Алфавит для маленьких детей — набор непонятных символов. Чтобы помочь ребенку в освоении азбуки, нужно вместе с ним выполнять упражнения, составленные специально для детей дошкольного возраста. Одной из самых сложных для усваивания является буква Е: задания для дошкольников, направленные на ее изучение, должны быть простыми и интересными, а инструкции для родителей и учителей — понятными и эффективными.
Буква Е является одной из сложных букв для изучения ребёнком алфавита.
Цели и задачи
Основной целью занятий является освоение ребенком правил написания буквы Е и принципов употребления ее в словах разных частей речи, а также развитие навыков распознавания этого символа.
Научить ребенка отличать букву Е от других, красиво и разборчиво ее писать, осознанно употреблять в словах, правильно произнося данный звук — основные задачи. Желательно вызвать интерес к изучению букв с помощью сказок, стихотворений, загадок и увлекательных игр для дошкольников.
Изучать алфавит с маленькими детьми сложно, но если грамотно провести занятия на тему «Буква Е», то проблем на протяжении всего обучения больше не возникнет.
История возникновения
Доподлинно неизвестно, когда появилась буква Е в истории языков. Предположительно, возникла буква Е, когда появилась кириллическая письменность. Присутствует она в русском языке и во всех других кириллических алфавитах, а начала свой путь в Греции.
Буква Е в том алфавите называлась «эпсилон» и была пятой буквой алфавита, нося аналогичное число в семантике – пятерку. Точное происхождение буквы – Финикия.
Предположительно, что финикийская буква Е, происхождение которой идет еще с семитской письменности, изначально носила звук «ха».
Мы знаем, когда появилась эта буква в русском языке: с возникновением на Руси кириллического письма. Но активно использовалась она лишь с введением гражданского шрифта. До этого носила написание эпсилона греческого – «ε». Писалась эпсилон только в начале слова при исключительных грамматических формах, а также иногда после гласных. Но современное печатное начертание она приобрела с первыми возможностями печати в 17 веке.
Знакомство с буквой Е
Знакомство с буквой Е лучше начать с поиска литеры в большом алфавите. Если это удалось с первого раза (дошкольники уже знают предыдущие буквы), можно двигаться дальше. В противном случае следует помочь детям подготовительным незамысловатым стихотворением:
Клеим палочки к черте: Раз, два, три… и буква Е. О трехзубом гребешке Нам напомнит буква Е. (Рейн С.)
После прослушивания такого описания ребята с легкостью найдут букву Е. Будет хорошо, если дети выучат это стихотворение наизусть, чтобы лучше запомнить и лишний раз проговорить нужный звук. Для большего эффекта совместите повторение стихотворения с просмотром интерактивного ролика.
Следующий этап обучения — рассмотрение образца написания буквы. Можно прописать нужный символ индивидуально с каждым ребенком или на доске для всей группы (так мы учим детей самостоятельности).
Буква изучена, дети уже могут отличать ее от других. Следующая задача — объяснить им, что Е пишется по-разному. Самый простой и проверенный способ объяснения — это пример семьи, где большая печатная Е — папа (глава семьи), большая прописная Е — мама, а «е» маленькая — их ребенок.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА СЛОВА
Дети учатся членить предложения на слова (определять количество слов), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения.
В качестве основного методического приема, как и в предыдущих группах, предлагается составлять предложения с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
В подготовительной группе такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки.
Особое внимание воспитатель должен уделять правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения, необходимо следить, чтобы выделение ударного гласного звука проходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом. Соблюдение этого требования позволяет ребенку ориентироваться в звуковой структуре слова и точно фиксировать в нем ударение. После этого воспитатель должен произнести еловое выделением безударного гласного (книгааа
). Такая работа поможет показать детям, какую роль играет ударение в слове: показать, что изменение, перенос ударения с одного гласного звука на другой меняет смысл слова, а в большинстве случаев делает его бессмысленным.
Предлагаются специальные задания по определению ударения в словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка — ударный гласный звук «у»). Или воспитатель может предложить детям называть слова с определенным ударным гласным звуком.
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и — после мягких согласных.
По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «ш», «й» — мягкие согласные, не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» — твердые согласные, не имеют мягкой пары.
Дети узнают, что буквы я, ё, ю, е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: «йа», «йо», «йу», «йэ».
