Дислалия
Самая распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет и старше. Этот термин обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита. Уверенно ставить такое заключение дислалия можно, если:
- у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту;
- он правильно строит фразы и предложения;
- слова согласованы по родам, числам и падежам.
Если кроме дефектного произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем недоразвитии речи.
Что делать, если ребенку поставили диагноз «дизартрия»: советы логопеда
Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их ребенка — кровного или приемного — наблюдаются проблемы с речью и, услышав слово «дизартрия», чувствуют себя растерянными. Что такое дизартрия, почему она возникает и как ее скорректировать, рассказывает специалист Ресурсного , учитель-логопед высшей категории, член Российской ассоциации дислексии Галина Орлова.
− Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. От этого страдает звукопроизношение, — объясняет Галина. — В более легких случаях это искажение определенных звуков. При тяжелых течениях диагноза можно заметить пропуски и замену звуков. Нарушаются темп, выразительность речи.
Дизартрия также может характеризоваться наличием параличей и парезов органов артикуляции. В этом случае малопонятная речь — это следствие диагноза, вплоть до отсутствия речи из-за полного паралича речедвигательных мышц — анартрии.
Причины дизартрии могут быть разными — отклонения от нормы в период внутриутробного развития из-за токсикоза, гипертонии, нефропатии у матери, инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, а также асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды, механическое родовспоможение, длительный безводный период в родах.
С самых первых дней жизни такие дети наблюдаются у невролога. Им нередко назначают медикаментозное лечение, массаж и другие реабилитационные процедуры.
− Как распознать дизартрию?
− Внимательный родитель может заподозрить ее по необычной мимике ребенка, обильном слюноотделении, по форме и положению языка, способности зафиксировать артикуляционную позицию, звукопроизношению.
− Когда необходимо начинать работать с дизартриками?
− Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте. Чем раньше диагностировано заболевание, начаты лечение и коррекционные занятия, тем больше шансов на успех.
− Что делать родителям, если у ребенка диагностирована дизартрия?
— Первый шаг, безусловно, — обследование у невролога. Специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только корректирует некоторые неврологические симптомы. Также важна консультация логопеда, владеющего техникой логопедического массажа, который после полного обследования даст заключение и рекомендации.
Кроме того, специалисты советуют развивать мелкую моторику. Можно собирать пазлы и конструктор «Лего», лепить из пластилина − существует множество игр, развивающих маленькие пальчики. Можно применять нетрадиционные методы воздействия, такие как су-джок-терапия. Самый простой метод су-джок-терапии — занятия со специальными мячиками-массажерами.
Детям двух-трех лет показаны занятия логоритмикой, например, по методике Железновой. Для коррекции дизартрии у детей пяти лет к занятиям подключается специалист-дефектолог.
− На что направлена работа логопеда на занятиях?
— Специалист занимается развитием просодической стороны речи — ритма, силы, тембра, мелодики, темпа, логического ударения, дикции, а также артикуляции и звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, коррекцией речевого дыхания. Также логопед уделит внимание нормализации мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитию произвольных мимических движений.
Если у вас нет возможности посещать логопеда, то можно самостоятельно заниматься с ребенком дома, предварительно пройдя курс занятий у специалиста.
Приведу примеры некоторых элементов логопедического массажа и самомассажа: по очереди надуваем щеки, втягиваем щеки; закрываем и открываем рот, щелкаем зубами; рассасываем небольшой кусок сахара или леденец; имитируем рассасывание леденца; облизываем губы; зажимаем зубами кусок бинта или марли на длительное время, задача взрослого − пытаться с осторожностью убрать ткань.
Также важно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики — это упражнения «Хоботок» (вытягиваем вперед губы, зубы и губы сомкнуты, держим пять секунд), «Заборчик» (губы в улыбке напряжены с приоткрытым ртом, зубы сжаты, нижняя челюсть в спокойном состоянии, держим пять секунд) и их чередования, «Окно» (с каждым счетом открываем и закрываем рот), «Лопатка» (при улыбке с открытым ртом на расслабленную нижнюю губу кладем язык в плоском состоянии, держим пять секунд), «Иголка» (улыбаемся с открытым ртом, выставляем язык вперед, стараясь не загибать его вверх), «Лопатка-иголка» (чередуем упражнения), «Часы» (улыбаемся с открытым ртом, высовываем язык и производим движения вправо и влево, при этом касаясь языком уголков рта), «Качели» (улыбаемся с открытым ртом, кончиком языка упираемся то в верхние, то в нижние зубы), «Лошадь» (щелкаем кончиком языка, имитируя цоканье копыт).
За годы работы я достаточно часто встречала детей с диагнозом «дизартрия» разной степени выраженности. Этот вид нарушения речи в последние годы становится глобальной проблемой, поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения и обратиться к специалисту. Но родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми-дизартриками не должна ограничиваться занятиями с логопедом. Для наилучшего результата эту работу следует продолжать дома, на прогулке и в любых совместных делах.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Общее недоразвитие речи
Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:
- неразвитая связная речь;
- нарушение произношения и дифференциации звуков;
- словарный запас беден и не соответствует возрасту;
- словообразование и словоизменение затруднены.
При общем недоразвитии речи страдают все компоненты системы: фонетика, лексика, грамматика. Такие дети поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить высказывание не могут.
