Путешествие по сказкам. Изучаем звук (Й) и букву Й

Знакомство со звуком Й начинается в первый год жизни. Сначала младенец выражает эмоции: ай, яй, а затем и просьбу: дай. Однако не всем детям удается освоить этот короткий звук с первого раза. Использование буквы Й в заданиях для дошкольников в форме игры поможет ускорить процесс обучения ребенка.


Есть много задания для дошкольников на букву й.

Знакомство с буквой Й

Как выглядит эта буква, легче всего объяснить ребенку с помощью картинок. Создается визуальный ряд из слов: чай, йод, попугай, йогурт, йог. Все слова громко проговариваются вместе с детьми. Нужно обращать внимание на общий звук с помощью интонации. Ребята должны догадаться, в начале или в конце слова расположен Й.

Следующий этап — отдельное произношение Й. При этом педагог объясняет, как должен работать речевой аппарат: кончик языка прячется за нижними зубами, а спинка языка поднимается вверх и не дает воздуху выйти изо рта.

Что должны знать дети о звуке Й:

  • он гласный или согласный;
  • звонкий или глухой;
  • долгий или короткий.

Глядя на изображение Й, ребята угадывают, на какую другую букву оно похоже и узнают, чем они отличаются:

— Посмотрите, И и Й почти одинаковы, но звуки разные: И — гласный, а Й — согласный.

Материал закрепляется новыми примерами: чайка, Айболит, трамвай, красивый, зайка, добрый, герой, красный. Слова разбираются по слогам.

Стихи про букву Й для детей

Йогурт очень любит Маша, Йогурт — это вам не каша.

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!
Подробнее на странице: https://academy.multi-mama.ru/product/multi-predlozhenie/

И. Дитковская

***

Буква Й так горько плачет: — Ой, какой же йод кусачий!

И. Красникова

***

И не в кепке, и не в шапке Буква Й гуляет в шляпке! Шляпка почему на ней? Потому, что так — модней!

Н. Манжос

***

Йога — это упражненья, Йод нам нужен для леченья, Йогурт любит детвора, Йемен — Азия, жара.

А. Бешенцев

***

Йогурт вкусныЙ с ежевикоЙ, С вишнеЙ, с дынеЙ и клубникоЙ. Только самыЙ моЙ любимыЙ Йогурт розовыЙ с малиноЙ.

Д. Смайлз

Вам нравятся стихи про букву Й?

Хотите, чтобы стихи про все буквы русского алфавита всегда были у вас под рукой?

Чтобы Вы могли закреплять материал вместе с ребенком?

Посмотрите нашу Мини-книгу «Стихи про алфавит»

Она сделана в формате .pdf, в ней собраны яркие картинки из статей нашего сайта в хорошем качестве.

Постановка звука Й

Перед началом упражнений необходимо правильно поставить артикуляцию: выгнуть язык так, чтобы его кончик с напряжением уперся в нижние зубы. Верхняя часть, соприкоснувшись с небом, тоже должна быть твердой. Ребенок почувствует сжатую струю воздуха при произношении звука Й. Затем нужно ослабить напряжение языка, убрать выгиб.

Чтобы сделать занятие увлекательным, попросите ребят показать, как кошка сердится и выгибает спинку с помощью языка.

Правильной постановке речи способствуют еще несколько артикуляционных тренировок.


  1. Задания на букву й.
    Лопатка. Открыть рот, обнажив зубы, положить напряженный язык в виде лопаточки на нижний зубной ряд так, чтобы края языка касались уголков рта.

  2. Улыбка. Улыбнуться несколько раз с сомкнутыми и разомкнутыми губами.
  3. Накажем непослушный язычок. Положить язык на нижнюю губу и легонько покусать его верхними зубами со звуком «та-та-та», затем пошлепать губами со звуком «пя-пя-пя».