Основой ознакомления с йотированными гласными является звуковой анализ слова, при котором дети обозначают все звуки только фишками. Например, анализируя слово яма, дети говорят, что 1-й звук «й» — мягкий согласный, 2-й звук «а» — гласный, 3-й звук «м» — твердый согласный и 4-й звук «а» — гласный. Все звуки они последовательно обозначают соответствующими фишками (зеленой, красной, синей, красной), убеждаясь при этом, что в заданном слове четыре звука. После этого воспитатель предлагает послушать, как произносятся два первых звука друг за другом и «вводит» правило: если в слове рядом слышатся два звука «й» и «а», то пишется буква я. Таким же образом дети узнают, что и буквы е, ю, ё могут в словах обозначать два звука. Им предлагается некоторое время фиксировать звуки фишками, а затем заменять их буквами. Постепенно они перестают нуждаться в этом и сразу выкладывают нужную букву. Однако и здесь необходимо использовать прием, позволяющий закреплять данные знания: детям предлагается сказать, сколько звуков в слове и сколько в нем букв. Например, дети определяют, что в слове маяк — 4 буквы, но 5 звуков («м», «а», «й», «а», «к»), так как буква я обозначает два звука («й», «а»).
Обязательным условием успешного овладения этой задачей является краткое называние воспитателем и детьми звука «й».
Иногда в этот период обучения дети начинают путать звуки и буквы. Например, при анализе слова Юра ребенок не называет вслух последовательность звуков: «й», «у», «р», «а», а молча выкладывает слово: буквы ю, р, а. На вопрос «Какой первый звук в этом слове?» возможен ответ — «ю», т.е. название буквы используется вместо названия звука. Нужно каждый раз обращать внимание детей на то, что звуков здесь два — «й»
и «
у
», а буква одна —
ю
.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ И БУКВАМ
И
Ъ, Ь
В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой согласной буквы.
Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, буква м обозначает в слове мимо звук «мь»,
т.е. мягкий согласный, и звук
«м»,
т.е. твердый согласный звук; буква
н
в слове
Нина
обозначает звуки
«нь»
и
«н»
и т.п.
В работе с детьми этот принцип реализуется так: например, воспитатель предлагает детям выложить слово Нина
. Гласные, уже знакомые детям, они должны обозначать соответствующими буквами, а звуки
«нь
» и
«н»
— соответственно фишками (зеленой и синей). Затем детям предлагается назвать звуки, обозначенные фишками («
нь
» и «
н
»). И здесь воспитатель говорит, что эти звуки обозначаются одной согласной буквой
н — «нэ
». Дети называют букву, произнося ее название с призвуком «э», т.е. «нэ». (Это требование распространяется и на произнесение названий других согласных букв:
«мэ», «рэ», «лэ»
и т.д.).
Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят, на что она похожа (буква Г— на крючок, буква Дна домик, буква Сна месяц и т.д.); они знакомятся как с маленькой, так и заглавной буквой. Узнают правила, что с заглавной (большой) буквы начинается слово в том случае, если оно означает имя, фамилию, название города, кличку животного или если это первое слово в предложении. Если написание маленькой и заглавной букв различно, то дети находят в них сходство и различие. Этот прием используется с целью лучшего запоминания детьми букв.
Для того чтобы дети усвоили, что одна буква может обозначать два звука (твердый и мягкий согласный), им дается задание назвать несколько слов сначала с твердым согласным, затем с мягкой его парой. Эта работа на занятии должна занимать 1-2 мин.
По ходу ознакомления с согласными буквами (ж, ч, щ
) вводятся специальные грамматические правила написания сочетаний:
жи, ши, ча, чу, ща, щу
. Воспитатель объясняет, что буквы жи ш обозначают только твердые согласные звуки, и в сочетании
жи и ши
после звуков «
ж» и «ш»
слышится звук «
ы
», а пишется буква и (машина, шило, живут, ножи). Усвоение этих сочетаний представляет для детей определенную трудность: они привыкли к тому, что буква и всегда пишется после мягких согласных звуков, и поэтому, с одной стороны, в сочетаниях
жи, ши
они пытаются смягчить звуки
«ж»
и
«ш»,
произносят вместо звука «ы» звук «и», а с другой — при выкладывании слов с этими сочетаниями нередко ставят после
жи ши
букву
ы
.
В сочетаниях ча, ща, чу, щу
встречаются другие трудности. Дети знают, что буква any пишутся только после твердых согласных звуков. Узнав, что буквы чащ обозначают всегда мягкий согласный звук, ставят после них буквы
я
и
ю
.
Для того чтобы облегчить детям усвоение этих сочетаний, мы предлагаем сделать специальную таблицу с ними: буквы ши ж написать синим цветом, тем самым подчеркнув, что они обозначают твердые согласные звуки, буквы ч и щ — зеленым цветом, так как они обозначают мягкие согласные звуки, буквы и, а, у — красным цветом.
