Cредства художественной выразительности — виды и примеры в литературе

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 374.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 374.

В нашей речи и особенно в художественной литературе для более точной передачи мыслей и чувств автора широко используются средства речевой выразительности. Их можно разделить на фонетические, синтаксические и лексические. Наша статья посвящена последним.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Тропы в русском языке

Метафора

Метафора — это употребление слова в переносном значении по принципу сходства; ее называют скрытым сравнением. Например, в стихотворении Марины Цветаевой мы читаем «И зелень глаз моих, и нежный голос, и золото волос». Здесь слово «золото» употреблено в переносном значении по принципу сходства по цвету.

В литературе можно встретить развернутые метафоры, когда один и тот же образ раскрывается на протяжении нескольких фраз или даже целого произведения; в пример можно привести стихотворение С. Есенина «Отговорила роща золотая…», построенное на нескольких развернутых метафорах.

Метонимия

Перенос значения по принципу смежности. Например, в обыденном выражении «чайник закипел» употреблена метонимия: чайник не кипит, кипит вода в чайнике.

Синекдоха

Близка к предыдущему средству, иногда ее даже считают частным случаем метонимии. Это употребление в значении части вместо целого или наоборот. Пример использования синекдохи мы встречаем у А. С. Пушкина в поэме «Медный всадник»: «Все флаги в гости будут к нам». Поэт употребил слово «флаги» вместо слова «страны».

Эпитет

Это яркое, красочное, образное определение, которое характеризует понятие или явление. Эпитеты очень часты в поэтической речи. Например, у С. Есенина читаем: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (эпитет — слово «стозвонных»).

Устному народному творчеству свойственны так называемые «постоянные» эпитеты: «добрый молодец», «красная девица», «ясный месяц» и т. д.

Сравнение

Изобразительное средство, основанное на сравнении одного предмета или явления с другим.

Сравнение может осуществляться с помощью сравнительного оборота или сравнительного придаточного предложения.

Сравнение может оформляться также с помощью творительного падежа. Например, «он камнем упал на землю» = как камень.

У А. Ахматовой в поэме «Реквием» читаем: «Уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла…» Здесь сравнение оформлено сравнительным оборотом.

Окказионализмы

Это слова, придуманные самими авторами. Авторских неологизмов много у В. Маяковского и других футуристов, но не только они употребляли окказионализмы.

Некоторые слова, придуманные писателями, вошли теперь в наш язык и стали общеупотребительными, например, слово «лётчик», созданное В. Хлебниковым.

Перифраз

Это описательное высказывание, употребленное вместо прямого называния предмета или явления. Например, у А. С. Пушкина: «Люблю тебя, Петра творенье!» Перифраз «Петра творенье» означает Санкт-Петербург.

Настоящим гением перифраза был М. А. Булгаков. Например, в романе «Мастер и Маргарита» читаем: «…тот, кого еще совсем недавно бедный Иван на Патриарших убеждал в том, что дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати». Все это означает Воланда.

Цели использования перифраза бывают разные:

  • этикетные (вместо ругательств или слов, которые по какой-то причине считаются неприличными, например касающиеся физиологических отправлений);
  • религиозные или продиктованные суеверием («лукавый» вместо «бес», «покойный» вместо «мертвый»; сюда же можно отнести связанные с древними верованиями наименования зверей: медведь и т.п.);
  • собственно литературные: для красоты или во избежание неоправданной тавтологии.

Синтаксические средства выразительности

Эти приёмы называют стилистическими или риторическими фигурами. Они призваны сделать изложение более ярким, насыщенным и придать ему образность. Благодаря специальным конструкциям повествование приобретает нужную эмоциональную окраску. Так писателю или поэту легче донести до читателя творческий замысел.

Античные ораторы воспринимали фигуры, как украшение, несвойственное повседневной речи. Современные филологи склоняются к тому, что стилистические средства — часть языка, без них невозможно представить себе даже повседневное общение, а не только литературные произведения.

Теоретически фигуры и тропы в русском языке — это разные категории, но не всегда удаётся их разграничить. Бывает так, что по некоторым признаками средство может быть отнесено к обеим категориям.

Упрощённо можно разделить так: троп — одно слово, фигура — словосочетание, но есть много исключений.

Поскольку существует несколько грамматических школ, различаются и способы классификации фигур. За основу можно брать ту, что больше нравится — это не будет нарушением языковых норм.

Классический способ группировки предполагает разделение на такие группы:

  1. фигуры слова;
  2. фигуры мысли.

Средства делятся внутри каждой группы.

Фигуры слова

Отличие этого синтаксического средства — в неизменности конструкции.

Фраза используется в одном виде.

