Второй период обучения — декабрь, январь, февраль.
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
- Развитие общих речевых навыков.
- Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
- Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
- Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
- Формировать навык выразительного чтения, развивать правильность, беглость и осознанность (на материале коротких стихотворений на выбор логопеда)
- Артикуляционная гимнастика.
- Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку.
- Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
- Развивать мимическую мускулатуру.
- Звукопроизношение.
- Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков у детей.
- Формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей.
- Работа над слоговой структурой слова.
- Проговаривать слова доступного речевого класса.
- Постепенно увеличивать сложность классов.
- Развитие фонематических представлений.
- Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
- Упражнять детей в различении твердых-мягких согласных в ряду звуков, слогов, слов.
- Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.
- Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа папа, стол, куст, липа, лист, крик.
- Учить проводить анализ и синтез слов из 5 звуков.
- Познакомить детей с новыми звуками. Упражнять детей в выделении этих звуков из слов, в подборе слов с этими звуками.
- Совершенствовать навык звукового анализа слов и анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
- Грамота.
- Совершенствовать у детей навыки печатания и чтения слогов и слов с освоенными буквами.
- Познакомить детей с новыми буквами.
- Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании, «рисовании» в воздухе.
- Продолжать обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.
- Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы, читать буквы, наложенные друг на друга.
- Закрепить умение правильно называть буквы русского алфавита.
- Учить детей печатать и читать слоги, слова, предложения с новыми буквами.
- Лексика.
Лексические темы.
Декабрь | 1 – я неделя – «Зимующие птицы». 2 – я неделя – «Домашние животные». 3 – я неделя – «Домашние животные и птицы и их детеныши». 4 – я неделя – «Зима. Зимние забавы. Новый год». |
Январь | 2 – я неделя – «Зима. Зимняя одежда». 3 – я неделя – «Человек. Части тела». 4 – я неделя – «Транспорт. Правила дорожного движения». |
Февраль | 1 – я неделя – «Материалы и инструменты». 2 – я неделя – «Профессии. Строительство». 3 – я неделя – «Защитники отечества». 4 – я неделя – «Времена года. Календарь. Весна». |
- Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знание детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой.
- Уточнить понятия, расширить представления о материалах, инструментах.
- Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах.
- Систематизировать представления детей о многообразии зимующих птиц.
- Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, о профессиях на транспорте.
- Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.
- Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов.
- Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в содержании домашних животных.
- Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.
- Объяснить переносное значение устойчивых выражений; объяснить значение слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.
- Развитие грамматического строя речи.
- Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (по темам: «Человек. Части тела», «Транспорт», «Профессии. Строительство», «Защитники Отечества», «Времена года. Календарь. Весна».
- Познакомить детей со способами словообразования (по теме: «Материалы и инструменты»).
- Продолжить работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными (по всем лексическим темам).
- Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы и их детеныши», «Зимующие птицы», «Зима. Зимняя одежда», «Человек. Части тела»).
- Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги (по темам: «Домашние животные», «Зима. Зимняя одежда»).
- Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия (по всем темам).
- Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
- Обучение связной речи.
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным темам с использованием коллективно составленного плана (по картинке, по картинкам, по серии картинок).
- Учить детей оставлять рассказы опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным и увиденным.
- Учить детей пониманию и толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц и загадок.
- Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификаций.
X. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.
- Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Закреплять умение выражать пространственные отношения сложными предлогами из-за, из-под и т.п.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, ниже.
- Закрепить представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.
- Закрепить в речи слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.
- Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
- Учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (заехал, выехал, переехал, отъехал, уехал).