Логопед — это кто такой? Цели и задачи работы логопеда


Логопед: это кто?

Логопедом называют высококвалифицированного специалиста, основной рабочей функцией которого является изучение различных речевых дефектов. Логопед обязан качественно изучить причины этих дефектов, а также назначить эффективный курс лечения. Лечение может включать в себя разного рода методики, приемы и тренировки. Вопреки расхожему мнению, логопед — отнюдь не детский специалист. Несмотря на то, что большинство пациентов, с которыми работает данный профессионал — это дети, взрослые также не прочь обратиться за квалифицированной помощью.

Грамотный логопед обязан владеть основами психологии, педагогики и медицины. Особенно важным в рассматриваемой профессии является умение качественно классифицировать группы лиц, которым нужна помощь. Подход к детям и взрослым очень разный. Так, в последнее время логопеды и вовсе стали делиться на детских и взрослых специалистов.

Логопед — это очень важная, развивающаяся и востребованная профессия. Что еще о ней можно рассказать?

Этапы и направления логопедической работы

Вопросами коррекции дизартрии занимались мно­гие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Чиркина, И.И. Панченко, Э.Я. Си­зова, Е.Ф. Соботович, И.Б. Карелина, О.А. Токарева, Л.В. Мелехова, Т.В. Сорочинская, О.Ю. Федосова и др.

Основоположники учения о дизартрии, определяя пути клинико — педагогической реабилитации, реко­мендовали комплексный подход в коррекционных мероприятиях.

Этот комплексный подход при устранении ди­зартрии включает в себя три блока.

Первый блок — медицинский, который определя­ет врач-невролог. Кроме медикаментозных средств, назначаются ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физио­терапия и др.

Второй блок — психолого-педагогический. Основ­ным направлением этого воздействия будет развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливаем базу для формирования фонематического слуха. Разви­вая зрительное восприятие, дифференцировки и зри­тельный гнозис, тем самым предупреждаем графиче­ские ошибки на письме. Реализуя это направление, развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций, психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространст­венных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления. Этот ас­пект работы достаточно полно изучен и методически обеспечен (Л.А. Данилова, Н.В. Симонова, И.Ю. Лев­ченко и другие).

Третий блок — логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном пла­не.

Учитывая структуру дефекта при дизартрии, ло­гопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

6. Первый этап логопедической работы, «подготовительный».

Содержит следующие на­правления:

6.1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.

6.2. Нормализация моторики артикуляционного ап­парата.

6.3. Нормализация голоса.

6.4. Нормализация речевого дыхания.

6.5. Нормализация просодики.

6.6. Нормализация мелкой моторики рук.

1.1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. С этой целью лого­пед проводит дифференцированный логопедический массаж.

1.2. Развитие моторики артикуляционного ап­парата. С этой целью логопед проводит дифференци­рованные приемы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим лого­педом, направлены на вызывание кинестезии. Актив­ная артикуляционная гимнастика постепенно услож­няется и добавляются функциональные нагрузки. Та­кого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезии и на улучшение качества артикуляционных движений. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, переключаемость и др. (в приложении приводятся 20 артикуляционных упражнений с функ­циональной нагрузкой).

1.3. Развитие голоса. С этой целью проводят­ся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции го­лоса по высоте и силе. Интересные упражнения мож­но заимствовать из работ И.И. Ермаковой, Л.В. Лопатиной и др.

1.4. Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляци­онные, голосовые и дыхательные упражнения воеди­но. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты к формированию у детей новых произносительных умений и навыков.

1.5. Формирование просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания про­содической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бед­ные интонации, плохая разборчивость речи, отсутст­вие пауз и логических ударений и другие симптомы просодики. В методической литературе эти разделы представлены лишь декларациями о необходимости нормализации просодики. И только в работах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ю. Румянцевой опре­делена некоторая последовательность в работе над формированием просодики при дизартрии.

1.6.Развитие мелкой моторики рук. С этой целью проводится логопедом пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференциро­ванных движений в пальцах обеих рук. Из работ Н.А. Бернштейна, М.А. Кольцовой известна взаимо­связь ручной и артикуляционной моторики. Целе­направленная и последовательная стимуляция мел­кой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготов­ку руки ребенка к овладению графомоторными навы­ками.