Если изменить, убрать или добавить любое слово, контекстный смысл будет искажён или утрачен.

Список часто употребляемых фигур:

  1. Прибавление. Повторение одного слова несколько раз с целью усиления. Части речи отбирают тщательно, иначе не получится достичь нужного эффекта. Вариант применения: «Всё выше, и выше, и выше».
  2. Плеоназм. Употребление рядом синонимов — лексем, близких или одинаковых по смыслу. Пример: «Он его целует и лобызает».
  3. Эллипсис. Пропуск несущественных лексем. Говоря «шампанское», принято обходиться без слова «вино», а вспоминая об оливье, никому не приходит в голову уточнять, что речь идёт о салате.
  4. Аллегория. Используют, когда необходимо иносказательно передать смысл, например, указать на пороки, не обозначая их. Так, ослом называют глупца, лисой — хитрого человека, волком — жадного. Мастером метафорических оборотов был И. А. Крылов.
  5. Пролепсис. Изобразительное средство реализуется двумя способами. 1 — о грядущем событии рассказывается так, как будто оно уже произошло. 2 — называется и объект, и местоимение, относящееся к нему, например: «Петров — он известный лодырь».
  6. Убавление. Сознательный пропуск одного из членов предложения. Примеры: «Решения Партии — в жизнь!», «Пятилетку — за 4 года!». На месте пропущенных слов стоит тире. Во времена СССР убавление использовалось при составлении лозунгов. Сейчас эта фигура востребована, когда нужно художественно подчеркнуть торжественность.

Сложные риторические приемы

Чтобы применять некоторые фигуры, нужно быть настоящим мастером пера. Многие русские писатели и журналисты в совершенстве освоили такие конструкции, поэтому их произведения вызывают всю гамму эмоций. Сложные стилистические приёмы:

  1. Перестановка. Нарушение принятой последовательности лексем, инверсия. Цель — придать нужную окраску. В обычной последовательности высказывание может быть нейтральным. Оно же, если применить инверсию, становится торжественным, насмешливым или саркастичным. Пример: «Скоро мы получим ответ» — «Получим скоро мы ответ» — «Ответ получим скоро мы».
  2. Градация. Усиление выразительности с помощью последовательного употребления нескольких слов с усиливающейся значимостью. Варианты: «Найду, догоню, доконаю, замучу!», «Готов растерзать, раздавить, уничтожить». Градация может быть восходящей и нисходящей. Это тот случай, когда языковое средство может быть представлено фигурой слова и речевой схемой. Второе используется в «Сказке о рыбаке и рыбке». Старуха прошла путь от бедной крестьянки до вольной царицы — это восходящая развёрнутая градация.
  3. Полисиндетон. Применяют одинаковые союзы, обычно состоящие из одной буквы, например «и дождь, и снег, и ветер». Средство помогает автору усилить смысл.
  4. Апосиопеза. Намеренная недомолвка для создания интриги, когда присутствует скрытый смысл, но указывать на него прямо нежелательно. Часто обозначается многоточиями, вместо которых читатель может подставить слово или вывод. «Если мы не начнём работать лучше, то…»
  5. Аллитерация. Представляет собой намеренно частое употребление одинаковых согласных букв. Этим приёмом часто пользовался Маяковский, например: «Бей, барабан! Барабан, барабань!» (политический стих).

Редкие конструкции

Отличие этих приёмов в том, что с их помощью лучше всего удаётся сделать высказывание пафосным, торжественным или подчеркнуть официоз.

Иногда применяют с целью окраски высказывания в насмешливый оттенок.

Стилистические средства:

  1. Апокойну. Конструкция, в которой несколько разнородных дополнений относятся к одному управляющему члену предложения: «Он любил котиков и плотно поесть».
  2. Киклос. Кольцевая конструкция, в которой повторяются 2 одинаковых слова. Варианты: «Товарищи, выходим, не останавливаемся, товарищи!», «Митинг, который не привёл к результатам, не митинг».
  3. Гомеотелевтон. Фигура, основанная на звуковом повторе и ритмике. Часто используется в рекламных целях. «Ваша киска купила бы…» — увидев или услышав эту фразу, человек вспомнит название популярного кошачьего корма. Рифма стала обыденным средством, употребляющимся в повседневном дискурсе.
  4. Хиазм. Выражение, которое можно условно поделить на левую и правую части, причём они симметричны относительно друг друга. Хиазм может быть простым, синтаксически осложнённым или представлять собой хиастический каламбур. В последнем случае изменяется значение слов. «Жить, чтобы есть, а не есть, чтобы жить». «Мы забываем то, что хочется запомнить, и помним то, что желаем забыть». «Внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти».
  5. Изоколон. Представляет собой полный параллелизм. В двух или более фразах изменяется только одно слово, а остальные повторяются в одинаковом порядке. Другой вариант — меняются слова, но сохраняется порядок частей речи. Примеры: «Я лугами иду, я лесами иду», «В тонкие пелёнки пеленала, в тёплые сапожки обувала».
  6. Парентеза. Стилистический приём, основанный на использовании вводных элементов. Примеры: «Эта девушка (мы случайно познакомились с ней на выставке) оказалась интересным собеседником», «Ты, должно быть, утомился».
  7. Литота (преуменьшение). Приём используется поэтами, писателями, а также журналистами и дипломатами, когда нужно сказать о чём-то обтекаемо. Способы реализации могут быть разными — от уменьшительных форм прилагательных до создания сложных конструкций. Примеры: «Восставшие пытаются показать, что они не очень довольны новыми законами», «Мэр купил маленький замок».

