Сценическая речь: особенности, простые упражнения, эффективные методики обучения

Хотите чтобы ваш ребенок в будущем стал теле- или радиоведущим, известным актером? Сами планируете построить успешную карьеру на сцене? Тогда нужно долго и упорно заниматься развитием сценической речи. Методика обучения включает разнообразные упражнения на дикцию. Есть специальные занятия по актерскому мастерству как для взрослых, так и для детей. Хотите узнать что такое сценическая речь и выучить простые упражнения для развития речевого аппарата? Тогда читайте эту статью до конца.

В чем особенность сценической речи?

Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Упражнение 2. «Звуковое пение»

Выполняя это упражнение:

  • ваш голос зазвучит новыми красками;
  • речь станет разборчивее.

Нам нужно: Текст.

Что делаем?

Например, текст может быть таким. «А вы знаете, что «Упражнения на развитие речи помогают мне в жизни и в карьере! Меня слышат, меня слушают, меня понимают. Я нравлюсь коллегам, увлекаю друзей и строю свою жизнь!»?

Мантра? ДА! Но действовать она начинает, если при ее прочтении пользоваться определенной методикой. Итак, начинаем читать нашу мантру, убрав все согласные звуки, потом гласные. Это будет звучать как: «У-А-Е-И-Я А А-И-И-Е Е-И О-О-А-Ю Е И-И И А-Е-Е! и так далее», Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных.

Вот именно такие мантры – действуют!

Как быстро усовершенствовать технику речи?

Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

Речь и мышление

В научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences было опубликовано интересное исследование о том, как дети изучают родной язык. Антрополог Чарльз Янг сравнил лепетание малышей, которые только учатся говорить, и записи с «уроков языка» для шимпанзе. Выяснилось следующее: в отличие от животных, дети изучают родной язык не столько путем подражания, сколько путем самостоятельных экспериментов со словами и звуками. Набор звуковых комбинаций у обезьян был очень мал. Малыши свободно выходили за рамки изученного и экспериментировали со словообразованием, меняли структуру слов.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение речи в любой форме стимулирует интеллектуальное развитие и формирует новые нейронные связи.

Это интересно!

Биолог П. Гаряев провел занятный эксперимент — с помощью специального прибора, он доказал, что бранное слово может вызвать эффект, похожий на облучение радиацией.

На занятиях в детском мы не стараемся сделать из воспитанников звезд. Наша главная цель вооружить их полезными навыками для успешной жизни. Неважно, изберут ли они путь артиста или выберут профессию, далекую от сцены. Главное, что у них на всю жизнь останутся знания и умения правильно коммуницировать, договариваться и привлекать внимание собеседника своей речью. И это поможет вашим детям самостоятельно добиваться успеха, повышать качество жизни и становиться лучше каждый день!

Варианты упражнений для постановки дыхания

Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот. Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.

  • Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
  • Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
  • Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

Совершенствуем артикуляцию

Чтобы произношение отдельных звуков было внятным и четким, нужно постоянно тренировать органы, отвечающие за артикуляцию.

Урок нужно начинать с простого проговаривания гласных, согласных звуков и простых связок. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал громко и ярко, не так как в обычной повседневной жизни.

Различные скороговорки также помогают тренировать речевой аппарат. Такие стишки нужно, наоборот, произносить очень тихо, шепотом. Постепенно темп прочтения и громкость увеличивайте. Рассмотрим несколько простых вариантов скороговорок для усовершенствования сценической речи.

