Нарушение темпа и ритма речиконсультация по логопедии (старшая группа) на тему


Брадилалия

Брадилалия — это замедленный темп устной и письменной речи, часто сопровождающийся нарушением общей моторики и психических процессов. Брадилалия может быть вызвана наследственной предрасположенностью, родовыми травмами, интоксикациями, неврологическими заболеваниями и психическими нарушениями.

Признаки

Причины нарушения речи у детей:

Основные факторы, приводящие к нарушениям речи у детей делятся на внешние и внутренние, иногда они могут сочетаться. Итак, что влияет на развитие нарушений речи у детей:

  • Внутриутробные патологии, наследственность
  • Родовые травмы, недоношенность
  • Заболевания, травмы матери во время вынашивания ребенка
  • Употребление матерью алкоголя, курение, пребывание в плохих условиях среды, прием лекарств
  • Стрессы матери
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни, травмы
  • Нарушения слуха

Часто причиной нарушений речи у детей является среда и окружение. Для нормального развития, ребенку необходимо внимание и общение с родителями. К сожалению, даже в благополучных семьях, с детьми могут недостаточно заниматься и общаться: ребенок играет с планшетом, телефоном, игрушками, но эти вещи никак не развивают его речь.

Иногда родители не пытаются спровоцировать разговор с ребенком – они угадывают его желания, сразу выполняют просьбы и т.д. Таким образом, ребенок просто не испытывает потребности говорить. Кроме того, ребенку необходимы постоянные новые впечатления, в однообразных бытовых условиях развитие ребенка замедляется.

Тахилалия

Тахилалия — это чрезмерно быстрая, «неряшливая» речь, которую трудно воспринимать окружающим. Может сопровождаться моторным беспокойством, слишком быстрым протеканием процессов психики, нарушением фонетики, лексики и грамматики.

Как правило, тахилалия выявляется у детей с гиперактивностью, но может быть также обусловлена некачественным речевым воспитанием и заболеваниями, связанными с головным мозгом.

Признаки

  • неестественно быстрый темп речи: около 20-30 звуков в секунду
  • нарушение речевого дыхания и голоса
  • запинки, повторы, перестановки звуков и слогов, «проглатывание» слов
  • нарушения письменной речи: замена букв на графически похожие
  • нарушения моторики, поведения, нервной системы
  • проблемы с памятью и вниманием
  • Как исправить?

    Невролог и психиатр диагностируют состояние нервной системы и интеллекта, после чего назначают медикаментозную и физиотерапию, ЛФК и массаж.

    Логопед обследует устную и письменную речь, мелкую и общую моторику. Главная цель работы логопеда — выработать навык спокойной, плавной и ритмичной речи. Для этого специалист использует метод беседы, в которой ученику приходится ограничивать свой речевой поток; логоритмику, громкое чтение, речевые упражнения под такт, пересказы и диалоги. Коррекция тахилалии занимает от 3 до 12 месяцев целенаправленной и комплексной работы.

    В нашем Центре вы можете пройти профессиональную диагностику и получить квалифицированную помощь логопеда при нарушениях темпа и ритма речи. Чтобы получить консультацию и записаться на прием, закажите обратный звонок через форму.

    Виды нарушений речи у детей:

    • Дисфония (афония) – изменение голосового аппарата посредством напряжения и спазма в связках. При этом заболевании голос становится хриплым, меняются высота и тембр.
    • Брадилалия – правильная, но сильно замедленная речь. Существует обратное этому нарушение речи – тахилалия. В этом случае речь сильно ускорена, могут пропускаться или повторяться отдельные слоги.
    • Заикание – нарушенная ритмика речи, возникает из-за судорог в речевом аппарате.
    • Дислалия – нарушение речи, связанное с затруднением произношения отдельных фонем, например, шепелявость и картавость.
    • Ринолалия – гнусавость
    • Дизартрия – происходит из-за плохой подвижности органов речи, в результате страдает артикуляция. Приводит также к нарушениям письма, чтения и речи в общем.
    • Алалия — возникает из-за недоразвитости речевых центров мозга. Заболевание может быть врожденным или приобретенным.
    • Афазия — означает утрату уже сформированных функций и вызывается поражением речевых зон лобной коры. При этом серьезном нарушении речи, у детей наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную к ним речь и говорить самому.

