Эффективные упражнения для улучшения дикции у детей и взрослых

Развитие дикции и артикуляции – важная часть формирования речевой культуры. Красивым произношением ребенок овладевает постепенно. Формирование голосового аппарата и фонематического слуха заканчивается к дошкольному возрасту. Однако отсутствие четкого произношения, слабая артикуляция фонем и другие недостатки дикции могут наблюдаться у школьников и даже взрослых людей. Такая специфика речи – не патология. Упражнения для дикции позволяют быстро справиться с проблемой.

В зависимости от особенностей речевого развития детей разного возраста логопеды рекомендуют различные методы коррекции. Исправление дикции потребует кропотливой домашней работы, а в тяжелых случаях постановкой правильного произношения занимается дефектолог. Даже при посещении логопедических занятий (групповых или индивидуальных) отработка техники и закрепление навыков проводится дома.

Этапы развития дикции

Самостоятельно оценить речевые навыки малыша можно, сопоставив их с существующими нормами. Однако стоит помнить, что это – усредненные показатели. Точных правил нет.

Развивать дикцию следует с момента рождения. Грудничку мама поет песенки-потешки, колыбельные, читает вслух детские стихи и сказки.

С 6 до 12 месяцев у малыша активно растет мозг, в том числе формируются клетки, обеспечивающие речевые навыки. Поэтому так важно почаще разговаривать с крохой.

К 2-3 годам речевые структуры мозга полностью сформированы. К этому возрасту малыш обучается произносить слова правильно, эмоционально выражать мысли и чувства. Поэтому ему требуется активная тренировка речевого аппарата. Но если заметного улучшения речи не наблюдается, паниковать не нужно. Лучше посетить логопеда и при отсутствии органических нарушений продолжить занятия по развитию риторики.

Речевые нормы для детей по возрастам

Каждому возрастному периоду присущи определенные речевые нормы (количество звуков, фонем, слов, которые должен произносить малыш).

От 0 до 12 месяцев

Новорожденный привлекает внимание мамы криком или плачем. Гласные он начинает проговаривать к 2 месяцам. А спустя 2-3 недели, благодаря гортанному произношению мама слышит «агу» или «абу». Для малыша важно взаимодействие с родителями. Он пытается повторять услышанные от взрослых звуки.

Специалисты советуют почаще включать грудничку детские песни, музыкальные сказки, аудиокниги.

К году ребенок научается говорить от 3 до 12 слов, состоящих из одного или двух слогов.

От года до двух

Чем старше малыш, тем выше четкость произношения. Дети активно накапливают лексический запас. Они понимают смысл обращенных к ним слов, выполняют просьбы мамы и папы.

К полутора годам малыш обычно говорит около 20 слов.

Это возраст активного исследования. Малыш интересуется всем, что его окружает, быстро запоминает новые слова и учится воспроизводить их. Тренировать дикцию помогают детские книги с яркими иллюстрациями, которые внимательно рассматривают с ребенком, задавая вопросы.

В 2–3 года

К этому возрасту дети произносят от 70 до 100 слов, постоянно увеличивая пассивный и активный словарь. Малыш учится согласовывать существительные с прилагательными и глаголами. Начинает произносить простые фразы. Артикуляция может быть смазанной. Но это не страшно. В большинстве случаев нарушение исчезает самостоятельно.

К 4–5 годам

С детками дошкольного возраста, чтобы улучшить дикцию, можно разучивать короткие песенки или стихи, загадывать им простые загадки. Малыша уже можно понять, несмотря на неправильное склонение существительных, несогласованность членов предложения.

К 4–5 годам дети используют от 2 до 3 тысяч слов.

У дошкольников хорошо развита фантазия, многие из них придумывают собственный язык. В речи присутствуют местоимения и числительные. Нарушение артикуляции в этом возрасте проявляется в отсутствии труднопроизносимых фонем, перестановке слогов местами или их пропуске.

Дети учатся составлять рассказ по картинке, пересказывают маленькие тексты, сказки, рассказы, декламируют по памяти стихи. Управляют голосом – говорят тише или громче в зависимости от ситуации. Многие считают в пределах 10.

Младший школьный возраст

Дикция у младшего школьника аналогична взрослой. Дети легко общаются со сверстниками, учителями и родителями. Они накапливают хороший лексический запас – около 4,5 тысяч слов.

Могут самостоятельно придумать интересный и логичный рассказ. Основная проблема у школьников – неправильное употребление ударений.

