Статья:
Часто к логопеду родители приходят с вопросом: «Почему мой ребенок не выговаривает буквы и что с этим делать?»
Хочется сразу пояснить, что выговаривает или не выговаривает ребенок не буквы, а звуки. Многие взрослые совершают ошибку, путая эти понятия.
Еще внутриутробно малыш сталкивается со звуками, которые окружают его маму. После рождения, с каждым месяцем, восприятие звуков становится более четким и постепенно кроха научается говорить сам. И только когда ребенок учится читать и писать, происходит знакомство с буквами. Буквы – это специальные знаки, которые служат для изображения звуков на письме. Таким образом, звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и читаем.
Но вернемся к вопросу родителей: «Почему мой ребенок не произносит некоторые буквы?» Давайте разберемся в том, что именно является специфической особенностью развития речи того или иного возраста. Ведь для того, что бы увидеть, есть ли у ребенка проблемы с речью, необходимо сравнить развитие речи в норме с тем как протекает речевая деятельность вашего ребенка в данный момент.
Возрастные нормы развития речи детей
Итак, нормы развития речи следующие:
Этап развития речи | Возраст ребенка | Характеристика |
Крик | C рождения | С помощью крика ребенок общается с окружающими его людьми. Внимательные мамочки очень быстро начинают различать крик боли, крик голода, крик удовольствия и т.д. К концу первого месяца малыш уже способен не только кричать, но и сосредотачиваться на разговорах взрослых, прислушивается к ним. |
Комплекс оживления | 3 месяца | При появлении мамы, малыш начинает улыбаться, махать ручками, сучить ножками и издавать звуки. Если «комплекс оживления» не появляется до десятой недели – это тревожный знак, который может говорить о задержке психического развития. В этом случае стоит незамедлительно обращаться к врачу. |
Гуление | 4 месяца | Воспроизведение малышом различных звуков (используются заднеязычные согласные «г», «к», «х» и знакомые гласные) и их сочетания в произвольном порядке: «гы», «кх», «агу» и т.д. Постепенно оно становится «певучим», появляются новые звуки, например «б», «п». |
Лепет | 6 месяцев | Многократное повторение слогов: «та-та-та», «дя-дя-дя», «ма-ма-ма». В шесть-девять месяцев у малыша начинает накапливаться пассивный словарь. Если спросить: «Где мама? Где мячик ( или зайчик)?» то ребенок начинает искать глазками данные предметы и поворачивать голову в их направлении. Так же в этом возрасте малыш реагирует на свое имя. Хорошо отличает своих людей от чужих. Ребенок активно в общении использует жесты, например, кивает или мотает головой, машет ручкой на прощание. |
Лепетные слова | 9-12месяцев | При продолжающемся лепете происходит переход к словам. Появляются так называемые лепетные слова (мама, баба, ам, дай). И даже если ваш малыш постоянно игрушечного мишку называет «ми-ми»-считайте это словом. |
“Взрослые слова” | 1,7-1,9 месяцев | Обычно дети слышат как говорят взрослые и как могут повторяют за ними слова, при этом упрощая их (пайс-спать, пйси-пошли, моко-молоко). Это допустимо для данного возраста. |
Предложения | 2 года | К двум годам ребенок научается использовать словосочетания из двух слов (ляля бах, мама ам). С двух лет происходит появление предложений и их развитие. 2/3 того, что ребенок говорит, понятно окружающим. Начинают появляться понятия «я», «мой». |
Грамматически правильно оформленная речь | 3-4 года | К трем годам появляются сложные предложения, используются почти все части речи, союзы, предлоги, единственное и множественное число. Знают свой пол, имя, возраст, имена родителей. К четырем годам речь ребенка оформляется грамматически правильно, в словах используются суффиксы, фразы становятся более сложными. |
Последующее развитие речи специалисты оценивают опираясь на способность отвечать на заданные вопросы, на умение выстраивать последовательные цепочки и составлять рассказы по картинкам, рассказывать о событии, пересказывать рассказ или сказку, на наличие инициативы в разговоре.
Данные нормы, как и любые другие, – это усредненный показатель, на который опираются специалисты (логопеды, дефектологи, неврологи) при постановке диагноза. К ним нужно стремиться и на них нужно ориентироваться. Но это совершенно не означает, что все показатели должны быть именно такими. Ваш кроха индивидуален. Он развивается в своем темпе. Главная задача родителей, помогать своему малышу, двигаться в правильном направлении, и если нужно вовремя оказать ему необходимую помощь.
Речь ребенка как глина: сырой глине легко придать нужную, правильную форму. Но можно ли слепить что то, из уже высохшей глины? Результат наверняка будет плачевным!
Уважаемые мамы и папы, помните: гораздо сложнее исправляются «застарелые» дефекты речи!!!
Причины неправильного произношения
Отдельно остановимся на тех факторах, которые могут стать причиной неправильного произношения ребенком отдельных звуков. Можно выделить несколько основных причин:
- Нарушения артикуляционного аппарата. В этом случае исправить речь можно при помощи логопедических упражнений, направленных на устранение конкретных дефектов. Для этого потребуются усидчивость, терпение и старание как ребенка, так и родителей.
- Заболевания органов дыхания или артикуляционного аппарата. При выявлении таковых необходимо обратиться за помощью к врачу, который вылечит имеющиеся болезни. Только после этого можно начинать работу по постановке звука Р.
- Неправильное поведение окружающих ребенка людей. Очень часто взрослые целенаправленно коверкают свою речь, считая, что так они говорят на языке, более понятном детям. А ребенок, слыша с младенчества неправильную речь, привыкает к подобному произношению, считая его правильным. В результате – дефектная речь.
Это наиболее распространенные причины, почему ребенок неправильно говорит. В действительности их может быть гораздо больше. Выявить их может только логопед.
Почему же ребенок не выговаривает некоторые звуки? Почему возникают нарушения речи?
Конечно истинную причину, должен определять врач. Скорее всего, будет необходимо проконсультироваться не только у логопеда, но и у других специалистов, таких например как невропатолог, психиатр, отоларинголог. Но и вы сами способны предположить, что могло повлиять на задержку в речи.
Возможные причины:
- Отрицательные факторы во время беременности и родов.
- Частые болезни, инфекции и травмы в период до трех лет. Это период, когда интенсивно формируется речь.
- Снижение физиологического слуха.
- Недоразвитие фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи).
- Подражание неправильной речи. Часто взрослые, подстраиваются под речь ребёнка и длительно «сюсюкают» с детьми. Подобная речь не стимулирует к правильному звукопроизношению и закрепляет его недостатки. Так же происходит и при постоянном общении ребенка с младшими детьми. Бывает так, что кто то в семье не выговаривает те или иные звуки и ребенок копирует это неправильное звукопроизношение. Если малыш часто общается с людьми с неясной, торопливой речью – это приносит особый вред.
- Двуязычие в семье.
- Педагогическая запущенность. Обычно при педагогической запущенности, нормальное развитие речи тормозится, из-за того, что родители, не обращают внимание на речь своего ребенка, не замечают нарушений, не поправляют ошибки, не дают правильных образцов произношения, не развивают речь.
- Недостатки речевого аппарата: неправильный прикус, короткая уздечка языка, узкое, очень высокое или плоское нёбо.
Нарушения звукопроизношения проявляются в речи по-разному:
- Тот или иной звук отсутствует: ракета (акета), луна (уна) .
- Искажение звука: например, вместо нормативного р, произносится велярный или увелярный звук (картавость) или вместо нормативных с, з, ш, ж, ц, произносятся межзубные звуки, когда кончик языка вываливается между зубами
- Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе русского языка: шишка-сыска, рот-лот и т. д.
Существует множество диагнозов при нарушении речи, такие как дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия, алалия, мутизм , аутизм, общее недоразвитие речи.
Конечно, не нужно пытаться ставить их своему ребенку самостоятельно. Для этой цели лучше посетить специалиста.
Все эти нарушения достаточно серьезные, которые чаще всего нельзя исправить за год перед школой. Если их не устранить к 6 годам, то они наверняка превратятся в стойкие и сложные и аукнутся в школе нарушением чтения и письма.
Поэтому не закрывайте глаза на любые отклонения в речи ваших детей! Практически каждое нарушение возможно исправить, главное не упустить время. Хотелось бы отметить, что коррекцию нарушений речевой деятельности важно осуществлять комплексно, при участии, логопеда, невролога, педиатра, психиатра, дефектолога, психолога. Возможно, понадобятся услуги сурдолога, эндокринолога, окулиста.
Но коррекция и восстановление речи ребенка зависит не только от докторов и современных методик. Важную роль играют родители, семья малыша. Родным людям необходимо объединиться со специалистами, слушать и выполнять все назначения, домашние задания, приложить максимум усилий для достижения намеченной цели и это обязательно даст положительный эффект!
Для развития речи ребенка и формирование правильного звукопроизношения необходимо использовать каждую минуту общения!
Как определить, что ребенку требуется помощь логопеда
Серьезно беспокоиться о правильности речи малыша нужно, если ребенок не научился произносить звук Р к шести годам. В этом случае будет верным решение обратиться к профессиональному логопеду, который, в первую очередь, определит причину дефекта речи. Это очень важно, чтобы помощь специалиста была более эффективной и действенной. Ведь причиной дефектного произношения звука Р может быть не только недоразвитие речевого аппарата ребенка, но и развитие серьезных заболеваний органов дыхания.
Кроме того, логопед поможет подобрать набор индивидуальных упражнений для малыша, направленных на устранение именно его недостатков. Такая артикуляционная гимнастика – обязательное условие для постановки правильного произношения сложных звуков.
Что в речи ребенка должно насторожить родителей и принять решение обратиться к специалисту? Это такие явные дефекты произношения как:
- При произношении ребенок звук Р заменяет звуком Л;
- Ребенок не произносит звук Р в словах, пропуская его;
- Ребенок произносит звук Р не рычащим, а гортанным;
- Ребенок произносит окончания слов невнятно, нечетко.