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если вы уже довольно давно посещаете уроки сценической речи, можете постепенно усложнять себе задачу, разучивая более длинные и сложные скороговорки. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть самую длинную скороговорку в мире «Лигурию», можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

А. П. Петрова. «Сценическая речь» — Упражнения для языка

А. П. Петрова. «Сценическая речь» — Комплекс упражнений со сложными движениями

Страница 45 из 57

Упражнение 1. Тренировка кувырка с организованным фиксированным выдохом. На выходе из кувырка, в момент подъема, делается длинный, удобный выдох па «пфф…». Затем такой же выдох делается до кувырка, в момент группировки перед кувырком происходит непроизвольный добор воздуха, на выходе из кувырка — длинный фиксированный выдох. По мере освоения упражнения фиксированный выдох после кувырка заменяется произнесением слогов типа «би-ба», «ди-да», «ри-ра», затем, как обычно, произносятся слогосочетания, слова, предложения. Очень осторожно, только после освоения звучания, можно переходить к фразе, подчиненной конкретной действенной задаче. Упражнение 2. После кувырка прыжок с разбега на стол, в момент прыжка фиксированный выдох, слог, слово и т. д. То же самое в момент соскока со стола. (Очень важно не потерять опоры в момент соскока и произнесения слов.) Упражнение 3. Тренируется звучание в прыжке на шведскую стенку — так же, как обычно, от слога к предложению и фразе. Фиксированный выдох или звук необходимо скоординировать с моментом, когда мышцы ног еще напряжены, движение не закончено, тело мобилизовано, а не расслаблено,—в момент прикосновения к рейкам шведской стенки. Упражнение 4. Студенты, которые умеют делать «колесо», могут соединить его с дыхательными и звуковыми упражнениями, сочетаемыми с моментом рывка ногами вверх.

А. П. Петрова. «Сценическая речь» — Упражнения с прыгалками

Очень медленно и осторожно количество прыжков увеличивается от пяти до сорока. Упражнение 1. Прыжки на прыгалках, сопровождаемые коротким фиксированным выдохом: «пф, пф, пф…» Упражнение 2. Прыжки сопровождаются непроизвольными длинными выдохами «пфф, пффф». Упражнение 3. Каждый прыжок совпадает с произнесением уже тренированного ранее слога, затем цепи односложных, двусложных и трехсложных слов со всеми согласными звуками алфавита. Когда дыхание и слово свободно и легко координируются с движением, можно переходить к тренингу предложений и маленьких, шутливых стихотворений, меняя скорость, высоту и силу звука, в зависимости от простых задач, поставленных в рассказе текста. Все ранее освоенные элементы — хорошая опора, свободная глотка, близкое резонирование — контролируются в этом упражнении. В упражнениях нельзя допускать дыхательной и физической перегрузки. После 5—10—15 прыжков нужен отдых: двигаясь по комнате, длительно выдыхать воздух «пффффф», делая удобные для каждого паузы после выдоха.

А. П. Петрова. «Сценическая речь» — Упражнения в сложной сценической ситуации

Страница 48 из 57

По мере укрепления верных навыков звучания голоса при различной силе звука можно переходить к упражнениям, где используются большие физические нагрузки, активные движения, разнообразные сочетания силы, темпа и высоты звучания. Для работы берутся фразы, требующие внутренней энергии, собранности, активного посыла, например, кульминационные, ставшие афоризмами фразы из классических монологов: «Коня, коня, полцарства за коня!», «Пропустите, пропустите меня к нему, я хочу видеть этого человека!», «Дуй, ветер, дуй, пока не лопнут щеки!», «Чума, чума на оба ваши дома!» Сначала, как обычно, на трех движениях — полунаклон, наклон, движение вверх и чуть назад — тренируются в трех регистрах слоги, слова, слитные речевые такты. «Ко-ня, ко-ня-пол-царст-ва-за-к-о-ня», «Коня-коня-полцарства-законя», «Коня-ко-ня-полцарствазаконя!» Правильность глоточного движения проверяется постепенно через верное звучание голоса на ударных гласных. Увеличивается энергия и резкость движения, усиливается звучание и широта произнесения гласных, фраза постепенно нарастает до крика. Затем фраза, также по элементам, соединяется с кувырком, бегом, прыжком, а затем тренируется как единое смысловое целое, как обращенный к партнеру призыв, протест, обвинение, для того чтобы, например, вырваться из рук противника, или добежать до цели и поразить врага, или заставить остановиться сторонников и повести их за собой. В такого рода упражнениях могут широко использоваться элементы сценического боя, а в дальнейшем и монологи, в которых можно использовать приемы фехтования, отработанные на сценическом движении (например, сцены из спектакля «Сирано де Бержерак» Э. Ростана).

