Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква «Ы»

Сейчас Вы узнаете о букве и звуке Ы.

Послушайте слова: камыш, былинка, прыгать, рысь, мыло.

В этих словах есть один общий звук [ы]. Познакомимся с этим звуком и его буквой.

Произнесем слово сыр. Мы можем растянуть этот звук, произнеся слово сыр протяжно. Голос проходит свободно, не встречает преград, этот звук – гласный. Особенностью звука [ы] является то, что он может стоять только после твердых согласных звуков.

Примеры:

— Звук [ы] находится ближе к началу слова, после твердых согласных звуков [ц], [б], [в], [д], [л], [р], [м].

Цыпленок, былина, выход, дым, лыжня, рыба, мы

— Звук [ы] в середине слова, после твердых согласных звуков.

Отмыть, покрытый

— Звук [ы] на конце слова, после твердых согласных звуков.

Морозы, помидоры, заботы, огурцы

Звук [ы] и буква Ы не встречаются в самом начале слова. Поэтому заглавной буквы Ы не существует.

Ы всегда служить готова,

Только не в начале слова.

Слов с начальной буквой Ы

Не найдете в книгах вы!

Буква Ы важна тем, что помогает различать слова и может своим присутствием в слове полностью изменить его значение.

Например: Мила – мыла. Первое слово – это имя девочки. Заменим одну букву, и это слово станет обозначать действие.

Мишка – мышка

Из-за замены одной буквы большой медведь становится маленькой мышкой.

Ми – мы: заменив одну букву в названии ноты, получим слово мы.

Ещё примеры:

Буква Ы близка к началу слова: сын, нынче, дырка

Буква Ы в середине слова: мартышка, крыса

Буква Ы в конце слова: ковры, птенцы, сады

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club

Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Почему Ы не бывает первой?

Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.

В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.

Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы [и], не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.

Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему [ы], и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.

С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И .

Как произносится Ы

Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.

Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.

Постановка звука Ы

Одна из самых «горячо любимых» букв русского алфавита для иностранцев — буква Ы. Я неспроста использовала кавычки. Те ученики, которые берутся за фонетику русского языка, рано или поздно встречаются со звуком, и иногда им кажется, что произнести звук Ы — невозможно физически. По поводу буквы Ы и трудности произношения звука Ы уже появилось немало шуток. «Чтобы произнести звук Ы, представьте, что вас ударили в живот» или «На что похож звук Ы? На вой раненого тюленя». Интересно вот что. В русскоговорящем обществе маленькие дети и некоторые взрослые иногда испытывают проблемы с произношением ряда звуков, таких как Р, Л, Ш, Щ (чаще всего это согласные и шипящие), но произношение Ы очень редко вызывает трудности. Так что ваши эмоции понятны, но напрасны. Русские доказывают — артикуляционный аппарат способен на произнесение этого кошмарного звука, так что и вы со временем обязательно справитесь.

Фонетикой в целом, и постановкой трудных звуков в частности лучше всего заниматься с преподавателем, «в живую». Если можете — обязательно потратьте пару часов на занятие face-to-face или по Skype. Конечно, не всегда есть возможность найти русскоговорящего собеседника или учителя, так что любая консультация будет вам подспорьем. Надеюсь, и я могу чем-то помочь.

Итак, начинаем борьбу со звуком Ы

Первое, что нужно сделать — почувствовать и отработать разницу между И и Ы. Практически все студенты, испытывающие трудности с этим звуком, непроизвольно произносят его как И. Наверное и по себе вы замечаете, что вместо слова «мы» произносите «ми», а вместо «вы» — «ви». Если и не замечаете, чаще всего так оно и есть. У вас получается И, Э и О, а Ы «сваливается» в сторону одного из этих звуков.

Чтобы превратить И в Ы, нужно проделать следующие артикуляционные действия.

Произнесите звук И. Тяните его, прочувствуйте положение языка. Почувствуйте, что язык упирается в нижние зубы, а губы растянуты, будто в улыбке. С произношением И полный порядок. Попробуйте изменить положение языка, немного ослабив напор на зубы. Просто отодвигайте язык назад. Вы почувствуете, как звук И пропадает, а затем пропадает вообще любой звук. Воздух проходит между расширенным пространством между небом и языком, звук становится глуше, воздух начинает «свистеть».

Это абсолютно нормально. Переходим к следующему шагу.

Снова произнесите звук И. Теперь отодвиньте язык от зубов так, чтобы он их не касался. Если не получается, поработайте над этим. В процессе практики вы должны следить за двумя вещами:

— ваши губы по прежнему растянуты в улыбке; — язык в спокойном, расслабленном положении и не касается зубов.