Все упражнения первого этапа постепенно услож­няются.

7. Второй этап логопедической работы при ди­зартрии.

Выработка произносительных умений и навыков.

Направления второго этапа лого­педической работы проводятся на фоне продолжаю­щихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных.

Направлениями второго этапа яв­ляются:

7.1. Определение последовательности работы по кор­рекции звукопроизношения.

7.2. Уточнение или развитие фонематического слуха.

7.3. Выработка основных артикуляционных укладов.

7.4. Непосредственно вызывание конкрет­ного звука.

7.5. Закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация.

7.6. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.

2.1. Следующим направлением второго этапа явля­ется определение последовательности работы по кор­рекции звукопроизношения. При дизартрии у детей,

в зависимости от наличия патологической симптома­тики в артикуляционной области, от степени ее вы­раженности индивидуально определяют последова­тельность работы над звуками. В ряде случаев можно не придерживаться традиционного порядка, рекомен­дующего постановку с нарушенных свистящих зву­ков. Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «соз­рел» прежде всего. И это могут быть даже более труд­ные звуки, например, альвеолярной позиции — [р], [р’], а свистящие корригироваться будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).

2.2. Одним из направлений второго этапа является уточнение или развитие фонематического слуха. Под фонематическим слухом подра­зумевается способность ребенка выделять и разли­чать фонемы родного языка. Данная способность формируется при нормальном онтогенезе с шестиме­сячного возраста и до одного года и 7 месяцев. Ра­бота проводится по классической схеме, включающей в себя 6 этапов.

2.3. Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёб­ного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляцию свистящих, шипящих, сонор­ных и нёбных звуков. Овладев на первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе перехо­дят к серии последовательных движений, выполняе­мых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению диспраксических наруше­ний, имеющих место при некоторых вариантах ди­зартрии.

В результате у ребенка подготавливается артикуля­ционная база для уточнения или вызывания нарушен­ных звуков.

2.4. Следующим направлением логопедической ра­боты является непосредственно вызывание конкрет­ного звука. Эта работа при дизартрии проводится точно так же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед ис­пользует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным спосо­бами).

2.5. Самым сложным направлением работы на вто­ром этапе является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произно­сят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произно­сятся искаженно. В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно ре­комендовалось уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.

Учитывая рекомендации всех авторов, можно предложить следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации пос­тавленного звука:

в слогах разной структуры (10 мо­дулей), где все звуки произносятся утрированно,

в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине),

затем его автомати­зируют в предложении, насыщенном контрольным звуком.

В лексическом материале должны быть иск­лючены звуки, которые у ребенка еще не закрепле­ны. Кроме того весь лексический материал, предла­гаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку.

Автоматизация зву­ка проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. п.).

2.6. Одним из значимых направлений второго этапа является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Опти­мальный набор дифференцируемых фонем предло­жен Г.В. Чиркиной.

8. Третий этап логопедической работы

8.1. Выработка коммуникативных умений и навыков.

8.2. Формирование у ребенка навыков са­моконтроля.

8.3. Введение звука в речь в учебной ситуации.

8.4. Включение в лексический материал просодических средств

3.1. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направле­нии логопедической работы логопед должен высту­пить в роли психолога и в индивидуальном порядке определить пути выработки у ребенка навыка само­контроля.

3.2. Одним из наиболее сложных направлений ра­боты является формирование у ребенка навыков са­моконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситу­ацией, когда ребенок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному произношению

3.3. Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).

3.4. Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различной интонации, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голо­са, определения логического ударения, соблюдения пауз и др.

4. Четвертый этап логопедической работы

Предуп­реждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных на­рушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную рабо­ту. (?)

В настоящее время определены диагностиче­ские критерии данного дефекта в раннем возрасте (даже в младенческом — Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько и др.). Выработаны техноло­гии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако ре­ализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжелую органическую патоло­гию, в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (легкой степени), имею­щих в анамнезе в первый год жизни диагноз невро­патолога «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия), ли­шены возможности получать адекватную коррекци­онную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого го­да жизни диагноз «ПЭП» невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических рас­стройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лек­сики, грамматики).

