Дидактические пособия для формирования слоговой структуры слов


Дидактические пособия для формирования слоговой структуры слов

Дидактическое пособие для формирования слоговой структуры слов

(для дошкольников 4-7 лет с нарушениями слово- и фразообразования)

Составитель:

Чахова Валентина Петровна, учитель-логопед

Россия, г.Тюмень, муниципальное автономное учреждение

дошкольного образования центр развития ребёнка

детский сад № 158 города Тюмени

Занимаясь логопедической практикой, мы пришли к выводу, что для повышения эффективности коррекционной работы необходимо иметь большое количество разнообразных игр и пособий. У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов звукопроизношения, часто бывает нарушена и слоговая структура слова – способность правильно воспроизводить в речи слова различного слогового состава дву-, трёх-, четырёхсложные, со стечением согласных и т.д.). Такое особенное проявление речевой патологии является одним из наиболее трудным для коррекции, при этом оно является одной из причин возникновения школьной дисграфии и дислексии. Нарушение слоговой структуры речи отрицательно влияет на формирование лексической и грамматической стороны речи

С целью коррекции дефектов слоговой структуры слов (элизий, пропусков, искажений, персевераций и пр.) нами разработано и апробировано дидактическое пособие, которое позволяет в процессе логокоррекции решать целый круг разнообразных задач:

­ Пополнять и активизировать объём словарного запаса детей.

­ Развивать фонематическое восприятие детей.

­ Развивать мыслительные операции (способности к обобщению, классификации), внимание, память.

­ Восстанавливать ритмический рисунок слов в речи детей с опорой на зрительную, слуховую, кинестетическую функции.

­ Формировать звуковой анализ слов.

­ Формировать оптико-пространственные ориентации.

­ Уточнять и закреплять лексическое значение слов.

­ Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Дидактические игры с наглядным материалом:

1.«Назови одним словом»

Цель: формировать и закреплять представления детей об обобщающих словах.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) назвать несколько картинок одним словом (платье, куртка, штаны, шапка – одежда и т.д.).

2. «Назови слово на заданный звук»

Цель: формировать и развивать звуковой анализ слова.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) показать и назвать картинки на заданный звук (Ш – шапка, штаны, шуба; З – заяц, зебра и пр.). Усложнённый вариант игры – назвать слова с заданным звуком в конце, середине слова.

3. «Положи картинку в домик (корзинку, гараж, ящик, шкаф)»

Цель: формировать и развивать ритмический рисунок слов разного слогового состава; развитие пространственных ориентаций.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) разделить слова на слоги (прохлопать руками). Слова с одним слогом располагаются в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с одним символом (красный кружок); с двумя слогами – в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с двумя символами и т.д.

4. «Найди лишний предмет»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) найти лишний предмет среди остальных (грибок среди ягод, животное среди одежды, овощ среди фруктов и пр.) и объяснить свой выбор.

5. «Кто (что) что делает?»

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) рассказать, что делает корова, автомобиль, самолёт, яблоко и пр. (корова-мычит, самолёт-летит, яблоко-висит и т.д.).

6. «Опиши слова»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) описать как отдельный предмет (платье, боровик, кошку и пр.); так и обобщающее слово (одежда, животные, ягоды). Например, платье – летнее, кошка – пушистая, одежда – тёплая, машина – большая и т.д.

Вариант игры: логопед просит ребёнка найти предметы по какому-либо признаку (все красные, все пушистые, все съедобные).

7. «Путаница»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание, память.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) «распутать» картинки (домашние животные «перемешаны» с дикими, овощи — с фруктами, грибы – с ягодами и т.д.) и объяснить свой выбор.

8. «Что для чего?»

Цель: развивать грамматический строй речи, связную речь, согласование слов в предложении, мышление.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) объяснить – для чего нужна машина, корабль, самолёт, грибы, овощи, фрукты, штаны, куртка, шапка и пр.

Вариант игры: дети объясняют, что можно делать с каким-либо предметом.

9. «Придумай предложение»

Цель: активизировать воображение детей, учить согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги, развивать связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать предложение с заданным словом, либо предлагает слово на выбор (машина едет по дороге, корабль плывёт по воде, гриб растёт в лесу и т.д.).

10. «Придумай историю»

Цель: активизировать воображение, фантазию; развивать грамматический строй речи, связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать историю про кого-либо (что-либо). Например: Вот маленький щенок. Его зовут Шарик. У него мягкая шёрстка и короткий хвостик. Он любит гулять и вилять хвостиком.