Скороговорки на тренировку «р»

Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука [Р] в сочетании с другими звуками:

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Прорубь рубили — рыбку ловили.
  • Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Конечно, существует множество чистоговорок для тренировки произношения и других звуков, кроме того есть усложненные и специфические варианты: лигурия, шибболет и другие. Для скороговорения можно также использовать даже обычную книгу. Однако все это выходит за рамки данной статьи, направленной на ознакомления со скороговорками для развития речи и дикции. Если вы испытываете серьезные трудности с произнесением определенных звуков, то вам следует обратиться к специалисту, которые вам поставит правильное произношение. В ином случае вы рискуете научиться неверному произношению, которое потом будет очень трудно исправить.

Коррекция дикции по возрастам

Упражнения по развитию дикции для самых маленьких, дошкольников, младших школьников и взрослых – отличаются. При коррекции нарушения важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности пациента (маленького или взрослого).

Упражнения для детей первого года жизни

У грудничков не бывает проблем с дикцией и артикуляцией. Но это не значит, что заниматься с малышами не нужно. Чтобы получить развитую риторику в более старшем возрасте и предупредить появление речевых расстройств следует:

  • Наладить взаимодействие с ребенком. Мама комментирует все свои действия, пеленая, купая или укладывая спать грудничка. Годовалого малыша можно спросить, что он хочет кушать, дать выбрать платье или обувь перед прогулкой. Конечно, не стоит ждать развернутого ответа. Но даже несколько звуков, подкрепленных жестами – отличный результат.
  • Обязательно разговаривайте, гуляя на улице, встречаясь с друзьями, делая покупки.
  • Проговаривайте то, что ребенок делает – вытирает пыль, складывает игрушки.
  • Читайте книжки и рассматривайте картинки. Кроме сказок, подойдут иллюстрированные детские энциклопедии. Обращайте внимание, чем малыш интересуется – животными, техникой, растениями.
  • Разговаривая с ребенком, говорите четко и правильно, как диктор на радио. Не нужно повторять за малышом, коверкая или сокращая слова. Разговаривайте так же, как со взрослым.

Если несмотря на ежедневные занятия ребенок к году не разговаривает, расстраиваться не стоит. Это нормально. Малыш накапливает пассивный словарь.

Занятия для малышей от 2 до 3 лет

Если к 2–3 годам речь полностью отсутствует или произношение невнятное, требуется коррекция. Она включает:

  • Логопедические игры. Например, «Веселый алфавит». Взрослый громко и отчетливо произносит звуки, а ребенок повторяет за ним.
  • Открытые вопросы. Обращайте внимание на «съеденные» окончания и пропущенные слоги.
  • Разучивание песенок и стихов на труднопроизносимые фонемы. Каждую строчку вначале произносит родитель, а затем ребенок.
  • Исправления. Останавливайте малыша, когда он подменяет один звук другим.
  • Песни и мультфильмы. Обучающее видео стимулирует развитие правильной артикуляции.
  • Общение со сверстниками.

Неправильное проговаривание звука «р» в этом возрасте нарушением не считается. К логопеду стоит обратиться, если проблема не исчезнет в течение года.

Работа с дошкольниками (4–5 лет)

В этот период коррекционная работа проводится в игровой форме. Отработать дикцию помогают такие задания:

  • Артикуляционная гимнастика для мышц гортани и языка. Помогут упражнения «ворота», «облизывание повидла», «часики».
  • Игра «Найди звук». В нее можно поиграть по дороге в сад или магазин. Ребенок должен ответить, где «спрятался» загаданный мамой или папой звук: в начале, середине или конце слова.
  • Собственный пример. Дети всегда повторяют за взрослыми. Поэтому важно отслеживать свою речь, избегать нецензурной лексики и слов-паразитов. Важно показывать малышу выступления политиков, актеров, певцов. Это прекрасный пример для подражания.

Не забывайте об иллюстрированных книгах. Важно научить ребенка составлять рассказ по картинке, детально ее описывать. Полезно учить стихи и песенки наизусть.

Развитие дикции у школьника

Развитие дикции у младших школьников зависит от сформированности фонематического слуха: умения вычленять отдельные слова из предложения, распознавать заданные звуки в слове. Малышей учат делить на слоги сначала маленькие слова, затем большие. Это необходимо, чтобы школьник научился понимать смысл того, что читает.

Отшлифовать дикцию у младших школьников помогают:

  • Чтение с пересказом. Можно превратить такое занятие в игру, позволив ребенку проявить свой актерский талант. Предложите ему сыграть роль любого героя из только что прочитанной сказки или рассказа.
  • Загадки и игры со словами. Например, составить из длинного слова максимальное количество новых слов или придумать слова, где буква «а» будет стоять первой, второй, третьей, четвертой или пятой.
  • Звуковые игры. К примеру, сказать слово наоборот, прочитав его слева направо. Или подобрать максимальное количество синонимов к заданному слову, или найти ошибку в слове.
  • Пословицы и поговорки развивают память школьника и являются эффективным способом исправления артикуляции.