Следствием недостаточной профилактики вторич­ных нарушений является большое число детей с ди­зартрией, осложненной либо ОНР, либо ФФН.

По статистике в логопедических группах ДОУ очень большой процент детей с дизартрией. В группах ОНР — 50-80%, в группах ФФН — 30-40%.

Устра­нение ОНР, ФФН осуществляется на фронтальных и подгрупповых занятиях, организуемых в соответствии с нормативными документами — Программами коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и ФФН. Нормализация произносительной стороны речи, коррекция дизартрии осуществляется на индивиду­альных занятиях.

5. Пятый этап логопедической работы.

Подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе.

Основными направлениями логопедической работы являются:

1. формирование графомоторных навыков,

2. психологи­ческой готовности к обучению,

3. профилактика дисграфических ошибок.

Дети школьного возраста с дисграфией, выражающейся в пропуске и замене гласных, недописывании окончаний слов, пропуске согласных при стечении, при тестировании на стертую дизартрию показали минимальные дизартрические расстройства (МДР). У большинства детей школьного возраста изолированное произнесение звуков было верным. И только с увеличением рече­вой нагрузки и потерей самоконтроля появлялись смазанная речь, утомление мышц артикуляционного аппарата, снижались разборчивость и просодическая окраска.

Зачем нужны логопеды?

Как уже было сказано выше, многие люди сильно недооценивают профессию логопеда. Более того, отдельные личности и вовсе не понимают, зачем эта профессия нужна. «Очередным бесполезным занятием» и «никому не нужным ремеслом» именуют граждане рассматриваемую специальность.

Именуют до тех пор, пока сами не столкнутся с явными проблемами. Речь идет о тех случаях, когда, например, ребенок четырех лет в принципе не способен членораздельно говорить. Некоторые сразу сваливают эту проблему на родителей: мол, недостаточно хорошо занимались с детьми. Однако не все так просто. У ребенка могут проявляться крайне серьезные формы заболеваний, вроде дислексии, дисграфии и прочих крайне неприятных дефектов. Исправить их не так уж и просто. Именно здесь и нужна квалифицированная помощь грамотного специалиста. Логопед — это как раз такой человек.

Необходимые для работы качества

Прежде чем приступить к разбору основных профессиональных обязанностей и функций работника, стоит немного рассказать о том, какими важными качествами и чертами характера должен обладать логопед. И это действительно важно: дети, при общении с данным специалистом очень часто волнуются и чувствуют себя неловко. Грамотный профессионал должен владеть определенными навыками и чертами характера, чтобы уметь располагать к себе детей.

Детский логопед обязан владеть такими качествами, как коммуникабельность, открытость и доброжелательность, тактичность и наблюдательность. Далеко не каждый человек способен работать по такой специальности. Нервным, подверженным стрессу, нетактичным людям о профессии логопеда лучше даже не задумываться. Сам по себе логопед — это отличный психолог, умеющий за считаные минуты распознать темперамент и характер ребенка, а также найти источник речевых проблем.

Получение профессии

Где можно пройти обучение, чтобы освоить профессию логопеда? Сегодня практически в каждом крупном городе России или прочих стран СНГ существует множество высших учебных учреждений, готовых предоставить свои услуги для качественного обучения граждан. Работа логопедом может быть получена после обучения в таких заведениях, как:

  • МГПУ — Московский государственный педагогический университет. Сегодня этот вуз остается одним из лучших в мире педагогических учреждений. Здесь можно качественно освоить профессию логопеда, после чего работать в ведущих клиниках, школах и прочих заведениях страны.
  • МГГУ имени Шолохова — ведущий гуманитарный вуз страны.
  • РГПУ имени Герцена — еще один элитный педагогический вуз.
  • Институт педагогики и психологии имени Валленберга.

Естественно, в стране существует и множество других университетов, готовых предоставить курс обучения по специальности «логопедия».

