Нарушение темпа и ритма речи: виды, симптомы, рекомендации для учителей и педагогов

Темп речи – это признак речевой функции, который облегчает восприятие услышанной информации окружающими людьми. К изменениям темпа речи относят замедление, учащение темпа и заикание. Неправильный речевой темп способен затруднять развитие и обучение детей, снижать качество жизни, ухудшать социальную адаптацию человека. Пациентам с ускоренной, замедленной речью или с заиканием требуется обязательная коррекция речевых дефектов. Детям терапию назначают как можно раньше, чтобы предупредить задержку развития.

Виды нарушений ритма и темпа речи

Услышать, что речь ребенка отклоняется от нормального темпа и нарушен ритм, может не только логопед, но и родители, педагоги, однако определить структуру и причину дефекта может только специалист.
К нарушению темпа и ритма речи относятся:

  • Тахилалия — ускоренное произношение слов, звуков, слогов со скоростью 20-30 звуков в секунду (вместо 9-14 в норме). Стремительность речи негативно отражается на артикуляции звуков. Патология возникает в детстве, закрепляется в переходном возрасте, и может остаться с человеком на всю жизнь.
  • Брадилалия — патологически замедленная речь, чаще всего встречается у детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития, так как часто параллельно с брадилалией отмечаются нарушения основных психических процессов (памяти, внимания, мышления) и мелкой моторики.
  • Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. Его нужно отличать от заикания, так как спотыкание не имеет в своей этиологии судорог речевого аппарата, ребенок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед речевым высказыванием.
  • Заикание — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю со стороны заикающегося. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.

Тембр голоса человека

Высокий тембр голоса

неодобрительно называют визгливым, а его обладателям приписывают всяческие недостатки. Если вспомнить подростков, у которых голос регулярно “дает петуха”, становится очевидным, что это признак плохого самообладания. Ситуативно голос, срывающийся на фальцет, свидетельствует о сильном волнении, возбуждении или страхе.

Низкий тембр голоса

воспринимается людьми как символ надежности, силы и достоинства. В действительности его обладатели отличаются уверенностью в себе. Они знают себе цену, основательны и несуетливы. Обычно низкий тембр голоса располагает к доверительному общению, однако искусственно заниженный кажется неискренним.


Каким бывает тембр голоса

Симптомы нарушений темпа и ритма речи

При тахилалии (ускоренном темпе речи) бурный поток высказывания ошеломляет собеседника, которого высказывающийся практически не дослушивает до конца, и часто перебивает. Артикуляционный аппарат не успевает отчетливо произносить звуки, слоги и слова, все высказывание произносится на одном выдохе, без передышки. Тахилалия может сопровождаться подергиваниями тела или отдельно рук и ног, гримасничаньем.

Спотыкание отличается, кроме частого повторения речевых единиц, еще и неоправданными паузами в речи, остановками в середине речевого высказывания. В отличие от заикания при спотыкании речь ребенка не ухудшается при незнакомой аудитории, не имеет периодичности.

При брадилалии артикуляция звуков вялая и нечеткая, гласные звуки произносятся растянуто. Голос монотонный, высказывания не окрашены эмоционально, в них не хватает характерных модуляций. Речь настолько замедленная, что вызывает у окружающих нетерпение и раздражение.

Дети, видя такое отношение, стараются чаще молчать, чем говорить. Такая позиция еще больше задерживает их умственное развитие. По данным научных исследований, при брадилалии не только внешняя, но и внутренняя речь имеет замедленный темп.

Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:

  • Судороги всех отделов артикуляционного аппарата.
  • Сопутствующие движения мышц лица, шеи, рук и ног — зажмуривание, топанье, сжимание кулаков, частое моргание.
  • Речевые уловки — всевозможные «э-э», «ну». «так», «вот» и т.д.
  • Страх перед речью, боязнь произношения отдельных звуков, слов.
  • Усиление заикания при общении с малознакомыми людьми.

Интонации

Недаром в русском языке существует столько различных определений, применяемых к этой характеристике речи. Интонации бывают “капризные”, “скучающие”, “истеричные”, “заискивающие”. Максимальное количество информации можно получить внимательно прислушавшись к тому, каким тоном разговаривает с нами собеседник.

