Дифференциация звуков [З]-[Ж]
- Логопеда.Нет
- Дифференциация звуков
- Дифференциация звуков [З]-[Ж]
1) Произносить звуки
З язычок внизу, губы улыбаются (см. артикуляцию звука [З]) | Ж язычок вверху, губы округлены (см. артикуляцию звука [Ж]) |
Звуки звонкие, твёрдые согласные, окрашены синим цветом.
2) Произносить (читать) слоги
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3) Придумать слова со звуками [З] и [Ж] в начале и в середине слова, составить схемы
Образец:
З Газон з Зайка З | Ж Ножик ж Желток Ж |
Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим цветом.
4) Произносить (читать) слоги, слова парами
жа-за
|
|
|
жо-зо
|
|
|
жу-зу
|
|
|
жи-зы, жи-зи
|
|
|
другие сочетания
|
|
5) Произносить (читать) слова со звуками [З] и [Ж]
|
|
|
|
6) Проспрягать предложения
- Я взял(-а) Женины лыжи.
- Я заметил(-а) ужа в луже.
- Я бежал(-а) с Зиной на лыжах.
- Я позвал(-а) Женю и Зину к ужину.
- Я показал(-а) Зое и Жанне ежа.
- Я зажигаю железную зажигалку.
Образец:
- Я загадал(-а) желание.
- Ты загадал(-а) желание.
- Он (она) загадал (а) желание.
- Мы загадали желание.
- Вы загадали желание.
- Они загадали желание.
7) Произносить (читать) предложения
- Захар заряжает ружьё.
- Женя заслужил награду.
- Пёс лежал и лизал лапу.
- Женя резал ржаной хлеб.
- Залежи руды у нас большие.
- Женя помог задержать врага.
- Я зажал в руке железный гвоздик.
- Жеребёнок забежал во двор и заржал.
- Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.
- Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.
- Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок.
- Заседали в полдень зайки воз¬ле лужи на лужайке.
- Мы привязали Жучку к будке, что¬бы она не убежала.
- Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.
- Зажглась зелёная звезда, запустим звездолёт туда.
- Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше¬ница с рожью загорели тоже.
Произносить (читать) и пересказывать текст
За земляникой
Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же¬ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же¬ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.
Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос¬тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.
9) Выучить наизусть стихотворение
На зеленой на лужайке Забияки жили зайки, Жили змеи, медвежата, И ужата, и ежата. В звездном небе светляки Зажигали огоньки, Чтоб ни зверю и ни птице В том лесу не заблудиться.
Дифференциация изолированных звуков з и ж
7. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения (2, 3, 4, 5).
Развитие слогового анализа и синтеза.
Сложность слогового анализа слова во многом зависит от характера слогов, составляющих слово, и их произносительной трудности. Чем легче слог, чем более слиты в произношении звуки слога, составляющие его, тем легче выделить его из слова. Поэтому дети легче выделяют открытые слоги и с трудом выделяют закрытые. Закрытый слог более труден в произносительном плане, потому что звуки, составляющие его, менее слиты в произношении и более независимы друг от друга. Поэтому разделить закрытый слог на составляющие его звуки легче и в процессе деления слова на слоги. Дети представляют один слог как два (а-р-буз, у-т-ка, до-м
). Поэтому в логопедической работе по развитию слогового анализа и синтеза особое внимание нужно уделить выделению закрытого слога как единого целого.
Логопедическая работа должна учитывать поэтапность формирования умственных действий. Поэтому сначала работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию действия, в дальнейшем она осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухо-произносительных представлений.
При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество или использовать прием восприятия тыльной стороной ладони движений нижней челюсти. Использование этого приема связано с тем, что гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем согласные. Так как количество гласных соответствует количеству слогов, то количество движений нижней челюсти будет соответствовать количеству слогов в слове.
В логопедической работе по развитию слогового анализа в речевом плане делается акцент на умение выделять гласные звуки слова. Дети должны усвоить основное правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения, как пропуски гласных звуков или их добавление.
Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по развитию дифференциации гласных и согласных, выделению гласного звука на фоне слова и выделению гласных звуков из слова.
При дифференциации гласных и согласных звуков дается представление о самих звуках и об основных признаках их различения. Дети уточняют, что эти звуки отличаются по способу артикуляции. Так, при произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает на своем пути преграды, проходит свободно, а при произнесении согласных звуков воздушная струя па своем пути встречает преграду в виду смычки или узкой щели. Гласные и согласные звуки отличаются еще и по характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса. Согласные звуки состоят либо только из шума, либо из голоса и шума. Гласные можно петь, длительно тянуть. И наконец, обращается внимание на то, что гласные образуют слог, являются слогообразующими звуками. Для закрепления дифференциации используется следующий прием: логопед называет гласные и согласные звуки, дети поднимают красный флажок, если звук гласный, и синий флажок, если звук согласный.
Причины неправильного произношения
Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.
Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:
- Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
- Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
- Нарушение фонематического восприятия.
- Задержка в развитии нервной системы ребенка.
Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого. Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома.
Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих
Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.
Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:
- Нижний (происходит смягчение звука).
- Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
- Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).
Мнемодорожки скороговорок на звук «З»:
Скороговорки для автоматизации звука «З» при помощи мнемодорожек легче и проще заучиваются малышами. Когда ребенок видит цепочку связных картинок ему не так страшно начинать учить даже сложный текст. Поэтому, используйте для заучивания скороговорок мнемодорожки. Это сделает ваши занятия не только полезными, но и увлекательными.
Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование
Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.
Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики. Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант.
Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.
Чем раньше будет начата логопедическая работа, тем скорее речь станет правильной и все звуки будут доведены до автоматизма.
Варианты игр со скороговорками:
- Найди в скороговорке слова со звуком «З»;
- Найди слова, где в скороговорке звук «З» стоит в начале слова, в середине слова;
- Придумай свое смешное предложение с этим словом;
- Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
- Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
- Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
- Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);