Речевые схемы

Речевые схемы, или фигуры мысли, образуют отдельную группу синтаксических средств художественной выразительности.

Они делятся на положительные, используемые с целью достичь нужного эффекта, и отрицательные, которые делают речь неблагозвучной, алогичной или наделяют её другими недостатками.

Виды синтаксических средств:

  1. риторический вопрос;
  2. восклицание;
  3. обращение;
  4. оксюморон.

Пример риторического вопроса: «Петя, зачем же ты разбил вазу?». Восклицание: «Какое прекрасное лето!». Обращение: «О, родина, о, Русь моя!».

Примеры употребления оксюморона: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь, плохой хороший человек.

Следует различать оксюморон и стилистические конструкции, подчёркивающие свойства, нехарактерные для объекта.

Например: сладостные мучения (для кого-то они могут быть такими), горький мёд (когда в продукте есть привкус горечи). По некоторым классификациям к фигурам мысли относят также умолчание (апосиопезу).

Сравнение

Использование сравнения дает автору возможность описать некое явление с помощью сравнения его с другим явлением, имеющим схожие характеристики. Сравнение может быть выражено следующими средствами:

  • Союзами (словно, как будто и др.)
  • Творительным падежом
  • С помощью слов похожий, подобный
  • Отрицанием
  • Сравнительная степень прилагательного или наречия

При разборе литературного произведения для наглядности можно заполнить таблицу, выписав, что с чем сравнивается.

Некоторые нюансы

Не до конца понимая, с какой целью можно употреблять ту или иную конструкцию, лучше избегать повторов, на которых основано большинство образных средств. Также важно учитывать, что впечатление во многом зависит от роли части речи, которая может быть основной или вспомогательной. Имеет значение и фонетическое окружение.

Кроме синтаксических и лексических средств, существуют морфологические. Это ряд приёмов, основанных на частом употреблении глаголов, прилагательных, существительных или других частей речи. Задачи могут быть разными: передать динамичность, подчеркнуть звуки природы, сделать описание более насыщенным, акцентировать внимание читателя на тревожности, спокойствии, безмятежности и так далее. Умение разбираться в средствах художественной выразительности и применять их по назначению поможет сделать устную и письменную речь богатой, яркой и содержательной.

Введение

Актуальность работы:

Любому человеку в современном мире приходится выступать перед публикой. Навыки ораторского искусства позволяют выступать не только с официальными речами. Даже если человеку не придется постоянно выступать публично, ораторское искусство позволит ему не только поднять уверенность в себе, но и более уверенно и убедительно общаться с отдельными людьми. Такие навыки, как быстрое мышление и находчивость в подборе слов, приобретённые в процессе выступления, не ограничиваются только официальными собраниями, но и могут использоваться повсеместно.

Целью данной работы

является изучение особенностей риторических приемов и изобразительно-выразительных средств и их употребления оратором Лисием.

Задачи:

  1. Изучит понятия «риторические приемы» и «изобразительно-выразительные средства».
  2. Рассмотреть краткую биографию оратора Лисия.
  3. Рассмотреть особенности употребление риторических приемов и изобразительно-выразительных средств оратора Лисия.

Объект:

особенности риторических приемов и изобразительно-выразительных средств Лисия.

Предмет:

особенности употребления в публичных выступлениях риторических приемов и изобразительно-выразительных средств оратора Лисия.

Тест по теме

  1. /5
    Вопрос 1 из 5

    Как переводится слово «эпитет» с греческого?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дима Новиков

    5/5

  • Маша Прохорова

    5/5

  • Badaykina Irisha

    5/5

  • Виктор Каплин

    5/5

  • Рафик Лалаян

    5/5

Фонетические средства: звукопись

Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышейПовтор согласных, создающий образ.Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность.Повтор гласных, создающий образ.Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (в

Решай 26 задание ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]