Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Наталья Образцова
Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т. е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой.
Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звукдолжен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом просят ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогают. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто просят ребенка повторить слова с разными звуками.
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р,, j, заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т,, д,, н,)
.
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
— искаженное произношение звука.
— отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его
— замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.
Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:
— фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;
— фонетические нарушения звуков л и л’ называются ламбдацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;
— фонетические нарушения звуков р и р’ называются ротацизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;
— фонетические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;
— фонематические — паракаппацизмы — от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы.
Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют —их называют:
— дефекты озвончения;
— дефекты смягчения.
Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др., надо четко знать эти разновидности, а также выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки:
умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;
умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;
умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении).
Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения.
Проводя индивидуальное обследование, логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования. В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования. Там педагог отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата, затем записывает состояние звукопроизношения
Рассмотрим подробнее процедуру обследования звукопроизношения:
1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Проверяются следующие группы звуков:
— гласные А, О, У, Э, И, Ы;
— свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ)
;
— сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ)
;
— глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В)
в твёрдом и мягком звучании
(П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ)
;
— мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т. е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ)
.
При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, С-Ш (замена)
; Ч-ТЬ и т. д.
Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой.
Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов, предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК)
. Сначала предъявляются
звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.
При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой»
артикуляции (например, Т и Д – передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ – полумягким).
2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.
3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.
Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.
Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей:
1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.
2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.
3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.
4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.
5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.
6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.
7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.
8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.
9. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.
10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается,логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, — М., -1999.
2. Л. Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. — М. ,1995.
3. Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Воло-совец — М.: Издательский
, 2002. — 200 с.
5. Грибова, О. Е. Технологии организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему?
Само собой разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4 — 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4 — 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.
Но прежде чем приступать к занятиям по развитию правильного звукопроизношения, нужно обследовать речь детей.
Обследование состояния звукопроизношения у детей
Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г.
При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.
В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:
губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;
зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;
прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;
челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;
нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;
язык — массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.
Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д.
Проверяем звукопроизношение ребёнка самостоятельноучебно-методический материал на тему
Правила проверки произношения:
Ребёнок спокойно, без нажима должен повторять за вами слова и звуки (произносите их без излишнего напора).
Внимательно вслушивайтесь в изолированно произносимый ребёнком звук. Пусть он повторит его несколько раз. Иногда дети, используя неправильные расположения речевых органов, довольно хорошо имитируют полноценное звучание некоторых звуков, так что нарушение их произношения для неискушённого слуха может остаться незамеченным. Например, при произнесении звуков [с], [сь], [з], [зь], [ц] язык ребёнка оказывается между зубами.
Такие звуки ребёнку обязательно нужно исправлять с помощью логопеда, потому что их ошибочное произнесение будет затруднять полноценное произнесение других звуков. В фонетической системе любого языка способы произнесения звуков как бы «подогнаны» друг к другу с точки зрения наибольшего удобства переключения речевых органов со звука на звук. Именно поэтому неправильное произношение какого либо звука часто становиться более различимым в словах при его взаимодействии с другими согласными звуками.
Поэтому при появлении сомнений, проверьте, как ребёнок произносит звук в словах со стечениями (когда несколько звуков согласных или гласных идут подряд) согласных звуков (например, для звука [ш] — каштан, мундштук, для звука [с] – стамеска, подсказка). При произнесении подобных слов, во-первых, становится более явным неправильное произношение звука, а, во-вторых, между согласными звуками в стечении возникает некоторая пауза, необходимая для перехода с одной артикуляции на другую, с нею не сродственную.
При проверке произношения не садитесь напротив ребёнка. Он не должен в этот момент видеть как вы произносите звуки. Лучше сядьте рядом с ним. Желательно записать на видеоаппаратуру обследование речи.
Само обследование должно проходить в непринужденной обстановке и занимать по времени не больше 15 – 20 минут.
Оформить обследование лучше в виде таблицы: в 1 столбике – проверяемый звук; во 2 – пишите как произносил изолированно; в 3 – как произносил в словах, записываете произнесение этих слов; в 4 – записываете, произнесённое предложение со всеми ошибками. Например:
Обследуемый звук | изолированно | в словах | в предложениях |
с | язык между зубами | при произнесении всех слов язык был между зубами. стамека (стамеска), подкака (подсказка). | Соня ет из микки. (Соня ест из миски) язык был между зубами. |
Упражнения для проверки звукопроизношения:
- Вслед за вами ребёнок должен несколько раз повторить звук в изолированном положении (то есть отдельно – [с]).
- Вслед за вами он должен повторять слова, где этот звук находится в разных позициях (в начале, середине и в конце слова).
Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухими согласными оглушаются (то есть [ж], например будет звучать, как [ш]; слово нож – как нош, слово ножка – как ношка и т.п.).
- Повторить предложения насыщенные словами с проверяемым звуком.
Слова и предложения для проверки произношения:
Х – ход, хомут, ухо, тахта, мох, ах
ХЬ – хит, хек, мухи, духи. Муха сидит на ухе.
К – кот, кнут, окно, буква, бок, бык. Кот сидит на окне.
