Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Главные принципы подготовки к обучению грамоте
До перехода в среднюю школу изучение грамоты выстраивается, как правило, следующим образом: Подготовка к обучению чтению и письму (Дошкольное образование) → Готовность к обучению чтению и письму (Дошкольное образование) → Обучение чтению и письму (Начальное образование) → Развитие навыков чтения и письма (Начальное образование). Основой для успешного формирования готовности к знакомству с грамотой является изучение звукового анализа и развитие графических навыков.
Чему необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом:
- Выделять часто встречающийся в словах звук.
- Называть слова по определенному фонематическому признаку.
- Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков.
- Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава.
- В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры.
- Подбирать слова, близкие и противоположные по значению.
- При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества.
- Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы.
- Составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
- Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы.
Об особенностях обучения чтению и письму дошкольников вы узнаете в наших материалах:
«А читать пусть в школе научат!»
«Развиваем дошколят: подготовка руки к письму. С чего начать?»
Особенности УМК «Тропинки» и «Предшкольная пора»
Корпорация «Российский учебник» представляет курсы «Тропинки» (для системного дошкольного образования) и «Предшкольная пора» (для групп кратковременного пребывания и для подготовки детей при школах). Проекты уже заслужили высокую оценку педагогов. В изданиях представлена методика подготовки к обучению чтению и письму, разработанная известным специалистом в области дошкольного и начального образования Лидией Журовой на основе популярного метода Даниила Эльконина. Методика предусматривает подготовку через пять этапов:
Первый этап (и самый важный). Отработка умений:
- интонационно выделять звук в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- выделять и называть первый звук в слове;
- различать твердые и мягкие парные согласные (без введения терминологии).
Второй этап. Обучение детей действию звукового состава слова. В ходе проведения звукового анализа слов идет моделирование звукового состава слова с помощью фишек.
Третий этап. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.
Четвертый этап. Знакомства с буквами, обозначающими согласные звуки, и освоение механизма чтения.
Пятый этап. Отработка механизма чтения на материале всего алфавита.
Разберем подробнее, как выстраивать звуковой анализ.
Учимся говорить правильно. 3-4 года. Пособие для детей
В пособии представлены задания по развитию речи, направленные на уточнение содержания занятий с детьми во 2-й младшей группе дошкольной образовательной огранизации. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.). Тексты в пособии предназначены для чтения детям взрослыми.
Купить
Операции действия звукового анализа
- Произнесение слова с одновременным продвижением указки по схеме звукового состава (идет согласование произношения и движения руки).
- Произнесение слова с интонационным выделением первого звука.
- Произнесение первого звука изолированно, так, как он слышится в слове.
- Обозначение звука фишкой (фишка ставится в первую клеточку).
- Продолжение работы с последующими звуками слова в указанной логике: ребенок ведет указкой по схеме, произносит все слово, задерживает указку во второй клеточке, интонационно выделяет второй звук, называет второй звук изолированно и фиксирует его фишкой, затем также выделяет третий звук.
- После обозначения фишкой последнего звука – обязательное прочитывание всего слова целиком.
Первый этап – знакомство со звуками – очень важен. Если в группе за несколько месяцев до завершения дошкольного образования появляется новый ученик, то учителю необходимо сделать выбор: сразу учить читать такого ребенка или заняться его подготовкой? Верным решением будет выбор в пользу подготовки, поскольку знание фонем пригодится ребенку и в школе.
#ADVERTISING_INSERT#