Основные способы

Помимо прямого проговаривания звука Й существуют два вспомогательных способа:

  1. Подражание:
      быстрое произношение звука И с А, О, У с последующим йотированием (иа-йа, ио-йо, иу-йу);
  2. переход от мягкого глухого хь к звонкому.
  3. Механическое воздействие. Применяется с помощью шпателя в трудных случаях. Во время произношения звука «зя» логопед нажимает на кончик языка и слегка отодвигает его вглубь, пока не получится звук «йа».

Путешествие по сказкам. Изучаем звук (Й) и букву Й

Описание:

«Путешествие по сказкам. Изучаем звук (Й) и букву Й»

Авторы проекта:

Воробьева Любовь Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №78 Красносельского района Санкт-Петербурга «ЖЕМЧУЖИНКА»,

Лобашова Наталья Юрьевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга «ЖЕМЧУЖИНКА».

Шестакова Марина Александровна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 92 Красносельского района Санкт-Петербурга

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Цель проекта: Знакомство со звуком [Й] и буквой Й.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять правильное произношение звука [Й].
  2. Закреплять навык простого звукобуквенного анализа.
  3. Развивать сложные формы фонематического анализа и синтеза.
  4. Упражнять в слоговом анализе, тренировать навык выделения ударных гласных звуков в слове.
  5. Совершенствовать навыки связной речи; активизировать пассивный словарь, развивать грамматический строй речи.

Развивающие:

  1. Развивать речевую активность детей.
  2. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, наблюдательность.
  3. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  1. Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  2. Формировать навык сотрудничества, поощрять интерес к совместным игровым действиям, воспитывать взаимоуважение и взаимопонимание.

Реализуемые образовательные области:

  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.

Проект создан с помощью программного обеспечения MimioStudio, носит обучающий и закрепляющий характер. Проект может использоваться на подгрупповых занятиях по обучению грамоте, развитию речи и как игровой материал в индивидуальной работе с ребенком.

Содержание проекта:

СТРАНИЦА №1. Титульный лист.

По щелчку на текст в нижней правой части страницы открывается сайт центра повышения квалификации «Образовательные технологии» (www.edu.obrtech.ru).

СТРАНИЦА №2. Содержание.

Каждый пункт содержания – гиперссылка на соответствующую страницу проекта.

СТРАНИЦА №3. Игра «Собачка Йорк и звук [Й].

Цель: знакомство со звуком [Й]. Характеристика звука: схема артикуляции и паспорт звука.

Игровые действия:

Знакомься, это собачка Йорк. Она очень маленькая и когда лает, у нее получается только: «Й-й-й».

  1. Произнеси, как лает Йорк.
  2. С помощью схемы, расскажи, как образуется звук [Й].
  3. Дай характеристику звука [Й].

СТРАНИЦА №4. Игра «Собери книги»

Цель: развитие качеств слухового внимания. Определение наличия или отсутствия звука [Й] в слове.

Игровые действия:

Йорк разорвал книжки. Наведи порядок:

  1. В зеленую книгу положи странички с изображением героев, в названиях которых слышишь звук [Й].
  2. Остальные странички 0 в синюю книгу.
  3. Благодарные книги предлагают путешествие по сказкам в которых живет звук [Й].

СТРАНИЦА №5. Игра «Сокровище Кощея»

Цель: развитие умения соотносить звуки с их символами. Формирование навыка слогового синтеза.

Игровые действия:

В одном из сундуков спрятано сокровище Кощея. Найди его.

  1. Прочитай звуковую схему на сундуке и нажми на него.

СТРАНИЦА № 6. Игра «Покупки попугая Кеши»

Цель: развитие навыка позиционного анализа: определение позиции звука [Й] в слове.

Игровые действия:

Попугай Кеша ходил в магазин. Доставай покупки из пакета.

  1. Несъедобные предметы складывай в шкаф.
  2. В названиях съедобных покупок определяй место звука [Й] и выставляй на стол в соответствии со схемой.