Старайтесь держать челюсти слегка напряженными. Контролируйте это напряжение. Попробуйте произносить звук Ы. Если звук по-прежнему выходит похожим на И, попробуйте совсем немного выдвинуть нижнюю челюсть вперед. Теперь, когда звук получается лучше, вернитесь к прежнему выражению (губы растянуты немного меньше чем при произношении звука И, прикус челюстей в естественном положении) и попробуйте «поймать» звук Ы.

В постановке звука Ы вам помогут согласные буквы. Лучшие друзья — буквы К и Г.

Попробуйте произносить слоги и слова: кы-ык-ыкы-кыкы-ыкык-ыкыкы гы-ыг-ыгы-гыгы-ыгыгы—гыгыгы мы-мыл-мыло бы-был-было вы-выход выдра-выход-крыса-дым

Еще одно упражнение. Повторяйте слоги сначала медленно, работая над чистотой звука. Затем добавляйте скорости. Последнее слово в ряду произносите как можно четче и громче.

ты-ты-ты-ты-ты-тыква ры-ры-ры-ры-ры-рыба ды-ды-ды-ды-ды-дыня бы-бы-бы-бы-бы-быстро пы-пы-пы-пы-пы-лапы

Хороший эффект дает простая практика с карандашом. Закусите карандаш зубами и попробуйте произносить звук И. Карандаш не позволит языку упираться в зубы, и у вас не получится их сомкнуть, таким образом, звук Ы будет получаться с каждым разом все лучше и лучше. Отработав практику, попробуйте произносить звук Ы без карандаша, запомнив артикуляцию.

Прописная Ы не нужна ?

Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.

Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.

Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.

На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы

Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,

I. Организационный момент

Воспитатель: Послушайте ребята загадку

Ходит с палочкой, увы,

По страницам буква. (Ы)

Воспитатель: Правильно «Ы». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды.

Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «ы».

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. В кармане у неваляшки лежит ключик от квартир букв (это карточки с цветными буквами).

Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).

Ответы детей: (красную)

Воспитатель: почему красную?

Ответы детей: потому что звук ы гласный, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Воспитатель: у нас с вами две неваляшки красного цвета. Неваляшка со звездочкой для гласных букв волшебниц, которые смягчают предшествующие согласные, их мы будем, поселим во второй ряд домика. А гласные, которые не смягчают предшествующие согласные, будем прописывать в первый ряд.

Дети (воспитатель с детьми проговаривают слова дым, сыр, рыба,и т. д.)в первый ряд, так как звук ы согласные не смягчает)

Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву ы и поселяем ее слева в первом этаже, а теперь, выполняем с своих тетрадях. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС

)дети пишут букву ы., разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут буку ы.

Воспитатель: внимательно посмотри картинки с слева и называем слова (сыр, рыба,шары).

Воспитатель: В каком слове Ы в середине (Ответы детей)

Воспитатель: Это сыр и рыба, пишем букву ы в середине.

Воспитатель: В каком слове Ы в конце (Ответы детей)

Воспитатель: Это шары, пишем букву А в конце.

Воспитатель; в каких словах встречается ы (ответы детей, выбирают картинки и рисуют в пустых клетках (дым, розы, весы)

при этом воспитатель обращает внимание детей, что на букву ы слова не начинаются.

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

2. Игровое упражнение «Буква потерялась»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: развивать зрительную память, продолжить рисунок по образцу

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

Здесь ребенок может:

— дорисовать картинку по точкам;

— найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);

— раскрасить картинку;

— найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква).

5. Игровое упражнение «На птичьем дворе»

Цели. Учим ребенка узнавать в словах и дифференцировать звуки Ы — И. Закрепляем знание очертания букв Ы, И. Продолжаем тренировать в умении образовывать множественное число существительных. Закрепляем знания по теме «Птицы» (домашние, дикие, водоплавающие, перелетные).

Ход игры. Ребенок должен определить на рисунке лишнюю птицу. Здесь могут быть предложены и объяснены два варианта ответа: 1) лебедь лишний, так как это дикая птица, остальные — домашние; 2) курица лишняя, так как она не водоплавающая, а остальные водоплавающие.

На рисунке изображены два домика. Ребенок обводит, узнает и называет буквы, написанные на этих домиках точками — Ы и И. Нужно «расселить» птиц по домикам, а для этого догадаться, кто в каком домике должен жить. Подсказка: на птичьем дворе живет много птиц — гуси, утки, куры. На какую букву оканчивается слово, в том домике и живут эти птицы. Игра завершается раскрашиванием картинок.

6. Игровое упражнение «Зонт»

Цели. Учим ребенка образовывать множественное число существительных. Развиваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на примере слов зонт, зонты. Учим составлять и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, продолжаем тренировать в выполнении рисунка по точкам.