Нарушения дикции необходимо корректировать как можно раньше, в противном случае школьнику будет сложно научиться читать и писать.

Упражнения для разминки языка:

«Лошадка» – необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;
«Лопатка» – открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.
«Конфетка» – надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» – необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.

«Иголочка» – максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек» – дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.

«Индюшок» – высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).

«Кружечка» – открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

«Барабанщик» – необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.

Проблемы с дикцией у взрослых

Если нарушение артикуляции у маленьких детей вызывает умиление, то у взрослых перерастает в комплексы. Чтобы этого не допустить потребуется работа над произношением. Проводить коррекцию можно самостоятельно на дому.

Если речевое расстройство не удается устранить самостоятельно, нужно обращаться к логопеду или дефектологу. Такие занятия направлены на исправление артикуляции, выравнивание речевого ритма и темпа, устранение заикания, картавости, гнусавости или шепелявости.

Что провоцирует проблему

Многие взрослые сталкиваются с ситуацией, когда волнение провоцирует речевое нарушение. Дикция ухудшается настолько, что окружающие не могут понять человека. Справиться с волнением позволит дыхательная гимнастика.

Главное для такого пациента – успокоиться. И только после этого продолжить разговор.

Чтобы научиться справляться с повышенной тревожностью потребуются ежедневные занятия. Тренировка диафрагмы и миогимнастика позитивно сказываются на дикции:

  • Сделать глубокий вдох, максимально надув живот. Выдохнуть, втягивая его назад.
  • Набрать в рот воду и удерживать 15–30 секунд. Повторять 4–5 раз трижды в день.

Перед ответственным выступлением или деловой встречей внимательно прочитайте свой текст. Общаясь, следите за тем, как вы говорите, старайтесь не паниковать и сдерживать темп речи. Почувствовали, что ускоряетесь – остановитесь и глубоко вдохните.

Гнусавость появляется, если человеку сложно дышать носом. Перед обращением к логопеду следует посетить отоларинголога и пролечить болезнь, провоцирующую проблемы с носовым дыханием.

Часто причина речевого дефекта – полипы или искривление носовой перегородки. Эти патологии сказываются на произношении звуков «н» и «м», искажают голос. После лечения заболеваний ЛОР-органов логопед поможет исправить артикуляцию.

Как улучшить дикцию

Немаловажную роль в общении играет мимика человека. Умение контролировать свои эмоции позволяет создать правильный имидж. Особенно важно это для тех, чья работа связана с публичными выступлениями. Проработать ораторские навыки, риторику и мимику позволяют логопедические упражнения, а попрактиковаться групповые занятия с психологом или дефектологом.

Красивая четкая дикция невозможна без умения правильно дышать во время разговора. Тренировать речевое дыхание нужно ежедневно. Для этого носом делают глубокий вдох, а затем медленно выдыхают ртом. Дыхательные упражнения также профилактируют вирусные инфекции.

Иногда «смазанное» произношение связано с нарушением артикуляции. Невнятная речь – следствие слабой работы мышц рта, языка и гортани. Чаще всего проблема кроется в маленьком открытии рта. В такой ситуации поможет артикуляционная гимнастика для тренировки мышц нижней челюсти.

Плохая подвижность губ отражается на произношении гласных и некоторых согласных. Работа языка важна при артикуляции слов с большим количеством согласных. Даже детские упражнения для развития мышц речевого аппарата помогают улучшить дикцию. Главное – произнести все предложение на одном выдохе.

Не стоит паниковать, если речь у малыша нечеткая. Ему просто нужно помочь. Ежедневные игровые занятия помогут крохе выработать навыки правильной и четкой речи. Если нарушения дикции сохранились во взрослом возрасте, справиться с ними поможет логопед-дефектолог.

Как правильно работать со скороговорками

Регулярной тренировки требуют не только наши конечности, мозг и другие части тела, но и губы, язык, органы дыхания – нос, гортань и лёгкие. Язык – особенная мышца в организме человека, помогающая ему не только справляться с пережевыванием пищи во рту, но и чётко и быстро произносить звуки, формирующие речь, посредством которой люди общаются между собой.

Чтобы речь малыша была размеренной и членораздельной, не отягощённой «проглоченными» и плохо произносимыми звуками, разучивайте с ним разные скороговорки. Так, посредством многократного повтора проблемных звукосочетаний ваш малыш сможет:

  • выработать правильное произношение;
  • научиться управлять собственным голосом;
  • улучшить дикцию;
  • обогатить словарный запас;
  • развить память;
  • красиво и чётко доносить свои мысли окружающим его людям.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]