Особенности мышления дошкольников
Психологи выделяют три вида мышления, характерного для детей дошкольного возраста:
1. Наглядно-действенное. Предполагает изучение предмета при непосредственном взаимодействии с ним. Оно развивается у ребенка самым первым, уже к 2-3 годам. Мышление в этом возрасте строится по принципу: «действие — наблюдение за результатами — попытка понять, что происходит». Малыш еще не размышляет и практически не обращается к предыдущему опыту.
2. Наглядно-образное. Проявляется с 3-6 лет. Здесь уже важную роль играет приобретенный ранее опыт. В этом возрасте ребенку необязательно совершать определенные действия, если он знает их результат. Он может представить себе знакомый предмет (его образ) и даже совершать с ним мысленно определенные действия с помощью воспоминаний и воображения.
К примеру, малышу 2 лет, чтобы «покормить» куклу, нужны и кукла, и ложка, а в 5 лет ребенок спокойно оперирует невидимой ложкой, ведя активный диалог с куклой, которая тоже порой существует только в его воображении.
3. Словесно-логическое. Характерно для детей старшего дошкольного возраста. Это наиболее развитый этап мышления. Здесь в процесс познания вовлекаются не только действия и образы — ребенок задействует мыслительные операции, рассуждает. На этой стадии мышления активно используется речь.
Безусловно, и в этом возрасте наглядный материал имеет большое значение, но ребенок уже способен анализировать ситуацию, прогнозировать ее развитие на основе прежнего опыта, обобщать, делать выводы. Говорят, что в возрасте 5-7 лет у ребенка «включается логика».
«Логика» в буквальном переводе с греческого языка означает «наука о правильном мышлении» или «способность к рассуждению». То есть для того, чтобы развить логического мышление у дошкольника, нужно научить его правильно думать, рассуждать.
При этом необходимо помнить, что логическое мышление у ребенка должно опираться на определённый уровень знаний. Поэтому важно не только развивать мыслительный аппарат ребенка, но и обеспечить его информацией об окружающем мире.