Где работает логопед, сколько зарабатывает и кому нельзя быть логопедом — раскрывает логопед Руфина Белкина


Кто такой логопед? В чем состоит его работа?

Логопед работает на стыке медицины и педагогики. Если углубляться в структурные вопросы, то логопедия — это часть специальной педагогики, т.е. дефектологии. Хотя до 60-х годов прошлого века она была частью медицины. В некоторых странах и сейчас логопедом может быть только человек с медицинским образованием.

Логопед (см. профессия логопед) — это специалист по исправлению речевых нарушений, а они бывают и у детей, и у взрослых, могут затрагивать и устную речь, и письменную, произносительную сторону и глубинные речевые процессы.

По существу, логопед — это тренер, но не спортивный, а речевой. Если проблема только в произношении, логопед проводит артикуляционную гимнастику, учит правильно дышать, делает массаж. Помогает извлечь правильные звуки и тренирует их произношение — сначала по отдельности, потом в слогах, в словах и т.д., покуда эти звуки не войдут в речь.

Но дикция — это только косметическая сторона вопроса. Речь служит нам для передачи информации, выражения мыслей и эмоций.

Часто родители не догадываются, что если в три года ребёнок почти не говорит, вместо фраз использует обрывки слов или жесты, надо даже не идти, а бежать к логопеду. Такая задержка речевого развития, если её не скорректировать, испортит ребёнку жизнь.

В этом случае логопед работает над пополнением словаря, грамматикой, связной речью.

Логопедическая помощь нужна также при заикании, при анатомических нарушениях речевого аппарата и т.д.

Большинство речевых проблем видны ещё в детстве. Но речь может пострадать в любом возрасте — после травмы или инсульта, например. Если речь у человека уже была, логопед помогает её растормозить, а если возможно, вернуть ей былую живость и богатство.

Обязанности специалиста

Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:

  1. Диагностика речевого развития ребенка или взрослого.
  2. Составление плана коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
  3. Работа над звукопроизношением.
  4. Работа над связной речью.
  5. Работа над голосом и дикцией.
  6. Обучение навыкам письма и чтения (т. е. специалист помогает ребенку усваивать основы грамоты).
  7. Работа над развитием моторной сферы.
  8. Консультация родителей.

Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.

Каково соотношение работы логопеда и нейропсихолога?

Я бы еще добавила в этот список врача-невропатолога. Причина речевых нарушений часто, хотя и не всегда, кроется в неврологии. Например, ребёнок лет шести хочет сказать «мышеловка», а получается то ли «мышевошка», то ли «мыфэвофка». Все почему-то веселятся, а он не понимает, что опять не так. Вот это, вероятно, оно и есть — нарушение иннервации мышц, ответственных за артикуляцию. А если у тебя каша во рту, ты и чужую речь не очень отчетливо воспринимаешь — эти вещи чётко связаны меж собой. Если, скажем, ребёнок не различает на слух В и Л, он говорит вампа — без всякой задней мысли. А вокруг все снова: «Ах! Ох! А ну, скажи правильно!» А он не может сказать правильно, для этого нужно развить фонематический слух и натренировать язык. В логопедической терминологии такое нарушение называется фонетико-фонематическим недоразвитием. Если не преодолеть его вовремя, речь сама не наладится, а в школе к тому же появятся ошибки на письме.

Бывает, что дикция сама по себе превосходная, но ребёнок упрямо говорит «мой куртка», с трудом запоминает слова или то и дело их переиначивает. Никак не может запомнить, что подружку зовут Лариса, а не Ралиса. Причина такого недоразвития речи может крыться в недоразвитии речевых центров в мозгу. Их стимулирование — проблема в основном медицинская, но также это работа для нейропсихолога и логопеда, которые ищут обходные пути. Например, то, что не усваивается на слух, можно дополнить зрительными образами, специальными логоритмическими упражнениями и пр. Я как логопед учу таких детей слушать и слышать, понимать речь, описывать, пересказывать, отвечать на вопросы и пр.

Речевые нарушения могут сочетаться с задержкой психического развития. В отличие от умственной отсталости, она чаще всего преодолима, но это тоже требует совместных усилий невролога, нейропсихолога и логопеда.

Так же сообща работают специалисты, если речь нарушилась в результате инсульта или травмы головы.

Усилия логопеды сосредоточены в основном на речи как таковой. Речь невозможна без нормальной работы мозга. Она страдает, если подавлены или неразвиты психические функции: внимание, память (особенно речеслуховая память) и пр. Логопед работает и над ними, применяя специальные методики. Но в гораздо большей степени это относится к работе нейропсихолога. Если, конечно, он есть.

А невропатолог и нейрохирург лечат органическое поражение — главную причину речевого нарушения.

Бывает, что нормальной речи мешают проблемы голосового или артикуляционного аппарата. Например, в нёбе расщелина, она делает голос гнусавым, дикция тоже страдает. Это ринолалия, её причины устраняет челюстно-лицевой хирург. А логопед помогает как можно скорее привести речевой аппарат в рабочее состояние после операции.

