Коррекция дислалии
Логопедическая работа по коррекции дислалии состоит из следующих этапов:
- Обследование звукопроизношения ребенка;
- Коррекция нарушенных звуков речи:
- Развитие артикуляционной моторики;
- Формирование навыков различения звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам (работа над фонематикой);
- Постановка нарушенных звуков;
- Автоматизация и введение в речь сформированных звуков.
В работе по коррекции звукопроизношения выделяются следующие этапы:
- Подготовительный;
- Постановка звука;
- Автоматизация звука;
- Дифференциация звука.
Целью подготовительного этапа является подготовка органов артикуляционного аппарата к произношению звуков: на данном этапе прорабатывается точность, сила и дифференцированность движений органов артикуляции; ведется работа по развитию речевого выдоха. На подготовительном этапе ребенок учится выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, а также различные дыхательные упражнения.
Важно помнить! Существует базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положения органов артикуляционного аппарата. К базовому комплексу подбираются дополнительные комплексы упражнений, необходимые для постановки определенных групп звуков.
Важно помнить! Упражнения на развитие речевого дыхания помогают детям выработать целенаправленный выдох, который необходим для освоения труднопроизносимых звуков.
Указания по проведению артикуляционной гимнастики, а также перечень упражнений можно прочитать в нашей статье
Видео проведения артикуляционной гимнастики:
Фото и видео проведения дыхательных упражнений
Диагностика дислалии
Если родители заметили, что ребенок к 5 годам не произносит ряд звуков, либо произносит их искаженно и неправильно, самым верным решением в этом случае будет – консультация с логопедом.
Логопед проводит обследование звукопроизношения с использованием специального картинного материала. Данная процедура производится индивидуально и/или в присутствии родителей или законных представителей ребенка.
Материал для обследования звукопроизношения включает в себя наборы картинок на разные группы звуков. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине или конце слова-названия, поскольку в разных положениях звук произносится по-разному. При помощи наглядного материала проверяется произношение:
- в группе свистящих согласных [с] [с‘] [з] [з‘] [ц];
- в группе шипящих согласных [ш] [ж] [ш‘] [ч];
- в группе сонорных согласных [р] [р‘] [л] [л‘] [j] [ja] [jэ] [jo] [jy] [jи];
- в группе заднеязычных согласных [к] [к‘] [г] [г‘] [х] [х‘];
- в группе звонких согласных [в] [в‘] [б] [б‘] [д] [д‘];
- в группе глухих согласных [ф] [ф‘] [п] [п‘] [т] [т‘].
Логопед подбирает не менее трех картинок на каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце).
При обследовании звукопроизношения логопед отмечает отсутствие, замену, смешение, искажение звука. В случае, если ребенок затрудняется с названием картинки, логопед предлагает повторить слово за ним (т.е. отраженно).
Во время логопедического обследования специалист обращает внимание и фиксирует:
- особенности темпа речи;
- четкость произнесения слов;
- правильность произнесения слов (по слоговой структуре);
- звонкость голоса.
Важно помнить! В центре развития речи «Говорить легко» возможно пройти комплексное логопедическое обследование и получить заключение специалистов.
Дифференциация звуков К-Тпрезентация по логопедии
Слайд 1
Звуки К-Т Презентация к занятиям по дифференциации звуков к-т Подготовила учитель-логопед ГКУЗ Дом ребенка г. Тюмень Бокова Е.Ю.
Слайд 2
Целью данного логопедического занятия является дифференциация звуков К- Т Задачи , решаемые во время проведения логопедического занятия : Коррекционно-образовательные: Ф ормировать дифференциацию звуков с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный , зрительный. Коррекционно-развивающие : Развивать фонематическое восприятие. Развивать навык звуко -слогового анализа слов. Коррекционно-воспитательные : Формировать навыки самоконтроля . Предварительная работа: постановка и автоматизация звука т Постановка и автоматизация звука к
Слайд 3
Молоток и Дождик т-т-т к-к-к
Слайд 4
На что похожи буквы, обозначающие звуки
Слайд 5
Игра «Молоток-Дождик». Инструкция : «Когда я говорю (показываю) «дождик», ты произносишь звук К, когда я говорю (показываю) «молоток», ты произносишь звук Т».
Слайд 6
Игра «Хлопни-топни». Инструкция : «Если услышишь слог ТА (слово со звуком «т»)- хлопни, если услышишь слог КА (слово со звуком «к») — топни» ка — та – ка- та — та – та – ка- та — та – ка- та та – та – ка- та — та – та – ка- та — та – та – ка- та — та –та – ка- та — та – та — та – та- ка — та – ка- ка там, кубик, таз , Тома , конь, Толя , кино, лото , кусок, это , салат , камин, халат , вот , кабан, самолет , кукушка, пилот , тут, салют, ком, спит , замок, спят , пьет , язык, бежит , бык, плачет , мак, сидит , бак, ест , поет , как, везут , нет , кум, винт, туман, бок, петух .
Слайд 7
Игра «Ладонь-кулак». Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Т, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком К.
Слайд 8
Язычок на зубках спрятался глубоко т-т-т к-к-к
Слайд 9
И гра «Покажи где находится язычок в словах» ( ребенок показывает на зубы или горло при произнесении слов) Кусок, таз , там, как, кабан, Таня, Толя, Коля, киви, Том, тут, казак , Тима, ноты, язык, стол , стул, кони, салют , кусок, свет , билет , лист, козы, пишет, кума, летит, полет, кабина, пилот , ковер, самолет , шьет , несет, везет, сидит, делает, лежит, камин, кабачок
Слайд 10
К и Т в одном слове кабинет, канат, капитан, капот, катать, катание, кафтан, ватка, ветка, детка, утка , кот, ток, комета, комната, конфета , копыто, кофта, молоток , моток, охотник, тук, стук, путник, каток , конфета, тыква, свисток, платок .
Слайд 11
Т оля и Коля
Слайд 12
Толя и Коля ходят в гости (та -желтый, ка-красный)
Слайд 13
Т оля и Коля ( помоги разделить картинки, Коле- со звуком к, Толе- со звуком т) кубики торт таз колесо тюлень книга
Слайд 14
К и Т в одном слове КОТ КИТ КАЮТА КАТОК ТАБЛЕТКИ ТАКСИ КУСТ САМОКАТ ТОНКИЙ КАТИТ
Слайд 15
К-т в словосочетаниях Дикая утка Тонкая нитка
Слайд 16
В тексте — Тук! Т ук! Тук ! -Это кто тут? -Это я, коток , тонкий коготок!
Особенности произношения звуков Т Д
Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:
- Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
- Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
- Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
- Стойкое смешение Т Ч (утит — учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця — Петя, цвецет — цветет).
У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.
Очень часто причинами неправильного произношения являются:
- Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
- Малая подвижность нижней челюсти.
- Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
- Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.
В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.
Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).
Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:
- Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
- Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
- Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка — дочка, тучка — дачка, уточка — дудочка, прудик — прутик, домик — томик.
Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).