Введенные грамматические правила закрепляются при выкладывании предложений, в чтении и к концу учебного года прочно усваиваются детьми.
После того как дети уже знают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, ш
), их знакомят с буквой ь (мягкий знак). С этой целью предлагается выложить два слова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком, например слова мел и мель, которые отличаются звуками «ль» и «л». Дети на слух хорошо дифференцируют твердые и мягкие согласные звуки и поэтому при выкладывании слова мель они, как правило, не ставят букву л, а заменяют ее зеленой фишкой. Если спросить детей, как нужно написать слово буквами, чтобы последний звук можно было читать мягко, дети, зная, что буквы я, е, ю, ё, и обозначают мягкость стоящего перед ними согласного звука, пробуют ставить эти буквы за буквой л. Прочитывая полученные звукосочетания (меля, меле, мелю, меле, мели), они убеждаются, что ни с одной из гласных букв не получается нужного слова (мель). После этого воспитатель «вводит» правило, что кроме букв
я, е, ю, ё, и
, которыми обозначается мягкость согласных звуков, есть еще буква — мягкий знак (ь), которая не обозначает никакого звука, а ставится для того, чтобы показать, что предшествующий согласный звук мягкий. Дети узнают также, что для обозначения мягкости согласного звука мягкий знак может стоять не только в конце, но и в середине слова (пальто, коньки, деньги и т.д.).
С разделительной функцией твердого и мягкого знаков следует ознакомить детей только тогда, когда они узнают все буквы алфавита. Разделительная функция мягкого знака вводится на сравнении двух слов, например Коля и колья. Дети анализируют эти слова друг за другом, сначала на уровне букв. При этом, как правило, пишут оба слова одинаково: Коля. Предложите детям выложить эти слова с помощью фишек. При этом сразу становится ясной разница в звуковом составе этих слов. Если слово Коля дети выкладывают, ставя синюю, красную, зеленую и красную фишки, т.е. фиксируют четыре звука в слове, то при выкладывании слова колья (а его лучше выложить непосредственно под словом Коля), дети видят, что после мягкого согласного звука «ль» есть еще два звука — мягкий согласный «й» и гласный «а». Дети обнаруживают, что звуковой состав этих слов различен и что буква я в слове Коля обозначает один звук — «а», а в слове колья — два звука — «йа». Значит, нельзя в слове колья поставить сразу после буквы л букву я — получится Коля. А вот если поставить после буквы л
букву
ь,
то она укажет, что букву
л
нужно прочесть мягко. Стоящая после мягкого знака буква я будет произноситься «
йа» — колья
. Далее дети самостоятельно выкладывают слова братья, ручьи и т.д.
Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например сел и съел. Дети узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых в другом случае свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко.
Знакомясь с согласными, дети выкладывают из букв разрезной азбуки не только слова, но и предложения. Поэтому они должны усвоить следующие правила: предложение начинается с большой, заглавной буквы; слова располагаются на расстоянии друг от друга, а буквы в словах выкладываются рядом. В конце предложения ставится точка.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
При обучении чтению выделяются три задачи: обучение словоизменению, формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.
Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. В чем особая сложность обучения чтению по-русски? В том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой. Например, слова мама и метро начинаются с одной буквы — м, но читается эта буква по-разному — звук «м» произносится твердо в слове мама и мягко — «мь» — в слове метро. Что же указывает читающему на то, как нужно эту букву прочесть? Следующая за ней гласная буква. Таким образом, читающий должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать. Опытный «чтец» делает это настолько быстро, что последить за этим процессом практически невозможно. А вот начинающий читать ребенок должен быть этому действию специально обучен. Именно так и происходит во время обучения словоизменению.
Для работы детям даются белые фишки. Это нужно для того, чтобы цвет фишки в уже разобранном слове не мог подсказать ребенку качественную характеристику звука; здесь согласный звук, обозначенный белой фишкой, как бы максимально приближен к букве, по виду которой нельзя определить, какой согласный звук она обозначает — твердый или мягкий.
Итак, дети получают задание: пользуясь белыми фишками и красными буквами, сложить слово лук. Затем они получают следующее, основное задание: «Уберите букву у
, поставьте вместо нее
буквую
и прочтите, какое слово получилось». Как они могут прочесть новое слово? Только одним способом — воссоздать по стоящей перед ними модели звуковую форму слова. А как это сделать? Две крайние белые фишки, означающие согласные звуки, остались неизменными, поменялась только буква, вместо у —
ю
. Но дети знают, что буква ю обозначает звук «у» после мягкого согласного. Значит, первый согласный звук в новом слове нужно произнести мягко. Получается слово… люк. Как могли дети прочесть это слово? Ориентируясь на гласную букву и зная правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков. Вот так, незаметно для себя, дети учатся ориентироваться на гласную букву, т.е. в сущности обучаются читать. Важность формирования этого действия невозможно переоценить, ибо именно так у детей формируется способ чтения.
Затем они знакомятся с первой согласной буквой — м, получают специальное пособие — «окошечки» с полосками, на одной вертикально написаны четыре согласные: м, н,р, л
, на другой — все гласные буквы — и начинают читать слоги. И здесь уже идет отработка той ориентировки на гласную букву, которая начала складываться при словоизменении. Но перед ребенком уже не безликая фишка, а буква! Что же заставляет его смотреть на гласную букву, читать как бы задом наперед? Сам принцип этого пособия. Согласная буква стоит в первом окошечке все время одна и та же. Но зато во втором окошечке гласные буквы все время меняются: ребенок тянет полоску, она движется, и каждый раз появляется новая буква, все внимание ребенка приковано к ней, к гласной.
Именно поэтому нельзя на этом этапе обучения упражнять детей в другом чтении, когда движутся согласные буквы в первом окошечке, а во втором стоит неизменная гласная. В первом случае ребенка специально учат ориентироваться на гласную, во втором случае этой ориентировке мешают.
Часто при переходе к чтению по «окошечкам» можно наблюдать, как дети осуществляют ориентировку на гласную букву, которой они научились на занятиях по словоизменению. Дети двигают полоску с гласными буквами и читают так: а—ма, я—мя. о—мо, ю—мю
и т.д. Не запрещайте называть сначала гласную букву, а затем слог, это очень полезно, а по мере автоматизации навыка чтения слога это отомрет само собой. Более того, если в группе есть дети, которые почему-либо плохо усваивают этот материал, учите читать их именно так. При этом можно и объяснить: а — значит, букву м будем читать твердо — ма; я — значит, букву м будем читать мягко —
мя
и т.д.
При чтении слогов, напечатанных на бумаге, ребенок должен перестроить свой навык чтения: здесь движение полоски с гласными буквами уже не заставляет его смотреть сначала на гласную букву, он должен сам руководить своим чтением. Поэтому при переходе к чтению текстов все дети сначала начинают читать слоги чуть хуже — это закономерно и быстро пройдет.
Как же перевести детей от слогового к слитному чтению слова? На помощь приходит ударение, так как именно ударение связывает, организует звуковую оболочку слова в единый образ. Чтобы ударение могло быть использовано в качестве средства, создающего возможность для слитного прочтения слова, необходимо научить детей проставлять ударение в читаемом слоге. При этом ребенок должен пользоваться тем способом, которому обучали его на этапе формирования звукового анализа слов. Но, к сожалению, это не приводит прямо к слитному чтению, дети продолжают читать слово по слогам.
Как правильно построить ход обучения детей слитному чтению? Попробуем рассмотреть на примере занятия.
Воспитатель на доске пишет печатными буквами слово гуси, вызывает ребенка и предлагает ему прочитать слово, определить место ударения в нем. При этом ребенок, обученный слоговому чтению, действует так: читает слово по слогам гуси, произносит с ударением гууси
и называет ударный гласный звук. Здесь воспитатель обращается к детям и говорит: «Дети, в написанном слове мы будем обозначать ударение значком
‘
. Ставит значок ударения (
‘
) мелом над гласной
буквой у.
Затем детям раздаются индивидуальные карточки, на которых в два столбца напечатаны слова (гуси, коза, лужа, сани, роза, зима. Маша, луна, каша), и воспитатель предлагает простым карандашом проставить в них ударение.
Дети обязательно должны прочитывать каждое слово вслух, слушать его звучание, определять ударный гласный. Естественно, в группе возникает шум. Предложите детям читать как можно тише, чтобы не мешать товарищам, но ни в коем случае не запрещайте им произносить слова вполголоса. По мере того как дети овладевают этим умением, деловой шум сам по себе исчезает.
После выполнения задания детьми воспитатель на примере написанного на доске слова гуси дает образец чтения с использованием ударения: «В этом слове ударение стоит над у
. Читать слово надо так, чтобы хорошо был слышен ударный гласный звук
«у» — гууси
. Я потянула голосом звук
«у»
и прочитала слово целиком». Затем воспитатель стирает ударение над
у
, ставит его над
и
и говорит детям: «А вот если бы я ошиблась, поставила ударение над буквой
и
, то и читать слово пришлось бы так:
гусии.
Это неверно, но раз значок ударения стоит над этой буквой, значит, надо так и читать». Воспитатель специально указывает на то, что, прежде чем прочитать слово, нужно посмотреть, над какой буквой стоит знак ударения, и, читая слово, выделить голосом этот гласный звук.
