Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи

Многие детки, которым даже еще не исполнилось двух лет, уже умеют хорошо разговаривать. И наоборот, иногда двухгодовалые карапузы овладевают навыками общения намного медленнее, чем малыши помладше. Поэтому нужно и важно заниматься со своим ребенком — в помощь специальные игры для развития речи.

Не забывайте о важных правилах, которые следует соблюдать во время занятий на развитие речи.

Игры на развитие разговорной речи

«Умелые рифмоплёты». Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

* Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

* Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

* Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

Прочь обида – все равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня, скачи от меня!

Речевая игра с малышами 4. Показ сценки. Игра в кафе.

Автор идеи — Татьяна, мама маленького Глеба.

Речевая игра для самых маленьких. Татьяна превратила потешку в песенку. После каждой строчки напевается простое для подражания ребенком слово – звукоподражательное слово буль- буль. Даже если малыш только начинает говорить, он уже сможет подпевать Вам это слово. И предлагает показать ребенку сценку с использованием строчек из стиха: берем кастрюльку, кладем в нее крупу, мешаем ложкой, накрываем полотенцем или платочком и зовем на завтрак наши игрушки – зверушки. Ложкой перекладываем крупу из кастрюли в их мисочки и кормим всех гостей нашей кашей.

Ребенка можно привлечь к процессу перекладывания крупы в кастрюлю большой ложкой или маленьким стаканчиком, перемешиванию воды и крупы (развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации).

Речевая игра для детей постарше. Когда ребенок подрастет и начнет более свободно говорить, то можно превратить эту сценку в речевую игру в кафе.

Подготовка к игре: Нужно придумать наше домашнее кафе с названием, нарисовать с ребенком меню (или вырезать и наклеить картинки из рекламных буклетов с изображением продуктов).

Ребенок будет повар, а мама – помощником повара. Повар готовит кашу и созывает всех на обед. Читает стихотворение Нины Пикулевой, угощает кашей, расспрашивает всех, понравилось ли им, придут ли гости еще раз в кафе, просит оставить отзыв об угощении – своей каше (надо «похвалить кашу» — то есть подобрать образные выразительные слова: какая каша? Рассыпчатая, мягкая, сладкая, вкусная, пушистая, ароматная, душистая. По завершении – убираем стол и моем посуду (игровые действия).

Почему введено было Татьяной в игру в кафе мытье и уборка? Потому что Глеб очень любит в них участвовать. И в этом тоже индивидуальный подход к ребенку – введены те действия, которые значимы для конкретного малыша и которые он предпочитает. Это очень важно для взаимодействия с любым малышом!

Развитие грамматических способностей ребенка

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

«Запоминаем буквы». Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

* Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

* Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

* Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

* Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

«Прятки с буквами». Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь детей»

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь детей»

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во — первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник формирует умение правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.

Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы, которыми вы общаетесь в семье. Уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру.

Сухомлинский говорил: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Ведь усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее именно в игре. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они развиваются.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, они потом во много раз окупятся!

Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.

1. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?», так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

2.Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, …Что это? — Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

3.Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек.» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента.» — «А что шире — ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.

4.Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.

5.Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)»

6.Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать с ребёнком. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить правильно проговаривать их. Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

7.На кухне у вас появляется возможность развивать словарный запас ребёнка, тренировать грамматически правильную фразовую речь. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Называйте свойства продуктов (цвет, форму, размер, вкус, горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы: «Попробуй, какой получился салат? », «Что мы ещё забыли положить в суп? », «Какую морковку выберем? » и др. Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее.

8. Чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».

9.Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб». Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

10. Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед.», а ребенок ее заканчивает: «.да баба»; взрослый: «И была у них.», ребенок: «.курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика» — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры, как: «Какое слово лишнее?», «Узнай по описанию», «Скажи наоборот», «Один – Много». Во всех играх обязательно взрослый и ребёнок меняются ролями.

Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.

Желаем вам удачи!

Веселое азбуковедение

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Зима – лето. Жара – холод. Правда – ложь. Богач – бедняк. Горький – сладкий. Полезный – вредный…

«Волшебная палочка феи Словарины»

Для игры необходима «волшебная» палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище. Мост – мостик – мостище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище…

Автор: Круговых Маргарита Александровна

Старший воспитатель МАДОУ д/с №7 г.Ишима

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности че­ловеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основ­ной физиологической функции, — осуществления газообмена, — дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыха­ние. Речевое дыхание (диафрагмальное) — основа звучащей речи, источник обра­зования звуков, голоса.

Механизм этого типа дыхания заложен в нас природой изначально. Это древнейший тип дыхания, присущий всем теплокровным и на 90% всей потребности в дыхании осуществляется за счет него.

Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма. Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.

При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.

Речевая игра с малышами 7. Почему кастрюля – хитрюля? Сочиняем историю, развиваем словотворчество

Это идея Анастасии, мамы маленькой Ариночки. Эта речевая затея подходит для детей второго полугодия третьего года жизни, которые уже хорошо говорят.

Можно рассказать ребенку стихотворение и спросить: «А как ты думаешь, почему кастрюля-хитрюля?». Ребенок: «Потому что она хитрая». Мама: «А в чем хитрость? Где кастрюля схитрила?». Пусть ребенок подумает и предложит свою версию, почему кастрюля хитрая.

Спросить какая еще может быть кастрюля. Например, если она с утра проснулась сердитой, то она какая? Ребенок: «Сердитая». Мама: «А кто ее рассердил?». Предложить ребенку придумать, почему кастрюля рассердилась. Мама: «Вот хитрую кастрюлю называют кастрюля-хитрюля, а сердитую как назовут?». Пусть ребенок предложит свой вариант имени такой кастрюли (развиваем словотворчество).

Речевая игра с малышами 8. Пальчиковая гимнастика по стихотворению.

Стихотворение можно использовать для пальчиковой гимнастики с малышами. Например, делать такие движения:

Первый вариант игры с пальчиками для малышей.

Кастрюля-хитрюля Нам кашу варила. (Одна ладошка согнута в виде чашечки, пальчиком другой руки делать круговые движения — как-будто мешаем).

Нам кашу сварила, Платочком накрыла. Раз-два, раз-два. (Накрыть «кастрюльку» ладонью, переворачивая ладонью вниз/вверх под счет) Платочком накрыла И Ваню зовет. Иди-Иди. (подзывающее движение) Ванюша идет, Свою ложку несет Воооот такую! (развести руки ребенка широко-широко)

Автор этой пальчиковой гимнастики – мама — участница курса Алена М.

Второй вариант пальчиковой игры для малышей

А Елена С. Придумала другой вариант движений под слова стихотворения:

— первая и вторая строчки — кистью правой руки совершаем вращательные движения по часовой стрелке, а левой рукой будто держим кастрюлю,

— третья строчка — кистью левой руки совершаем вращательные движения,

— четвертая и пятая строчки — обеими руками будто накрываем кастрюлю (два раза),

— шестая строчка – принимаем позу «Что призадумалась, девица красная» – правая рука на локте подпирает щеку,

— седьмая строчка — меняем руки

— восьмая строчка — показываем на правой руке указательный .палец, а левую отводим в сторону, будто спрашивая.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: pleshakof@cp9.ru