Наглядный материал (фото 1,2,3,4,5)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

  1. Информация
  2. Для родителей
  3. Советы логопеда
  4. Игры, применяемые для коррекции нарушений слоговой структуры слов

Игры, применяемые для коррекции нарушений слоговой структуры слов

Подготовила учитель-логопед
1. Игра «Сложи слова»

Цель: отработка двусложных слов из открытых слогов, с закрытым слогом, со стечением согласных, составление предложений с заданным словом, нахождение заданного звука в слове, образование существительных единственного и множественного числа, уточнение, обогащение глагольного словаря, классификация предметов, развитие внимания, логического мышления.

— «Сложи пазлы»; составить слово из двух частей, назвать ударный слог, придумать предложение с этим словом, найти заданный звук, место звука в слове.

– «Сложи цепочку слов»; классификация предметов на заданную тему, найди слова с заданным слогом.

– «Что изменилось в слове?»; найти слова в единственном и множественном числе, придумать предложения с этими словами.

– «Найди картинку»; сложить слово из двух слогов, подобрать нужную картинку, придумать предложение, используя получившиеся глаголы.

-«Найди нужный домик»; сложить слова, вставить в таблицу, ориентируясь на цвет на карточки.

-«Сложи слово из слогов» Соединить слоги, прочитать слово. (Сначала с опорой на картинку, затем без опоры).

2. Игра «Занимательные карточки»

Цель: отработка двусложных и трехсложных слов из открытых слогов, с закрытым слогом, со стечением согласных, нахождение заданного звука, слога в слове,составление предложений с заданным словом.

– Сложи картинку (картинка разрезана на столько частей, сколько слогов в слове), назвать ударный слог, найти заданный звук, место звука в слове, придумать предложение с этим словом.

– Определи, какой слог пропущен: ко-…-ва, са-…-лет.

– Какое слово длиннее, короче: луна или чемодан, телефон или лимон?

– «Живое-неживое»: подобрать нужные слова.

– Сложи картинки и найди слова на заданный звук.

– Объясни сложные слова «самолет», «пароход».

3. Игра «Какое слово я задумала»

Цель: отработка слов разной слоговой структуры.

– Детям выдаются предметные картинки, на наборном полотне выставляется столько фишек, сколько слогов в слове. Дети подбирают слова, опираясь на количество фишек.

-Найди слова с заданным слогом и нужным количеством слогов (ка-би-на, ка- би-нет, ка-ре-та, ка-ю-та).

4. Игра «Весенняя капель»

Цель: обогащение, уточнение слов о весне, отработка слов сложной слоговой структуры.

3 игры на отработку одних и тех же слов: весна, капель, половодье, сосульки, подснежники, проталины.

– «Цветные льдинки». Сложи пазлы, опираясь на цвет льдинок.

– «Весеннее путешествие на поезде». Сложи слова из слогов, опираясь на пассажиров (в одном поезде едут собачки, в другом –утята), которые едут в поезде.

– «Весенний дождик» (Слоги написаны на капельках). Самостоятельно выложить слова из слогов.

5. Игра «Веселые паровозики»

Цель: отработка односложных и двусложных слов, обогащение и уточнение словаря.

– Подбери нужную букву или слог к началу слова, кто найдет больше слов.

6. Игра «Во саду ли в огороде»

Цель: отработка слов разной слоговой структуры, классификация, дифференциация по теме «Овощи-фрукты», упражнение в словоизменении, в словообразовании.

-Сложи слова из слогов, овощи помести в корзинку, фрукты в вазу.

-Игра «Один-много».

-Назови фрукты и овощи ласково.

7. Игра «Цепочка слогов»

Цель: отработка двусложных слов, обогащение и уточнение словаря, предупреждение дисграфии и дислексии.

– Выложить цепочку слов, конец одного слова служит началом другого.

8. Игра «Прогулка по зоопарку»

Цель: отработка слогов разной слоговой структуры, развитие фонематического слуха и слогового анализа слов.

-Игра «Какое слово лишнее?» назвать лишнее слово: лев, лиса, волк, слон; медведь, лиса, еж, заяц; мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

-Игра «Рассели животных по вольерам». Помочь животным найти свой домик, ориентируясь на слоговую структуру слова.

9. Игра «Кто едет в поезде?»

Цель: знакомство с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте, отработка слов со сложной слоговой структурой, предупреждение дисграфии и дислексии.

– Сложи слова из слогов, объясни, чем занимается этот человек, составь предложение с этим словом.

Играя со словами, можно отработать единственное и множественное число существительных и глаголов, предложные окончания существительных, научить определять род существительных. Игры: «Один-много», «Нет чего?», «Жадина» и т.д.