А. П. Петрова. «Сценическая речь» — Упражнения для языка

Страница 44 из 57

Рот открыт, вдох носом, выдох ртом. Кончик языка крепко упирается в нижние зубы, затем еле касается нижних зубов. То же, с опорой в верхние зубы. То же, с опорой кончика языка в альвеолы. Язык расслаблен и свободно лежит на нижней губе. На выдохе произносится беззвучно гласная «а». Язык сделать «чашечкой» и подержать за верхними зубами, затем выдвинуть чашечку вперед и обратно. Язык сделать «жалом», затем выдвинуть жало вперед, вправо, влево, опять за зубы. Язык сделать «лопаточкой», выдвинуть лопаточку на края нижней губы, затем верхней губы. Сделать под языком «квартирки», как при детской игре в лошадки, и, расслабив, опустить язык. Перед зеркалом, также вдыхая через нос и выдыхая через рот, следить за тем, как опускается на выдохе корень языка. Упражнения для организации верного звучания Рот открыт, вдох носом, выдох ртом. Стать прямо. Приподнять грудную клетку, сбросить излишек дыхания через «пф». Рот открыт на «у», медленно выдыхать воздух, следя за тем, как подбираются мышцы живота, не опуская при этом грудь. Артикуляционный уклад не меняется. То же произнося тихо длинное, озвученное «у-у-у…». То же с гласными «о», «а», «э», поочередно, также следя за единством артикуляционного движения. То же, соединяя гласные со всеми согласными алфавита «булу», «вулу», «гулу», «дулу», «жулу»… «щулу». Следить за слитностью произнесения всей цепочки. При необходимости делать короткий добор воздуха после десятого и двадцатого сочетания, затем только после пятнадцатого, затем на одном дыхании. Строго следить за единством артикуляционного движения, соответствующего произносимой гласной. То же, произнося слитное сочетание «боло», «воло», «голо», затем «балагалавала»… «бэлэвэлэгэлэ»… Артикуляция соответствует ударной гласной. То же, произнося слитное сочетание «бу-пти-пта-пта», «ву-пти-пта-пта», «гу…» и т. д. Артикуляция соответствует ударной гласной. То же, произнося слитное сочетание «буточки-вуточки-гуточки-дуточки»… и т. д. Артикуляция соответствует артикуляции ударной гласной. На первых занятиях, пока не поставлены дефектные согласные звуки, они в голосовых упражнениях пропускаются. Упражнения взяты из методики О. Лобановой. Для нахождения свободного положения глотки и верного звучания полезно следующее упражнение: лечь всем корпусом на стол, лицом вниз. Ноги опираются легко о пол. Руки, локтями в стороны, положить на стол перед собой. Произносить нараспев слоги «ги-га, йя-йя, ни-на, ми-ма», поднимая голову вверх и опуская вниз, приближаясь к столу то лбом, то носом, то подбородком. Очень быстро каждый ощущает и фиксирует наиболее удобное положение головы, при котором голос звучит наиболее свободно. То же упражнение делается, подняв корпус над столом до груди и опираясь на руки и локти (в позе льва). Затем то же упражнение, вставая и вновь ложась на стол, чтобы не потерять верного ощущения. Каждый этап овладения элементарным упражнением должен сочетаться с проверкой и укреплением его в живом поведении. Простейшие механические движения — наклон, движение языка, челюсти, губ, фиксированный выдох — постоянно связываются и подкрепляются в тренинге целенаправленными и осмысленными действиями. Такие элементарные задачи, как «хочу надуть мяч», «хочу достать с пола спички», «хочу согреть руки», «хочу сделать языком «чашечку» или «иголочку» и т. д., организуют мышечное движение, нужное для создания верной опоры, выдоха, артикуляционного уклада. Выше уже говорилось о соотношении формализованных и неформальных структур в тренинге. В первичных упражнениях по речи и голосу широко используется тренинг формализованных единиц речи во всех случаях, когда берутся словосочетания в рамках изолированного предложения. В сущности, рамками предложения ограничивается тренинг