Нейропсихологические программы коррекции для школьников (школьная “неуспешность”, дискалькулия, дисграфия, дислексия, дизорфография)


Что это такое?

Нейропсихологическая коррекция (или, сокращенно, нейрокоррекция) — это комплекс методик, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей в возрасте от 2 до 16 лет. Особенно эффективна в работе с детьми, которых можно назвать:

  • гиперактивными, импульсивными;
  • чрезмерно утомляемыми;
  • неловкими, неаккуратными, рассеянными;
  • имеющими трудности в области мышления, речи, пространственных представлений, внимания и памяти;
  • плохо успевающими в школе из-за проблем с письмом, чтением, счетом.

Как известно, детский мозг формируется на протяжении всего онтогенеза (всей его жизни). Этот процесс имеет свой порядок, в нем есть ряд строго определенных стадий. Когда эти стадии по тем или иным причинам (трудные роды, болезни, особенности развития или неблагоприятное воздействие среды, в которой дети растут) нарушаются, развитие психических функций мозга оказывается также нарушенным.

Некоторые психические функции могут сформироваться в искаженном виде, либо не сформироваться вообще. В таких случаях ребенку и показана диагностика и нейрокоррекция психических функций и поведения.

Через специально составленный и подобранный комплекс двигательных и когнитивных упражнений специалист-нейропсихолог последовательно активирует каждую зону мозга ребенка. Эти упражнения — движения глаз, совместные движения рук и ног, раскачивания, ползание — повторяют естественные движения, которые совершает нормально развивающийся младенец. Когда ребенок осваивает их, структуры его мозга наконец начинают работать в той последовательности, в которой должны были с момента рождения.

Для того, чтобы метод приносил результаты, все двигательные упражнения должны выполняться тщательно, в строгой последовательности и обязательно в сочетании с когнитивными упражнениями, индивидуально и под контролем специалиста. Только тогда они становятся базой для активации высших психических функций — эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления, процессов саморегуляции и др.

Через управление своим телом и своими движениями, а через также овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция

Что такое нейрокоррекция?

Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции разработан на кафедре детской психиатрии и психотерапии медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) профессором Ю.С. Шевченко и канд. психол. наук В.А. Корнеевой.
Нейрокоррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования.

Больше чем 80% проблем развития детей связаны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития — во время беременности, в период родов, в последствии тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому воздействие метода нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлено изначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем этапе развитие ребенка. И только в заключительной части коррекционного этапа, работа переходит в область когнитивной психотерапии.

Цель метода непрерывная немедикаментозная активация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних структур головного мозга.

Метод состоит из серии дыхательных и двигательных постепенно усложняющихся упражнений, приводящих к активации подкорковых структур головного мозга, способствующих регуляции тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, развитию равновесия, развязке синкинезий, развитию восприятия целостности тела и стабилизации стато-кинетического баланса. При этом восстанавливается операциональное обеспечение сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, стабилизируются процессы произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов, ориентированных на формирование оптимального функционального статуса передних долей головного мозга, на развитие процессов мышления, внимания и памяти, синестезии и саморегуляции.

Дети с аутизмом имеют нарушенное восприятия мира. Одних ощущений ребенок избегает, к другим, наоборот, стремится, и они превращаются в аутостимуляции. Кроме того, сигналы, полученные от разных органов чувств, не складываются в единую картину. Не случайно символом аутизма является разобранный паззл. Основная задача нейропсихологической сенсомоторной коррекции – научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Показания к проведению нейрокоррекции

Нейропсихологическая коррекция показана при таких видах диагноза как:

  • Детский аутизм
  • ЗПР (задержка психического развития)
  • ЗРР (задержка речевого развития)
  • Алалия, дизартрия
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность),
  • Дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения)
  • ДЦП
  • Органические расстройства
  • Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера

Когда стоит начинать?

Наиболее эффективна методика для детей возрастом от 5 до 12 лет. Чем раньше будет проведена диагностика нарушения и начнется терапия, тем быстрей будут видны ее результаты. В среднем минимальный эффект достигается от 2-3 месяцев, максимальный спустя 7-9 месяцев.

В случае органических нарушений, когда развитие ребенка проходит очень медленно, появление заметных результатов коррекционной работы может растягиваться на месяцы и даже годы.

Формы

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только).
  3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Этапы

Диагностический этап. Наиболее адекватным методом диагностики в данном случае является методика А. Р. Лурии, адаптированная для детского возраста. Преимущество нейропсихологической диагностики заключается в том, что с ее помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и базисные патогенные факторы, приводящие к наблюдающимся нарушениям развития.

