Итоговое мероприятие: занятие по ознакомлению с окружающим: «Путешествие на Север»
Тема:«Животные Севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных Севера.
Задачи:
Образовательные:
Ø Продолжать знакомить детей с животными Севера: белый медведь, пингвин, северный олень, тюлень, морж; закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных;
Ø Продолжать знакомить детей с некоторыми особенностями приспособления животных Севера (бивни моржа, «чёрный нос» медведя, сохранение пингвинами яиц)
Ø Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; медведь накапливает жир).
Ø Познакомить с работой полярников — исследователей, с явлением «Северное сияние»
Развивающие:
Ø Развивать интерес к познавательным видеофильмам о животных
Ø Совершенствовать технические умения и навыки в продуктивных видах деятельности.
Ø Совершенствовать умение составлять рассказы, решать проблемные ситуации
Ø Формировать умение применять полученные знания на практике.
Ø Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
Ø Поддерживать интерес к разным явлениям природы.
Ø Развивать коммуникативные способности;
Воспитательные:
Ø Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.
Ø Воспитывать доброжелательные отношения в игровом общении со сверстниками.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Срок реализации:неделя
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкетирование родителей: «Познавательное развитие дошкольников»
1. В чём проявляется познавательная активность Вашего ребёнка?
2. Как Вы поддерживаете познавательный интерес Вашего ребёнка?
3. Чем удивляет Вас Ваш ребёнок?
4. Бывает ли так, что начатая в детском саду познавательная деятельность продолжается дома?
5. Можете ли Вы назвать интересы Вашего ребёнка постоянными?
6. Насколько эмоционально относится ребёнок к интересному для него занятию?
7. Что делается в семье для развития интересов ребёнка?
8. Часто ли ребёнок задаёт вопросы?
9. Как Вы оцениваете уровень познавательной активности Вашего ребёнка?
10. Удовлетворены ли Вы качеством образовательных услуг по познавательному развитию, оказываемых в ДОУ?
11. Какая помощь Вам требуется по вопросам формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Дидактическая игра «Медведи» (по ролям).
Цель: закрепить знания о белом медведе
Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
Где ты живешь? — В лесу.
А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? — Коричневого.
А у меня шерсть белая. Что ты ешь? — Листья, ягоды, рыбу.
Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? — Сплю в берлоге.
А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
П/И: «Важенка и оленята»
На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,С нею – оленята,Объясняет каждомуВсе, что непонятно…
Топают по лужамОленята малые.Терпеливо слушаяНаставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
П/И: «Белые медведи»
Описание игры.На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Правила игры.На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь»
Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат»
Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих, «медведь»
Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат»
Когда будут переловлены все «медвежата» — игра заканчивается
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем»
Примечание.Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь»
При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки
П/И: «Волк и олени»
Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.
Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ:
«Белый медведь»
Бурый медведь спит под ёлкой в лесу («спят»)
И снится во сне горшок с мёдом ему («потягиваются»)
На Севере белый мишутка бредёт («маршируют»)
Но только как бурый он мёд не сосёт («отрицательный жест пальцем»)
Наш Умка пытается рыбу ловить («зачёрпывают сначала правой, потом левой рукой»)
Чтоб вкусно покушать(«жуют»)
И жить – не тужить(«довольно разводят руки в стороны»)
«О севере»
Дуют ветры ледяные (дети машут руками вверх)
Горы снежные, крутые (рука поднять вверх, встать на носочках)
Там о лете не слыхали (ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли (обнять себя руками)
Он не мал и не велик (руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк (хлопают в ладоши на уровни груди)
«У оленя дом большой»
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома) Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую) Зайка по полю бежит, (Бег на месте) В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе) «Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой) Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево) «Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой) Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Отчего у белого медведя нос чёрный»
(юкагирская сказка)
Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели! В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.
Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.
Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись — он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать. Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят! Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый!
А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!
«Почему олень быстро бегает» (эвенкийская сказка).