СТРАНИЦА № 7. Игра «Соловей Разбойник»

Цель: развитие навыка слухо-произносительной дифференциации звуков [Й]-[Ль].

Игровые действия:

Соловей Разбойник так сильно свистнул, что листва с деревьев облетела и перекрыла дорогу. Помоги Богатырю расчистить путь.

  1. Четко называй картинки, изображенные на листьях.
  2. Если слышишь в слове-названии картинки звук [Й], перенеси лист на дерево с символом этого звука.
  3. Остальные листья размести на втором дереве.

СТРАНИЦА № 8. Игра «Мед пчелки Майи»

Цель: развитие навыка слухо-произносительной дифференциации звуков [Й]-[Рь].

Игровые действия:

Пчелка Майя собирает нектар. Самый сладкий нектар в цветах с картинками, в названиях которых есть звук [Й].

  1. Называй картинки на цветках.
  2. Складывай в ведерко те цветы, на которых изображены картинки со звуком [Й] в названиях.

СТРАНИЦА № 9. Игра «Подарки для белочки»

Цель: тренировка навыка деления слов на слоги, определять ударный слог, соотносить слоговую схему со словом.

Игровые действия:

Леший принес в мешке шишки для белочек. На каждой шишке наклейка с картинкой.

  1. Раздай шишки белочкам в соответствии с количеством слогов в словах-названиях картинок.

СТРАНИЦА №10. Игра «Большая стирка»

Цель: развитие навыка позиционного анализа.

Помоги Мойдодыру развесить одежду.

  1. Произноси название картинки на одежде.
  2. Определи порядковое место звука [Й] в слове-названии картинки.
  3. Развешивай вещи в соответствии с позицией звука [Й] в слове-названии картинки.

СТРАНИЦА №11. Игра «Буква Й»

Цель: знакомство со зрительным образом буквы Й: алгоритм печатания буквы, на что похожа буква.

Игровые действия:

Знайка знакомит Незнайку с буквой Й. Познакомься и ты.

  1. На что похожа буква Й? Нажимай на картинки с образом буквы Й.
  2. Запомни, как правильно печатать букву Й.
  3. Нажми на кленовый лист на мольберте.
  4. Выбери инструмент «карандаш» и попробуй напечатать букву Й.

СТРАНИЦА №12. Игра «Незнайка у доски»

Цель: запоминание правильного зрительного образа буквы Й.

Игровые действия:

Незнайка проспал урок и не успел дописать буквы Й. Помоги Незнайке выполнить задание.

  1. Выбери инструмент «маркер», допиши недостающие элементы букв.
  2. Если в слове-названии картинки слышится твердый звук, нажимай на камень и он превратиться в кристалл (использован прием плавного затухания).

СТРАНИЦА №13. Игра «Домовой идет домой»

Цель: развитие качеств зрительного восприятия, запоминание зрительного образа буквы Й.

Игровые действия:

Домовой идет домой и видит 13 букв Й.

  1. Рассмотри внимательно картинку.
  2. Найди правильно написанные буквы и нажми на них.
  3. Сосчитай.

СТРАНИЦА №14. Игра «Сложи букву»

Цель: развитие качеств зрительного восприятия, запоминание зрительного образа буквы Й. Развитие умения составлять целое из частей.

Игровые действия:

Водяной хочет выложить букву Й из водорослей. Помоги ему.

  1. Возьми водоросли из его рук и сложи букву.
  2. Проверь себя, нажми на рака-отшельника.

СТРАНИЦА №15. Игра «Шалтай-Балтай сидел на стене»

Цель: тренинг навыка зрительно-моторной координации, закрепление зрительного образа буквы Й. Профилактика оптической дисграфии.

Игровые действия:

Шалтай-Балтай свалился. В стене дырка. Отремонтируй стену.

  1. Бери кирпичи с правильно написанными буквами Й.
  2. Остальные кирпичи складывай в тачку.