Профессиональные обязанности

Перечислить основные профессиональные функции и обязанности работника представляется особенно важным. Именно то, чем занимается логопед, наилучшим образом характеризует саму профессию.

Какие основные обязанности здесь можно выделить? Вот самые основные:

  • качественный осмотр пациентов, в ходе которого должны быть выявлены основные особенности развития речи;
  • постановка диагноза, определение основной проблемы;
  • набор методов и способов лечения;
  • проведение основных групп работ — так называемые занятия с логопедом (сюда входят проведение упражнений, выдача «домашних заданий», помощь в развитии основных речевых способностей);
  • оценивание результатов по итогам проведения занятий, сравнение результатов с начальными данными.

Таким образом, довольно большим и структурированным количеством обязанностей обладает такой специалист, как логопед. Отзывы о работе этих профессионалов, как правило, сплошь положительные. Да и не может быть иначе: человек в течение как минимум пяти лет изучал и практиковал методы развития речевых особенностей человека. Безусловно, это дает свои плоды.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.статья по логопедии на тему

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Учитель-логопед: Голикова А. В.

Цель работы логопеда ДОУ: оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

— осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

— предупреждать нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;

— развивать у детей дошкольного возраста произвольное внимание к звуковой стороне речи;

— вести пропаганду логопедических занятий среди педагогов МКДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

— воспитывать у детей стремление преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

— совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

— интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи.

В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.

В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей.

В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи и только в рамках логопедических групп. Тем более возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.

Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных представителей), возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы организации логопедического воздействия:

· Группы для детей с ФФН и ОНР;

· Логопедические пункты в ДОУ;

· Внутригрупповая дифференциация индивидуально-педагогической работы с детьми в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности (работа сводится к развитию речи детей, формированию у них связного, выразительного и логического высказывания).

Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.

При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:

— перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;

механизма зачисления;

— количества одновременно занимающихся в логопункте детей;

— рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;

— перечня документации учителя-логопеда.

Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.

1) Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени , специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар, у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.

2) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.).

3) Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.

4) Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю).

5) Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Зачисление детей на логопедические занятия происходит через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), которая ставит речевое заключение, дает родителям и логопеду официальный документ.

По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.

Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:

· Необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;

· Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;

· Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;

· Индивидуальным темпом усвоения материала;

· Необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;

· Соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.

Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.

Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта во много раз превышает объём аналогичной работы в условиях группы компенсирующей направленности, особенно это заметно в дошкольных учреждениях с большим количеством групп. А распределение рабочего времени учителя-логопеда, отводимого на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, в разных положениях и методических рекомендациях отличается большой вариативностью. От «все 4 часа своего рабочего времени логопед работает непосредственно с детьми» до «недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15-16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, 4-5 часов – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями». Поскольку частота и объём консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от занятий с детьми.

С уважением ваш учитель-логопед : Голикова А. В.

Особенности профессии

Профессия логопеда имеет множество интересных и удивительных особенностей. О некоторых из них стоит рассказать отдельно.

Логопед должен обладать невероятным терпением. Наверное, уже не является шуткой высказывание о том, что лучшим логопедом был бы какой-нибудь бездушный робот. Ведь нужно очень сильно любить свою работу, чтобы из раза в раз, в спокойной манере, давать одни и те же рекомендации не самым усидчивым детям (да и некоторым взрослым). Отличными логопедами являются лица, способные убедить даже ребенка в том, насколько это важно — уметь красиво и четко разговаривать. А создать нужную мотивацию у пациента может, к сожалению, далеко не каждый.

Логопед должен быть отличным психологом. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Если это ребенок — нужно помнить об основах возрастной психологии, о критических и литических периодах; если это взрослый, сформировавшийся человек — стоит помнить о возможном наличии у него разного рода комплексов и психических нарушений.

Формы проведения логопедических занятий

Выделяют следующие формы проведения логопедических занятий:

  • Индивидуальные занятия.
  • Фронтальные занятия.

Индивидуальные занятия нацелены на развитие органов артикуляции детей, коррекцию из звукового произношения и работу с тем или иным дефектом в произношении или восприятии звуков, обусловленным спецификой речевой патологии и общего психического состояния организма.

Индивидуальная работа имеет свои преимущества. Они связаны с тем, что работа ведется один на один между логопедом и ребенком. Это позволяет применить индивидуальный подход в коррекционной терапии, с учетом интересов и потребностей каждого ребенка и его особенностей развития.

На индивидуальных занятиях происходит формирование базы ребенка для дальнейшей постановки звуков, готовятся органы артикуляции к работе, формируются навыки фонематического восприятия и ставится произношение проблемных звуков. Также, проводится работа по развитию моторных функций организма ребенка. Она необходима для автоматизации поставленных звуков.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Логопедическая работа: направления и проведение с разными возрастными группами 410 ₽ Реферат Логопедическая работа: направления и проведение с разными возрастными группами 230 ₽ Контрольная работа Логопедическая работа: направления и проведение с разными возрастными группами 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Индивидуальная работа по развитию основ слухового восприятия детей, формированию их речедвигательных навыков проводится в два этапа:

  1. Подготовка к коррекции. Она ориентирована на создание фундамента для усвоение ребенком ритмической структуры слов языка. Используется вербальный и невербальный материал.
  2. Коррекционная работа. Она проводится после создания фундамента и ориентирована на устранение того или иного речевого дефекта. Корректируется постановка слогов и звуков для каждого конкретного ребенка. Применяемые методы и средства зависят от его индивидуальных особенностей.

Что касается фронтальных логопедических занятий, то они требуют специальной организации. К их проведению предъявляются следующие требования:

  1. Динамичный ход занятия.
  2. Игровая форма работы на занятии.
  3. Включение сюрпризных моментов в ход занятия с участием детей.
  4. Вариативность деятельности на занятии и ее частая смена.
  5. Коммуникативная ориентация занятия. Предполагается коммуникативное развитие всех членов коллектива, привлечение каждого ребенка к работе и формирование основ общения.
  6. Вариативность, яркость и насыщенность дидактического материала, используемого на занятиях.
  7. Приучение детей к прослушиванию своей речи и речи других детей с коррекцией ошибок в произношении.
  8. Использование технологий и методов работы на занятии по возрастающей т.е. начиная с простых и, постепенно, усложняя.
  9. Большой объем разговорной речи на занятиях.

Фронтальные формы логопедической работы применимы для коррекции разнообразных речевых дефектов, а также расширения лексического словаря ребенка, формирование связной речи и заложение основ грамматики, фонетики и правописания.

Доход

Еще одна немаловажная тема, которую стоило бы затронуть — это заработная плата логопедов. В Российской Федерации, как уже можно догадаться, с этим все обстоит не самым лучшим образом. Так, средняя зарплата логопеда по стране составляет чуть больше 20 тыс. рублей. Безусловно, речь идет о бюджетной сфере — школы, детсады, больницы и т. д. В частных же клиниках оклады могут быть чуть выше.

Несколько горестно становится, если начать сравнивать доходы российских логопедов с доходами зарубежными. Так, в странах Европы, а также в США, логопед является очень важным и нужным для общества специалистом. Соответственно, и доход там в разы выше. И это при том, что в России на данный момент существует острый недобор подобного рода специалистов: во многих школах и детсадах логопеды попросту отсутствуют, вследствие чего индивидуальная речевая работа с детьми и вовсе не ведется.

Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях

Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях

1. Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Стартовое логопедическое и психолого — педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Коррекционно — развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:

  • Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
  • Совместная деятельность с педагогом — психологом по стимулированию психологической базы речи.
  • Совместная деятельность с воспитателями.
  • Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
  • Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
  • Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
  • Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
  • Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

4. Методическая деятельность

Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

  • разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
  • перспективное планирование;
  • изучение и обобщение передового опыта;
  • участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
  • обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
  • поиск наилучших средств коррекции речи детей;
  • изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
  • самообразование;
  • изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

5. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

  • Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
  • Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
  • Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
  • Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

История профессии

Logos — речь, Paideia — воспитание. Именно так в переводе с греческого можно перевести название рассматриваемого ремесла. Воспитание речи – короткая, но емкая характеристика профессии логопеда.

Профессия логопеда родилась не так давно — в 17 веке. Лучшие педагоги Европы пытались бороться с нарушениями слуха у детей. Разрабатывались разной степени причудливости аппараты, появлялись особенные методики и способы лечения. Однако со временем логопедическое направление только росло, вбирая в себя все больше и больше разных проблем и нарушений. Ближе к 20 веку логопедия стала относительно похожа на то, что она представляет собой сегодня: работа по исправлению дефектов речи.

К 21 веку логопедия вбирает в себя великое множество самых разных теорий, методов и способов лечения. Любой логопед в саду для детей, в школе или в простой поликлинике обладает богатым спектром знаний и умений.

Статья:

Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Но она не является врожденной способностью. Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни. Овладение речью у каждого ребенка происходит в разные сроки и по-разному, так как это индивидуальный процесс, зависящий от многих моментов. Причинами этого процесса могут быть как патология беременности и родов, так и действие генетических факторов. Поражение органов слуха и общее отставание в психическом развитии, а также недостаточное общение и воспитание также могут быть причинами отставания в овладении речью. Для формирования речи крайне важным является развитие анализаторов, таких как речедвигательный и речеслуховой. Но все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Новые яркие впечатления, соответствующая обстановка способствуют развитию движений и речи. Если же этого нет, то психическое и физическое развитие ребенка задерживается. Большое значение для развития ребенка имеет его психофизическое здоровье. От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи.

Активное участие взрослых в здоровом развитии речи ребенка, т. е. воспитание речи в нормальных для нее условиях, является основным моментом профилактики. К сожалению, этот момент в развитии речи, как и значение полноценной речи, до сих пор в семье и школе недооценивается.

Согласно статистики, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по профилактики нарушений речи необходимо уделять большое внимание – это и доказывает актуальность выбранной мною темы.

Цель работы заключается в изучении основных направлений профилактики речевых нарушений.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая сторона речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения. Логопедическая служба в школе создана в целях оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении образовательных программ.

Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь в первую очередь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Задачи школьного логопеда:

1.Своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.

2.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

3.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.

4.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей (законных представителей) обучающихся.

В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Основные направления логопедической работы в школе

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения.

Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте значительно уменьшила бы число детей с нарушениями речи. Поэтому в младшем школьном возрасте школьному логопеду необходим больший по продолжительности период постановки звуков речи. Что в свою очередь позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи.

Очень много детей приходит в нашу школу, не посещающих детские сады и с ними не проводилась работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозомобщее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Диагностика обучающихся

  • обследование устной речи учащихся 1-х классов;
  • обследование письменной речи учащихся 2-4 классов;
  • углубленное обследование речи детей логопедической группы;

Комплектование логопедических групп

  • с общим недоразвитием речи (ОНР);
  • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР);
  • с нарушением чтения и письма, обусловленными ОНР;
  • с нарушением чтения и письма, обусловленными ФФНР;

Консультативная помощь

  • учителям начальных классов;
  • учителям русского языка и литературы;
  • воспитателям классов компенсирующего обучения;
  • родителям (законным представителям) обучающихся;
  • логопедам дошкольных учреждений города;
  • учащимся с дефектными произношениями звуков;
  • будущим первоклассникам и их родителям (законным представителям);

Направления работы:

  • преодоление нарушений звукопроизношения;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие звукового анализа и синтеза;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие пространственного восприятия.

В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя, психолога, родителей и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.

Первая группа преимуществ работы

Как и любая другая трудовая деятельность, профессия логопеда имеет ряд «духовных» и «материальных» преимуществ. Если говорить о нематериальной составляющей, то выделить стоит, разве что, полезность. Речь идет о том, что вопреки не самым умным суждениям, профессия логопеда все же является очень полезной и нужной для общества.

Каждый человек хочет ясно, грамотно и четко говорить. Наверное, не существует в мире людей, которым бы нравились их собственные дефекты речи. Логопед приходит здесь на помощь.