В давние времена это было, когда много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли…Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали. Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им:— Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите. И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут.
И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят. И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко…
Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать.
Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит… Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен…»
Г. Снегирев «К морю».
Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот — и вниз, за ним второй, третий — и покатились…
Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молча идут они, все в ногу, серьёзные.
Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!
«Белёк». Геннадий Снегирев.
Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль.
И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо.
— Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.
Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.
Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детёныш тюленя.
Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы.
Положили белька на палубу и поплыли дальше.
Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.
«Отважный пингвинёнок». Г. Снегирёв
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
ЗАГАДКИ И СТИХИ
В Антарктиде среди льдин Ходит важный господин, В чёрный он одетсюртук, Крылья машут вместо рук. Хоть на шее белый галстук, На ногах надеты ласты. Вы узнали господина, Птицу важную — … (пингвина)? Там где холод, снег и лед Этот дикий зверь живет. Он большой, пушистый, белый, А еще рыбак умелый (Белый медведь) Он медлительный, клыкастый, Лапы у него как ласты, У него клыки, как сабли, Мех короткий, но густой. Угадайте – ка ребятки, Что за богатырь такой. (Морж) Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Олень) В Антарктиде среди льдов Ходит в фраке день деньской. Крылья есть, но не летает. Лихо в прорубь он ныряет, Очень важный господин Семенит сюда ….(Пингвин) Этот мишка снежно-белый – Самый крупный, самый смелый! Он всю жизнь живёт в снегу, На холодном берегу. Мы – ваши добрые соседи, Мы – … (дети:«Белые медведи»). Сев на ледяную глыбу, Я ловлю на завтрак рыбу. Белоснежным я слыву И на севере живу. А таежный бурый брат Меду и малине рад. (Белый медведь) Он медлительный, клыкастый, Лапы у него как ласты, И в бассейне зоопарка Зверю северному жарко. (Морж) | С. Махотин Два полюса. На Северном полюсеОчень прохладно, На то он и Северный -Это понятно. Но Южный,Но Южный-то полюс На юге!Откуда же там Снегопады и вьюги?Устав от раздумий Сказал я про это:Земля – Удивительная планета! Птица пингвин. И. Родионов На полюсе южном, средь множества льдин Живёт неуклюжий пернатый – пингвин. Он — птица, действительно, очень смешная: Ныряет и плавает, но не летает! Шагает вразвалочку, крылья расставив, По льду вся пингвинья огромная стая. Не вьют они гнёзд – слишком холодно — льдины! Но как же детишек выводят пингвины? На полюсе деток не высидеть просто — Морозы там градусов под девяносто! Они ухитрились! Пингвинные папы Яичко с птенцом носят сверху на лапах, От холода спрятав под складками жира. Там хватит тепла для его «пассажира»! Пингвин. Я. Миллиз Важный-важный, чёрно-белый, Он идёт по снегу смело. Снег под лапками хрустит, Но пингвин вперёд бежит. Всё быстрей, прибавив ходу, Плюх – с разбега прямо в воду! Прыг – пингвин назад летит, Рыбка в клювике блестит. Важно-важно, словно кот, Он улов домой несёт Своим маленьким детишкам, Пингвинятам — шалунишкам. Белый медведь. Шубку белую имеет,И на Севере живёт. Рыбку он ловить умеет,К ней на льдинке подплывёт. Носик лапкой прикрывает,Чтоб в снегу не выделяться, Кто его увидит – знает:С мишкой лучше не встречаться! Так на Севере бескрайнем,Проживает много лет, «Бурого» братишка дальний,Белый Северный медведь. Тюлень Под водой мелькнула тень,Показались ласты: «Ты куда залез, Тюлень,Это же опасно! Ты смотри нгеутони,Вылезай на сушу, там ведь рыбы лишь одни,Ты меня послушай». Рассердился вдруг тюлень,Шевельнул усами: «Где сидеть мне целый день -Разберёмся сами» |
РАССКАЗЫ ВОСПИТАТЕЛЯ О ЖИВОТНЫХ
Это тюлень. Холодные воды Северного моря омывают каменистый берег. А на берегу, как на пляже, лежат тюлени. У них круглая усатая голова, круглые глазки, а вместо лап — ласты. Спина и бока у тюленя тёмные, в пятнах, а живот более светлый. Передвигаться по земле тюленям очень неудобно. Но зато тюлени очень хорошо плавают. Питаются они рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Кроме плотного непромокаемого меха, у тюленя есть под кожей толстый слой жира. Дети тюленей называются «бельки» из-за белого цвета своей шубки.