Ни одна другая характеристика речи не является столь показательной! Именно интонации дают нам возможность узнать характер человека, с которым мы общаемся.

Для того, чтобы понять, с кем мы имеем дело, достаточно подобрать точное определение тому тону, который чаще всего использует наш партнер по общению.

Капризные интонации свойственны людям, привыкшим к комфорту и удовлетворению любых их потребностей; заискива­ю­щие – неуверенным в себе; плаксивые – безответственным. Повелительный тон – признак высокомерия и властности, надменный – самовлюбленности. Вы сами можете продолжать этот список, основываясь на собственных наблюдениях.


Интонации разговора

Кроме того, стоит учитывать, что восприятие наших слов окружающими напрямую зависит от того, какие интонации мы используем. Безобидная фраза, произнесенная надменно и неуважительно может приобрести оскорбительное звучание и стать причиной конфликта. И даже самая немыслимая просьба, высказанная правильно подобранным тоном, будет исполнена. Поэтому мы можем избежать непонимания, неадекватности и излишней напряженности в отношениях, если научимся для начала отслеживать используемые нами интонации, а затем и сознательно подбирать подходящий к ситуации тон речи.

Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи

Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.

Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.

При первичном обращении специалист обязан провести логопедическое обследование. Основные направления этого обследования:

  • Установление причины и характера речевого нарушения.
  • Определение темпа речи ребенка и его родителей.
  • Диагностика основных психических процессов (память, внимание, мышление).
  • Изучение истории речевого развития — появление первых слов, фраз, вероятность форсирования речи ребенка родителями. Двуязычие в семье.
  • Определение стиля семейного воспитания, отношения к ребенку, наличия конфликтов, сложной жизненной ситуации.
  • Сбор анамнеза нарушения, сопутствующих патологий.
  • Определение имеющихся недостатков артикуляции.
  • Соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме.

Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем.

Лечебные мероприятия

Лечебные мероприятия включают устранение причин нарушения речевой функции, а также коррекционную работу. Если у ребенка имеется патология, вызвавшая изменение речи, ему назначают сначала курс лечения. По окончании терапии основного заболевания пациента направляют к логопеду. Логопед составляет план логопедических занятий. Коррекция проводится как на дому, так и в развивающих детских учреждениях. Количество занятий определяется выраженностью речевых нарушений.

При брадилалии логопедические занятия направлены на выработку более быстрого темпа разговора, тренировку артикуляционного и двигательного аппарата. Логопед учит ребенка более быстрому письму, чтению, четкому произношению фраз и предложений. На занятиях тренируется память, внимание. Активно применяются подвижные игры, сценки, диалоги, которые способствуют ускорению темпа речевой функции. Хороший эффект от коррекции можно ожидать уже через 4 недели. На фоне месячного курса терапии скорость речи становится выше, произношение четче.

Детям с медленной речью нужно проводить самостоятельные занятия на дому, вести контроль над своим разговором.

При лечении тахилалии логопед проводит занятия, которые включают тренировку дыхания (медленное, ровное), чтения, упорядоченной спокойной речи. Специалист приучает ребенка работать с коллективом, организовывая выступления перед группой людей или детей. На занятиях обязательно развивают общее, слуховое внимание, тренируют дикцию. Курс лечения для дошкольников и школьников начальных классов составляет 6-12 месяцев.

Коррекцию тахилалии лучше проводить как можно раньше (до 5-летнего возраста), так как в пубертатном периоде терапия менее эффективна.

Коррекция заикания проводится дома и в кабинете логопеда. Членам семьи нужно отказаться от конфликтов, говорить медленно и четко. Во время лечения лучше воздержаться от посещения детского сада на 2 месяца, мероприятий, праздников, чтобы не возбуждать пациента. В курс коррекции включают физические нагрузки (бег, плавание, езда на велосипеде). Во время занятий нужно тренировать счет (считать прищепки, прикрепляя их к бумаге, вырезанной в форме круга), использовать игры-молчанки. Для коррекции применяют скороговорки, гимнастику для аппарата артикуляции, дыхательные упражнения.