Вторая группа преимуществ работы

С «духовной» составляющей профессии разобраться было не сложно. А если обратить внимание на что-то материальное? К более «приземленным» достоинствам профессии стоит отнести:

  • Возможность постоянно развиваться. Если зарекомендовать себя как качественного и грамотного специалиста, о котором многие знают, можно попробовать повысить свой статус (а соответственно, и доход) путем перехода в частные заведения.
  • Высокая «география» трудоустройства. Сегодня профессия логопеда считается очень важной и нужной для общества. Логопед в школе, в детском саду — не частое явление. Его там попросту нет. Проблем с трудоустройством у логопеда возникнуть точно не должно.
  • У логопедов нет понятия «пенсионный возраст». Работать можно столько, сколько позволяет здоровье.

Недостатки профессии

Как и любая другая профессиональная сфера, трудовая деятельность логопеда содержит в себе и ряд определенных недостатков. Стоит отметить:

  • Огромные силовые затраты. Логопед тратит много энергии при работе с одним только пациентом. Хорошо, если у профессионала есть значительный стаж, а стало быть, и опыт. В этом случае должна сложиться определенная привычка и некоторые навыки работы с «проблемными» пациентами (определенные задания логопеда, подходящие по возрасту, характеру и т. д.). Но молодым и неопытным работникам действительно будет тяжело.

  • Большое количество документации. Эта проблема сегодня имеется практически у каждого работника. Что уж говорить о врачах: в последнее время все бремя ведения разного рода бумаг сваливается именно на них. И это, как следствие сокращений, совершенно ненормальное явление.
  • Маленькая заработная плата. О доходах специалиста уже было рассказано выше. Логопед в детском саду, в школе или другом бюджетном учреждении действительно получает очень небольшие деньги.

Таким образом, логопед — очень самобытный, особенный специалист. Его деятельность ни с чем нельзя перепутать.

Статья «Цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности — уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:

  • коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
  • познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) — формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Исходя из особенностей современных образовательных стандартов, можно говорить о том, что в связи с усложнением программных требований многократно возрастает нагрузка на младших школьников по всем основным дисциплинам. Так, например, при изучении русского языка, добукварный период обучения грамоте заметно сокращается, многие темы «проходятся» в убыстрённом темпе, помимо практических аспектов чрезмерно много внимания уделяется изучению экстралингвистических знаний и т. д. Подобные тенденции требуют, с одной стороны, высочайшего педагогического мастерства педагогов начальной школы, а, с другой – абсолютной готовности младших школьников к овладению сложными рече – языковыми умениями и навыками. В данном контексте значимость логопедической работы в школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и привнесение нового в содержание логопедической работы.

Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Кроме этого на первый план выступают следующие основные задачи:

  • расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

ФГОС указывает на обязательный учёт как логопедом, так и учителем начальных классов индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Повышенная уязвимость детей данной категории детерминирует необходимость организации совместной специальной коррекционной помощи, психологической и социальной компенсации трудностей развития.

Механизмом реализации требований ФГОС является выполнение программы коррекционной работы, в составлении которой принимают участие учитель начальных классов, учитель – логопед, педагог – психолог. Программа коррекционной работы может быть разработана на основе модульного принципа и состоять из нескольких подпрограмм (например, подпрограмма логокоррекционной работы, подпрограмма психокоррекционной работы и др.) Подпрограмма может включать модули рабочих коррекционно – развивающих программ: предупреждение нарушений чтения (1класс), коррекция нарушений письма (2-4 классы). Количество подпрограмм и модулей, их содержание определяется качественным составом детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации совместной работы педагогов начального звена – подход с позиции педагогического менеджмента. Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности как учителя-логопеда, так и учителя начальных классов – организация деятельности с учетом самоменеджмента, как целенаправленного и осознанного управления учителем собственной профессионально – педагогической деятельностью, а также процессом личностного и профессионального самосовершенствования и развития, а также целесообразное применение испытанных методов работы, организационных форм и технологических приёмов управления коррекционно – развивающей учебно – воспитательной работой.

Самосовершенствование и взаимосотрудничество педагогов позволит изменить общую парадигму образования в рамках ФГОС, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений навыков (ЗУН), к определению этой цели как формирования умения учиться;
  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Литература:

1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О.А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]