СТРАНИЦА №16. Игра «Голодный Змей Горыныч»

Цель: развитие качеств слухового восприятия и внимания. Определение позиции буквы Й в слове.

Игровые действия:

Змей Горыныч любит яблоки.

  1. Раздай яблоки головам в соответствии со схемами на фартучках.

СТРАНИЦА №17. Игра «Поиграй с Алисой и котом»

Цель: тренинг навыка зрительно-моторной координации. Закрепление зрительного образа буквы Й.

Игровые действия:

Чеширский кот выложил зашифрованные карточки. Помоги Алисе.

  1. Разложи карточки с буквами в соответствии со схемами.
  2. Назови буквы.

СТРАНИЦА №17. Игра «Спаси Дюймовочку»

Цель: формирование навыка слогового слияния.

Игровые действия:

Сын Жабы хочет жениться на Дюймовочке. Поможет убежать от жаб воздушный змей. Но буквы не дают ему подняться. Сними буквы со Змея.

  1. Соединяй по-очереди гласные буквы с буквой Й. Нажимай на почитанную гласную букву.
  2. Когда прочитаешь все слоги, нажми на Дюймовочку, и Змей унесет ее в прекрасную страну.

СТРАНИЦА №18. Игра «Освободи птиц»

Цель: тренинг навыка зрительно-моторной координации, формирование навыка слогового слияния звуков.

Игровые действия:

Злой Бармалей посадил птиц в клетки. Выпусти птиц на свободу. Найди к каждому замку свой ключ.

  1. Читай слоги на ключах и ищи соответствующую схему на замке.
  2. Нажимай на клетку.
  3. Назови птиц. Какая птица лишняя? Почему?
  4. Определи место звука [Й] в названиях птиц.
  5. Прогони Бармалея, нажми на него.

СТРАНИЦА №19. Игра «Эхо»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Игровые действия:

Дядюшка Эхо любит играть. Читай слоги на ключах и ищи соответствующую схему на замке.

  1. Нажимай на облачка, слушай дядюшку Эхо и выкладывай из букв, то что он сказал.

Определи место звука [Й] в названиях.

Задание для дошкольников: печатная буква Й

После наглядной демонстрации можно приступать к изучению буквы на бумаге. Перед этим дети с удовольствием повторяют за взрослым, как пишется Й в воздухе, а затем попробуют выполнить действие простым карандашом или ручкой.


Пропись печатной буквы й.

Для удобства лучше использовать тетрадный лист в клеточку. Начинать нужно с элементов: сначала показать, как вывести две вертикальные черточки, затем диагональную черту и верхнюю дужку. Когда ребенок выполнит эти задания, он легко справится со всей буквой. Если возникли трудности, предложите ему провести линии по опорным точкам или пунктирам.

Дети только начинают изучать алфавит, поэтому не стоит настаивать на правописании.

Звук И, буква И. Задания для первоклассников

Шикарные задания, которые включают в себя развитие графомоторных навыков, звуко-буквенного анализа, обогащение словарного запаса по теме «Грибы», работа с графическим изображением слов, предложений, развитие памяти (заучивание стихотворение по мнемотаблице), развитие внимания (прохождение лабиринта, поиск одинаковых букв).

Составитель: Коптик С.А. «Рабочая тетрадь логопедических занятий для учащихся 1 класса»

Лабиринт в виде буквы И смотрите здесь

Раскраска и первая пропись с печатными буквами И, Й


Раскраска с буквой И

Ребенок разукрашивает буквы И и предметы, которые изображены на листе. Если дети знакомы с понятиями «гласный — согласный звук», то желательно букву раскрашивать красным цветом. Затем красным карандашом раскрашиваем квадраты, определяя позицию звука И в словах.