логико-грамматической интонационной модели, куда включается слог, слогосочетание, слово, словосочетание, законченное предложение типа пословицы или законченная стихотворная строка. Вот пример: сначала на движении тренируется фиксированный выдох, короткий «пф», «пф», затем длинный «пффф», затем для упражнения берется предложение «Дама сдавала багаж». На полунаклоне в среднем регистре на одной высоте произносятся слоги «ба», «ба», затем слитное слогосочетание «ба-ба-ба-ба-ба-ба-ба» по числу слогов в предложении, затем, когда педагогом зафиксирована верность звучания и произношения, сочетание гласной с другими согласными предложения «ба-да», «да-ма», после этого по слогам произносятся слова «да-ма-сда-ва-ла-ба-гаж», полунаклон делается на каждый слог. Далее слово произносится слитно—«дама-сдавала-багаж», полунаклон делается уже на каждое слово и, как слитная синтагма, с одним ударением произносится все предложение на одном полунаклоне «дамасдавалабагаж». Проходя все группы голосовых упражнений, нужно обращать внимание на принцип отбора звукосочетаний по месту образования согласных, закрепляя в работе по голосу верные дикционные навыки. Так, в специальной речеголосовой тренировке нуждаются заднеязычные «г, к, х» и йотированные звуки. Работа над ними включена в раздел глоточной тренировки, но и в голосовых упражнениях к ним необходимо особое внимание. Так, например, в трех регистрах на движении произносятся сочетания «ко-ко-ко», «о-ко-ко», «о-ко-ло», «о-ко-ло-ко-ло-ка-ла», «около-кола-колокола», «околоколаколокола». Важно следить за единообразием артикуляционной установки: челюсть свободна, язык точно фиксирует местообразование звуков «к» и «л», рот приоткрыт, губы округлены, все время на гласных сохраняется артикуляционная установка, близкая к звуку «о», хотя произносится гласный звук так, как он должен звучать в предударном и заударном положении. Такую же работу нужно проделывать с другими сочетаниями согласных «т-к-ч-н», «ткет ткач ткани», «ф-п-л-к-ч», «Филипп к печке прилип» и так далее. Упражнение выполняется в трех регистрах на трех привычных движениях: полунаклон — средний регистр, наклон — верхний, подъем — нижний. Для закрепления верного звучания в каждом упражнении подбираются предложения с одинаковыми гласными: «Дама сдавала багаж», «Полили мы лилию, видели мы Лидию». Артикуляционной опорой становится повторяющаяся из слова в слово ударная гласная: «Колки иголки у елки». После усвоения группы упражнений на полунаклоне в среднем регистре они последовательно тренируются на полном наклоне в верхнем регистре и на распрямлении — движении корпуса вверх и чуть назад в нижнем регистре. По мере овладения верным звучанием предложение включается в упражнения с партнером. Текст «перебрасывается» партнеру, превращается в осмысленный рассказ с выполнением простейших задач: всем сообщить о событии, предупредить, остановить и т. д. В зависимости от задачи и мизансцены меняются все показатели: длительность, характер произнесения гласных, высота и сила звучания, то есть предложение превращается в фразу, звучащую в контексте конкретного поведения. В первичных упражнениях по постановке голоса важны не только дикция и звук, но и логико-интонационная структура текста. При переходе от слога к предложению обязательно обращается внимание на слитность речевого такта и характер постановки ударения, которое, как известно, выражается разными средствами: изменением громкости (сильнее—слабее), изменением высоты (выше — ниже), изменением длительности (длиннее — короче). Эти навыки полезно тренировать в занятиях по голосу и речи, строя определенным образом предложение и изменяя его рисунок. «Белеет парус одинокий, белеет парус одинокий, белеет парус одинокий». Вначале тренинг строится в связи с интонированием знаков препинания, затем, по мере