Наглядно-дидактическое пособие по автоматизации звука [С] «Интересные карточки»


Наглядно-дидактическое пособие по автоматизации звука [С] «Интересные карточки»

Галина Костюк

Наглядно-дидактическое пособие по автоматизации звука [С] «Интересные карточки»

Автоматизация поставленных звуков — очень важный и ответственный этап в коррекционно-логопедической работе по устранению нарушений звукопроизношения. У многих детей, к сожалению, по различным причинам, звуки автоматизируются очень тяжело. Использование наглядности в коррекционной работе способствует формированию интереса детей к занятиям, а игровые приёмы стимулируют умственную деятельность детей-логопатов, тем самым способствуют достижению желаемых результатов.

Данное пособие я изготовила с помощью конструктора картинок с развивающего портала «Мерсибо». Оно состоит из 4 карточек формата А-4. На лицевой стороне — домик и картинки, которые «живут» в этом домике. На обратной стороне — описание игровых упражнений используемых в работе с данным пособием. Картинки подбирала таким образом, чтобы слова не содержали шипящих звуков и минимум соноров. Логопеды и дефектологи знают, что этот факт способствует более успешному процессу автоматизации свистящих звуков.

Наглядно-дидактическое пособие «Интересные карточки». Автоматизация звука С.

Цель:

Автоматизация звука С в словах, в предложениях; развитие фонематического восприятия,грамматического строя, связной речи.

Карточка №1 Автоматизация звука С в начале слова.

Игровые упражнения:

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (солнце, самолёт, собака, салат, сова, салют, совок, саксофон, сапоги, соловей, сом, солонка, слон, свинья, суп, сук, сундук, сок, стол, стул, стакан, свёкла, сливы).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Прятки» Ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает фишками несколько картинок. Ребёнок открывает глаза и называет картинки, которые «спрятались».

«Назови мебель»(транспорт, домашних животных, зелень, птиц и т. д.)

«У кого есть хвост?» Ребёнок: Хвост есть у собаки и т. д.

«Один — много» 1-й ребёнок (или взрослый) — самолёт, 2-й ребёнок — самолёты и т. д.

«Какие слова живут в домике?» Взрослый закрывает карточку, ребёнок называет слова, которые запомнил.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Продолжи предложение» Взрослый говорит начало предложения, ребёнок заканчивает. Например:Высоко в небе летит (самолёт). В стакан налили вкусный (сок). На стол поставили пустой (стакан) и т. д.

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Самолёт находится между солнцем и собакой и т. д.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) — У меня есть солнце. 2-й ребёнок — У меня нет солнца, но у меня есть самолёт и т. д.

«Составь предложение по образцу» Образец: Сова днём спит, а соловей поёт и т. д.

Карточка №2 Автоматизация звука С в середине слова

Игровые упражнения:

«Знакомство» Взрослый предлагает ребёнку познакомиться с «жителями» домика и определить общий звук во всех словах, а также место звука в словах, обратив внимание на цвет крыши, букву и окна.

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (лиса, оса, косы, фасоль, колесо, усы, часы, посуда, бусы, коса, песок, ослик, ласточка, осы, аист, эскимо, лист, мост, футболист, капуста, колёса).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Назови животных» (птиц, насекомых, садовый инструмент и т. д.)

«У кого есть хвост?» Ребёнок: Хвост есть у лисы и т. д.

«Один — много» 1-й ребёнок (или взрослый) — оса, 2-й ребёнок — осы и т. д.

«Какие слова живут в домике?» Взрослый закрывает карточку, ребёнок называет слова, которые запомнил.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Продолжи предложение» Взрослый говорит начало предложения, ребёнок заканчивает. Например:Мы видели в лесу плутовку (лису). Соня надела любимые (бусы) и т. д.

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Оса находится между лисой и косами и т. д.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) — У меня есть лиса. 2-й ребёнок — У меня нет лисы, но у меня есть оса и т. д. «Сколько ос (кос?» Ребёнок – пять ос, три косы.

«Подбери рифму» Взрослый – лиса, ребёнок – коса, оса и т. д.

