однако не стоит заставлять ребенка заниматься, ругать его, если что-то не получается, в противном случае велик риск, что книга будет восприниматься им в негативном свете. Для детей младшего школьного возраста следует активно использовать игровые технологии, визуализировать прочитанное. Для этого родители могут подобрать иллюстрации к тексту, показывать их ребенку. Это поможет ему понять смысл.
Что мешает ребенку (да и взрослому) читать быстро?
1. Узкое пространство восприятия текста (поле зрения).
У большинства людей оно составляет 4-5 см. Именно столько текста при чтении видит человек. Для освоения техники скорочтения необходимо развивать периферийное зрение и расширять это пространство до 7-8 см.
2. Регрессия глаз.
Это очень распространенный рефлекс — машинальное возвратное движение глаз к уже прочитанному тексту. Прочитав часть текста, человек автоматически возвращается взглядом назад, и теряет время. Силой воли запретить себе возвращаться на уже прочитанный текст невозможно, для этого потребуются тренировки.
3. Артикуляция.
Когда ребенок только учится читать — он читает вслух, четко и громко проговаривает слова. Ребенок взрослеет, а привычка внутренне проговаривать текст (а иногда и шевелить при этом губами) остается. В определенных ситуациях и в дальнейшем это может быть оправдано — например, при чтении стихотворений, когда важно чувствовать логические ударения, выдерживать паузы. Но для быстрого чтения артикуляция не нужна.
5. Неразвитое внимание.
Чтобы понимать новую информацию, моментально схватывать главную и второстепенную мысль при беглом чтении, нужно обладать повышенным вниманием и не отвлекаться на внешние факторы.
Правила организации занятия
При работе над техникой скорочтения важно придерживаться нескольких правил, которые сделают каждое занятие максимально продуктивным.
- Следует стремиться к тому, чтобы ребенок читал и выполнял упражнения регулярно, желательно каждый день, а не к тому, чтобы он читал помногу за один раз.
- Не стоит недооценивать важность отдыха, поэтому при тренировках следует делать небольшие перерывы, чтобы малыш смог передохнуть и набраться сил.
- Обязательно хвалить ребенка за усилия, и особенно – за успех, а вот от порицаний необходимо отказаться, поскольку недовольство родителей снизит и мотивацию, и интерес.
В процессе обучения хорошо использовать элемент здоровой конкуренции, поэтому можно дать ребенку возможность иногда «победить» родителя, прочесть быстрее, чем папа или мама. Это подарит ему веру в свои силы и стремление делать дальнейшие успехи.
Обучаемся быстрому чтению
Увлекательные упражнения:
1. «Гонки»
Это упражнение позволяет повысить скорость чтения и способствует развитию речи. Выберите вместе с ребенком любимое стихотворение и предложите прочитать его несколько раз, каждый раз увеличивая темп насколько это возможно.
2. «Письмо в бутылке»
Расскажите ребенку историю, что к вам в руки попала бутылка с письмом, выловленная из моря. Но некоторые буквы смыла вода, и прочитать послание будет не так-то просто. Содержание письма может быть любым на ваш выбор, но «стирать» буквы следует в зависимости от того, насколько хорошо ребенок уже читает.
3. «Голова-хвост»
Существует два варианта выполнения этого упражнения. В первом варианте взрослый зачитывает начало слова, а ребенок должен найти его окончание («хвост»). Чтобы это сделать, нужно как можно быстрее пробежаться глазами по тексту и отыскать необходимое слово. Второй вариант предполагает зачитывание взрослым начала предложения, а ребенку требуется найти конец. Такая тренировка отлично развивает умение «сканировать» текст глазами, а также повышает концентрацию внимания (помните, мы уже говорили, насколько это важно?)
4. «Первый и последний»
Попросите ребенка прочитать текст про себя, но при этом произносить вслух первую и последнюю букву каждого слова. Затем пусть расскажет, о чем был текст. Упражнение учит быстро переключать внимание и одновременно выполнять несколько действий (чтение, понимание, запоминание).
5. «Партизан»
Ребенок читает текст вслух. Но, когда взрослый произносит слово «Партизан», ребенку необходимо приложить палец к губам (еще вариант — взять в зубы карандаш) и продолжать чтение молча. Услышав фразу «Партизан сбежал» школьник убирает палец от губ или карандаш, и продолжает снова читать вслух. Это полезная тренировка для устранения проговаривания слов во время чтения.
Не старайтесь выполнять все упражнения сразу. Чередуйте их, меняйте, комбинируйте, чтобы они не надоедали ребенку. Главное — занимайтесь понемногу, но регулярно.