Затем следует перейти с детьми к чтению по их карточкам, где над каждым словом они уже проставили ударение. Для чтения очередного слова необходимо вызывать нового ребенка, таким образом можно поупражнять в чтении более десяти детей. В тот момент, когда вызванный ребенок читает слово, важно обратить внимание, правильно ли он поставил ударение, потому что на первых порах нередки будут случаи, когда ударение проставлено неверно, а читает ребенок правильно, ориентируясь не на значок ударения, а на смысл произносимого им слова. Для того чтобы дети не стеснялись читать слово в соответствии с неправильно проставленным ударением, ни в коем случае нельзя делать им замечания за допущенные ошибки. Наоборот! Если ребенок в слове сани поставил ударение над буквой и, необходимо вызвать его и сказать: «А вот Саша в слове сани ударение поставил не над буквой а
, как Светлана, а над буквой и. Ну-ка, Саша, попробуй прочесть свое слово. Интересно, что получится? Это очень трудно!» После этого Саша, конечно, прочитает слово, подчеркнув в нем звук «
и», — сании
. Следует похвалить ребенка: «Молодец! Ты прочел так, как у тебя стоит ударение. Ну, а на самом деле в слове
саани
где ударение, Саша?» Саша правильно отвечает: «Звук «
а
» ударный». Затем предложите ребенку прочитать слово еще раз, но уже с ударением, проставленным над буквой а —
саани.
Таким образом можно приучить детей к тому, что слово должно читаться в точном соответствии с проставленным ударением.
На занятии при чтении индивидуальных карточек с проставленными ударениями важно после прочтения каждого слова проверить: «У всех ударение проставлено над этой буквой?» Если воспитатель будет тактичен в исправлении ошибок, дети не будут стесняться поднимать руку в случае неверно поставленного ударения. Каждую такую ошибку нужно исправлять. И от занятия к занятию необходимо требовать от детей: прежде чем прочесть слово, посмотреть на гласную букву, над которой стоит ударение, а читая, выделить голосом этот ударный звук. При четком соблюдении этого требования можно сформировать у детей навык слитного чтения слова.
По ходу проведения занятий процесс проставления детьми ударения в читаемом слове будет претерпевать качественные изменения: если в начале обучения поиск ударного гласного проходит на основе прочтения слова по слогам (гу-си
), затем специального произнесения его с явно вычлененным словесным ударением (гууси), то затем поиск ударного гласного проходит на основе слитного прочтения слова, т.е. ребенок сразу читает слово слитно, определяя и обозначая в нем ударение (
гууси — гуси).
В процессе чтения детьми слов с использованием ударения будут и другие качественные изменения: сначала дети читают слова плавно, в замедленном темпе, с выделением ударного слога
(гууси).
При этом слова с ударением на первом слоге
(гуси)
читают легче, чем слова с ударением на втором слоге
(луна).
Чтение последних проходит на ос- ‘ нове послогового произнесения слова с ясно вычлененным ударным слогом
(лу-наа).
Подобное чтение распространяется и на чтение слов со стечением согласных
(вес-наа).
Постепенно чтение слов становится слитным, т.е. дети читают их с выразительным выделением ударного слога.
Аналогичный процесс будет наблюдаться и при чтении трехслого-вых слов.
Постепенно на смену чтению слов с выделением ударного слога приходит чтение слов целиком с подчеркнутым выделением ударного звука. Например, дети читают слова уже так: луужа, лисаа, куук- ла, траваа
и т.д. И наконец, дети начинают читать целым словом без специального выделения ударного гласного звука.
Работа по проставлению ударения в напечатанных словах и их чтение с использованием ударения проводятся на девяти занятиях. На каждом дается одинаковое количество слов (10) различной слоговой структуры с разноритмическим рисунком (см. приложение).
На каждом занятии дети читают тексты, где они уже не проставляют ударение, а пользуются усвоенными ранее умениями. Тексты включают в себя слоги, слова различной звуковой конструкции, предложения и короткие рассказы. Воспитатель имеет возможность, в зависимости от владения навыком чтения, вызывать одних детей для чтения слогов и слов несложной конструкции, других — для чтения более трудных слов, предложений или рассказов. Одним из условий проведения занятия является обязательное четкое, громкое чтение всех детей. Если текст небольшой, он может быть прочитан на занятии два раза. Важно правильно руководить процессом чтения на занятии. В то время как ребенок читает вслух, вся группа детей должна следить с указкой за чтением и одновременно с ним читать про себя. В каждом тексте встречаются слова, которые требуют объяснения их смысла. Воспитатель должен проводить словарную работу по ходу чтения. Эта работа по необходимости может предварять и само чтение. Воспитатель обязательно должен ставить вопросы по содержанию прочитанного текста и добиваться от детей правильных ответов. Наряду с этим детям следует давать задание на пересказ прочитанного связного текста.
