Проясняй слова: русский язык!
Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку «Ваш простой бизнес-помощник» на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Октябрь 2010 | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Автор Курсы Easy Speak
Статистика
1.977 подписчиков +1 за неделю
- Выпуски
- Статистика
Все выпуски
Йотированные гласные
[td]
Выпуск № 86 от 2010-10-20 www.clearwords.ru Количество человек, получивших этот выпуск: 1875 |
«Чтобы цивилизация выживала, необходимо ещё в школе воспитывать у детей привычку и способности к обучению. Школа – это не то место, куда отдают детей, чтобы они не путались под ногами у взрослых в течение дня. Это было бы слишком дорогим удовольствием. Школа также не предназначена для того, чтобы делать из детей попугаев. Школа – это место, где развивают умение учиться и где детей можно подготовить к встрече с реальной жизнью, научить их компетентно справляться с ней и подготовить к тому, чтобы взять в свои руки завтрашний мир, в котором сегодняшние взрослые будут уже пожилыми людьми и стариками »
— Л.Рон Хаббард.
Буквы а, у после шипящих
Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц
.
Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, [ж], [ш]) либо из исконно твердых стали мягкими ([ч]).
Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а
или
у
(употребление
я
или
ю
считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.
Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.
Определение
Йотированные гласные — это гласные, которые в определённых случаях составляют 2 звука (е, ё, ю, я). Соответственно: е=йэ, ё=йо, ю=йу, я=йа. Пример: Йотированные гласные буквы всегда обозначают только два звука.
Давайте рассмотрим случаи, когда эти гласные состоят из двух звуков.
1. В начале слова. Например, когда вы произносите слово «яма» [йама].
Еще несколько примеров, когда гласная стоит в начале слова: Ёжик, Енот, Юла, Яблоко.
2. После гласных, например в слове «заяц» [зайац].
Еще несколько примеров: заявка, приют, Пелагея.
3. После букв ъ, ь, например в слове «вьюга» [вйуга]
Еще примеры, когда гласная стоит после Ь или Ъ:въезд, вьюнок, Наталья.
Положение речевого аппарата при образовании согласных звуков.
Звуки Б, П.
Губы плотно сомкнуты. Язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов; при звуках П и Б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки Б и П. При звуке Б голосовые связки вибрируют.
Рис. 9.
Артикуляция П, Б: а — снаружи; б — внутри.
Звуки В, Ф.
Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов, нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно — кончик у нижних передних, зубов. Продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки В и Ф. При звуке В связки вибрируют.
Рис. 10.
Артикуляция Ф, В: а — снаружи; б — внутри.
Звуки Д, Т, Н.
Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. При звуке Д и Н связки вибрируют, при звуке Д и Т нёбная занавеска поднята; при звуке Н нёбная занавеска опущена.
Рис. 11.
Артикуляция Д, Т, Н: а — снаружи; б — внутри.
Опущенное нёбо при Н.
Звуки К, Г, X.
При звуках К и Г сильно выгнутая спинка языка касается твердого нёба. Нёбная занавеска поднята. Выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом, от этого образуются взрывные звуки К и Г, если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук X. Нёбная занавеска при образовании звуков К, Г, X поднята. При звуке Г голосовые связки вибрируют.
Рис. 12.
Артикуляция К, Г, X: а — снаружи; б — внутри.
Звук Р.
Образование звуков Р и Р мягкого вызывается частыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха. При твердом звуке Р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При Р мягком кончик языка колеблется у передних верхних зубов. Голосовые связки вибрируют.
Рис. 13. А
ртикуляция К в сочетании с разными гласными
Рис. 14.
Артикуляция Р (внутри)
Звук М.
Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при звуке А; выдыхаемый воздух проходит через нос.
Рис. 15.
Артикуляция М
Рис. 16.
Артикуляция Л
(снаружи) (снаружи)
Звук Л.
Кончик языка прикасается к верхним передним зубам, корень языка приподнят, нёбная занавеска поднята, голосовые связи вибрируют.
При звуке Л мягком кончик языка прикасается к верхним альвеолам, весь язык более напряжен, чем при звуке Л твердом.
Звуки З, С.
Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних десен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верхним деснам и образует с ними узкую щель. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки 3 и С. Рот слегка раскрыт (на три миллиметра), нёбная занавеска поднята; при звуке 3 голосовые связки вибрируют. При мягких 3 и С средняя часть спинки языка больше приближается к твердому нёбу, в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона.
Рис. 17.
Артикуляция 3, С:
а — снаружи; б — внутри
Звуки Ж, Ш.
Широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам, почти к краю альвеол, но не касается твердого нёба. Между языком и твердым нёбом образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке создается впадина (ее иначе называют «ковшиком» или «чашечкой»). Зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед. При звуке Ж связки вибрируют.
Рис. 18.
Артикуляция Ш, Ж: а — снаружи; б — внутри
Марина Владимировна Чеканова
Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»
Чеканова М. В., учитель – логопед
г. Нефтеюганск
Подготовительная группа
Тема : «Йотированные гласные
»
Цель : систематизировать знания детей о йотированных гласных буквах
ЕЁЮЯ в начале слова в сильной позиции.
Задачи :
Образовательная :
Умение определять звуки в начале слова в сильной позиции, обозначая сочетание звуков буквами
.