Ход игры. Ребенок узнает предмет, изображенный точками (зонт, записывает его название и завершает рисунок по точкам.

Даем задание: с помощью данного рисунка составить новый ребус. На рисунке справа от зонта ребенок пишет букву Ы. Затем он сам расшифровывает этот ребус, рисует картинку-отгадку, подписывает ее (зонты); выполняет звуковую и слоговую схемы обоих слов; раскрашивает картинки.

7. Игровое упражнение «Где спряталась буква?»

Цели. Закрепляем умение узнавать очертания буквы Ы, не путать ее с похожими буквами.

Ход игры. Ребенок должен среди заштрихованных букв найти Ы, обвести ее карандашом или ручкой и объяснить, чем остальные буквы на рисунке отличаются от Ы.

Итог занятия, оценка детей. – Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы

Ы – новая и особенная

Всю неоднозначность изучения этой буквы, включая пропись Ы можно объяснить тем, что Ы для алфавита относительно новый элемент. В основе нашей азбуки лежит греческая, однако там ее нет. Нет Ы и в древних кириллических текстах. Каждая кириллическая буква имеет числовое значение, Ы – не имеет.

Если мы сейчас считаем странным то, что большая буква Ы прописью в некоторых прописях отсутствует, то давайте вспомним, что до 14-го века у Ы вообще не было своего начертания. Звук передавался знаками Ь (ерь) или Ъ (ер) + I или И. Она считалась неразрывной конструкцией, хотя состояла из двух символов, и называлась «эры» (ер + и), и только позже появилась привычная нам Ы письменная, то есть два символа объединились в один. Так Ы приобрела свой независимый статус, пусть даже только строчная буква Ы.

Ы не только новая для алфавита, она так и не появилась в других родственных алфавитах: даже маленькая Ы пропись отсутствует во всех славянских, кроме белорусского, алфавитах.

В некоторые она так и не пришла, из некоторых, например, болгарский и сербский, была исключена. В украинском на месте Ы употребляется И, а на месте русского И – I. Как И с точкой для украинского алфавита, Ы является своего рода идентификатором русского. 29-я в русском и 28-я в белорусском алфавитах, она по сути уникальна.

Немного грамматики

Согласно правилам русского языка, Ы используется для передачи гласного и предшествующему ему твердому согласному:

  • не после приставок, например, быль, вызвать, козы, причем после согласных г, к, х в крайних случаях, в основном в иноязычных, некоторых русских междометиях вроде кыш или гыкать,
  • а также в иностранных собственных именах (Кызылкум, Кыштым) или разговорных формах типа Маркыч;
  • после приставок на согласный кроме «сверх» и «меж» (безысходный, подыгрывать, предыстория);
  • в начале слова в некоторых словах, передающих произношение (ыканье, ыкать) и в некоторых иностранных собственных именах.

Правила и исключения

Некоторые согласные не хотят иметь ничего общего с буквой Ы. Даже при соответствующем произношении, рядом с шипящими пишем букву И. Это связано с тем, что раньше Ж и Ш были мягкими, а потом отвердели, а сочетания ЖИ и ШИ остались с буквой И. Таким образом имеем знаменитое

правило русской грамматики: «ЖИ, ШИ пишется с буквой И».

С буквой Ц история еще сложнее, в некоторых случаях она остается мягкой, поэтому Ы рядом с Ц допускается, но по определенным сложным правилам. Школьникам в связи с этим достался целый список слов, с которыми после Ц пишем Ы: цыган, цыпленок, на цыпочках.

Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников

Публикации по теме:

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при чтении сказок Интонация в словах –это красок море Ею можно выражать радость, трепет, горе Без нее слова пусты, знают даже дети Без нее мы видим все в.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Дифференциация звуков [У] — [A]» .

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Конспект НОД по развитию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Согласные звуки [Т]-[Т’]. Буква Т» образовательные задачи: Уточнение артикуляции звуков [Т] и [Т’]. Формирование умений различать звуки [Т] и [ТЬ’]. Учить выделять заданный.

Консультация для педагогов «Использование развивающей среды как стимулирующий фактор преодоления ОНР у старших дошкольников» Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для.

НОД по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ТНР по Теме: «Звук и буква Ш» Конспект НОД в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР по формированию фонетической стороны речи. Тема: Звук и буква [Ш] Цели занятия:.

«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И. Тема: «Дидактические игры как средство развития.

Пособие для родителей «Игры для формирования речи старших дошкольников» Методическое пособие «Игры для формирования речи старших дошкольников» направлено на оказание помощи родителям в организации работы с детьми:.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]