По мере овладения достаточно прочным навыком чтения детям в свободное от занятий время и дома могут быть предложены для чтения детские книги из серии «Читаем сами». В группе неплохо сделать библиотечку из книг, которыми дети будут пользоваться самостоятельно. Воспитатель должен проявлять интерес к тому, что читают дети, и руководить по необходимости чтением каждого ребенка: помочь подобрать для чтения книгу, побеседовать о прочитанной, заинтересовать ребенка в чтении какой-то определенной книги, следить за аккуратным пользованием книгами и своевременно вместе с детьми приводить их в порядок. Это поможет воспитать у детей любовь к книге.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Словесные игры включены в каждое занятие, и их введение дано с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения. Игры такого рода, основной целью которых является закрепление знаний, сложны для проведения: с одной стороны, они должны быть достаточно жестко регламентированы воспитателем, с другой стороны, нельзя превращать их в скучнейшее дидактическое упражнение, т.е. при соблюдении точности и правильности методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.
В подготовительной к школе группе кроме игр, которые проводятся и на предыдущем этапе обучения, включаются следующие дидактические игры.
Игра «Найди свой домик»
(для закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков).
Воспитатель раздает детям по одной гласной букве. Выбираются два ведущих. Одному дается фишка синего цвета, обозначающая твердый согласный звук, другому — зеленого цвета (мягкий согласный звук). Ведущими выбираются те дети, которые свободно ориентируются в звуковой структуре слова и прочно усвоили правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.
Раздав гласные буквы и выбрав ведущих, воспитатель обращается к детям: «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи и начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Один из них был синего цвета — там жил твердый согласный звук, другой — зеленого цвета — в нем жил мягкий согласный звук. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в домики, надо вспомнить, после какого согласного звука пишется гласная буква, которую вы держите, и войти в свой домик».
Каждый ведущий пропускает в домик только те гласные буквы, которые пишутся после соответствующих согласных звуков. Следовательно, в зеленый домик должны войти дети, у которых буквы я, ю, е, ё,
а в синий — буквы
а, о, у,
ы, э. Воспитатель почти не вмешивается в игру, деликатно выполняя незаметно контролирующую функцию.
Игра «Кто внимательней» (для закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков).
Воспитатель на доску ставит зеленую и синюю фишки и обращается к детям: «За синей фишкой поставим гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных. За зеленой фишкой поставим гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных». Дети называют буквы, а воспитатель ставит их.
Далее проводится игра: воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в этот момент меняет местами гласные буквы, например переставляет буквы а и я из одного ряда в другой. Открыв глаза, дети должны определить, что изменилось. Воспитатель может также убрать отдельные буквы, добавить одну из букв в другой ряд и т.д.
Игра «Назови слова по заданной модели». Она вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слов и различают звуки гласные и согласные, знают, что согласные бывают твердые и мягкие. Эта игра может успешно развиваться лишь в том случае, если ей предшествует внимательное рассмотрение на занятиях всех моделей разбираемых слов. Например, разобрали четырехзвуковое слово лиса,
получили модель: зеленая фишка, красная, синяя, красная. В другой раз разбираем слово
пила
, вспоминаем: у нас уже было похожее слово —
лиса
, в нем так же были расположены звуки: сначала мягкий согласный звук, потом гласный, потом твердый согласный и снова гласный. Если регулярно не проводить такую работу, детям будет трудно мысленно оценивать слова с точки зрения их звуковой структуры. Нужно взять за правило каждое разбираемое слово сравнивать с предыдущими.
Первое игровое задание по придумыванию слов в соответствии с заданной моделью должно быть несложным, например: твердый согласный звук — гласный — твердый согласный. Воспитатель ставит на доске фишки (синяя, красная, синяя) и предлагает детям назвать слова с такими звуками: «Смотрите, ребята, первый звук здесь твердый согласный, потом гласный и снова твердый согласный. Знаем мы такие слова? Конечно! Мак, дом… Кто еще помнит?» Сначала дети называют те слова, которые они разбирали на занятии. Пусть вас не смущает, что тут же будут названы слова и лес,
и
конь
, т.е. слова, звуковое строение которых не соответствует выставленной вами модели. Спокойно «прочтите» ошибочно названное слово, ведя указкой по модели: «Нет, слово лес нам не подходит, у него первый звук мягкий согласный, а нам нужно только твердый согласный».
Очень хорошо, проводя эту игру, когда она уже начинает идти легко и быстро, поменять модель: скажем, убрать первую синюю фишку, поставив вместо нее зеленую, и обратить внимание детей: «А теперь какие слова будем называть?» В зависимости от степени подвинутости группы такого рода замены можно провести дважды и трижды: поменять третью фишку на зеленую, добавить в конце красную фишку и т.п. Вы увидите, что это очень оживляет игру, каждая перестановка дает новый всплеск ответов.
Игра «Назови слова по модели
» по ходу своего развития дополняется условием — ударение должно быть на определенном звуке.
В методике есть игра, выросшая из описанной выше «Назови слова по заданной модели
», — игра-загадка. Воспитатель выкладывает на доске модель слова и говорит: «А теперь мы поиграем в новую игру. Я загадала слово. Оно состоит из таких звуков: первый звук — мягкий согласный, второй — гласный, третий — твердый согласный, а последний — снова гласный. (При этом воспитатель ведет указкой по модели, обращая на нее внимание детей.) Угадайте, какое это слово? Чтобы отгадать, вы должны знать, про что я загадала загадку. Вы спросите меня, живое это или нет, и вам сразу станет легче отгадывать: если живое, значит, это или человек, Или животное, или растение, но тогда уже не нужно называть никакие предметы. А если неживое, то, наоборот, нужно узнать, к чему это относится. Спрашивайте!» Кто-нибудь из детей задает вопрос: «Это живое или неживое?» Воспитатель отвечает: «Это живое». И продолжает учить детей: «Вот мы с вами знаем, что я загадала кого-то живого. Что нужно дальше спросить? Живым бывает человек, зверь, рыба, птица. Спрашивайте!» Дети: «Это человек?» Воспитатель отвечает: «Нет, это не человек». Дети: «Это птица?» Воспитатель: «Нет, это не птица. Это живое, но не человек и не птица. Кто еще может быть живым?» Дети: «Это животное?» Воспитатель: «Да, это животное. Вот теперь подумайте, как легче всего узнать, какое это животное? Вы ведь знаете, какие бывают животные, как можно разделить всех животных?» Дети: «Домашние и дикие». Воспитатель: «Очень хорошо! Это дикое животное. Теперь вы уже много знаете про мое слово» и т.д.
Воспитатель постепенно подводит детей к отгадыванию (лиса), учит их задавать вопросы, постепенно ограничивая круг. Учтите, что и здесь есть опасность уйти от звуковой стороны слова, ориентируясь только на смысловые вопросы. Поэтому нужно очень умело проводить эту игру, вовремя обращая внимание детей на модель слова. В приводимом примере воспитателю не нужно с помощью наводящих вопросов уточнять, какое же дикое животное было им задумано; мысленно перебирая животных, дети должны подобрать того, звуковая структура названия которого подходит к выложенной на доске модели. Если дети дают неверные ответы, называют, например, слово волк, воспитатель тут же должен обратить их внимание на модель. В первое время дети будут довольно часто отвлекаться от модели слова, называя слова совсем другой звуковой структуры, ориентируясь только на содержательную сторону. Необходимо мягко, но настойчиво возвращать их к звуковой модели, показывая, что только она поможет детям правильно угадать слово.
Постепенно эта игра становится любимой игрой детей. Они сами начинают загадывать подобные загадки, часто очень сложные. В таких случаях воспитатель должен до занятия обговорить с ребенком, какую загадку он загадает. Когда дети хорошо усваивают этот новый вид игры, можно доверит им играть совершенно самостоятельно, когда воспитатель даже не знает, какое слово загадал ребенок, и принимает участие в отгадывании наряду со всеми детьми группы.
Очень важная задача словообразования решается в игре «Цепочка слов».
Она проводится на этапе, когда дети уже узнают большинство согласных букв. Воспитатель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает детям сделать новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова май в соответствии с правилами игры можно получить следующие слова:
май — мак — рак — лак — лук — сук — суп — суд — сад — сам — сама — мама — Маша — наша — каша
и т.д. Образуя цепочку слов от трехзвуковых слов, дети переходят к четырех-, пяти- и шестизвуковым словам.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Курс обучения детей грамоте в подготовительной к школе группе представляет собой систему занятий, состоящую из 56 конспектов занятий, 35 текстов, предназначенных для индивидуального чтения, 9 карточек для работы с ударением. Обучение грамоте проводится два раза в неделю, длительность занятия — 30—35 мин. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
При подготовке к занятию воспитатель должен изучить «Методические рекомендации» и проработать конспект, чтобы свободно ориентироваться в содержании программных задач и их выполнении.
Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно. В последующих конспектах его описание постепенно сокращается до минимума. Если же воспитатель почему-либо затрудняется в проведении работы по той или иной программной задаче, он должен вернуться к предыдущим конспектам и «Методическим рекомендациям», где дается четкое и подробное ее объяснение.
Во время занятия, вызывая детей для ответов, воспитатель всегда должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка и в связи с этим дифференцированно строить процесс обучения. При этом следует помнить: если материал объясняется впервые, то для выполнения его у доски лучше вызывать детей, хорошо усваивающих основы грамоты. Если же большинство детей группы уже прочно усвоили новые знания, то появляется возможность на занятии индивидуально поработать с теми, кто еще испытывает затруднения. На таких детей следует обратить особое внимание. Им нужно всегда оказывать помощь: задавать дополнительные наводящие вопросы, чаще вызывать отвечать, активизируя их самостоятельность, спрашивать, давая посильные для выполнения задания.
Воспитателю нужно помнить, что дети в силу своих возрастных возможностей и особенностей могут допускать ошибки. Их нельзя оставлять без внимания. Очень важно, чтобы воспитатель в это время умело руководил процессом обучения: ошибки можно использовать для повторного объяснения всем детям какого-то задания, для повторения и закрепления пройденного материала.
На каждом занятии, как правило, решается сразу несколько программных задач, поэтому его организация должна быть строго про
думана воспитателем и четко выполнена. Все занятия нужно проводить в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей группы.
ЗАНЯТИЕ 1
Программное содержание:
• учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания
Задание для дошкольников: печатная буква Е
Маленьким детям сложно воспринимать информацию только на слух, поэтому лучше делать упражнения, подразумевающие еще и зрительный контакт с предметами.
Задание 1
Напишите Е и Ё тремя разными цветами, например красным, синим, зеленым.
Задание 2
Приведите примеры 3 животных, название которых начинается на Е. Подходящие слова: енот, ехидна, единорог.
Задание 3
Назовите три слова, начинающихся на Ё. Например, елка, ерш,еж.
В одном из заданий ребёнок должен сказать слово, начинающееся на Ё, например Ёж.
Задание 4
Обведите все Е и Ё в представленном ряду: А с г в Ё л е в Щ ф м и Е ю ц е ж Х С Ф ш к е э к.
Задание 5
Назовите три имени, в которых есть Е.
Задание 6
Составьте пять слов, в которых есть Ё.
Задание 7
Определите место заданного звука в перечисленных словах: ева, ель, медведь, сено, пена, ежик.
Сказки про букву
Е- шестая, значит, в запасе уже есть А, Б, В, Г и Д. Важно использовать их в небольших сказках, таким образом, дети повторят изученный материал.
Изучаемые детьми буквы должны использоваться в сказках.
Сказка 1
Жила была Е, она дружила со всеми, всем помогала, если нужно, в письме заменяла. Когда заболела В, некому стало сидеть на трубе, пришлось доброй Е прислониться к ограде, и стали они похожи, как братья.
Другой наш приятель, попавший в беду, просил подменить его в слове «школа», ведь первый он стоит по счету. Добрая Е и здесь пришла на помощь, легла на спину и стала точь-в-точь как Ш.
Следом за ней и Т не успела встать на место в слове «батут».Тогда в помощь грамоте Е сложила все свои ножки и ручки в одну линию и стала как Т. Все вместе они встали на нужные места, и слово правильно сложилось. Так они детям праздник принесли.
Этой сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Сказка 2
Слова в словарике живут, в своих домах — своих разделах.
Решила Е сходить в гости к А. С утра отправилась она в далекий путь: через горы, леса, реки. А для того чтобы не заблудиться, сестричка Е, Ё, дала ей один из двух своих клубочков. И отправилась Е в свое непростое путешествие.
Лесом катится клубок, Е еле успевает за ним, а в словаре начинается зима, все ели в блестках ледяных, окна в узорах расписных. А елки — они нам кажутся похожими друг на друга. Буква Е идет дальше и дальше и любуется красотой зимнего леса.
Буква Е гуляет по зимнему лесу.
И вдруг кто-то берет в руки словарь, начинает переворачивать страницы. Вся азбука в панике, ведь если буквы не на месте, слова нельзя найти и можно все их перепутать: енота, и ежа, и ерша, и елку.
Нужно азбуку спасать, надо Е на место возвращать. Для этого нужно сказать специальное слово. Знал его только еж. Тогда все собрались и дружно попросили: «Ёжик, говори слово». Он согласился, и Е вернулась на место как раз к тому моменту, когда перевернулась последняя страница.