Раскраска с буквой Й

Задания с буквой АЗадания с буквой ЫЗадания с буквой М
Учим букву «Б»Учим букву «В»Учим букву Ь, Ъ
Задания с буквой ОЗадания с буквой УУчим букву Р

Сказки про букву

Ребята дошкольного возраста воспринимают многие понятия и явления через сказки. Буквы и звуки — не исключение, они играют разные сказочные роли и сами становятся яркими и запоминающимися персонажами.

Сказка про мышонка — йога.

Однажды мышонок гулял в саду и нашел там книжку. «Кто такие йоги», — прочитал он, а потом рассматривал дядю на обложке. Он расположился с закрытыми глазами на доске, покрытой острыми гвоздями. Мышонок раскрыл книжку и увидел, как этот же дяденька стоит на раскаленных углях и сидит в глыбе льда.

«Ай да йог!» — воскликнула мышка. — «Я тоже хочу так попробовать. Представляю, как мама удивится, когда увидит меня в холодильнике!»

Зверек решил начать с гвоздей, но только попробовал прилечь на колючую доску, как закричал на весь сад: «Ой, Ойеееей!».

Прибежал мышонок домой, нашел йод и стал им свои царапины мазать. А йод жжет. Мышонок ойкал-ойкал, а потом подумал: «Подкину-ка я эту книжку коту, пусть он теперь йогом будет!».

Сказка про сестричек И и Й.

Пошли как-то И и Й в кафе после прогулки. Подошел к ним официант и спросил:

— Что будете заказывать?

Буква Й ответила четко и быстро:

— Пожалуйста, салат из морской капусты -там много йода, чай и слойку с вишней. Все.

Тут начала заказывать И:

— А я хочу салат морковный с изюмом и салат из капусты, и оливье, и… и…

Бедная И никак не могла остановиться и все говорила, и говорила:

— И мороженое пломбир, и с вареньем, и со сгущенкой, и с клубникой….

Официант перестал записывать и с удивлением посмотрел на И. Тогда сестричка Й догадалась, сняла свою шляпку и надела ее на И, та стала И краткой и смогла остановиться.

Долго объедались они всего, что им принесли. С тех пор И одна в кафе не ходит, ведь только ее сестричка Й может все разделить (май-ка, слой-ка) и завершить, поэтому ее чаще можно встретить в конце слова — дай, лай, чем в начале — йод, йогурт.

Звук и буква И первое знакомство для дошкольников.

Сперва дети рассматривают картинки, затем выделяют первый звук в словах: индеец, игла, индюк, ива, изба. В центре листа — графическое изображение звука — буква И.

Источник: Наталья Ткаченко «Учимся читать с 2 лет. Азбука, букварь, прописи»

Знакомство с буквой И, Й в картинках — игрушки, йогурт, лейка, персик, изюм, чайник, попугай, икра, киви, майка.

Ю. Фишер «Рабочая тетрадь № 5 для детей 4-5 лет «Буквы»

Подходящие игры для детей

А именно:

  1. Учим буквы и хлопаем в ладоши: хлопнуть один раз, когда появится звук Й: лиса, имя, лайка, ириска, машина, мойка, сила, попугай, крокодил, лайка.
  2. Мой, моя, мои: мой воробей — мои воробьи, мой трамвай — мои трамваи, мой соловей — мои соловьи, моя майка — мои майки.
  3. Попросить что-то сделать в зависимости от глагола: петь — пой, играть — играй, танцевать — танцуй и т.д.

В игровой форме детям проще освоить произношение сложных звуков и запомнить правила их употребления.

Стихи про букву Й для 1 класса

Йод хороший, йод не злой. Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» — Чуть завидев с йодом склянку. Йод порой, конечно, жжёт, Но быстрее заживет Йодом смазанная ранка.

В. Лунин

***

Йог вовек не скажет: «Ох!» «Ой-ой-ой!» — не крикнет йог. Молодой, владей собой! Старый, будь как молодой!

В. Берестов

***

Йодом мажем мы коленки, Разные бобошки,

Машкины и Ленкины И носы, и ножки.

И. Горюнова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]