Звуки [В] [В`]. Буквы В, вметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


Акустика

Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:

  • частоту, которая определяет высоту звука;
  • амплитуду, отвечающую за его силу;
  • сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.

Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:

  1. все — вокальные, так как образованы тоном;
  2. все — неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
  3. все — непрерывные;
  4. гласные переднего ряда ([э], [и]) — высокие, а среднего и заднего ряда ([а], [о], [у] [ы]) — низкие;
  5. гласные нижнего и среднего подъёма ([а], [э], [о]) — компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего ([и], [ы], [у]) — диффузные;
  6. огубленные гласные [о], [у] — бемольные, неогубленные гласные [а], [э], [и], [ы] — небемольные.

Дифтонги и трифтонги

В зависимости от того, меняется ли акустика звука на протяжении его артикуляции, различают:

  • монофтонги,
  • дифтонги,
  • трифтонги.

Монофтонги цельны и не распадаются на элементы. Дифтонги и трифтонги, напротив, содержат переходы от одного звукотипа к другому (и третьему).

СПРАВКА! В свою очередь, они бывают нисходящими (вершиной слога является первый гласный), восходящими (вершина слога — последний гласный), промежуточное положение занимает восходяще-нисходящие трифтонги.

Гласные русского языка преимущественно монофтонги. Исключения составляют йотированные звуки, соответствующие буквам я, ё, ю, е. Однако, если они стоят в паре с согласными, то обозначают монофтонг и лишь смягчают предшествующий звук.

Например: «пою» [пой’у] или «юла» [й’ула], где [й’y] — восходящий дифтонг; но в слове «любовь» [л’убоф’] дифтонга нет.

Таким образом, гласные звуки представлены в мировых языках во всем своем разнообразии. Некоторые их характеристики присущи русскоязычной речи, другие — выражены только как артикуляционные дефекты.

Похожие записи:

  1. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  2. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  3. Что мы знаем про Азбуку Морзе Азбука Морзе была создана для передачи короткой информации. Но использовать…
  4. Обучаем ребенка чтению Обучение чтению при подготовке к школе. Когда можно обучать ребенка…

Что изучает фонетика

Это наука об основной стороне человеческой речи – звуковой. Она изучает очень важную составляющую языка, поскольку без звуков, которые представляют собой звуковую оболочку слов, люди вообще не смогли бы общаться в устной форме. Но для того, чтобы речевое общение было качественным, человек должен четко отличать слово среди других, сходных с ним по звучанию. Именно для этого и необходимо понимание и изучение фонетических законов языка.

Чтобы различать слова, формы этих слов, а также словосочетания и предложения, фонетика русского языка располагает богатым арсеналом средств.

Как заработать, если знаешь русский

Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.

Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.

Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.

Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.

Записаться на курс “Копирайтинг с нуля”

Что такое гласные звуки?

Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во в свою оче­редь скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков. Для того что­бы появил­ся звук, мы исполь­зу­ем раз­лич­ные орга­ны: лёг­кие, дыха­тель­ное гор­ло, гор­тань, рот, язык, нос и губы. С помо­щью орга­нов речи чело­век может про­из­но­сить зву­ки, кото­рые сли­ва­ют­ся в сло­во.

Звуки в сло­ве неоди­на­ко­вые. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся голо­сом, а дру­гие состо­ят из шума и голо­са. Когда мы начи­на­ем гово­рить, то выды­ха­ем воз­дух из лёг­ких, кото­рый устрем­ля­ет­ся по дыха­тель­но­му гор­лу в гор­тань. В гор­та­ни нахо­дят­ся голо­со­вые связ­ки. Если струя воз­ду­ха сво­бод­но про­хо­дит через них и далее не встре­ча­ет ника­ких пре­пят­ствий на сво­ём пути, то в ито­ге обра­зу­ет­ся голо­со­вой звук, состо­я­щий из тона. Если же при выдо­хе воз­дух про­би­ра­ет­ся через раз­ные пре­гра­ды, то полу­ча­ет­ся харак­тер­ный шум, типич­ный для соглас­ных зву­ков.