Установочный этап. Цель данного этапа – создание у ребенка и его родителей активной установки на психокоррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снижение тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена в данном случае тем, что довольно часто применение методики сенсомоторной коррекции не соответствует ожиданиям родителей, которые «настраиваются» на известные им психологические приемы, в том числе суггестивные. Таким образом, происходит достижение более полного осознания проблемы, переформулировка запроса. Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных упражнений, выполняемых ребенком.

Коррекционный этап: происходит осуществление коррекционного воздействия. Сенсомоторная коррекция может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Начало коррекционной работы направлено, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я, развитие мелкой моторики; многие упражнения проводятся с целью повышения дифференцированности мозговых функциональных систем, улучшения межполушарного взаимодействия. Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля. Порядок выполнения ребенком упражнений соответствует направлению онтогенетического развития (начиная с положения лежа, затем – сидя, на четвереньках, стоя). Опосредованно через оптимизацию функционирования мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, нейрогуморальной и иммунной систем, а также через повышение уровня рефлексии и самоконтроля, в т. ч. в сфере телесности, происходит улучшение состояния и соматической сферы ребенка.

Оценка эффективности коррекционной работы. Необходимо отметить, что устранение симптома не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Снятие симптома и преодоление дезадаптации могут носить временный характер. Если при этом не устранены причинные факторы, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых или других симптомов. Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обращения к специалисту. Однако занятия с ребенком надо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений. Необходимо учитывать, что у данного метода имеется целый комплекс косвенных результатов: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении. Максимальный эффект достигается спустя 7-9 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия. Отсроченная проверка должна показать устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции. Кроме того, специфика сенсомоторной коррекции дает возможность использовать объективные критерии улучшения состояния ребенка – данные медицинского обследования и клинических исследований (ЭЭГ, РеоЭГ и др.). Несмотря на стабильность результатов сенсомоторной коррекции, возможно повторное прохождение коррекционного курса. Это связано не с нивелировкой эффектов проведенной работы, а с динамичностью психического онтогенеза, изменениями социальной ситуации развития, а также с воздействием различных негативных факторов (травмы, заболевания и пр.).

Таким образом, процесс нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлен на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию из специальных в другие типы образовательных учреждений.

Источники:

https://neirokid.ru/stati/article_post/neyropsikhologicheskaya-korrektsiya-pri-autizme

https://logoped-ryazan.ru/neyropsikholog/principal_and_methods_nerocorectcia.php

Компоненты методики

Нейропсихологическая диагностика и коррекция поведения в детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента:

  1. Двигательная коррекция;
  2. Когнитивная, или познавательная коррекция.

Первый компонент, уже описанный выше, служит для стимуляции регуляции движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития пространственных представлений детей.

Второй же компонент, когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей ребенка.

Для создания у ребенка устойчивой и позитивной мотивации занятия по нейрокоррекции проводятся в игровой форме. В курс двигательной коррекции входят не менее 25 занятий. Одно занятие длится от 40 до 60 минут, в зависимости от возраста.
Записаться на прием Адреса и телефоны отделений в Москве Задать вопрос Отзывы

С кем работает детский нейропсихолог

В последнее время становятся особенно актуальны занятия с этим специалистом для детей. Нарушения работы головного мозга возникают вследствие различных причин, в частности:

  • родовых травм;
  • гипоксия плода во время беременности;
  • черепно-мозговые травмы;
  • воздействие наркоза;
  • тяжелые заболевания в раннем детском возрасте.

Кроме того, большое влияние, к сожалению, оказывают и изменившиеся социальные условия, в которых растут современные дети. Замена «живого» общения компьютерным, уменьшение объема игровой деятельности, культуры дворовых игр и времяпрепровождения с детьми более старшего возраста, обеспечивающего логическую передачу умений и знаний от старших к младшим.

Занятия с нейропсихологом рекомендованы при наличии многих нарушений:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Задержка психического и (или) речевого развития.
  • Расстройства психики аутичного спектра.
  • Перинатальная энцефалопатия в анамнезе.
  • Заикание (логоневроз).
  • Нарушения речевого развития.
  • Дислексия или дисграфия.
  • Проблемы с обучением в школе.

Как работает нейропсихолог

Методы коррекции на занятиях нейропсихолога включают в себя в основном некоторые физические и интеллектуальные упражнения. Терапия проводится без применения медикаментов.

Обязательным является обследование ребенка на начальном этапе занятий. Для диагностики не требуется аппаратных исследований, она полностью безопасна для ребенка. Детям предлагаются различные задания — выполнить рисунок, запомнить последовательность предметов, слов, сложить картинку и т. д.

Помимо прочего выясняются особенности течения беременности, родов и развития ребенка. На основе этих данных специалист делает выводы о причине имеющихся нарушений и предлагает план коррекционных занятий.

Длительность работы зависит от сложности проблемы, возраста ребенка (как известно, чем раньше замечено нарушение, тем проще его исправить) и других факторов. Иногда даются задания для выполнения их дома.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]