Карточка №3 Автоматизация звука С в конце слова

Игровые приёмы:

«Знакомство» Взрослый предлагает ребёнку познакомиться с «жителями» домика и определить общий звук во всех словах, а также место звука в словах, обратив внимание на цвет крыши, букву и окна.

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (автобус, глобус, лес, плюс, поднос, нос, пояс, ананас, навес, компас, кокос, овёс, пылесос, колос, фокус, фикус, дюшес).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Прятки» Ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает фишками несколько картинок. Ребёнок открывает глаза и называет картинки, которые «спрятались».

«Назови транспорт» (фрукты, растения и т. д.)

«Один — много» 1-й ребёнок (или взрослый) — автобус, 2-й ребёнок — автобусы и т. д.

«Какие слова живут в домике?» Взрослый закрывает карточку, ребёнок называет слова, которые запомнил.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Составь предложение» Взрослый называет слово, ребёнок составляет предложение с этим словом.

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Глобус находится между автобусом и лесом и т. д.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) — У меня есть автобус. 2-й ребёнок — У меня нет автобуса, но у меня есть глобус и т. д.

«Подбери рифму» Взрослый – автобус, ребёнок – глобус (поднос — кокос, нос, овёс, пылесос) и т. д.

Карточка №4 Автоматизация звука С в начале, в середине, в конце слова

Игровые приёмы:

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (ананас, аист, часы, самолёт, оса, эскимо, сок, поднос, посуда, автобус, сом, сова, сапоги, колесо, собака, свинья, лес).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Прятки» Ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает фишками несколько картинок. Ребёнок открывает глаза и называет картинки, которые «спрятались».

«Назови слова в которых звук С находится в начале» (в середине, в конце)

«Назови транспорт» (фрукты, растения, птиц, насекомых, домашних животных, обувь и т. д.)

«Один — много» 1-й ребёнок (или взрослый) — ананас, 2-й ребёнок — ананасы и т. д.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Продолжи предложение» Взрослый говорит начало предложения, ребёнок заканчивает, используя слова с карточки. Например: Высоко в небе летит (самолёт). Апельсиновый сок налили в (стакан).

«Составь предложение» Взрослый называет слово, ребёнок составляет предложение с этим словом.

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Аист находится между ананасом и часами и т. д.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) — У меня есть ананас. 2-й ребёнок — У меня нет ананаса, но у меня есть аист и т. д.

«Составь предложения по образцу» Образец: Аист летает, а сом плавает. Собака лает, а свинья хрюкает.

Дети с удовольствием занимаются по данным карточкам, им интересно, отсюда и название «Интересные карточки».

Автоматизация звука [С]

  • Логопеда.Нет
  • Автоматизация звуков
  • Автоматизация звука С

Упражнения по автоматизации звука [C]. C__ — длительное произношение звука [C].

1) Произносить (читать) слоги С__А, С__О, С__У, С__Ы, С__Э

Звук [С] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со звуком [C] в начале

Образец: с-ом

  • сад
  • сам
  • сок
  • сом
  • суд
  • сало
  • сани
  • сода
  • сова
  • сухо
  • сайка
  • сокол
  • сопка
  • сотня
  • сумка
  • самолёт
  • солома
  • соловей
  • сундук
  • собака

3) Произносить (читать) слова со звуком [C] в середине

Образец: кос-а

  • коса
  • лиса
  • несу
  • пасу
  • усы
  • весы
  • гусак
  • кусок
  • носок
  • лесок
  • несут
  • босые
  • досада
  • поясок
  • фасоль
  • колесо
  • посуда
  • осока
  • полоса
  • посадка
  • колбаса
  • плясун
  • косынка
  • посылка

4) Произносить (читать) слоги АС__, ОС__, УС__, ЫС__, ЭС__, ИС__, ЕС__, ЁС__, ЮС__, ЯС__

Звук [С] произносится длительно

5) Произносить (читать) слова со звуком [C] в конце

Образец: нас__.