    К наиболее серьезным нарушениям речи относят алалии, афазии и их виды.

    Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

    Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

    Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

    Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

    Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

    • Закаливание.
    • Занятия посильными видами спорта.
    • Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
    • Соблюдение режима дня.
    • Оптимизация учебной нагрузки.
    • По рекомендации врача — прием нейролептиков.

    Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.

    Как работать с детьми с нарушениями ритма и темпа речи в общеобразовательной школе?

    В начале коррекционной работы по устранению дефектов речи логопед может установить так называемый «режим молчания» на месяц для того, чтобы сломать стереотип неправильной речи. Необходимо, чтобы педагог поддерживал это мероприятие, не заставлял ребенка высказываться, а если это необходимо, то контролировал, чтобы это происходило путем шепотной речи.

    Желательно, чтобы речь без запинок и пауз, отработанная на занятиях с логопедом поощрялась и поддерживалась учителем. Не нужно заставлять ребенка повторять неправильно произнесенное слово, обсуждать его дефект с посторонними людьми, демонстрировать особенности патологии. Если такой ребенок является левшой, нельзя переучивать его писать «как все». При таком подходе патологии речи возобновятся с новой силой.

    Желательно оградить детей с нарушениями речи на время ее коррекции от участия в шумных и напряженных мероприятиях, длительных экскурсиях и путешествиях. Речь учителя должна быть образцом для подражания — четкая, плавная, спокойная, выразительная, безупречная по артикуляции.

    Доклад «Нарушение темпо-ритмической стороны речи дошкольников»

    Доклад

    на тему: « Нарушение темпо-ритмической стороны речи дошкольников.»

    План:

    1. Введение. Актуальность проблемы.

    2. Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей.

    3. Тахилалия (причины, симптомы, разновидность)

    4. Брадилалия (причины, симптомы)

    5. Диагностика

    6. Формы и методы коррекционного воздействия при устранении темпо-ритмических нарушений у детей.

    7. Заключение

    8. Литература

    Введение. Актуальность проблемы.

    Речь человека – сложный процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и торможения. В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое, в основном, организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Имеющий отклонение в темпо – ритмической организации речи ребенок, может ускорить или замедлить темп речи в пределах одной фразы или слова, пропустить слоги в слове, слова в фразе, заменить ударения.

    Подчеркивая важность слов, мы произносим их медленно, а что-то второстепенное и малозначительное — как бы «скороговоркой». Однако встречаются патологии речи, при которых произношение слов настолько ускорено или замедленно, что теряется понимание речи — настолько она неразборчива. Это признаки речевой патологии — нарушения темпа и ритма речи. Взрослый и ребенок с такой патологией, видя, как окружающие реагируют на его речь, старается поменьше высказываться, чтобы не попасть в неловкое положение.

    Нарушение темпо-ритмической организации речи – это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавности. Сочетание и чередование ударных и безударных слогов, а также их соотношение называется ритмом речи.
    Темп
    же – это степень быстроты сменяющихся в потоке речи звучащих элементов. Именно эти элементы могут быть нарушены при минимальных дизартрических расстройствах и общем недоразвитии речи III уровня. Просодические единицы влияют на реализацию эмоциональных и смысловых компонентов речи.

    Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и комплекс просодических характеристик. У детей может отмечаться ускорение темпа речи, сопровождающееся искажением звуко-слоговой структуры, либо замедление темпа речи с множеством необоснованных пауз, речевых эмбол. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что темпу и ритму следует уделять достаточно большое внимание.

    Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей.

    К нарушениям темпа речи относятся тахилалия и брадилалия

    . Эти дефекты могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени мало беспокоят. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.