Северный олень.
Северный олень — житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть – серая, густая, пушистая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают самые лютые северные морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие и могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Это позволяют ему быстро перемещаться по рыхлому снегу и болотам. Питается он травой и мхом, который называется «ягель». С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их. Этому благородному животному обязаны своим существованием все северные народы нашей планеты. Северный олень даёт им пищу, шкуру для одежды и является незаменимым средством передвижения в условиях северного бездорожья.Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самок, так и самцов. У этих животных широкие копыта. Которые, позволяют им не проваливаться в снег (показ следа копыт)
. Шерсть у этого животного длинная, густая, и волнистая.
Северные оленидовольно крупное животное. В длину оно достигает 2 метра, а в высоту 1 метр. Предпочитают эти животные гористые местности. Где много мха и альпийских трав, которые составляют их пищу. Северные олени всегда остаются дикими животными в неволе они становятся более ручными, но маленький недосмотр хозяина – и гордый красавец вновь дичает. Северные народы целиком зависят от оленей, и как правило, вся их жизнь проходит вместе с оленями. Они кочуют вслед за оленями по пастбищам и постоянно заботятся о местах богатой пищей для оленей. На севере богатым человеком считается не тот, у кого много денег, а тот у кого больше оленей.
Пингвин — это птица. Но не все птицы могут летать. Пингвин, например, не летает. В своей белой манишке и чёрном фраке он похож на человечка, ходит на лапках, смешно переваливаясь. Перья у пингвинов короткие, но они плотно прикрывают тело, словно шубка. А главная их защита от морозов и холодных ветров — большие запасы жира под кожей. Пингвины живут большими стаями, вместе растят птенцов. И охотятся тоже компанией — так им легче защититься от врагов: кто — нибудь из них обязательно заметит опасность и предупредит остальных. Очень интересно, что пингвины не вьют гнёзд, а высиживают птенцов в складках живота, держа яйцо с детёнышем на лапках. Пингвины не умеют летать, зато очень хорошо плавают и ныряют. Питаются они рыбой, но в море идут только взрослые пингвины, а детёныши остаются на берегу. Пингвины очень дружны, и это помогает им выжить в суровых условиях севера.
Белый медведь –это главный жительсеверных просторов.Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Белый медведь, не засыпает, т. к. обеспечен пищей круглый год. В начале зимы медведицы выходят с прибрежных льдов и на берегу в снежных заносах роют зимовальную яму, где у них появляются 1-2 медвежонка. Медведица находится в берлоге, пока подрастут дети. Растут они быстро. Затем они покидают остров и перебираются на лед. Белая шерсть делает медведя незаметным среди снега и льда. Она густая и теплая, помогает охотиться на тюленей, подкрадываясь к добыче. Свой черный нос он прячет лапой, чтобы он его не выдал. Шерсть есть и на подошвах лап, она спасает от мороза, они не скользят по льду. Сильные лапы, с острыми когтями, крепкие, острые зубы, помогают поедать добычу. Умеет хорошо нырять и плавать под толстым слоем льда. На пальцах есть плавательные перепонки. Самое главное у него тело покрыто толстой шкурой и толстым слоем жира. Белый медведь — хорошо плавает, ныряет, бегает, охотится, очень подвижен, хорошо лазает по ледяным стенам.
Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .
Составить рассказ о животном по плану. 1.Кто это? 2.Где живёт? 3.Внешний вид (части тела). 4.Чем питается? 5.Как защищается от врагов?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Озорной зайчик»
И. п. ноги и руки свободно.На счет 1-8 прыжки кто как хочет(2р).
-Посмотрели звери на нас и разбежались по своим делам.
— Ну, а мы 1,2,3,4,5 начинаем все играть.
—Я предлагаю поиграть. Разделимся на две команды.(Дети придумывают название)
ЭСТАФЕТЫ:
Добеги до айсберга»
Воспитатель: я очень рада, что вы справились со всеми испытаниями и вот вы, здесь. А еще я вам приготовила сюрприз, но сначала отгадайте загадку:
«Как красивы полюса, Там сверкают небеса! Яркий всполох там и тут, Только это не салют.
Сейчас, я покажу вам чудо света, северное сияние! (Показ на ИТК).
Ну, а нам ребята пора возвращаться в детский сад.
Берем снежинку
— «1,2,3- ты назад нас унеси!». (Вьюга)
-Понравилось путешествие, что в нем запомнилось?- Спасибо за внимание. До новых встреч.
Дети уходят под музыку (Марш).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рисование сюжетное для детей старшего дошкольного возраста «Северные олени»
.
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей передавать в рисунке образ оленя: ветвистые рога, тонкие ноги, короткий хвост, туловище с шеей вместе.
2. Закрепить разные способы кистью: всей кистью, концом кисти, тычком (снег, ягель)
.
3. Уточнить и расширить знания детей о северных оленях.
4. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа.
— Ребята, я сейчас загадаю вам загадку. Если вы ее отгадаете, то узнаете, о чем пойдет речь на занятии.
От рогов ветвистых, стройных На снегу заметна тень. Кто бежит к нам с ветром споря? Это северный … (олень)
— Почему вы думаете, что это олень?
— Посмотрите на картинки. Что вы можете рассказать о том, как выглядит северный олень.
Дети называют части тела оленя, их форму, расположение и назначение.
Обобщение:Это очень красивое, гордое, выносливое животное, небольшого роста, у оленей овальное туловище вместе с шеей, тонкие сильные ноги, короткий хвост, красивые ветвистые крепкие рога, ими он защищается от врагов. Крепкими копытами олень разгребает снег, добывая корм – олений мох ягель. Стада кочуют с места на место в поисках корма вместе с оленеводами. Олень может бежать по глубокому рыхлому снегу, не проваливаясь. У него теплый густой мех, из которого шьют одежду и обувь. Про оленя говорят: «Олень возит, олень кормит, олень одевает».
Показ:
1. – Какого цвета шерсть у оленя? (серая)
Надо приготовить серый цвет.
2. рисуем самую большую часть тела – туловище.
3. голову, в зависимости оттого, что будет делать ваш олень: наклониться или поднимет.
4. шея, соединяем голову с туловищем
5. уши (примакиванием)
6. тонкие, ветвистые рога. (есть и самца и у самки)
7. короткие ноги, на концах которых широкие копыта
8. жесткой кистью белым цветом дорисовываем гриву, которая растёт сверху.
9. глаз
Физминутка.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
— А сейчас вы нарисуете картинку «Северные олени»
.
2. Деятельность детей. Индивидуальная работа во время рисования: советы, уточнения, напоминания.
3. Заключение. Дети раскладывают работы на полу, рассматривают, делятся впечатлениями: чей рисунок понравился и почему.
Олени чуткие бегут стремительноПутем нехоженым еще никем,
Им тундра белая неутомительна,Им горы дальние – невдалеке.(А. Баженов)
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Занятие по аппликации в подготовительной группе:«Пингвин».
Программные задачи:
Ø Учить вырезать пингвина, используя прием силуэтного вырезывания и знакомые приемы.
Ø Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; правильно пользоваться ножницами и оборудованием для аппликации.
Ø Развивать глазомер; познавательные процессы; мелкие мышцы пальцев рук.
