Акустика
Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:
- частоту, которая определяет высоту звука;
- амплитуду, отвечающую за его силу;
- сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.
Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:
- все — вокальные, так как образованы тоном;
- все — неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
- все — непрерывные;
- гласные переднего ряда ([э], [и]) — высокие, а среднего и заднего ряда ([а], [о], [у] [ы]) — низкие;
- гласные нижнего и среднего подъёма ([а], [э], [о]) — компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего ([и], [ы], [у]) — диффузные;
- огубленные гласные [о], [у] — бемольные, неогубленные гласные [а], [э], [и], [ы] — небемольные.
Дифтонги и трифтонги
В зависимости от того, меняется ли акустика звука на протяжении его артикуляции, различают:
- монофтонги,
- дифтонги,
- трифтонги.
Монофтонги цельны и не распадаются на элементы. Дифтонги и трифтонги, напротив, содержат переходы от одного звукотипа к другому (и третьему).
СПРАВКА! В свою очередь, они бывают нисходящими (вершиной слога является первый гласный), восходящими (вершина слога — последний гласный), промежуточное положение занимает восходяще-нисходящие трифтонги.
Гласные русского языка преимущественно монофтонги. Исключения составляют йотированные звуки, соответствующие буквам я, ё, ю, е. Однако, если они стоят в паре с согласными, то обозначают монофтонг и лишь смягчают предшествующий звук.
Например: «пою» [пой’у] или «юла» [й’ула], где [й’y] — восходящий дифтонг; но в слове «любовь» [л’убоф’] дифтонга нет.
Таким образом, гласные звуки представлены в мировых языках во всем своем разнообразии. Некоторые их характеристики присущи русскоязычной речи, другие — выражены только как артикуляционные дефекты.
Похожие записи:
- Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
- Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
- Что мы знаем про Азбуку Морзе Азбука Морзе была создана для передачи короткой информации. Но использовать…
- Обучаем ребенка чтению Обучение чтению при подготовке к школе. Когда можно обучать ребенка…
Что изучает фонетика
Это наука об основной стороне человеческой речи – звуковой. Она изучает очень важную составляющую языка, поскольку без звуков, которые представляют собой звуковую оболочку слов, люди вообще не смогли бы общаться в устной форме. Но для того, чтобы речевое общение было качественным, человек должен четко отличать слово среди других, сходных с ним по звучанию. Именно для этого и необходимо понимание и изучение фонетических законов языка.
Чтобы различать слова, формы этих слов, а также словосочетания и предложения, фонетика русского языка располагает богатым арсеналом средств.
Как заработать, если знаешь русский
Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.
Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.
Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.
Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.
Записаться на курс “Копирайтинг с нуля”
Что такое гласные звуки?
Наша речь состоит из слов. Каждое слово в свою очередь складывается из звуков. Для того чтобы появился звук, мы используем различные органы: лёгкие, дыхательное горло, гортань, рот, язык, нос и губы. С помощью органов речи человек может произносить звуки, которые сливаются в слово.
Звуки в слове неодинаковые. Одни звуки произносятся голосом, а другие состоят из шума и голоса. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких, который устремляется по дыхательному горлу в гортань. В гортани находятся голосовые связки. Если струя воздуха свободно проходит через них и далее не встречает никаких препятствий на своём пути, то в итоге образуется голосовой звук, состоящий из тона. Если же при выдохе воздух пробирается через разные преграды, то получается характерный шум, типичный для согласных звуков.
Достаточно поменять положение губ, как получим с помощью голоса разные гласные звуки.
Чтобы образовать гласный звук [о], достаточно округлить губы, а вытянув их трубочкой, получим звук [у]. Гласный звук [а] произносится с широко открытым ртом. Звук [и] требует растянуть губы в улыбке.
Итак, в русском языке различают шесть гласных звуков. Эти звуки на письме обозначаются соответствующими буквами:Гласные буквы: о, а, у, и, ы, э
От согласных звуков гласные отличаются тем, что их можно произносить достаточно долго или пропеть:
СПРАВКА! Иногда гласные называют “ртораскрывателями”, так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных – “ртосмыкателей”, ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.
ПЛАН – СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА
(ГЛ.) | ГЛАСНЫЙ | СОГЛАСНЫЙ | (СОГЛ.) |
УДАРНЫЙ (УД.) БЕЗУДАРНЫЙ (БЕЗУД.) | |||
ЗВОНКИЙ (ЗВ.) | ГЛУХОЙ (ГЛУХ.) | ||
ТВЁРДЫЙ (ТВ.) | МЯГКИЙ (МЯГК.) | ||
ПАРНЫЙ (ПАРН.) | НЕПАРНЫЙ (НЕПАРН.) |
Литература
- Мисаренко Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М. : Академия, 2004.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Фонология
Фонология (от греч. «звук» и «учение») — раздел лингвистики, посвященный изучению структуры звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе.
Если принять гласный звук за фонему — единицу языка, не имеющую самостоятельного лексического и грамматического значения, — то очевидны его функции:
- выступать ядром слога, то есть обязательным его элементом. В некоторых языках эту роль принимают на себя сонанты или шумные согласные.
- нести ударение, то есть выделять слов в составе слова;
- определять тон, то есть использовать высоту звука для смыслоразличения в рамках слов или морфем.
Классификация согласных звуков русского языка
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:
Звук | Глухой/звонкий | Твердый/мягкий | Парный/непарный |
б | звонкий | твердый | парный |
в | звонкий | твердый | парный |
г | звонкий | твердый | парный |
д | звонкий | твердый | парный |
ж | звонкий | твердый | парный |
з | звонкий | твердый | парный |
к | звонкий | твердый | парный |
л | звонкий | твердый | парный |
м | звонкий | твердый | парный |
н | звонкий | твердый | парный |
п | глухой | твердый | парный |
р | звонкий | твердый | парный |
с | глухой | твердый | парный |
т | глухой | твердый | парный |
ф | глухой | твердый | парный |
х | глухой | твердый | парный |
ц | звонкий | твердый | непарный |
ч | глухой | мягкий | непарный |
ш | глухой | твердый | парный |
щ | глухой | мягкий | непарный |
й | звонкий | мягкий | непарный |
б’ | звонкий | мягкий | парный |
в’ | звонкий | мягкий | парный |
г’ | звонкий | мягкий | парный |
д’ | звонкий | мягкий | парный |
з’ | звонкий | мягкий | парный |
к’ | звонкий | мягкий | парный |
л’ | звонкий | мягкий | парный |
м’ | звонкий | мягкий | парный |
н’ | звонкий | мягкий | парный |
п’ | глухой | мягкий | парный |
р’ | звонкий | мягкий | парный |
с’ | глухой | мягкий | парный |
т’ | глухой | мягкий | парный |
ф’ | глухой | мягкий | парный |
х’ | глухой | мягкий | парный |
Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.
Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.
Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.
При произнесении согласного звука голосовой тракт всегда сужается, то есть звук, как будто преодолевает препятствие.
Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.
Словесное и фразовое ударение, интонация
Оно необходимо для того, чтобы делить речевой поток на отдельные части, что в итоге помогает слушающему понимать, что говорит говорящий.
Словесное ударение помогает разделять разные формы слова и одинаковые слова, которые различаются только с его помощью.
Служебные слова и междометия не имеют своего ударения и в фонетическом смысле являются частью того самостоятельного слова, к которому относятся.
Фразовое ударение позволяет выделить самое главное слово в пределах одного высказывания. С его помощью можно по-разному интерпретировать совершенно одинаковые фразы.
Что касается интонации, то она позволяет делать предложения повествовательными, вопросительными или восклицательными.