овладения навыком звучания и в связи с ним, используются простейшие действенные задачи. Например, позвать партнера, потом остановить удаляющегося человека: «Весна, весна на улице!», затем той же фразой заставить вернуться и т. д. Уходя, прощаться с партнером, постепенно распределяя звук все дальше и дальше. «Достать» звуком до объекта, размещенного на разной высоте (например, при броске мяча) и находящегося то на большем, то на меньшем расстоянии. Перебрасываться с партнером фразой, бросая ему мяч и меняя траекторию броска, приближаясь или удаляясь, и меняя конкретные задачи. Таким образом, как и в каждом комплексе упражнений, по мере освоения простейших единиц речи необходимо переходить к тренировке фразы, обращенной к партнеру. Ясность и слышимость речи обеспечивается не только хорошим качеством голоса и дикции, но и, это прежде всего, мастерством владения внутренней актерской техникой. А. А. Попов слышимость речи актера в зрительном зале ставит в зависимость «от остроты и точности мысли», Е. А. Евстигнеев —«от умения действовать и точной связи с партнером», А. Н. Грибов — от «точно понятых обстоятельств и правды отношений между партнерами», А. В. Эфрос — от «рельефности актерской задачи». Владение искусством сценического взаимодействия является основой речеголосовой техники. Неточное поведение — плохая речь — это диалектически взаимосвязанные явления. Поэтому неозвученность, вялость речи, недоговаривание фраз, съедания слов, излишняя крикливость или затишенность речи являются результатом и свидетельством отсутствия подлинных связей между партнерами, приблизительности общения. В этой связи становится очевидным, что речеголосовой тренинг необходимо проводить в конкретных сценических ситуациях, в условиях общения с партнерами. Однако эти упражнения не должны создавать дополнительных психологических трудностей. Техника речевого воздействия требует специального внимания к распределению звука и слова в пространстве. Звук голоса совсем не нейтрален. В живом процессе он конкретен, объективно точен, тесно слит с психофизическим поведением человека. Слуховое восприятие не только помогает зрительному, но может и заменять его. Гибкость слуха, чрезвычайно чувствительного к изменению высоты и силы, позволяет ощущать направление звука, воспринимать звук из ряда источников одновременно и выборочно следить за одним из них. И если различия по высоте дают информацию о положении и движении вверх и вниз, то различия в интенсивности могут представлять информацию о движении вправо-влево. В практике обучения актера слуховое восприятие можно развивать через зрительное и, наоборот, зрительное через слуховое, используя в тренинге систему замещения координат. Очень часто у поступивших студентов развито более активно какое-то одно свойство. Есть хорошая зрительная память и плохой музыкальный слух, хорошая мышечная память — и плохое внимание, хорошая логическая память — и плохая координация движений. Упражнения по речи должны бы, казалось, основываться на верном музыкальном слухе. Но человек с плохим или неразвитым слухом не только с трудом ориентируется в диапазоне, но и предельно напрягается, чтобы услышать высоту или ее повторить. На помощь приходят зрительные координаты. Как только внимание переключается на распределение звука по объектам или направляется на партнера, студенты освобождаются от напряжения, снимаются мышечные зажимы, свободно идет голос, вся энергия сосредоточена на выполнении конкретной задачи. Во всех упражнениях предметы — не иллюстрация и не объект общения, а лишь средство выполнения задачи общения с партнером. В предлагаемых далее упражнениях речь идет не только о звуке, но и о правильном звучании обращенного к партнеру сообщения. Упражнения проводятся на сцене или в большой комнате. В качестве текста используется вначале уже