Ø Воспитывать желание работать с бумагой; умение оценивать как свою работу, так работу своих товарищей.
Предварительная работа:
Чтение рассказов об Антарктиде; рассматривание иллюстраций с изображением пингвинов; рассказ воспитателя о пингвинах, их среде обитания.
Оборудование:
Демонстрационный материал –
образец; чертеж-схема последовательности вырезывания; иллюстрация пингвина; оборудование для показа.
Раздаточный материал –
лист бумаги голубого цвета с нарисованной на нем льдиной; черный и белый прямоугольники; обрезки бумаги для дополнения работы; оборудование для аппликации.
Ход занятия: Воспитатель загадывает детям загадку:
Эта птица не летаетВ Антарктиде обитает.А одета, в черный фракС белою рубашкой.
Может плавать и нырять,Вперевалочку шагать. (пингвин)
— Да, правильно, это пингвин. Посмотрите, какой он важный (показ иллюстрации пингвина)
— Ребята, Г.Снигерев написал очень много рассказов о пингвинах. С одним из них я хочу вас познакомить. Называется рассказ «Пингвиний пляж» (чтение рассказа).
Вопросы по содержанию:
— Как называется рассказ?- Кто его написал?- Про кого рассказ?- Где жили пингвины? (на острове, около Антарктиды)- Как в рассказе называется место обитания пингвинов? (Пингвиний пляж)
— Как пингвины встретили людей, которые приплыли к ним в гости? (они столпились у ящиков, громко кричали, переговаривались, клевали мешки)
— Что пингвины устроили на листе фанеры? (танцы)
— Как об этом говорится в рассказе? (пробежит пингвин по фанере, назад вернется, еще раз пробежит, да еще лапкой притопнет!)
Физминутка
«Веселые пингвины».
— Кто может описать пингвина. Что есть у пингвина; какого цвета голова, спинка, животик, крылья, лапы, клюв?
— Сегодня на занятии я научу вас вырезать из бумаги пингвина.
— Посмотрите как я вырежу пингвина из бумаги, используя прием силуэтного вырезывания, т.е. сразу вырежу хвост, спинку, голову, клюв, крылья. Лишь животик я вырежу отдельно.
— Ставлю ножницы в нижний правый уголок черного прямоугольника, начинаю вырезать хвостик, слегка закругляя, затем ножницы бегут вверх, после чего закругляем головку. Ножницы поворачиваю к спинке и затем делаю разворот и вырезаю треугольное крылышко. Когда крыло готово, ножницы возвращаются к хвостику и заканчивают его. Потом вырезаю животик – белый овал. После чего выкладываю детали на листе, а затем наклеиваю. Дополняю работу клювом и лапами.
Закрепление.
— Что будем вырезать?
— Какой прием вырезывания используем?
— Кто может рассказать, с помощью чертежа о последовательности вырезывания пингвина?
Самостоятельная работа.
В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь.
После самостоятельной работы дети рассматривают работы.
— Что учились вырезать?
— Какой прием использовали в работе?
— Найдите самого веселого пингвина; какой пингвин больше всего похож на настоящего; есть ли грустный пингвин на льдине; смешной?
Тема:«Животные Севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных Севера.
Задачи:
Образовательные:
Ø Продолжать знакомить детей с животными Севера: белый медведь, пингвин, северный олень, тюлень, морж; закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных;
Ø Продолжать знакомить детей с некоторыми особенностями приспособления животных Севера (бивни моржа, «чёрный нос» медведя, сохранение пингвинами яиц)
Ø Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; медведь накапливает жир).
Ø Познакомить с работой полярников — исследователей, с явлением «Северное сияние»
Развивающие:
Ø Развивать интерес к познавательным видеофильмам о животных
Ø Совершенствовать технические умения и навыки в продуктивных видах деятельности.
Ø Совершенствовать умение составлять рассказы, решать проблемные ситуации
Ø Формировать умение применять полученные знания на практике.
Ø Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
Ø Поддерживать интерес к разным явлениям природы.
