Занятия на постановку шипящих звуков у детей дошкольного возраста

Буква «Ш» считается одной из наиболее сложных в произношении. Чтобы добиться ясной речи у детей, проводят логопедические занятия – сначала по постановке, а затем по автоматизации шипящих звуков. Отработка – завершающий, но очень важный этап. Она нужна для формирования условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. Когда процесс завершен, ребенок начинает говорить правильно бессознательно, без какого-либо контроля и энергозатрат.

Упражнения на постановку шипящих звуков у детей

Звуковое произношение формируется у детей уже с первых месяцев жизни. Первыми малыш произносит гласные, и это непроизвольный процесс. До трех лет он может искажать звучание тех или иных звуков. А к пяти-шести годам прежде, чем отправиться в подготовительный класс, у крохи должен быть полностью сформирован фонетический ряд.

Логопедические занятия с ребенком

На звук «ш» логопедическое занятие обычно часто проводят в старшей группе детского сада. Оно включает в себя:

  • Выявление проблемы с помощью материалов и таблиц логопедии,
  • Артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию,
  • Домашнее задание для ребенка, чтобы рабочий момент шел более успешно и эффективно. Обычно оно включает в себя различные упражнения.

Когда ребенок освоил звук «ш», можно переходить к «ж». Тогда процесс дифференциации этих звуков будет более прост, поскольку их артикуляция одинакова. Малыш научиться различать, где он шипит спокойными голосовыми связками, а где стоит добавить вибрации.

Важно! Как правило, многие дети не могут справиться с шипящими по причине замены их на «с». Получается свист вместо шипения. Стоит заострять внимание на речь при произношении звуков. Многим детям может помочь сравнение с движением поезда, полетом шмеля.

Любые упражнения в логопедии на постановку звуков начинаются с артикуляционной гимнастики. Это помогает подготовить аппарат к правильной работе и одновременно его расслабить.

Артикуляционная гимнастика

В логопедических занятиях на букву «ш» особое место занимает артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить ежедневно 2-3 раза в течение 5-10 минут. Лучше всего стоять возле зеркала – так малыш сразу сможет видеть свои недочеты и повторить правильно за взрослым.

Артикуляционная гимнастика во время постановки

Упражнения:

  • «Улыбка-трубочка». Зубы обязательно сомкнуть и удерживать в таком положении. Губы растянуть в улыбке и зафиксировать на 5 секунд, после вытянуть в трубочку вперед – также на 5 секунд. Повторять 5-7 раз.
  • «Жарко – холодно». Открывать рот, как будто жарко, а затем прикрыть, словно стало холодно.
  • «Блинчик». Открыть рот, улыбнуться. Затем положить язык на нижнюю губы, убрать, снова положить. Удерживать рот в улыбке.
  • «Болталка». Быстро двигать языком по верхней губе, воспроизводить «бл-бл-бл».

Дефектологическая помощь в образовательных учреждениях дошкольникам

Статья:

Вашему вниманию представляется выступление на тему «Методы и приемы постановки шипящих звуков». Как уже было сказано, одним из составляющих успеха в коррекционной работе логопеда является четкое представление о положении органов артикуляции коррегируемых звуков. К группе шипящих звуков относятся такие звуки как ш,ж,ч,щ. На слайдах представлены артикуляционные профили данных звуков.
Уклад органов артикуляции. При произнесении звука ш губы округлены и слегка вытянуты вперед (перед последующим глас­ным а округление минимально, перед ы(и) округления может и не быть. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние меж­ду ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму пе­реднего края ковшика), но не касается нёба, а образует с ним щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Задняя

часть спинки языка поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад. Боковые края языка прижаты к верх­ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки не на­пряжены, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

При образовании звука ж та же артикуляция, что и при об­разовании ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблю­щихся голосовых складок, производящих голос. Вьщыхаемая струя воздуха несколько слабее, а щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании ш.

Звуки ш и ж всегда твердые, ж- звонкий, ш – глухой.

Звук щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий. При его произнесении губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть при­поднимается к твердому нёбу, задняя часть опущена и продви­нута вперед. Язык напряжен. Нёбная занавеска поднята, голосо­вые складки разомкнуты. Сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при звуке ш. Звук щ глухой, всегда мягкий

При произнесении звука ч губы, как при произнесении всех шипящих, округлены и вытянуты. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при зву­ке т). Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Перед­няя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвео­лам, средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается кратким щелевым элементом (как при звуке щ). Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавлива­ется ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голо­совые связки разомкнуты. Звук ч глухой, всегда мягкий.

Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Это сходство и определяет сходность дефектов произношения. У детей наблюдаются те же виды искажения шипящих звуков, они представлены на слайде. Парасигматизм шипящих проявляется в таких заменах как:

ш-с,т,ж;

ж-з,д,ш:

щ – сь, ш, т;

ч – ть, с.

На слайде представлена очередность постановки звуков группы шипящих.

Выделяют несколько способов постановки звуков: по подражанию, механический, смешанный.

Приёмы постановки звуков [ш], [ж], [щ], [ч]

Подготовительный этап.

При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка. Постановка. Используется прием подражания и обращается внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата (просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой). При механическом способе используется зонд №5 от слога СА, язык поднимается вверх. Межзубный сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук [т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы. Постановка. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка. Боковой сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с]. Постановка. Используется механическая помощь (зонд №5, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны). Носовой сигматизм. Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении, отрабатываются [т] и [с]. Постановка [ш] от [с] с механической помощью. Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка — слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком — ЖА. Губно-зубной сигматизм. Подготовительный этап: ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] — [ф], используя картинки-символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх — вниз; подъема широкого переднего края языка вверх. Постановка. Ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с]. Призубный сигматизм. Подготовительный этап: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] — [т], используя картинки-символы; различать звуки [ш] — [т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ш] — длительная, [т] — толчкообразная); упражнения для длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с]. Постановка: по подражанию (зрительный контроль и тактильные ощущения). Шипящий сигматизм. Подготовительный этап: сопоставлять и различать [ш] — [щ], используя картинки-символы; умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед — назад). Постановка. От [с] механическим приемом (отодвигают язык назад). Свистящий сигматизм. Подготовительный этап: сопоставлять и различать [с] — [ш], используя картинки-символы; разницу струи воздуха ([с] — холодная, [ш] — теплая); движения широкого языка вверх; чередование движений широкою языка за нижние — верхние зубы; чередование движений губ: растягивание в улыбку — сомкнуты вперед (трубочка). Постановка.звука ж Прием подражания. Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок. Автоматизация. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением), слова и фразовую речь. При сигматизмах заканчивают этапом автоматизации, припарасигматизмах – дифференциацией [ш] со звуками-заменителями: с [ф] при губно-зубном, с [т] при призубном, с [щ] при шипящем, с [с] при свистящем парасигматизмах. Среди недостатков произношения [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц’], а также звуками [т’] или [ш’]. Звук [ч] ставят от [т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЪ-ТЬ или Т’И (AT’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд № 5 для отведения кончика языка назад. Правильного произношения [ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе. Среди недостатков произношения [щ] имеется укороченное произношение (как при [ш]), замена звука [щ] на [с’], произношение [щ] с аффрикативным элементом (как сочетание Ш’Ч). Звук [щ] часто появляется автоматически после того, как будут поставлены [ш, ж, ч]. Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед = [щ]. Возможен механический способ: ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

«Лопатка», «Блинчик»,

«Качели»

«Язык перешагивает через зубы» «Маляр».

«Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от1 до5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно при­жаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«Гармошка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удержи­вать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закры­вать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

10.«Вкусное варенье».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не

сужался, при втягивании его боковые края скользили по корен­ным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

«Чашечка», Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком поло­жении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

«Фокус».Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогиба­ется книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была непо­движной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

«Рупор»

«Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

«Горка»

Цель: выработать подъем передне-средней части спинки язы­ка, умение быстро менять положение языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, ниж­няя челюсть не двигалась

Занятия на постановку звука «ш»

Постановка при логопедических упражнениях на звук ш может происходить с помощью разных методов:

  • От «с».
  • От «т».
  • От «р».
  • И даже от «а, э, ы»

Постановка по методике Баловой О.И.

