Дети дошкольного возраста имеют довольно маленький словарный запас. Развивать его помогают игры, стишки, логопедические упражнения. На развитие словарного запаса, грамматически правильной речи, направлено чтение. Читать сказки деткам необходимо не только в садике, но и дома. Тоже касается развивающих мероприятий. В детском саду занимаются воспитатели, дома родители.
Правильно поставленная речь залог успешности ребенка в будущем. Богатый словарный запас залог развития памяти.
Игра назови ласково — цель
Большинству деток младшего дошкольного возраста довольно сложно подбирать уменьшительные и ласкательные формы слов, антонимы и синонимы. Помочь в этом могут развивающие, дидактические мероприятия. Они способствуют развитию словарного запаса, помогают малышам свободно выражать свои мысли. Играя, ребенок не боится допустить ошибку, быстро формирует речевые навыки.
младшая группа
Такие игры направлены на воспитание доброты среди малышей. В этом возрасте важно заложить в подсознание малыша доброжелательность. В первую очередь оно проявляется в отношении к чему-либо или кому-либо.
средняя группа
Малыши средней группы должны познакомиться со строением слова. Структуру слова подают на примерах уменьшительно-ласкательных суффиксов. Желательно при этом применять картинки предметов, ласкательные названия которых необходимо повторить.
старшая группа
Дети старшей садовой группы имеют больший словарный запас, более развитую память. Они с легкостью запоминают, после, повторяют услышанные слова. Перед воспитателями и родителями стоит цель показать детям согласование прилагательных с существительным, дать понять как образовываются уменьшительные формы прилагательного.
подготовительная группа
Детки подготовительной группы уже практически школьники. Им необходимо не только запоминать, но и самостоятельно строить с помощью ласкательных суффиксов слова.
Лучше всего образование с запоминанием происходит в игре. Желательно, для этого использовать мячик. Передавая его друг дружке, детки самостоятельно строят, затем произносят ласкательные слова.
Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создания положительных эмоций.
Игры и упражнения, направленные на знакомство детей
друг с другом, создание положительных эмоций.
Ревякина Юлия Юрьевна
Ласковое имя (с 5 лет).
Цели:
данное упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт.
Инструкция.
«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя» [9].
.
Представь свое имя в движении (с 6 лет).
Цели:
игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Ход игры:
дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, выражающее их имя. Это упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения [7].
.
«Представься с помощью куклы» (с 5 лет).
Цели:
помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Материал:
две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.
Ход игры:
ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять, например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная вещь на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д. [7].
.Паровозик (дети сидят в кругу) (с 5 лет).
Цели:
позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт, проявить активность.
Инструкция.
«Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый — его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети» [9].
.
Переходы (дети сидят в кругу) (с 6 лет).
Цели:
игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.
Ход игры:
А. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.
Б. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.
Пантомима «То, что я люблю делать».
Цели:
формирует группу и повышает личную самооценку.
Ход игры:
образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравится делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность [7].
Ракета (дети сидят в кругу)
Цели:
дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.
Инструкция.
«Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть [9].
Игра «Жмурки» (с 5 лет).
Цели:
создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Ход игры:
все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев говорят: Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас! Не развязывая глаз!
Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду [6].
Игра «Жучок» (с 5 лет).
Цели:
создание положительного эмоционального фона, развитие тактильной чувствительности и наблюдательности.
Ход игры:
дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки [6].
Игра «Бun» (с 5 лет).
Цель:
сплочение группы.
Ход игры:
дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, на ком он сидит, говорит: «Бип» [6].
Волны (дети сидят в кругу) (с 4 лет).
Цели:
снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Инструкция.
«Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».
Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя» [9].
Котенок (дети сидят в кругу) (с 4 лет).
Цель:
помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.
Инструкция.
«Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается [9].
Потерялся ребенок (с 4 лет).
Цели:
развивает слуховое внимание, способствует распознаванию по голосу.
Инструкция.
«Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал» [9].