    Развитие, проявления и методы коррекции этих дефектов различны. Исследования показывают, что тахилалия и брадилалия могут быть лишь внешним проявлением изменения мозговых процессов. Поэтому для их преодоления необходимы неврологическое обследование и комплексное воздействие: медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое.

    Тахилалия

    (от греческого слова
    tachus,
    что означает «быстрый», и
    lalia
    – речь) — форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя
    . Тахилалия возникает при патологическом преобладании процессов возбуждения над процессами торможения.
    Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, неясность произношения фраз и т.д. Однако при привлечении внимания к речи запинки исчезают.

    По определению М.Л. Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20-30 звуков (при норме 1-14 звуков). Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий , как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела .

    В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора. Ребенок так торопится что-то сказать, что не всегда даже успевает набрать воздуха для вдоха. Соответственно нарушается и тембр речи, и ее выразительность. Речь становится монотонной, не окрашенной. Ребенок начинает говорить, не дослушав собеседника, не понимая вопроса. Тахилалия может быть связана с речевыми нарушениями при СДВГ.

    Симптоматика тахилалии

    Проявляется как в речевых, так и в неречевых симптомах.

    1. Ненормально быстрый темп речи, но фонетика и синтаксис резко не искажаются.

    2. Неудержимая стремительность речи.

    3. Расстройства речевого внимания, повторы, запинки, перестановки слогов, неясность произношения фраз.

    4. Расстройства внутренней речи.

    5. Нарушения письменной речи.

    6.Нарушения общей моторики (ускорен темп всех движений, гиперактивность, часто встречаются тики).

    7. Невротичность, моторное беспокойство даже во сне, вспыльчивость, лёгкая возбудимиость.

    8. Неустойчивое внимание, очень быстрое переключение с объекта на объект. 9. Страдают все виды памяти. Речь не успевает за скачками мыслей

    Тахилалия очень часто сочетается с другими речевыми проблемами, такими как:

    Полтерн (

    спотыкание) — когда при наличии тахилалии наблюдается прерывистость темпа несудорожного характера. Сочетается с нарушением общей и речевой моторики. Может встречаться на фоне других нарушений речи. На фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. Его нужно отличать от заикания, так как спотыкание не имеет в своей этиологии судорог речевого аппарата, ребенок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед речевым высказыванием.

    Баттаризм

    — разновидность тахилалии, когда из-за нарушения речевого внимания и тяжёлого нарушения темпа речи неправильно формируется фраза. Он также часто сочетается с другими нарушениями речи.

    При баттаризме и полтерне так же имеются как речевые,

    так и
    неречевые симптомы:
    1. Нарушения устной речи (поспешность, нарушения в образовании отдельных звуков, перестановки, пропуски, изменения звуков и слогов, выпадения слов и фраз). Речь состоит из коротких мало связанных между собой предложений.

    2. Спотыкания в речи. Звук произносится не сразу. Могут беззвучно двигаться губы и язык, напоминая судорогоподобные движения.

    3. Нарушения дыхания, дикции.

    4. Нарушения голоса (нет звонкости, встречается монотонность, симптомы перенапряжения голоса)

    5. Нарушения письма (остановки руки в процессе, пропуски, замены, перестановки слогов и букв, слов и целых фраз).

    6. Нарушена общая моторика (стремительность, быстрые повороты, разбросанность движений, гримасы).

    7. Неустойчивость внимания (не умеют слушать других, плохо улавливают мысли и не запоминают их)

    8. Разбросанность мышления, недостаточная логичность.

    9. Некритичность (часто не замечают своего дефекта, взрослые редко сами обращаются за помощью).

    Физиологические итерации –

    термин произошел от латинского
    iteratio
    — повторение. У детей дошкольного возраста в результате несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи отмечается следующая ее особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причем сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению.

    Ф. A. Pay причину этих явлений объяснял тем, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов еще недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

    Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребенка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4 — 5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики.

    Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

    Виды тахилалии:

    · Чистая — когда помимо ускоренного темпа речи у ребенка нет других нарушений.

    · В сочетании с нарушением звукопроизношения.