Правильная постановка звуков

Самым распространенным способом правильной постановки звука «ш» является метод от «с». Он применяется, когда нет никаких дефектов и проблем с речевым аппаратом. Также важно, чтобы свистящий звук был не ярко выражен. Малыш сначала начинает произносить «с», выпускает воздух, а затем чуть больше напрягает животик при выдохе. Таким образом получается шипение. Также можно попробовать при выдохе нажать легко на диафрагму (живот) малыша, чтобы помочь процессу. Мимика лица не должна меняться, никакого напряжения быть не может!

Обратите внимание! Трудности с произношением шипящих могут возникать при неправильном речевом дыхании, проблемах в речевом слухе и при индивидуальном строении уздечки. Поэтому следует предварительно выявить наличие данных вопросов и посетить специалистов. В случае их отсутствия приступать к постановке звуков с логопедом.

От «т» в логопедии производится постановка при межзубном сигматизме ребенка. Сначала кроху учат дотрагиваться верхних зубов, после очень медленно произносить правильный звук от «т».

От «р» постановка выполняется только при наличии уверенного «р». «Р» произносится тихо, почти шепотом, напор выдоха уменьшается – получается «ш».

От гласных постановку «ш» можно проводить дома, поскольку он не требует присутствия логопеда. Малыш произносит гласные, а специальным инструментом язык поднимает к небу.

Автоматизация звука

Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.

Задания на «ш», раскраска

В игровой форме проводятся следующие мероприятия:

  • Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
  • Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
  • И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Автоматизация звука C

Что нужно знать об автоматизации звуков?

Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.

Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка [ш], детали которой можно узнать здесь. После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:

  • в слогах;
  • в словах;
  • в предложениях;
  • в стихах;
  • в рассказах;
  • в самостоятельной речи.

Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан. Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Логопедическая игра на автоматизацию звука «ш»

Конспект НОД по автоматизации звуков [Ш, Ж] в словах

ГБУ ГППЦ ДОгМ
Учитель-логопед

Степанова И.И.

Конспект НОД по автоматизации звуков в словах.

Тема: «Автоматизация звуков [Ш, Ж] в словах

» ( с использованием нетрадиционных приемов коррекционной логопедической работы для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ )

Цель:

автоматизация звуков [Ш, Ж] в словах.

Задачи:

активизация и совершенствование движений артикуляционного аппарата;

закрепление правильного произношения звуков [Ш, Ж] в словах;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие высших психических функций;

воспитание самоконтроля за собственной речью.

Оборудование:

шарик диаметром 2-3 см на веревочке, предметные картинки, мяч для проведения физминутки, сундук с деревянными бусинами, познавательная игра «Предметы из сюжетов».

Ход развивающего игрового сеанса.

Организационный момент.

Логопед встречает ребёнка в кабинете, приглашает пройти к зеркалу.

Артикуляционная гимнастика.

[Развитие артикуляционной моторики]. Артикуляционная гимнастика проводится по методике В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.

Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук языком вправо-влево.

Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

Язык – «Чашечка», цель – поймать шарик в «Чашечку».

Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

Игра «Один – много».

[Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных)].

Логопед дает карточки с изображением предметов во множественном числе, предлагает рассмотреть все карточки. Затем логопед показывает карточку, на которой изображен один предмет и просит ребенка найти парную карточку. Слова проговариваются, четко произнося звуки [Ш или Ж]. (Карточки: машина-машины, желудь-желуди, кошка-кошки, межвежонок-медвежата, шкаф-шкафы, лыжа-лыжи, шапка-шапки, пушка-пушки, лошадь-лошади, жук-жуки, шуба-шубы, жаба-жабы и т.д.).

Физминутка «Живое – неживое».

[Развитие речеслуховых анализаторов, общей моторики].

Логопед бросает мяч, называет слово. Ребенок ловит мяч, отвечает «Живое или неживое». Возвращает мяч логопеду. Слова, используемые во время игры: машина, лягушка, кошка, желудь, лыжа, лужа, жираф, медвежонок, шапка, шуба, петушок, лошадь, мышка, дедушка, шкаф, шахматы, бабушка, штанга, пушка, груша.

Игра «Предметы из сюжетов».

[Развитие зрительного восприятия, автоматизация звуков [Ш, Ж].

Логопед предлагает ребенку подобрать 2 карточки с предметами, которые изображены на сюжетной картинке.

Пальчиковая игра «Бусы». [

Развитие зрительного, фонематического восприятия, тонкой моторики, автоматизация звуков [Ш, Ж].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]