Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда по организации коррекционной работы в ДОУ


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Взаимосвязь музыкального руководителя и логопеда с целью коррекции речи воспитанников
  • Арыкова Е.А., музыкальный руководитель
  • Антонова Е.А., воспитатель

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, необходимо тесное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя.

Целью этого взаимодействия является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Тесная связь логопеда и музыкального руководителя занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

В своей работе я использую методику (логоритмику), опирающуюся на связь слова, музыки и движения и включаю в занятия пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов бывают разнообразными, с преобладанием одного из них.

В системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Музыкальное занятие включает в себя следующие элементы:

Песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная)

гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей.

В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с лексической темой, с материалом из папки взаимосвязи логопеда и муз. руководителя, с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а со стороны логопеда осуществляется контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Подвижные игры и речедвигательные упражнения на музыкальных занятиях я также провожу совместно с логопедом под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь тоже необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя и логопеда. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях отрабатываются не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов — взаимодействие всех педагогов. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Динамические паузы воспитатель, логопед закрепляют на своих занятиях.

В результате тесной взаимосвязи логопеда и музыкального руководителя реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Следующая >

«Споем мы дружно песню»

Задачи:

Коррекционно-воспитательные:

— совершенствование грамматического строя речи;

— развитие фонематического и фонетического слуха и восприятия.

Коррекционно-развивающие:

— развитие зрительного внимания, речевого слуха, чувства рифмы;

— развитие артикуляционной и мелкой моторики;

— развитие координации речи с движением;

— развитие творческого воображения, фантазии, памяти и логического мышления.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитание любви к Родине и бережного отношения к природе;

— закрепление нравственно-эстетических чувств в общении с природой;

— воспитание положительной установки на участие в занятии.

Атрибуты и оборудование: фортепиано; стулья, расставленные полукругом (по количеству участников); мешочки – «тучки»; султанчик; «мешочек хорошего настроения» с конфетами.

Статья:

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слов уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Овладения ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

В нашем детском саду, в логопедической группе находятся дети с такими речевыми нарушениями, как общее недоразвитие речи различных уровней. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание зачастую поверхностное. Одни излишне активны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Нередко повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

В начале учебного года при поверке музыкальных способностей детей логопедической группы отмечается общая закономерность – дети не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звуков, произношением окончаний слов, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Перечисленные особенности детей обуславливают специфику музыкальной деятельности.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенеправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Специфика музыкальной работы с детьми логопедических групп предполагает использование на каждом музыкальном занятии элементов логоритмики.

В специальной литературе логоритмика рассматривается, как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985). Таким образом, речевое развитие формируется посредством слова, движения и музыки.

Логоритмическая деятельностьвключает в себя следующие элементы :

1. Артикуляционная гимнастика

— это специальные упражнения, приводящие в движение речевой аппарат человека

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

* развивать певческие способности детей

* формировать артикуляцию различных звуков.

*закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.

* развивать дикцию детей посредством тренировки подвижности движений языка и губ

*учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз

* развивать чувство ритма.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком и губами не превышает 1-2 минут перед пением.

2. Пальчиковая гимнастика

Важное место на музыкальных занятиях имеют пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Пальчиковые игры сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народняе песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

3. Дыхательная гимнастика

— разнообразные упражнения по развитию дыхания.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

* укрепление физиологического дыхания детей

* формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох — длинный выдох)

* тренировка силы вдоха и выдоха.

* развитие продолжительного выдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы и туловища. В качестве речевого материала используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

4. Речевые игры

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов, в том числе и самоделок. Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки. Прибаутки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

5. Коммуникативные игры и танцы.

Танцы и игры с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания в паре, подгруппе, группе, тактильный контакт, осуществляемый по ходу. Коммуникативные игры и танцы способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализуют социальный климат в детской группе, способствуют развитию позитивного самоощущения.

В результате практической работы сложилась следующая структура музыкального занятия с детьми логопедической группы (подготовительная к школе группа):

Общая длительность занятия – 30 минут.

1. Спокойный вход.

2. Валеологическая песенка — распевка (создание положительного настроя, подготовка голоса к пению)

3. Музыкально-ритмические движения (используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса)

4. Активное слушание музыки (слушание музыкальных произведений с движениями под музыку)

5. Пальчиковая гимнастика

6. Музыкально – дидактическая игра

7. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения

8. Пение, песенное творчество

9. Музыкально-ритмические движения (ритмика, коммуникативные танцы, хороводы)

10. Речевые /музыкально-подвижные/ коммуникативные игры.

Речевой материал на музыкальных занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки, раздаточный материал.

Главным принципом достижения эффективности в работе музыкального руководителя с детьми логопедических групп является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]