КЬ – кит, кипа, анкета, макет. Кит спит в океане.
Г – гудок, губа, гам, нога, манго, вагон, бумага. Я еду в вагоне. Мама достает бумагу.
ГЬ – Гена, ангина, бегемот. У Гены ангина. Гена видит бегемота.
Ф – фата, фантик, фунтик, муфта, кафе. У Фаины фата и муфта.
ФЬ – Феня, фен, фильм, кофе, пуфик. У феи фен. На пуфике фен.
В – Ваня, ванна, вода, вата, овод, два, диван. Ваня спит на диване.
ВЬ – вена, виток, веник, киви, пингвин. Веня видит пингвина.
ТЬ – тина, тень, котенок, бантик. У Тёмы котенок с бантиком
Т – Таня, топот, ноты, утка, кот, кит. У утки утята.
ДЬ – дед, Дима, кадет, одет. Дед одевает Диму.
Д – дом, дыня, удав, мода, бидон. Под домом стоит бидон. В бидоне вода.
Й – йод, йог, Майя, майка, мойва, обойма, бой, вой. Майя, одевай майку.
ЛЬ – лён, Лида, Лена, Люба, калина, Валя, фляга, малина, мель, метель. Лена любит калину, а Валя малину. В океане мель.
Л – Лада, лодка, луна, пила, олово, плов, Клава, облако, голова, колба, калмык, глава, вол, мел, балалайка, колокола. Лада сидит в лодке. У Клавы в бидоне молоко. Молоток упал в лодку. Мила написала Клаве письмо.
С – санки, совок, сова, носок, песок, станок, стадо, стакан, постамент, весы, кусок, миска, маска, нос, пёс, насос, соус, сосна. У собаки кусок мяса. Соня сидит под соснами. Соня ест из миски. У Стаса стакан сока.
СЬ – Семён, сени, сено, гуси, носит, семь, гусь, Вася, весь. Вася весь в сене. Семен пасёт семь гусей.
З – Зоя, заноза, зубы, мимоза, коза, ваза. Зоя пасёт козу. Мама ставит в вазу мимозу.
Зь – зима, Зина, газета, изюм, магазин, хозяин. Зина везёт газеты. У хозяина в магазине изюм.
Ц – цепь, цветы, цыган, цена, овца, певица, пуговица, танец, птенец. У дома цветет акация. У овцы длинная цепь. В гнезде сидит птенец. На сцене поёт певец.
Ш – шапка, шуба, шина, шкаф, швея, машина, кашка, мишка, мундштук, машина, мишень, Миша, Даша, душ, туш, финиш, шашки, шишки. Маша под душем моет шею и уши. У Паши шишки, а у Маши шашки. Швея шьёт подушку.
Ж – жаба, жук, живот, ножи, ужин, пижама. Женя и Жанна ужинают. Жук жужжит и встать не может. Ждет он, кто ему поможет
Ч – чемодан, чайка, чай, часы, мальчик, печенье, дочка, точка, бабочка, мяч, печь, дочь, ночь, чучело, чукча. Мальчик несёт чемодан. Леночка пьёт чай с печеньем. Дочка ест пончик.
Щ – щука, щенок, щетка, овощи, вещь, хвощ. Щуку я тащу, тащу. Щуку я отпущу. Щенок ест хвощ.
Р – Рома, Рая, рама, руки, ворота, баран, краб, трап, квадрат, брат, справка, торт, тигр, Макар, топор, рупор, программа. Макар несёт топор чинить забор. Баран стоит под воротами. Матросы идут по трапу.
РЬ – Рита, репка, ремень, береза, сирень, пряник, Сережа, дверь, зверь. Римма варит варенье. Иринка берёт фонарь.
Известно несколько видов нарушения произношения звуков:
— Звук может пропускаться совсем. Тогда при повторении слов ребёнок вместо звука произносит неясный гласный или полусогласный звук, иногда немного йотированный (сарай – са-ы-ай или са-ый-ай) либо пропускает звук полностью (са-ай). При произнесении шипящих и свистящих звуков этот полусогласный звук сопровождается придыхательным шумом. При попытке произнесения звук изолированно ребёнок будет также воспроизводить некий невнятный звук или ничего не сможет произнести.
— Ребёнок вместо одного звука произносит полноценно звучащий другой звук. Например, вместо [р] произносит [л] или [й]. Это называется заменой.
— Ребёнок может заменять один звук на неполноценно звучащий другой звук. Например, звук [ш] заменяет на неправильно произносимый звук [с].
— Ребёнок может заменять твёрдый согласный звук его мягкой парой (например, вместо [л] говорить [ль]). Это называется смягчением. Если вы обнаружите смягчение каких-то звуков в речи ребёнка, обязательно проверьте, не смягчает ли он вообще все согласные звуки, которые возможно смягчить.
— Ребёнок может произносить звук искаженно. То есть в его речи звук вполне узнаваем, но звучит ненормативно для русского языка. Например, вместо русскоязычного [р] ребёнок произносит горловой, грассирующий [р] или вместо звука [ш] произносит похожий на [ш] некий шумный шипящий звук.