  • нас
  • лес
  • пёс
  • бас
  • нос
  • мыс
  • погас
  • покос
  • фокус
  • голос
  • полюс
  • волос
  • колос
  • палтус
  • кактус
  • поднос
  • кактус
  • космос
  • ананас
  • глобус
  • автобус
  • абрикос
  • пылесос
  • интерес

6) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [C] в середине

Образец: дис__к.

  • диск
  • лист
  • писк
  • мост
  • хвост
  • место
  • миска
  • тиски
  • куски
  • леска
  • тесто
  • тесно
  • вёсла
  • кусты
  • устал
  • кислый
  • пустяк
  • пустой
  • густой
  • листва
  • вкусный
  • капуста
  • полоска
  • гласный
  • ласточка

7) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [С] в начале

Образец: с__лон.

  • свая
  • скала
  • слон
  • смог
  • стая
  • скалка
  • скакать
  • слабый
  • ставни
  • стойка
  • сколько
  • сладкий
  • смуглый
  • стакан
  • столько
  • скамейка
  • спутник
  • стынуть
  • станция
  • ступеньки

8) Произносить (читать) словосочетания

  • Солёное масло.
  • Солёная капуста.
  • Сладкий арбуз.
  • Кисло-сладкий квас.
  • Спелый абрикос.
  • Салат из редиски.
  • Колбаса с чесноком.
  • Миска с рисом.
  • Высокая берёзка.
  • Густые леса.
  • Пустой сарай.
  • Пёстрая собака.
  • Старый костюм.
  • Узкие сапоги.
  • Чистая посуда.
  • Вкусный суп.
  • Соня устала.
  • Слава в кустах.
  • Саня уснул.
  • У Ларисы коляска.
  • Сыпь песок, Настя.

9) Проспрягать предложения

  • Я спилил(а) на сосну.
  • Я поставил(а) суп на стол.
  • Я съел(а) стакан сметаны.
  • Я сломал(а) сук с куста.

Образец:

  • Я спал(-а) на софе.
  • Ты спал(-а) на софе.
  • Он (она) спал(-а) на софе.
  • Мы спали на софе.
  • Вы спали на софе.
  • Они спали на софе.

10) Произносить (читать) предложения

Образец: У С__они с__умка.

  • В лесу лиса.
  • На осоке сидит оса.
  • На полке посуда.
  • В лесу высокие сосны.
  • У Стаса светлые волосы.
  • Неси песок совком.
  • Собака своих не кусает.
  • Я упал из санок в кусты.
  • На письменном столе стойкие солдаты.
  • Судно встало у скалы.
  • Самолет летит высоко над лесом.
  • Собака видит на суку сову и лает.
  • Осока сохнет на солнце.
  • Неси для ослика сухую солому.
  • В саду сладкие сливы.
  • На улице сыро, надевай сапоги.
  • Соня, смотри — сом!
  • У сома усы.
  • В буфете сайка, сахар, сыр, сало.
  • Соня смахнула соль со стола.
  • Стас ест колбасу с чесноком.
  • Лось сломал сук сосны.
  • У вас вкусный квас.
  • Слава съел весь ананас.
  • В кустах кто-то пискнул.

11) Произносить (читать) скороговорки

  • У Сони и Сани в сетях сом с усами.
  • Сенокос, сенокос, луг остался без волос.
  • Спит спокойно сытый слон, смотрит сладко сотый сон.
  • Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех!
  • Слоны спокойны и сильны.
  • Я несу суп, суп, а кому, псу, псу.
  • У маленького Сани сани едут сами.
  • Съел Слава сало, да сала было мало.
  • Топают гуськом гусак за гусаком, глядит свысока гусак на гусака.
  • Оса боса и без пояса.

12) Произносить (читать) и пересказывать текст

В лесу

Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолет. Самолет напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.

13) Произносить (читать) стихотворения

На санках

На санках Саня с Соней Едут, санки погоняя. Санки скок, Саню в бок, Соню бух в сугроб.

Гусаки

Идут леском Гусак за гусаком. Смотрит свысока Гусак на гусака. Ой, выщиплет бока Гусак у гусака.

14) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Сон

Спят спокойно Соня, Саня, Пес и кот во сне сопят, Засыпает сом с усами, На суку совята спят.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]