Причины речевых патологий

В основе нарушения темпа и ритма речи лежит неправильное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Причинами тахилалии (ускорения темпа речи) являются:

  • Преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга, отвечающих за формирование речи.
  • Наследственность, врожденные особенности темперамента.
  • Подражание скороговорению окружающих, ошибки в воспитании — такая речь чаще всего встречается у неуравновешенных и возбудимых детей.

Причинами брадилалии (замедленной речи) могут быть:

  • Доминирование торможения над возбуждением в речевых зонах коры головного мозга.
  • Такая особенность внешней и внутренней речи может передаваться по наследству.
  • Патология появляется в результате подражания ребенком неправильных образцов речи окружающих.

Причинами заикания могут быть:

  • Непосильная речевая нагрузка (разучивание больших по объему стихотворений, запоминание текстов, не соответствующих возрасту, запоминание трудных и малопонятных слов).
  • Частые наказания детей, внезапный и сильный испуг, психические травмы из-за неправильного воспитания.
  • Излишне ускоренная речь из-за подражания членам семьи, застревание во время речи на отдельных звуках;
  • Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.

Основными факторами, провоцирующими патологию речевого развития, является врожденная или приобретенная слабость нервной системы, снижение ее устойчивости.

Диагностические мероприятия

Диагностика нарушения темпа речевой функции (тахилалии, брадилалии, заикания) включает выявление причины заболевания. Ребенка направляют к неврологу. Невролог проводит осмотр, собирает анамнестические данные (речевая функция родственников, патологии беременности и родов), назначает обследование (электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов и другие методики). При наличии психических травм, способствовавших возникновению заикания, пациента направляют к психологу. По окончании обследования узкими специалистами с ребенком работает логопед.

Логопед также собирает анамнестические данные по характеристике речи родственников, смотрит результаты обследования, проводит логопедическое исследование. Специалист выясняет состояние моторной деятельности ребенка (общей, речевой), оценивает речевую функцию (качество произношения звуков), темп речи: быстрая, медленная, заикание. Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений). По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.

Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

  • Закаливание.
  • Занятия посильными видами спорта.
  • Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Оптимизация учебной нагрузки.
  • По рекомендации врача — прием нейролептиков.

Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.

Манера говорения

  • Мягко и тихо обычно говорят люди, которые готовы жертвовать собственными интересами ради того, чтобы заслужить привязанность окружающих людей.
  • Громко и жестко, резко и пронзительно говорит человек излишне самоуверенный. Он переоценивает себя и собственные способности, поэтому то, что он говорит, часто расходится с реальностью.
  • Отчетливо, напористо, с оказанием давления, иногда рубленными словами говорят люди тщеславные. Они высокомерны и эгоистичны, требуют признания и уважения со стороны окружающих людей.
  • Быстро, неотчетливо, торопливо, несобранно говорит человек, который предпочитает жить в мире собственных фантазий, где он успешен и значим. Он всегда остается ребенком, который верит, что однажды все станет иначе и его мечты сбудутся.
  • Громкая и отчетливая речь свойственна энергичным людям.
  • Громко и быстро произносимые слова обычно воспринимаются как прямая угроза.
  • Мягко и быстро человек начинает говорить в состоянии воодушевления.
  • Мягкая и отчетливая манера говорить свидетельствует об осторожности и рассудительности человека.
  • Мягко и медленно говорит человек, который испытывает потребность в защищенности.
  • Тихо и неотчетливо говорит человек, которому свойственна боязнь неудач.


Манера разговора
На основе всего этого о человеке можно сделать определенные выводы. О его характере, манере поведения и надежности. Поэтому так важно уделять особое внимание постановке своей речи.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше характеристики речи поддаются сознательной регулировке, а значит могут быть использованы в качестве орудия манипуляции.

Мы можем более успешно добиваться своих целей, научившись управлять собственной речью. Но и не стоит забывать о том, что окружающие нас люди тоже могут этим пользоваться. Поэтому поспешные выводы, сделанные на основе ограниченного количества информации, могут оказаться ошибочными. Только длительное и внимательное наблюдение может дать нам возможность правильно определить, с кем мы имеем дело.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]