    · В сочетании с неправильным грамматическим построением фраз.

    · С трудностями в подборе слов, перестановкой и повтором слогов.

    · С нарушением слухового внимания.

    Причины тахилалии

    Определенного мнения по поводу причин

    возникновения тахилалии у специалистов пока нет. М.Е. Хватцев утверждал, что центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения над процессами торможения. Доказана и наследственная природа тахилалии. Немаловажную роль в возникновении этого дефекта играют и подражание быстрой речи окружающих, и неправильные приемы воспитания ребенка, его речи.

    Таким образом, выделяется несколько факторов, которые провоцируют изменения темпа речи:

    · Наследственность (по результатам исследований в семье, где есть ребенок с тахилалией, как правило, всегда находится близкий родственник с таким диагнозом).

    · Склонность детей к подражательству. Слыша речь в быстром темпе, ребенок начинает говорить так же.

    · Различные поражения нервной системы, в результате чего происходит повышение темпа моторики и разговорной речи — нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, неврологические заболевания.

    · Неврозы и неврозоподобные состояния.

    Брадилалия

    (от греч. bradus — медленный, lalia — речь) — патологически замедленный темп речи. Патогенез брадилалии, по мнению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием
    тормозных
    процессов, доминирующих над процессами
    возбуждения.
    Некоторые исследователи употребляют термин
    брадифразия
    .

    Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опухолях головного мозга и т.д. В

    этих случаях она сочетается с брадикинезией (замедленностью всех движений), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью.

    При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой нечеткой артикуляцией. Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней

    речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой.

    У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.

    Брадилалия может быть выражена в различной степени: легкая степень обычно мало заметна для окружающих, однако при тяжелой степени расстройства нарушается коммуникативная функция речи. При брадилалии замедляется не только темп устной и письменной речи, но также общая моторика и протекание психических процессов.

    Симптоматика брадилалии

    При брадилалии наблюдается характерная речевая и неречевая симптоматика. Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью процессов письма и чтения. При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между

    звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.

    Голос у пациента с брадилалией теряет свою модулированность, становится монотонным, невыразительным, фиксированным на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония).

    Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно. Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов и слов.

    Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы; опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.

    Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.

    Неречевые проявления брадилалии

    представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Обращает

    внимание общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица.

    У лиц с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Пациенты долго включаются в какой-либо вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного предъявления задания. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.

    При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают ощутимого дискомфорта. В тяжелых случаях пациенты осознают свой дефект, что приводит к связанным с ним психологическим переживаниям.

    Причины брадилалии

    В этиологии брадилалии выделяют биологические

    и
    психологические
    факторы. В некоторых наблюдениях брадилалия носит семейный характер и наследуется из поколения в поколение. В других случаях брадилалия является следствием перинатального поражения ЦНС (алкогольного синдрома плода, резус-конфликта, родовых травм и др.), общей астенизации, перенесенных интоксикаций и т. п.

    Причины брадилалии разнообразны. М.Е. Хватцев считал одной из главных причин патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения. Брадилалия может

    передаваться и по наследству вместе с нарушением внутренней речи. Так же как и тахилалия, брадилалия может возникать и в результате подражания или неправильного воспитания

    В клинике неврологических заболеваний брадилалия может сопровождать течение болезни Паркинсона и симптоматического паркинсонизма, опухолей головного мозга, черепно-мозговых травм, менингитов и энцефалитов, депрессии.

    Брадилалия характерна для некоторых психических нарушений, например, олигофрении. В этих случаях брадилалия сочетается с симптомами основного заболевания, а также брадикинезией (медленным темпом движений), общей заторможенностью.

    К причинам психологического плана относятся неправильное воспитание речи ребенка, подражание замедленной речи окружающих.

    Как самостоятельное нарушение речи, не связанное с патологическими причинами, брадилалия встречается у людей с флегматическим темпераментом.

    Замедленный темп речи, сходный с брадилалией, встречается у северных народов, у которых он является нормой речи.