оттренированные частоговорки, строчки и строфы из стихотворений, индивидуально полезные для дикционной работы каждого из студентов. Схема тренировки стабильна: слог, слогосочетание, слово, словосочетание, предложение, фраза. Комплекс упражнений для верного распределения звука и слова в сценическом пространстве Упражнения 1 — 8 делаются с мячом. Упражнение 1. Распределение звука по горизонтали сцены. Произносить слог, слогосочетание, слово, словосочетание, предложение, фразу, одновременно бросая мяч партнеру, постепенно уходящему к дальнему краю сцены. Упражнение 2. Распределение звука по вертикали сцены. Стоя напротив друг друга, перебрасывать мяч широким взмахом руки, сначала вместе со слогом, слогосочетанием, словом, а затем с активно посылаемым партнеру обращением типа: «Эй, синеблузые, рейте за океаны!» Партнер ловит мяч и бросает его обратно с той же фразой. Фраза по мере изменения траектории броска, вплоть до броска над головой, тоже меняется, звуча все выше или все ниже по диапазону, в зависимости от задачи и посыла. Внимание студента сосредоточено на реплике и на размещении мяча по высоте. Педагогу необходимо следить за свободным движением руки и верхней части тела, мгновенной группировкой перед броском, точностью донесения фразы партнеру. Упражнение 3. Распределение звука в произвольной мизансцене. Студенты играют мячом в салочки, перебрасывая его друг другу через голову водящего вместе,с произнесением пословицы, дикционно отработанной в первичных упражнениях. Каждый участник внимательно следит за мячом и брошенной вместе с мячом фразой. Педагог контролирует точность движения, верную организацию звука. Упражнение 4. Распределение звука по вытянутой мизансцене. Стоя по разным концам длинной цепи стульев, перекатывать мяч под стульями партнеру вместе с фразой. Задача может меняться — бросить мяч, а с ним и фразу быстрее или медленнее,— в зависимости от этого изменится характер звучания. Упражнение 5. Распределение звука до партнера через препятствие. Поперек сцены стоит ширма. Партнеры находятся по разным ее сторонам. Один из них зовет другого, не видя его, фразой типа «от топота копыт пыль по полю летит». Ориентируясь на звук голоса, партнер бросает в ответ мяч с фразой «от тополя пух по полю». Упражнение 6. Распределение звука в меняющейся мизансцене. Партнеры, стоя рядом, перебрасывают мяч, спрашивая и отвечая, постепенно отходя друг от друга. Можно использовать фразу: «Видели ли Лидию? Видели мы Лидию». Продолжая упражнение, можно приближаться, поворачиваться в разные стороны, бросать мяч партнеру с разных позиций и положений. Упражнение 7. Распределение звука в сложной мизансцене. Группа занимающихся свободно распределяется по сцене на разном расстоянии друг от друга лицом, спиной, боком, сидя, стоя, лежа, взобравшись на стол и т. д. Мяч вместе с фразой перебрасывается, перекатывается, передается из рук в руки. Фраза вместе с посланным мячом долетает точно до партнера с конкретной задачей позвать, ответить, возразить. Упражнение 8. Распределение звука до партнеров, находящихся на разных плоскостях сцены. Вместе с мячом перебрасывается фраза партнерами, стоящими на площадке, уходящими в кулису, преодолевая препятствия: стол, стулья, ширмы, лестницу и т. д. Упражнение 9. Распределение звука до партнера через множественные объекты внимания. Собирая стулья, ставя ширмы, укладывая книги — выполняя конкретные задачи, — одновременно обращаться к партнеру с фразой, небольшим стихотворным текстом. Упражнение 10. Восприятие звука от партнера, перемещающегося по сцене. Один из партнеров стоит спиной. Другой, меняя все время место — с пола, сидя, стоя, вспрыгнув на стол,— меняя скорость, темп и высоту звучания, бросает реплику партнеру, который, мгновенно повернувшись, жестом показывает место, откуда звучала реплика.

