Сказка про букву Я
Яшка бяка День был ясный-ясный, а котенок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает. А яме-то все равно!
— Ну ладно, погодите у меня! — вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул — лягушонок обиделся. — Ага! Вот тебе!
Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп-хлоп — и в слезы. А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел — смотрел и говорит:
— Бя-я-я-ка ты, Яша. — Я — бяка?! Ну тогда держись!
Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад:
— Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду.
И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо Яше по лбу — бац!
— Мяу!!! — завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал.
Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой!
— Все маме расскажу!
А все смеются:
— Бяка-бояка и ябеда!
(Г. Юдин)
Конспект урока «Обучение грамоте. Знакомство с буквой «ы».1 класс. УКМ «Школа 21 века».
Урок обучения грамоте 1 класс. УКМ «Школа 21 века»
Тема: знакомство с буквой «Ы».
Цель: познакомить с буквой Ы, звуком ы
Задачи : *образовательные: познакомить со звуком ы и графическим образцом буквы, формировать навыкизвукового анализа; * развивающие: развивать речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух,пространственное восприятие, формировать навык плавного чтения, расширять словарный запас учащихся, развивать концентрацию внимания и произвольногоеё переключения; *воспитательные: воспитывать уважение к мнению товарищей, уважуние друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.
Ход урока.
1.Огранизационный момент.
2.Актуализация знаний. — Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Наш рассказ без буквы Ы Как лужайка без травы. Или, скажем, угощенье Без айвы и без халвы. Но великие умы, В том числе, конечно, мы Не слыхали, чтобы слово Начиналось с буквы Ы.
Вспоминали безуспешно И они, и мы, и вы И рыдали безутешно ы-ы-ы-ы-ы-ы! — Ребята, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ( знакомство с буквой «Ы») Слайд 1. — Млолдцы! Давайте сформулируем цели урока.( Учиться слышать Ы в словах , учиться составлять звуковую схему слов, учиться правильно произносить звук Ы . )
— Кто приплыл к нам на урок и на хвосте принёс дежурную букву, узнаете, отгадав загадку. В воде она живёт. Нет клюва, а она клюёт. (рыба)—картинка. 3.Работа по закреплению изученного. — Чтобы составить звуковую схему слова «рыба», давайте вспомним алгоритм работы над звуковой схемой. АЛГОРИТМ 1.Произношу слово. 2.Определяю количество звуков. 3.Анализирую звуки по порядку. 4.Определяю место нового звука. 5.Обозначаю новый звук.
4.Самостоятельная работа. Работа над схемой слова «рыба» по алгоритму — работают самостоятельно на местах, у доски работает один ученик. Сверяемся с доской. — А теперь определим положение буквы Ы на «ленте букв».
5.Формирование новых знаний.
Слайд 2. — Посмотрите на экран и ответьте, на что похожа буква Ы? ( ответы ребят)
Слайд 3. Чтение хором стихотворения, ученик у экрана следит указкой. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо. Получилась буква ы — Все мы знать её должны.
— Так на что похожа буква Ы? — С чем ещё сравнивают букву Ы, узнаем из стихотворения на доске. НА ДОСКЕ. Читают хором, ученик у доски следит указкой.
Ы… Какая ты толстушка! Твой животик как подушка. Чтобы легче ей ходить, Палочку пришлось добыть. (Дети отвечают на вопрос)
— А сейчас поиграем. Игра «.Услышь звук». Если в слове есть новый звук, ребята делают хлопок в ладошки. Если звука нет – молчат. Рыба, прыгалка, кубик, буквы, парта, крыша, папа, открытка, птицы. НА ДОСКЕ. Читают хором стихотворение. —Какие ещё слова можно былобы добавить к нашей игре, узнаем из стихотворения?
Бывает эта бкува В конце и в середине. В конце капусты, брюквы, А в середине дыни. Ребята отвечают на вопрос, поставленный перед чтением. —А сейчас проведём соревнование по группам «Кто больше придумает слов с «Ы». — В какой части слова не может стоять буква Ы, как вы думаете? (предположения ребят) — Сейчас мы и узнаем , кто из ребят прав.Прочитаем стихотворение.
НА ДОСКЕ. Читают хором стихотворение, ученик у доски следит указкой.
Спросили мы у маляров: —Скажите, маляры, Где отыскать десяток слов, В которых есть звук «ы»? Нам отвечали маляры: — Нет случая такого, Чтобы когда—нибудь звук «ы» Бывал в начале слова!
( Ребята отвечают на поставленный перед чтением вопрос.)
6.Самостоятельная работа. Работа в парах.Работа по учебнику на с.55. «Разгадай кроссворд». Связь с ребятами учитель держит используя форму открытой ладони «Понятно – не понят- но».Подведение итогов работы. САМООЦЕНКА — Поднимите руку те ребята, кто отгадал все слова. Молодцы! И т.д. — Назовите все слова, которые у вас получились. ( Сыр, козы, тыква, бусы.)
7.Рефлексия. НА ДОСКЕ. Читают хором. В русском языке, увы, Не бывает слов на «ы». — Итак, какой вывод можно сделать из этих строк. Есть ли в руссом языке заглавная буква «ы»? — Почему?
8.Подведение итогов урока .
— Подведём итог урока используя слова: Я понял… Я узнал…
Я научился… Я запомнил…
9.Самооценка за урок.
kopilkaurokov.ru
Задание: печатная буква Я для дошкольников
Рассмотри букву Я. Напиши ее в воздухе, а теперь в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Распечатать