    Диагностика тахилалии и брадилалии

    Лица с нарушениями темпа речи нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром.

    При обследовании пациента с нарушением темпо-ритмической стороны речи необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. В ряде случаев для выяснения органической основы требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга, и др.

    Невролог и психолог оценят состояние интеллектуальное и психическое, выявят возможные нарушения в работе нервной системы. Логопед-дефектолог должен оценить состояние речи.

    Диагностика устной речи

    включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.).

    Диагностика письменной речи

    предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов.

    Наряду с диагностическим обследованием речи проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.

    При дифференциальной диагностике тахилалии очень важно отличать тахилалию и ее разновидности от заикания. Внешне речь при этом нарушении очень может напоминать заикание, но она заметно отличается своим темпом. При этом страх речи практически отсутствует. При привлечении внимания к речи, она значительно улучшается. Тики у лиц с тахилалией не связаны с речью, у заикающихся же сопутствующие движения возникают обычно во время речи.

    В логопедии брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера, однако, при отсутствии должного внимания к ним, могут со временем переходить в запинки судорожного характера – заикание.

    При постановке логопедического заключения важно дифференцировать брадилалию и тахилалию от дизартрии и заикания.

    Формы и методы коррекционного воздействия при устранении темпо-ритмических нарушений у детей.

    Специальная коррекционно-педагогическая работа по преодолению темпо-ритмических нарушений речи проводится на фоне медицинского

    воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Так как изменения в речи имеют под собой явную неврологическую причину, нужно чтобы работа логопеда сочеталась с неврологическим наблюдением и лечением.

    Лечебный комплекс может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения и все возможные меры, применяемые для стабилизации нервной системы и приведения ее в равновесие.

    С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.

    Родители должны помнить, что ребенку необходим строгий режим дня, поддержание спокойной атмосферы в доме и — главное — поддержка ребенка и контроль за выполнением всех заданий логопеда.

    Основные направления коррекционной работы по устранению тахилалии.

    При устранении тахилалии у детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется использовать методики по коррекции заикания с соответствующими изменениями, с учетом механизма и симптоматики тахилалии. В целом принципы и содержание логопедической работы с детьми при заикании и тахилалии сходны.

    Преодоление тахилалии предполагает воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования;

    б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи;

    г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения;

    д) общего и слухового внимания к речи.

    Коррекционная логопедическая работа по устранению тахилалии включает в себя:

    1. Работа над постановкой правильного дыхания, контроль за звукопроизношением.

    2. Формирование выразительности речи, постановка смыслового ударения, работа над лексической составляющей.

    3. Устранение аграмматизмов в речи.

    4. Упражнения на развитие логического мышления, внимания и слуховой памяти.

    5. Работа по построению правильных связных сообщений. Спешащий ребенок не может выстроить грамотную логическую цепочку. Логопед учит его создавать рассказ по картинкам, раскладывать сюжеты в нужной последовательности.

    6. Логопедическая ритмика

    включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастанием трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Основой занятий является медленный темп.

    Занятие включает в себя:

    1. Вводные упражнения;

    2. Дыхательные, голосовые упражнения;

    3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, улучшающие двигательную координацию и моторную память;

    4. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма;

    5. Счетные упражнения в замедленном темпе;

    6. Двигательные упражнения в сочетании с произнесением слов или фраз. Таким образом, ребенок просто не может ускорить произношение, пока не будет произведено определенное движение, и вынужден вырабатывать самоконтроль.

    7. Специальные распевания, мелодекламацию и пение с целью улучшения ритмичности дыхания, выработки плавного речевого выдоха и речи в целом;

    8. Слушание музыки;

    9. Сюжетные драматизации с характерными, бальными танцами, хороводами;

    10. Музыкальную самостоятельную деятельность;

    11. Игровую деятельность;

    12. Заключительные упражнения.

    К сожалению, тахилалия относится к состояниям, которые периодические рецидивируют. Поэтому важно сохранять в доме спокойную обстановку, следить за речью ребенка и беречь его нервную систему. По мнению специалистов, важно не допустить возврата данного состояния в течение года. За это время нервная система и психика войдет в нужный режим работы.