«Скорочтение»: тренажеры от издательства «Планета»
Замечательным подспорьем для родителей и педагогов в вопросе обучения школьников технике скорочтения являются тренажеры от издательства «Планета». На момент подготовки статьи (конец 2019-начало 2021 года) издательством уже выпущены пособия для 3 и 4 класса и готовятся к выпуску пособия для 1 и 2 класса.
В этих пособиях собраны необычные тексты-задания, работа с которыми поможет школьникам значительно повысить скорость чтения. Выполняя их, ребенок научится читать без артикуляции, видеть предложения целиком, концентрироваться на чтении. К каждому тексту предлагается несколько вопросов на проверку осознанности и практические задания для закрепления навыков.
Работать с тренажерами ребенок может как самостоятельно, так и с помощью родителей или педагогов. Ребенку предлагается засечь время и начать читать текст «про себя». Затем указать в специальном окошке, сколько времени было затрачено. На следующий день или через день можно повторить упражнение и снова засечь время. Проверить, получилось ли прочитать текст быстрее, чем раньше. На обороте каждой страницы располагается текст-«помощник», к нему можно обратиться в том случае, когда читать «необычный» поначалу трудно.
Тексты очень разнообразные, задания необычные и увлекательные, они не дадут школьнику заскучать и повысят его интерес к чтению книг в целом. В чем же их необычность? Здесь ученик встретится с текстами, написанными «вверх ногами», «зашумленными» текстами (с наложенными «паутинками» или «решетками»), без пробелов, с использованием разных шрифтов, деформированными и многими другими текстами «со странностями».
Для примера давайте рассмотрим задание из тренажера 4 класса с «зашумленным» текстом
.
Текст сказки закрыт «паутинкой». Чтение такого текста помогает расширить периферийное зрение и предотвратить регрессию глаз. Линии паутинки наложены таким образом, что они проходят через слова. В результате ребенку ничего не остается, как читать сразу целыми словосочетаниями и предложениями, видеть как можно больше слов, догадываться, что это за слова. Также паутинка затрудняет чтение в целом, и возвращаться взглядом назад становится некомфортно.
Рассмотрим еще один пример из этого пособия — текст с закрытой верхней частью строк. Это упражнение также расширяет поле зрения и предупреждает регрессию.
Еще одно красивое задание — текст с использованием разных шрифтов
. Такого рода упражнение можно подготовить и самостоятельно, выбрав любой понравившийся отрывок. Для этого всего лишь нужно в обычном текстовом редакторе набрать текст разными шрифтами. И вот что получается! Таким образом мы снова успешно боремся с регрессией глаз. Новый шрифт в каждом предложении (или даже в каждом слове) автоматически останавливает взгляд читателя.
Еще одно эффективное упражнение на устранение регрессии рассмотрим на примере из тренажера для 3 класса. Ребенку предлагается прочитать текст, начиная с последнего слова каждого предложения, то есть не слева направо, а справа налево. Поскольку физиологически мы всегда читаем слева направо, то при «обратном» чтении глаза направо уже не будут возвращаться, ведь такой рефлекс у нас отсутствует. Проверьте сами!
Задания в тренажерах расположены от простых к сложным. Давайте рассмотрим наиболее сложное упражнение — текст с наложенной решеткой. Оно может вызвать затруднение даже у взрослого! Но такой текст читать ребенку будет как раз очень интересно, это отличная мотивация для чтения в целом, а не только в рамках тренажера.
Важно! Не забывайте, что все эти тексты ребенок должен читать «про себя», не вслух и даже не шепотом! Помните, что любое проговаривание значительно снижает скорость чтения.
Возраст
Исследователи отмечают, что ранние занятия по скорочтению скорее вредны, чем полезны, ведь ребенок, который только знакомится с печатным словом, должен стараться читать вдумчиво, осознано, понимать, о чем речь, а не стремиться делать это как можно быстрее. Ведь из-за того что малыш прочел все быстро, но не понял практически ничего, теряется сам смысл чтения. Поэтому специалисты полагают, что не стоит работать над скорочтением с детьми 7 лет, мозг которых уже готов к восприятию заданий, – обучение лучше отложить.
При этом отдельные упражнения, направленные на развитие внимательности, умения концентрироваться, будут полезны и в этом возрасте.
Комплексные тренировки над повышением скорости чтения лучше всего проводить в 10-12 лет – именно так считают многие педагоги.