Коррекционно-развивающая :
Развивать фонематический слух через дифференциацию йотированных гласных
;
Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук с помощью гимнастики с биоэнергопластикой.
Воспитательная :
Воспитывать умение отвечать полным ответом, слушать ответы товарищей.
Методы :
Словесные – беседа, объяснение.
Наглядные – мультимедийная презентация, камни-звуки, слогов
, элементы
букв
, модели домов с
буквами Е
,Ё,Ю,Я
Практические – выполнение артик. упражнений, заданий на определение последовательности звуков, слогов
; построение
букв
.
Технологии :
Здоровьесберегающие (артикуляционная, дыхательная гимнастика, физминутка)
Компьютерные технологии (слайдовая презентация)
Игровые (дидактические игры, словесные)
И или ы в сочетании с ц
Разберем, какие следует писать гласные после ц
. Буква
ы
пишется в следующих случаях:
- Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
- В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.
- В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.
В фамилиях и
либо
ы
после
ц
не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание. Допустим, в фамилиях Куницын, Старицын пишется
ы
, а Ельцин или Вицин необходимо писать через
и
.
Теперь разберем случаи, когда после ц
требуется употреблять
и
. Это все те, которые не попадают под перечисленные выше правила.
- Корни слов (кроме исключений, перечисленных в пункте 3 предыдущего правила). Например: цифра, цирк, цигейка, специфический, цилиндр, Циолковский, вакцина.
- Суффиксы иноязычного происхождения: конституция, революция, организация, интерпретация, медицина, маршрутизация, кальцит.
- В качестве связки между частями сложного слова и в аббревиатурах также пишется и
: ВЦИК, специнтервью, блицинформ.
Ударное положение о, е в сочетании с шипящим
В сильной позиции для передачи звука [э] после шипящих следует писать е
. Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.
Гласные о/е
после шипящих подчиняются своим правилам.
Для начала разберем, когда следует писать о
.
- Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
- Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а
: поножовщина. - Если является -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
- Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
- Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки (кишок — родительный падеж).
- Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).
О и е в безударном положении
Что касается правописания о
или
е
в безударном положении, то необходимо запомнить, что в слабой позиции следует писать ту букву, которая слышится в сильной. Это касается как корней: жестянка — жесть; шерстянка — шерсть; желтеть — желтый; так и суффиксов: ключевой, плащевой, бичевой; и окончаний: мужем, сторожем, рыжему.
Следует запомнить иноязычные слова, в которых в безударной позиции пишется о
: мажордом, шоссе, шокировать, лечо, Шопен, пончо, банджо и другие. Их написание следует сверять с орфографическим словарем.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Вводная часть.
К нам пришли гости, поздороваемся с ними.
Как ещё можно поприветствовать?
Добрый день, здравствуйте, привет, рад встречи
А йоги, например, здороваются в таком положении. (слайд)
А кто такие йоги?
Поработаем как йоги, только не ногами, а руками и своими языками.
Артикуляционная гимнастика
Основная часть.
1. Составьте предложение о йогах. (СХЕМА)
Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)
Как слова отделяются друг от друга? (Паузами. Сколько пауз, столько слов)
2. Назовите слово, в котором есть звук Й.
Назовите первый звук в слове ЙОГИ.
Какой он, вспомним.
Чем гласные
звуки отличаются от
согласных звуков
?
Физминутка.
Разделитесь на две команды : Команда И-краткая, команда гласных
.
Перед вами два дерева – с красными яблоками (модели артикуляции гласных
)
и с зелеными. Чья команда быстрее сорвет яблоки.
Команды стоят напротив друг друга, в руках держат «звуки-яблоки»
Сможем ли мы объединить И –краткий звук с гласными
?
(ответы детей)
Выясним
Посмотрите на экран. Назовите первый звук в слове ЯБЛОКИ, второй.
Звуки ЙА.
Выйдите те ребята, у которых в руках эти «звуки -яблоки»
.
Аналогично с другими йотированными буквами
ЁЖИК, звук ЙО.
Юбка, звук ЙУ.
Ель, звук ЙЭ.
Вывод : Объединился ли и-краткий с гласными
звуками в начале слова?
Что происходит, когда произносим два звука? (Сначала небольшое препятствие, запинка, а потом звук тянется)
Игра «Запинки»
В каких случаях мы услышали 2 звука в словах?
3. Игра «Заселим звуки в дом»
.
У каждого дома своё название.
Какие звуки заселим в дом с буквой Я
? (ЙА, Ё (ЁО, Ю
(ЙУ)
Вывод : С какими буквами
«дружат»
звуки ЙА
(с буквой Я
)
4. Игра «Назови слова»
Назовите слова, которые начинаются на звуки ЙА (яблоко, яхта, Яна, Яша)
ЙО (ёжик, ёж, ёлка, ёрш)
ЙЭ (ель, енот, еда, Емеля)
ЙУ (Юля, юла, Юра, юмор, юный)
Заключительная часть.
Какие буквы
обозначаются двумя звуками в начале слова?
(Е,Ё,Ю,Я)
Публикации по теме:
Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: «Гласные и согласные звуки». Игра в слова. Сказка «Куроч ка-Ряба». цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.
Познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;
Развивать фонематическое восприятие;
Развивать навыки языкового анализа и синтеза;
Учить делать выводы, слушать и понимать других;
Развивать память, внимание и мышление.