Игры помогают образовывать слова с помощью суффиксов, приставок, знакомят с образованием сложных слов. Игры: «Скажи ласково», «Кто у кого?», «Магазин посуды» и т.д.

Разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов позволяют рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь.

Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяют значительно снизить выраженность данного нарушения.

Игра «Прочитай слово по номеру слога в названии картинки»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять в умении выделять определенный слог; формировать навык написания словарных слов.

Оборудование: карточки с картинками.

Инструкция:

  1. назови, что нарисовано;
  2. определи в каждом слове количество слогов;
  3. найди в каждом слове указанный слог, запиши его в тетрадь;
  4. прочитай получившееся слово;
  5. подчеркни в этом слове «сомнительное место» (орфограмму).

Игра «Имя сказочного персонажа»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.

Оборудование: карточки с набором слов.

Вариант 2

Инструкция: выпиши из каждого слова ударный слог — и узнаешь имя сказочного персонажа.

  1. Молоко, лошадь, клубок. (Колобок.)
  2. Золото, галушки, шкафчик. (Золушка.)
  3. Маска, утро, глина. (Маугли.)
  4. Мальчик, телевизор, стена. (Мальвина.)

Игры на формирование навыка слогового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

Формирование навыка слогового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от нормы языка.

Нарушение слоговой структуры слов представляет определенную сложность для исправления. Недостаточный уровень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте приводит у школьников к возникновению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушению письма и чтения).

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка. По данным последних исследований нарушение слоговой структуры зависит также от особенностей неречевых процессов.

Профилактика слоговой структуры слова

строится как на вербальном, так и на невербальном материале. Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение:

−восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.) −различению на слух длинных и коротких слов; −различению на слух слоговых контуров по длине.

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Следующим этапом является отработка слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов.

Игры и упражнения на формирование навыка слогового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

  1. Подготовительный этап.

(упражнения проводятся сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном)

Упражнение «Повтори так же»

Цель:

учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы:
мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения:
Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель:

учить считать звуки.
Материал:
детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике. Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель:

учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал:
карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке. Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель:

учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал:
фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску. Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

  1. Коррекционный этап.

(работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов)

Упражнения на уровне звуков:

— «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»

— «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». (Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом)

— Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок). – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем. – Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом. – Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов. – Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель:

учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал:
мяч.
Ход игры
: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра с мячом «Подбрось-поймай»

Цель:

учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал:
мяч.
Ход игры
: ребёнок подбрасывает мяч вверх, называя при этом слог заданного слова.

Игра «Кочки»

Цель:

учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал:

резиновые коврики или кочки массажной дорожки.

Ход игры

: ребенок перепрыгивает (перешагивает) с кочки на кочку и одновременно называет слог заданного слова.

Игра «Телеграф»

Цель

: развивать умение делить слова на слоги.
Материал:
палочки.
Ход игры
: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель:

учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал
: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры
: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель:

учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал
: мяч.
Ход игры
: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель

: учить различать правильно звучащие слова.
Материал:
картинки.
Ход игры
: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (
если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки
).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель

: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал:
картинки.
Ход упражнения
: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова:
кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель:

закреплять умение делить слова на слоги.
Материал:
картинки.
Ход упражнения:
ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель

: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал
: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения
: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается?»

Цель:

учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал
: картинки.
Ход упражнения
: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова
: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель

: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал:
картинки.
Ход упражнения
: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель

: учить синтезировать слова из слогов.
Материал
: мяч.
Ход игры
: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель:

упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал
: мяч.
Ход игры
: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок: Бу кет букет Бу фет буфет Бу тон бутон Бу бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель

: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал:
мяч.
Ход упражнения
: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково». Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель

: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал:
предметные картинки.
Ход упражнения
: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок: Мосалёт Ломасёт самолёт Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель

: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал:
кубики с картинками и буквами.
Ход игры
: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель

: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал
: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры
: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель

: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал
: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры
: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель

: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал
: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры
: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель

: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал
: набор предметных картинок.
Ход игры
: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Игра «Наведём порядок»

Цель

: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал
: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры
: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель:

совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал:
набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры:
из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Литература:

  1. Агранович З.Е.

    Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

  2. Большакова С.Е.

    Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

  3. Волина В.В.

    Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

  4. Козырева Л.М.

    Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.

    Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.

    Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

  7. Лопухина И.С.

    Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.

  8. Ткаченко Т.А.

    Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

    Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

  10. Четверушкина Н.С.

    Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]