Конспект занятия «Звук и буква А». Урок обобщения и систематизации знаний
Тема: звук и буква А.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.
Образовательные: — Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
Коррекционно-развивающие: — Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику — Развивать фонематическое восприятие и представление. — Формировать звукослоговой анализ и синтез. — Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений. — Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза. — Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами. — Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности). — Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.
Коррекционно-воспитательные: — Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; — Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии. — Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.
Оборудование: Демонстрационный материал: ПК, презентация РР. Раздаточный материал: Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.
Ход занятия:
1. Организационный момент Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.
2. Артикуляционная гимнастика Приготовим наши язычки к работе.
3. Пальцевая гимнастика Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.
4. Работа в тетради в клеточку Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.
5. Повторение пройденного Гласные звуки — поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.
6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец. Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.
7. Работа с артикуляционным профилем Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.
8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах. Если есть [А] в слове — карточка со знаком +, если нет – со знаком — Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март. Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.
9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.
10. Рассказ тетушки Совы о букве А Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.
11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди) Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.
12. Физ. пауза о/р Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту) Полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать.
13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради). Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков — красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.
14. Итог занятия
Презентация к конспекту занятия «Звук и буква А»
Презентация на 20 слайде имеет ссылку на видео, которое представлено ниже. Вы можете скачать оригинал файла презентации. |
Видео к конспекту занятия «Звук и буква А»
Также по теме:
logoped18.ru
«Звук и буква А». Занятие по обучению грамоте ⋆ Планета Детства
Программное содержание:
— познакомить со звуком и буквой А;
— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;
— воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.
ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
— Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?
(Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).
II. Сообщение темы занятия.
— Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.
(Выставляется символ звука А).
— Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.
III. Знакомство с символом звука А.
— Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.
(Совместное рассматривание альбома с детьми)
— Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.
IV. Сопряженная гимнастика.
— А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».
а) «Гнездо»;
б) «Птенчики».
V. Характеристика звука А перед зеркалом.
(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).
— Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.
— Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.
VI. Звукоподражания.
— Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)
VII. Развитие фонематического слуха.
а) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:
— А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.
— Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.
б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:
— А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.
— Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.
VIII. Знакомство с буквой А.
а) анализ внешнего вида буквы:
— А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.
(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):
«А» шалашик, посмотри,
И скамеечка внутри.
б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:
— А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.
— У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.
в) узнавание буквы А на сюжетной картине:
— Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.
(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).
— Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.
IX. Итог занятия.
(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)
— Какой звук к нам сегодня приходил в гости?
— Как называется домик звука А?
— Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?
— А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?
Автор: Андронова Наталья Андреевна учитель-логопед, МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 100 «Берегиня» Россия, Иркутская область, г. Иркутск.
Статья размещена в авторской редакции.
planetadetstva.net