Ø Развивать коммуникативные способности;
Воспитательные:
Ø Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.
Ø Воспитывать доброжелательные отношения в игровом общении со сверстниками.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Срок реализации:неделя
Итоговое мероприятие: занятие по ознакомлению с окружающим: «Путешествие на Север»
ПОНЕДЕЛЬНИК | ||
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
9.00-9.30 | 1. Рисование (продуктивная деятельность): «Умка увидел северное сияние» Цель:воспитывать интерес к миру природы, желание узнавать новое. | |
9.40-10.10 | 2. ФЭМП (Познавательное развитие) Тема: «Научим Умкусоставлять и решать арифметические задачи»,«Математический диктант: «Белый медведь»» Цель:продолжать обучать составлять и решать арифметические задачи на сложение. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | |
10.20 – 10.50 | 3. Физическое развитие (двигательная деятельность): Тема: «В гости к Умке» Цель:повторить упражнения в бросании мяча, развивая ловкость и глазомер. | |
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ | ||
Образовательные области | I ПОЛОВИНА ДНЯ | II ПОЛОВИНА ДНЯ |
Познавательное развитие | Презентация для детей: «Полюса Земли – Северный и Южный. Северное сияние» Цель: дать представления о климатических условиях Северного и Южного полюсов; | Просмотр мультфильма: «Умка» Цель:Продолжать знакомить детей с животными Севера |
Речевое развитие | Рассказ воспитателя о белом медведе Цель: Продолжать знакомить детей с белым медведем, средой его обитания, повадками. | Ненецкая сказка: «Белый медведь и бурый медведь» Цель: развивать познавательный интерес |
Социально-коммуникативное развитие | ЧХЛ: сказка «Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагирская сказка) Цель: закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных; Дидактическая игра «Медведи» (по ролям). Цель: закрепить знания о белом медведе. | Д/И: «Сравни белого и бурого медведя» Цель:закрепить знания о повадках, среде обитания животных. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях Цель: составление сложносочиненных предложений с союзом а |
Художественно – эстетическое развитие | Предложить для вырезывания силуэты животных севера Цель:упражнять в вырезывании | Предложить слепить для Умки друга Цель:формирование заинтересованного и бережного отношения к животным – белым медведям |
Физическое развитие | Физкуль Цель: помочь развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки. | П/И: «Белые медведи» Цель:упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; |
ВТОРНИК | ||
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
9.00-9.30 | 1. Речевое развитие: ЧХЛ: Г. Снегирев: «Отважный пингвинёнок» Цель: Развивать интерес к жизни животных севера | |
9.40-10.10 | 2. Аппликация (продуктивная деятельность): Тема: «Пингвинёнок» Цель:способствовать развитию мелкой моторики рук аппликацией | |
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ | ||
Образовательные области | I ПОЛОВИНА ДНЯ | II ПОЛОВИНА ДНЯ |
Познавательное развитие | Просмотр видеофильма о пингвинах Цель: Воспитывать бережное отношение к друзьям нашим меньшим, к животным Севера. | Просмотр мультфильма: «ПингвинёнокЛоло» Цель:доставить детям радость. |
Речевое развитие | ЧХЛ: Г. Снегирев: « Пингвиний пляж» Цель: Развивать интерес к жизни животных севера Д/И: «Четвёртый лишний» Цель:закреплять знания о животных севера | Д/И: «Кто у кого?» Цель: закреплять знания о животных севера и их детёнышах Предложить логические задачи – лабиринты: «Помоги пингвинёнку доплыть до рыбки» Цель:развивать зрительное внимание |
Социально-коммуникативное развитие | Рассматривание иллюстраций: «Обитатели Севера» Беседа: «Обитатели Крайнего Севера в зоопарке» Цель: рассказать детям о содержании животных в зоопарке, о режиме их кормления и уходе за ними. | Проблемная ситуация: «Что было бы, если б пингвины стали летать, как птицы» Цель:учить р |