Материал скопирован с сайта: https://dramateshka.ru/index.php/scenic-speech/lessons-scenic-speech/4746-a-p-petrova-lscenicheskaya-rechjr?start=44#ixzz1yppWE21u

Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи

Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:

  • Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
  • Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
  • Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.

  • Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
  • Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
  • Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.

Занятия для продвинутых

Под словом «продвинутый» подразумевается человек, уже овладевший голосом и дикцией. Следующим этапом для него становится работа с текстовым материалом. Приоритетная задача здесь – сделать речь не только звучной и правильной, но и выразительной. Сюда входит:

  1. Логический анализ текста.
  2. Работа с интонацией.

Логический анализ текста

В жизни мы не задумываемся о логике речи, т. к. по умолчанию строим речь в соответствии с логикой. Иначе просто не может быть, ведь мы выражаем собственные мысли и вкладываем в предложения собственные эмоции. Мы интуитивно выделяем интонацией главные и усиливающие их второстепенные слова, выдерживаем логические паузы, держим нужный ритм и т. д. Это просто, т. к. это – наше. Но текст, который мы собираемся читать перед публикой, не рождается у нас в голове здесь и сейчас, однако именно такое впечатление в идеале должно возникнуть у слушателя. Выход – проанализировать текст, разложить его на логические составляющие и прорабатывать в соответствии с ними. Какими они бывают, эти логические составляющие:

  • Логический блок
    – самодостаточный отрезок текста, несущий собственную законченную мысль, в прозе обычно соответствует абзацу;
  • Логическая пауза
    – бывает нескольких видов, соответствует знакам препинания (паузы после запятой, после точки, после вопросительного знака, после логического блока – разные);
  • Ударение
    – имеется в виду сильное слово, которое акцентируется в тексте, ударения бывают первостепенными, второстепенными и третьестепенными;
  • Темпоритм
    – этот актерский термин означает сочетание скорости внутреннего действия (ритм) и внешнего выражения (темп). Говоря проще, это скорость чтения, оправданная внутренней мотивацией. Если ваша речь – философский монолог скучающего человека о бренности бытия, скорость будет одна. Если внутренняя речь пленника, убегающего от погони, – скорость совсем другая. Если поменять эти две скорости местами, оба монолога прозвучат фальшиво и неубедительно.

Упражнения на интонационную гибкость

Количество интонационных оттенков, которые вы можете использовать в речи, зависит от гибкости голоса и широты его диапазона. Интонационные упражнения и упражнения на расширение диапазона голоса можно совмещать.

  • Протяжно и непрерывно тяните каждый гласный звук из таблицы гласных (и, э, о, у, а, ы) от самой низкой ноты, которую можете взять, до самой высокой и обратно. К этому упражнению добавляйте простое действие, например, возмутиться, удивиться, испугаться, обрадоваться, огорчиться, умилиться и т. д. Каждому из этих глаголов соответствует своя интонация.
  • Выберите слово, словосочетание или небольшое предложение и переберите как можно больше интонаций, соответствующих различным действиям (глагол в неопределенной форме). Придумывайте себе неожиданные действия, находите наилучшие оттенки интонации, меняйте слова, комбинируйте разные действия между собой и т. д.

Упражнение «Язык без костей»

Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

  • Ваш язык начинает работать очень четко;
  • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
  • Произношение звуков становится более четким и правильным.

Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

  • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
  • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

Простое упражнение «Пробка»

Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

  • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
  • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
  • Улучшить дикцию и речь.

Специалисты утверждают, что упражнение «Пробка» полезно не только для будущих ораторов и актеров, но также для всех, кто хочет на долгие годы сохранить красоту и молодость кожи лица.

Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку. Зажмите пробку в передних зубах. Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже. Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование. Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего. После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

Методы обучения сценической речи

Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

  • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
  • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
  • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
  • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]