    Основные направления коррекционной работы по устранению брадилалии.

    Целью коррекционно-педагогического воздействия при брадилалии служит выработка быстрых и четких речевых реакций, развитие просодической стороны речи. Логопедические занятия по коррекции брадилалии проводятся на немного ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания. Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.

    С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны логопедический массаж, логоритмические занятия, подвижные игры

    с речевками и элементами спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игра на музыкальных инструментах, танцы и пение.

    При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание: а) более быстрых и четких речевых движений в процессе речи;

    б) убыстренных речевых реакций, темпа внутренней речи;

    в) ускоренного темпа письма и чтения;

    г) выразительных форм сценического чтения и драматизированной речи и т. д) правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.

    Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Необходимо заботиться о нормальном развитии речи ребенка, окружать его правильными образцами для подражания.

    Коррекционная логопедическая работа по устранению брадилалии .

    При выраженной брадикинезии необходимо в первую очередь нормализовать общую моторику: координацию, целенаправленность, ритм общих движений в более ускоренном темпе, формировать ручной праксис; развивать слуховое, зрительное внимание, более быстрый темп переключения внимания с объекта на объект, восприятие и воспроизведение ритмов и т. д. По мере нормализации моторики включать речевой материал.

    Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.

    Основные упражнения:

    · Произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.)

    · Слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускоренном темпе; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком;

    · Чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения;

    · Работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи;

    · Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе;

    · Выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.

    Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия логопедической ритмикой:

    1. Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки.

    2. Счетные упражнения, помогающие контролировать темп выполняемых движений и облегчающие детям удерживать нужный темп в речи. 3. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивающие все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.

    4. Ритмические упражнения, связанные с такими динамическими характеристиками музыкального произведения, как mezzoforte — средней силы, forte — сильно.

    5. Ритмические упражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, ударами в бубен, взмахами флажками, топочущими шагом и т. п.

    6. Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.

    7. Подвижные игры: несюжетные и сюжетные.

    Несюжетные игры

    типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т.п.

    Сюжетные подвижные игры

    отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.

    8. Музыкальная самостоятельная деятельность детей: под бодрую музыку они энергично выполняют однотипные движения — рубят дрова, скачут на

    лошади, боксируют и т. д. Затем с помощью логопеда и самостоятельно исполняют творческие композиции: народные пляски, характерные танцы, бальные танцы (польку, галоп).

    9. Игра на музыкальных инструментах: струнных и ударных. 10. Воспроизведение простых и сложных ритмических структур.

    Однако и после курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми, страдающими брадилалией и особенно брадикинезией. Рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен при раннем начале коррекционной работы и психологических причинах нарушения темпа речи. Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у специалистов, постоянный самоконтроль за темпом речи.

    Заключение

    Развитие темпо-ритмических способностей способствует общему развитию речи, умственных способностей, психических процессов — мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с тяжёлыми нарушениями речи .

    Важная роль в коррекции нарушения темпа речи ребенка раннего возраста отводится семье. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не в меньшей степени помощь нужна их родителям.

    При брадилалии в первую очередь необходимо нормализовать общую моторику− это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка ручную моторику. Также, следует уделить внимание занятиям по логопедической ритмике.

    При преодолении тахилалии необходимо воспитание медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; медленного ритмического чтения; спокойной, ритмически упорядоченной речи; здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; общего и слухового внимания к речи.

    Преодоление баттаризма и полтерна требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.

    Литература:

    1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание М. : Академия, 2003. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2021.

    2. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. — С.

    3. Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.

    4. Ларина Е.А., Артемьева В.Е. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией // Педагогический журнал. 2021. Т. 8. № 5.

    5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1997.

    6. Светозарова Н.Д.. Физиология речи. Восприятие речи человеком, М., 1976.

    7. Филатова Ю.О. Клаттеринг в XXI веке/ Дефектология, 2007, №5.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]