Если подобные проявления наблюдаются у малыша четырех-пяти лет, то беспокоиться пока не стоит. Однако определенные упражнения, которые помогут ребенку быстрее подчинить себе свой речевой аппарат, лишними не будут.
Как формировать правильное звукопроизношение у ребенка: рекомендации родителям
- Пусть ваша речь всегда будет четкой и правильной, без «сюсюканья» и искажения слов.
- Обогащайте словарь ребенка. Беседы, рассказы, чтение способствуют этому как нельзя лучше! Их можно использовать на прогулке, в транспорте, в игре. Что бы вы ни делали-общайтесь с малышом, объясняйте, поясняйте что вокруг вас происходит, почему и зачем это нужно. Например, играя с крупой и контейнерами можно проговаривать: ”Смотри, Машенька, какие зернышки. Мы из них варим кашу для Машеньки. Это гречка. Любишь гречневую кашку? Да, любит наша Машенька гречневую кашку. А вот это рис. Зернышки беленькие, длинные. Ну-ка, давай возьмем их в ладошку. Ах, какие зернышки! Давай высыплем их в контейнер. Вот как они стучат по донышку!
- Подавайте пример, самостоятельно читая книги и газеты.
- Огромное место должны занимать в жизни детей игры на развитие правильного звукопроизношения, на выработку четкой дикции, развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Например, играя в мяч, который есть у каждого ребенка, можно развивать фонематические процессы и формировать правильное звукопроизношение. Взрослый: “Я буду называть звуки, а ты подбрось мяч вверх, когда услышишь звук “А”. Поймав его, повтори этот звук”. Или можно бросая мячик, произносить слова, которые ребенок должен повторить возвращая мяч (сумка, посуда, светофор и др). Затем взрослый может запутывать слова, переставляя звуки и слоги, а ребенок должен их распутать (подуса-посуда, свефорто-светофор, касум-сумка). Объективно оценить звукопроизношение своего ребенка можно в игровой форме. Для совершенствования дикции, рассматривая картинки в книгах или играя игрушками, можно проговаривать вместе с ребенком чистоговорки, например: “Му-му-му, молока кому?”, “У зайца Бубы заболели зубы” и др.
- Отлично способствуют развитию речи пальчиковые игры, перебирание круп и мелких предметов, рисование карандашами, мелками и пальчиковыми красками, лепка. Вы можете более подробно прочитать о взаимосвязи мелкой моторики и речи.
- Чаще посещайте вместе интересные места: музей, цирк, лес, парк, театр. Пусть жизнь малышей будет обильна на впечатления. Это дает мощный толчок в развитии речи.
И главное любите своих детей, а не свое идеальное представление о них и помните, что каждый из них – человек! Уважайте детей! Удачи!
Исправление почерка.
Дело в том, что для ребёнка с дисграфией почерк вызывает определённую сложность. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Размашистость в почерке не является отрицательным явлением, за это ругать ребёнка не стоит.
Для того чтобы научить школьника правильно писать, понадобится около трёх недель. Для начала нужно приобрести тетрадь в клетку и попросить воспроизвести на бумаге текст. Буква не должна выходить за пределы клетки – главное правило. Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка.
Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день – отличный результат. Даже если родители устали заниматься с ребёнком, категорически запрещено это показывать, а тем более повышать тон. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника.
В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.
Проверяем речь ребенка: дефекты в строении речевых органов
Короткая уздечка языка
Чтобы выявить короткую уздечка языка, предложите ребёнку поднять язык к верхним зубам.
При очень короткой уздечке малыш совсем не сможет поднять язык. Если уздечка укорочена не сильно, то язык поднимется, но при этом его кончик окажется раздвоенным (вид сердечка), потому что уздечка будет тянуть его вниз. Если ребёнок совсем не может поднять язык, нужно сделать это гладкой ручкой чайной ложечки.
Короткая или укороченная уздечка языка даёт дефекты произношения звуков «ж», «ш», «р», «л».
Парезы мышц губ и языка
Парез – это ослабление движений мышц. Движения речевых органов при этом вялые, неточные, иногда некоординированные. Для выявления этого нарушения предложите ребёнку выполнить несколько упражнений:
- вытянуть губы трубочкой вперёд. Если ребёнок затрудняется, то это может быть признаком пареза.
- растянуть губы в улыбку. При парезе улыбка будет немного «кривой» — одна сторона губ движется меньше.
- сделать язык широким, «лопаткой». При парезе ребёнок не может этого сделать, язык постоянно сужается.
- высунуть язык изо рта. При парезе язык уклоняется в одну сторону или дрожит.
- открыть рот и в таком положении подержать его. Язык при парезе может иметь вид «комка».
- дотронуться кончиком языка до углов рта. При парезе кончик языка не сужается не попадает чётко в угол рта.
Если вы заметили у своего малыша хотя бы некоторые из этих признаков, вам потребуется помощь невропатолога, а не только работа с логопедом.
Неправильный прикус зубов
Если верхняя или нижняя челюсть малыша выдвигаются вперёд, то необходимо посетить стоматолога-ортодонта.
Патологии темпа и ритмики речи
Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.
Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.
Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.
Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.