Вариантов речевых нарушений множество. Независимо от причины, их нельзя преодолеть отрывочными занятиями. Они требует многогранной, комплексной работы.

Регистрация ИП

Как стать логопедом и проводить частные занятия? Открывать небольшой кабинет лучше после того, как вы поработали в образовательном учреждении или детском центре. Потому что вы уже сможете проводить занятия с детьми с различными речевыми нарушениями, у вас появятся методики, занимаясь по которым, вы получите хороший результат. И главное — у вас появится клиентская база, потому что эффективность от занятий логопеда видна. И если вы хороший специалист, то довольные родители будут рекомендовать вас другим.

Что нужно, чтобы стать логопедом и открыть речевой центр? Необходимо его зарегистрировать как ИП и выбрать нужную систему налогообложения. И также вам нужно будет составить образовательную программу, по которой вы будете заниматься и получить лицензию в отделе образования. Кроме того, вам нужно будет получить разрешение от СЭС и пожарной инспекции, предоставить договор аренды помещения или его покупки.

У вас должен быть диплом, паспорт логопедического кабинета (в нем отмечены все учебно-методические пособия и наглядные материалы) и санитарная книжка. Зарегистрировав предприятие, вы можете работать в частном логопедическом кабинете.

Где работает логопед? Возможен ли свободный график?

Логопеды работают в образовательных и медицинских учреждениях. Логопед в образовании называется учителем-логопедом, в медицине — просто логопедом.

Логопеды в медицине работают в клиниках и отделениях для людей с патологиями речи, с последствиями инсульта, в клиниках челюстно-лицевой хирургии и др. Ведут приём в поликлиниках, трудятся в домах ребёнка т.д.

Ещё сохраняются ставки учителей-логопедов в некоторых детских садах, массовых и коррекционных школах. А также в коммерческих развивающих центрах. Свободный график возможен, если логопед работает исключительно частным образом. Ставка учителя-логопеда — 20 часов в неделю. Некоторые логопеды работают сразу в двух местах: с утра в одном месте, а после обеда — в другом. При желании можно сочетать работу в учреждении с частной практикой. Обычно это занятия у подопечных на дому, что, доложу я вам, довольно тяжело.

Образование

Для работы по этой специальности необходимо иметь определенные навыки и умения. Какое образование нужно, чтобы стать логопедом? На этого специалиста обучают в педагогических университетах и институтах. У логопеда обязательно должно быть высшее образование.

Если вы хотите работать в медицинских учреждениях, то желательно, чтобы у вас было и медицинское образование. Это нужно для того, чтобы вы могли получить повышение. Но для получения этого диплома вам не нужно учиться столько же, сколько врачам, потому что логопедам преподают некоторые медицинские дисциплины. В каждом вузе свои правила получения дополнительного образования.

Также логопеды должны посещать семинары, курсы повышения квалификации. Все это необходимо для того, чтобы использовать в работе новые и эффективные методики.

Что есть плохого в работе логопеда?

Это работа с детьми и их родителями, что само по себе не плохо, а трудно. Трудно найти общий язык с ребенком, если он уже затюкан настолько, что вообще боится разговаривать. Трудно призвать к порядку малыша, особенно если он плохо понимает речь, если память слабая, внимание неустойчивое.

Трудно донести свои рекомендации до родителей, которые часто не понимают серьёзности проблемы. Да, они хотят, чтобы ребёнок, наконец, научился говорить. Но в первую очередь их волнуют те самые «фефекты фикции», а не речь в целом. Чем тяжелее нарушение, тем неохотнее они выполняют домашние задания.

Сейчас я работаю в школе для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Их речевые трудности — следствие двигательных и интеллектуальных нарушений. У многих наших учеников — поведенческие проблемы, так называемые нарушения эмоционально-волевой сферы. Чтобы расположить к себе такого ребёнка, настроить его на работу, требуется дьявольская изобретательность и абсолютная отдача сил. Дефектолог, логопед, психолог, учителя по учебным предметам — мы все работаем в одной упряжке.

Это трудно, но нам нравится.

Как начать работать молодому специалисту?

Студенту можно устроиться в школу или детский сад уже на третьем курсе, так что после окончания вуза или техникума у выпускника будет опыт и место работы. Тренироваться на живых людях все равно придется – это необходимый этап становления любого специалиста. Можно начать с соседских детей, и лучше браться за несложные речевые дефекты, например, постановку звуков. Нужно честно предупреждать родителей о том, что опыта пока мало, но именно в этой области вы уже компетентны. Нужно быть готовым работать на публику – отчитываться по видео своему начальству, уметь работать в присутствии членов семьи.

Частных детских речевых центров с каждым годом появляется все больше, и их владельцы делают упор на молодых специалистов, которых они готовы обучать и поддерживать, так как видят в них большой потенциал и разницу с советским подходом к работе.