Достаточно поме­нять поло­же­ние губ, как полу­чим с помо­щью голо­са раз­ные глас­ные зву­ки.

Чтобы обра­зо­вать глас­ный звук [о], доста­точ­но округ­лить губы, а вытя­нув их тру­боч­кой, полу­чим звук [у]. Гласный звук [а] про­из­но­сит­ся с широ­ко откры­тым ртом. Звук [и] тре­бу­ет рас­тя­нуть губы в улыб­ке.

Итак, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть глас­ных зву­ков. Эти зву­ки на пись­ме обо­зна­ча­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми:Гласные бук­вы: о, а, у, и, ы, э

От соглас­ных зву­ков глас­ные отли­ча­ют­ся тем, что их мож­но про­из­но­сить доста­точ­но дол­го или про­петь:

СПРАВКА! Иногда гласные называют “ртораскрывателями”, так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных – “ртосмыкателей”, ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.

ПЛАН – СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА

(ГЛ.)ГЛАСНЫЙСОГЛАСНЫЙ(СОГЛ.)
УДАРНЫЙ (УД.) БЕЗУДАРНЫЙ (БЕЗУД.)
ЗВОНКИЙ (ЗВ.)ГЛУХОЙ (ГЛУХ.)
ТВЁРДЫЙ (ТВ.)МЯГКИЙ (МЯГК.)
ПАРНЫЙ (ПАРН.)НЕПАРНЫЙ (НЕПАРН.)

Литература

  1. Мисаренко Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М. : Академия, 2004.
  2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Фонология

Фонология (от греч. «звук» и «учение») — раздел лингвистики, посвященный изучению структуры звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе.

Если принять гласный звук за фонему — единицу языка, не имеющую самостоятельного лексического и грамматического значения, — то очевидны его функции:

  • выступать ядром слога, то есть обязательным его элементом. В некоторых языках эту роль принимают на себя сонанты или шумные согласные.
  • нести ударение, то есть выделять слов в составе слова;
  • определять тон, то есть использовать высоту звука для смыслоразличения в рамках слов или морфем.

Классификация согласных звуков русского языка

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:

Звук Глухой/звонкий Твердый/мягкий Парный/непарный
б звонкий твердый парный
в звонкий твердый парный
г звонкий твердый парный
д звонкий твердый парный
ж звонкий твердый парный
з звонкий твердый парный
к звонкий твердый парный
л звонкий твердый парный
м звонкий твердый парный
н звонкий твердый парный
п глухой твердый парный
р звонкий твердый парный
с глухой твердый парный
т глухой твердый парный
ф глухой твердый парный
х глухой твердый парный
ц звонкий твердый непарный
ч глухой мягкий непарный
ш глухой твердый парный
щ глухой мягкий непарный
й звонкий мягкий непарный
б’ звонкий мягкий парный
в’ звонкий мягкий парный
г’ звонкий мягкий парный
д’ звонкий мягкий парный
з’ звонкий мягкий парный
к’ звонкий мягкий парный
л’ звонкий мягкий парный
м’ звонкий мягкий парный
н’ звонкий мягкий парный
п’ глухой мягкий парный
р’ звонкий мягкий парный
с’ глухой мягкий парный
т’ глухой мягкий парный
ф’ глухой мягкий парный
х’ глухой мягкий парный

Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.

Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.

Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.

При произнесении согласного звука голосовой тракт всегда сужается, то есть звук, как будто преодолевает препятствие.

Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.

Словесное и фразовое ударение, интонация

Оно необходимо для того, чтобы делить речевой поток на отдельные части, что в итоге помогает слушающему понимать, что говорит говорящий.

Словесное ударение помогает разделять разные формы слова и одинаковые слова, которые различаются только с его помощью.

Служебные слова и междометия не имеют своего ударения и в фонетическом смысле являются частью того самостоятельного слова, к которому относятся.

Фразовое ударение позволяет выделить самое главное слово в пределах одного высказывания. С его помощью можно по-разному интерпретировать совершенно одинаковые фразы.

Что касается интонации, то она позволяет делать предложения повествовательными, вопросительными или восклицательными.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]