Однозначного ответа на вопрос, с какого возраста приступать к занятиям, нет. Если родители видят, что их ребенок в 7-8 лет читает хорошо, понимая смысл, может отвечать на вопросы по его содержанию, то они могут начать в игровой форме заниматься с ним отдельными упражнениями по скорочтению. Но если школьник не понимает, что от него требуется, занятия можно отложить на год. Большая часть специалистов категорически не рекомендует проводить подобные тренировки с дошкольниками, пусть даже и умеющими читать, поскольку они нередко не понимают различий между буквами и звуками.
Подавление артикуляции
Школьники не могут читать не проговаривая слова про себя, двигая языком. Для техники скорочтения это необходимо исправить и избавиться от этого. Для борьбы с этим можно использовать:
Музыкальное сопровождение
Текст читается под музыку. Через несколько занятий включается музыка со словами. Желательно использовать классические композиции. Не стоит включать быстрые ритмичные композиции.
«Шмель»
При чтении, ребенку мешает монотонный звук, похожий на жужжание насекомого.
Ритм
В процессе занятий, взрослый ритмично стучит пальцем по столу или другому предмету. Постепенно ритм ускоряется.
Замок
Ребенок должен плотно сжать губы и читать про себя с максимально возможной скоростью. Для дополнительного эффекта, рот можно зажать ладонью.
Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»
Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.
Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!
Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.
Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.
А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!
Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
Перечень упражнений
А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:
- «Пол-арбуза»
- «Потерянные буквы»
- «Глаз — алмаз»
- «Шерлок»
- «Зазеркалье»
- «Бешеная книжка»
- «Птицы прилетели»
- «Партизан»
- «Эх, раз! Еще раз!»
- «Тайна пропавшего предложения»
Упражнение 7. «Птицы прилетели»
Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:
- спокойно;
- радостно;
- громко;
- тихо;
- грустно;
- с раздражением;
- со страхом;
- с издевкой;
- со злостью.
Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.
Упражнение 2. «Потерянные буквы»
Еще одно упражнение на развитие антиципации.
Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?
Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.
Книжн… полочка.
Нов… футболочка.
Больш… ложка.
Рыж… кошка.
Еще вот такую фразу:
Бобик все котлеты съел,
Он делиться не …….
И еще вот такие:
Ок-ок-ок — мы построим …….
Юк-юк-юк — поломался наш ……
Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.
Как помочь развитию ребенка?
Придерживаясь некоторых советов, можно в процессе игровой деятельности ребенка достичь хороших результатов.
Любое вместе проведенное время проводите с пользой: обсуждайте особенности погоды, сезонные явления, увиденное по дороге в дет сад растение или дерево
Знакомьте малыша с такими понятиями, как цвет, форма, запах и др. Имейте в виду, что детям сложно долго удерживать внимание на чем-то одном. Поэтому не стоит сердиться, когда он начинает отвлекаться на посторонние вещи. Занятия против воли не принесут успеха
Занимайтесь тогда, когда ребенок к этому расположен. Придерживайтесь занятий, соответствующих возрасту малыша и нравятся ему: лепка, рисование, игры, аппликации и др. Зная, с какими заданиями малышу справляться по силам, давайте ему чуть более усложненные. Плавный переход от игры к учебным занятиям происходит за год до поступления в первый класс, но не раньше. Занятия должны носить регулярный характер. Критика действий и успехов ребенка недопустима. Хвалите и поощряйте своего маленького ученика за маленькие, но реальные достижения.
Для расширения поля зрения и памяти
Упражнения для детей на развитие скорости чтения предполагают также работу над периферическим зрением, поскольку если радиус бокового зрения очень мал, то это становится серьезным препятствием на пути к быстрому чтению. Поэтому каждый день надо выполнять специальные упражнения, которые помогут решить проблему. Ранее уже описывалось подобное упражнение – таблицы Шульте. Но существуют и другие варианты.
- Работа с фигурами. Следует на листе бумаги нарисовать солнце с несколькими лучами. На конце каждого лучика поместить геометрическую фигуру, знакомую ребенку. Задача школьника – устремив взгляд на солнце, назвать по порядку фигуры.
- Улучшение фотопамяти. Упражнение выполняется на компьютере или по заранее приготовленным карточкам. Родитель печатает несколько слов (или раскладывает на столе карточки, где они записаны). Задача ребенка – прочитать их и запомнить, на слова он смотрит 10-15 секунд. Далее взрослый задает вопрос – присутствовало ли в данном ряду определенное слово? Ребенок дожжен вспомнить и дать верный ответ.
Скорость чтения имеет прямую связь с памятью, поэтому очень важно включать в тренировки различные упражнения, направленные на улучшение зрительной памяти.
Упражнение 6. «Бешеная книга»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.