Еще одним советом будет завести себе наставника или супервизора из более опытных специалистов, чтобы советоваться с ним по трудным вопросам.

Кто категорически не может выполнять эту работу?

Раздражительный человек, мрачный, самодовольный, человек, склонный к насилию (в том числе к психологическому), не сможет работать логопедом.

Надо уметь быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, приспосабливать свои методики под ребенка, а не ребёнка под методики. Нет универсальных методик и приёмов, отмычек, которые подходят ко всем замкам. Нужна гибкость.

Нужен артистизм, нужна игривость. Хотя «Оскара» за это вам никто не даст.

Когда сидишь один на один с учеником, надо уметь находиться «здесь и сейчас», отставить всё, что не имеет отношения к этому общению. Если ты не готов всматриваться, вслушиваться в своих учеников, ничего не получится.

Помещение

Также необходимо подобрать подходящее помещение для логопедического кабинета. Идеальное месторасположение — это неподалеку от образовательных учреждений (школ, детских садов) и на оживленных улицах. Для логопедического кабинета не нужно помещение слишком большой площади. Достаточно оформить зону ожидания и сам кабинет, в котором вы будете проводить занятия.

Помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС и пожарной инспекции. Оформите уголок с полезной информацией для родителей о речевом развитии. Поставьте мягкий диван, вешалку, чтобы клиентам было комфортно. Кабинет не нужно оформлять слишком ярко, чтобы ребенок не отвлекался на занятиях. Как интересные оригинальные акценты вы можете добавить известных детских персонажей, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятии.

Оборудование

Как стать детским логопедом? Вам нужно приобрести необходимые методические пособия по коррекции речи и наглядный материал. Это и различные картинки, игрушки, дидактические игры, разрезная азбука. Кроме этого, в кабинете должны быть:

  • большое настенное зеркало для занятий;
  • маленькое зеркало;
  • зонды для постановки звуков;
  • канцелярские принадлежности.

Также в кабинете должна быть мебель, подходящая по возрасту ребенка, поэтому лучше всего выбирать столы и стулья, высота которых регулируется. Все методические и дидактические пособия, канцелярские принадлежности должны храниться в шкафу. И обязательно должны быть антибактериальные салфетки, а лучше всего — раковина, чтобы можно было вымыть руки. И, конечно, в кабинете должно быть чисто и аккуратно.

Сделайте красочные буклеты, которые можно оставить в образовательных учреждениях, больницах и торговых центрах. Создайте группу в социальных сетях, где будете общаться с родителями, делиться полезной информацией по речевому развитию. И самая лучшая реклама — это отзывы благодарных клиентов, которым помогли ваши занятия.

Как стать логопедом и с чего начать? Пообщайтесь с теми, кто работает по этой специальности, поинтересуйтесь, что они считают самым важным в работе. Но главное — это стремление к саморазвитию и желание помогать людям красиво и правильно говорить, а для этого нужно совершенствовать навыки и умения.

Почему учиться дистанционно – это просто?

Чтобы получить профессию логопеда дистанционно, требуется только компьютер, планшет или смартфон с доступом в Интернет. Не нужно обладать специальными знаниями или устанавливать на компьютер какие-либо дополнительные программы.

Например, обучение в АБиУС проходит на сайте в системе дистанционного обучения. От слушателя требуется иметь лишь общие знания компьютера. Благодаря интуитивно-понятному интерфейсу пользователь самостоятельно и без трудностей ориентируется в этой системе. Здесь он подгружает необходимые документы, получает доступ к учебным материалам и практическим заданиям, сдаёт тесты.

Вопросы, связанные с обучением, слушатель может задать по телефону своему методисту, который курирует его от начала и до конца обучения.

Приезжать на сдачу итогового экзамена не требуется, всё происходит в режиме онлайн-тестирования. Получение диплома или удостоверения – бесплатно почтой России.

Как получить образование логопеда дистанционно

Получить специальность логопеда можно заочно с использованием дистанционных технологий. Это просто, удобно и не требует прерывания трудовой деятельности. На сегодняшний день такая форма обучения доступна во многих вузах и учреждениях ДПО.

В Академии реализуется несколько программ дистанционного обучения по логопедии.

Программа профессиональной переподготовки «Логопедия» предназначена для педагогов дошкольных и школьных учреждений.

Срок обучения – 260 / 510 ак.ч ( от 2 до 4 месяцев).

Основные темы обучения

  • Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Медико-биологические основы дефектологии;
  • Организация логопедической̆ работы;
  • Основы специальной педагогики и психологии;
  • Виды речевых нарушений и методика логопедического воздействия.

Обучение по программе позволит эффективно управлять процессом развития индивидуальности и личности ребёнка, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Программа повышения квалификации «Логопедия» предназначена для практикующих специалистов, желающих расширить и актуализировать свои знания.

Срок обучения – 180 ак.ч. (1 месяц).

Программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]