Имеется три уровня ОНР:
- В наличии отдельные элементы речи, лепетные слова, предложения из одного слова, сокращение сложных слов.
- Речь состоит из коротких фраз, состоящих из 2-3 искаженных слов, с перестановками слогов и несогласованных между собой.
- Нарушено употребление предлогов, окончаний, слоговой структуры сложных слов.
Основные причины таких логопедических проблем у детей — патологическое течение беременности и родовая травма. Они же могут быть причинами следующей патологии речи.
Логопедические речевые нарушения. Нарушения речи
В России сейчас:
В 2021 г. о проблеме увеличения количества речевой патологии заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева. Она призвала регионы увеличить количество ставок школьных психологов и логопедов. По словам министра, на сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы. При этом на одного школьного педагога-психолога приходится 850 учащихся, а в детских садах — 420 детей. 2021год
В 2000х г более подробные исследования проводились в Санкт-Петербурге психолого-педагогическим . Обследовали 580 детей подготовительных групп (дети шести лет) из 44 обычных районных детских садов по единой схеме (состояние звукопроизношения, словарный запас, сформированность грамматики и словоизменения, простейший звуковой анализ слов).
«Результаты исследования показали, что дефекты звукопроизношения имелись у 52,5% детей, причем 16,7% из этого числа приходилось на полные звуковые замены, свидетельствующие о неисчезновении «возрастного косноязычия» и являющиеся несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии. Остальные 35,8% составили в основном стертые и выраженные дизартрии.
В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является и то, что даже в младших группах детских садов теперь не о, поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические формы нарушений звукопроизношения. Так из 145 обследованных детей в возрасте от 3 до 4 лет у 20% отмечалась стертая форма дизартрии у 10,3% механическая дислалия, что в общей сложности составляет 30,3%.
Наряду с этим было выявлено, что у 21,5% детей подготовительных групп отставал от нормы словарный запас, у 25% отмечалась несформированность функции словоизменения (в норме она должна быть сформирована примерно к 4 годам) и 61,6% — функция словообразования (в норме основными способами словообразования ребенок овладевает к началу школьного обучения). Кроме того, даже простейшие формы фонематического анализа слов оказались недоступны 25% обследованных» (Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. )
2000 г. Исследования Филичевой Т.Б.: Недоразвитие речи у дошкольников – 40-50% (из 5128дошкольников 948 детей с ОНР, 1794 ребенка с ФФНР и другой патологией).
Итого: 58 – 61% всех нарушений.
В США и в Европе сейчас.
2006 г. По данным американского Национального института по изучению глухоты и других коммуникационных расстройств: у более 5 % американских детей в возрасте 6-7 лет были выявлены различные речевые нарушения, а примерно у 2,5 % детей до 5 лет — заикание.
Сюда следует добавить специфическое языковое расстройство (у нас называется моторной алалией) 8 – 10% детей.
Итого: 15 – 18% всех речевых нарушений.
Сравнение с тем, как было раньше в СССР.
Статистика 50х годов 20го века в СССР. Нарушения звукопроизношения – около 17% (дошкольники и младшие школьники). Дисграфия (младшие школьники) – 6%.
Статистика 2000-2010х годов РФ (Москва и область, Санкт-Петербург и область). Нарушения звукопроизношения 52,5%. Дисграфия (младшие школьники) – 37%.
Также из учебника «Логопедия» Волковой – с ссылкой на Хватцева.
Итого: количество нарушений выросло в 3 – 6 раз.
Анализ статистики
— «в последние десятилетия(…) произошли глубокие социально-экономические, экологические и другие изменения в нашей действительности, приведшие к резкому к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. (…) ситуация такова, что необходимо во многих случаях принимать самые неотложные меры по выравниванию весьма тяжелого и сложного положения».
(Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. )
Многие родители рассуждают так: ну и что, что мой ребенок непонятно («мало», «плохо» – вставьте своё) говорит, ведь все дети вокруг так же говорят. Как написала в своем блоге одна мама: «Мы так привыкаем жить среди не нормы, что перестаем осознавать, что это не норма!».
Что является причиной выросшего количества Речевых расстройств по мнению рядовых логопедов:
- зарплата 11тыс руб. в мес. отличается от зарплаты в СССР – когда логопеды получали как инженеры. Многие хорошие специалисты ушли;
- Сокращение ставок логопедов в детских садах, школах, поликлиниках;
- Сокращение детских садов и школ ТНР;
- Прием в поликлиниках к логопедам вместо 2лет в 5 лет;
- Сокращение логопедического занятия в госучреждениях с 1 академического часа до 15 мин;
- Увеличение количества детей в логогруппе ОНР с 12 до 18 детей (без увеличения рабочего времени логопеда). Ранее в 30х – 50х годах было всего 5 человек в логогруппе;
- Появление комбинированных (интегрированных) логогрупп – где все речевые нарушения находятся вместе;
Нарушения темпа и ритма речи
Эти логопедические проблемы детей заметны даже не специалисту. Среди них:
- Тахилалия — ускоренное произношение слов и предложений;
- Брадилалия — замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью (думает такой ребенок тоже медленно);
- Спотыкание — остановки в речи не судорожного характера;
- Заикание — одна из самых тяжело поддающихся коррекции речевых патологий, вызванная судорогами всех отделов речевого аппарата. Причина заикания — неправильное речевое воспитание, психические травмы.