Инструкция:
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и получать и дарить подарки, только выдуманные. Давайте представим, что мы можем подарить любой подарок своему соседу. Посмотрите на него внимательно и подумайте, какой подарок ему бы хотелось получить. А теперь давайте по очереди «дарить» друг другу подарки. А тот, кто получит подарки, не забывает поблагодарить». После того как дети «подарят» друг другу подарки, можно спросить, какой подарок им понравился больше всего и что было приятнее: дарить или получать подарки [9].
Печем пирог (с 4 лет).
Цель:
снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения.
Материал:
одеяло или плед.
Ход игры:
кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов — он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается горячий, как будто пирог из печки. Упражнение проделывают с теми, кто хочет [1].
.
Слон у папы на спине (с 3 лет).
Цели:
снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.
Ход игры:
все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по их спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести [2].
Дружная команда
Учим детей договариваться и сотрудничать.
Все вместе (с 6 лет)
Цель:
развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.
Материал:
мелки для рисования или листы газет.
Инструкция.
Надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.
Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве [1].
.
«Пошли письмо» (с 6 лет).
Цель:
развитие групповой сплоченности, наблюдательности, дает возможность каждому ребенку побывать в роли ведущего.
Ход игры:
играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий — почтальон — в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона — «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона [5].
Буря (с 5 лет).
Цель:
развивает чувство группового единства.
Ход игры:
ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается по кругу второй раз, щелкая пальцами и предлагая делать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног об пол. Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась настоящая буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина [7].
Спина к спине (с 6 лет).
Цель:
стимулировать детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия.
Ход игры:
дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся своими впечатлениями и ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь [5].
«Путаница» (с б лет).
Цель:
формирование группового единства.
Ход игры:
водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей [б].
«Ладонь на ладонь» (с 5 лет).
Цель:
развитие умения согласовывать действия с партнером.
Ход игры:
дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ребенком гора или река. В игре может участвовать пара взрослый—ребенок [5].
«Меняемся пуговицами» (с 5 лет).
Цель:
побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.
Материал:
100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.
Ход игры:
ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми.
Игры для снятия напряжения.
«Рвакля» (сЗлет).
Цели:
помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Материал:
ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.
Ход игры:
ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек — они отлично пружинят [8].
Зоопарк (с 5 лет).
Цель:
помогает снять напряжение.
Ход игры:
дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат [5].
«Медвежата» (с 4 лет).
Цель:
упражнение направлено на мышечное расслабление.
Ход игры:
ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек — греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.
Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения [5].
Из семечка
—в дерево (с 4 лет).
Цель:
обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Взрослый — садовник — очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент — бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, пришла осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом), сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются» на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.
Волшебные превращения.
Цели:
дать возможность ребенку снять напряжение, проявить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит детей соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.
Ход игры:
взрослый произносит текст, для усиления эффекта можно показать детям картинку с изображением того образа, в который они будут превращаться. Например: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы — сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотиться. (Дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадетесь в зарослях и принюхиваетесь. Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается, и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голоса. А еще — выстрелы! (Можно произвести какой-нибудь громкий звук или проколоть воздушный шарик.) Пора спасаться! Скорей бегите в свое логово! (Дети бегут каждый в свое «логово».) Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание, и вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закрываете глаза — нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потянуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь снова превращайтесь в мальчиков и девочек».
В зависимости от особенностей детской группы можно придумать любой текст.
Идет разминка с движениями на усмотрение руководителя.
♦ Раз, два, три, четыре, пять! Будем с дождиком играть: Дождик, дождик, приходи! Дождик, дождик, уходи! Дождик, дождик, приседай, Дождик, дождик, улетай. Дождик, дождик, затихай, Дождик, дождик, засыпай…
Дидактическая игра назови ласково: насекомые
Малышам необходимо научиться размышлять, самостоятельно принимать решение, отвечать на поставленный вопрос. Желательно иметь наглядное пособие: маленькие фигурки насекомых. Они стимулируют мышление, помогают дать правильный ответ.
Примеры ласковых названий: