Картотека загадок по звукам (Р,Л,Ж,Ш,Ч,Щ,С,З,Ц).методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме


Загадки про знаки препинания

  • Знак простой – крючок и точка,

Я пишу его на строчке.

Если что-то вдруг спрошу,

То в конце его пишу.

(Знак вопроса).

  • Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

В конце третьего листочка

Я закончил. Ставлю…

(Точку).

  • Какая погода!

И день замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой -…

(Восклицательный).

Музыкальные загадки

Музыкальные загадки с ответами

Музыкальные загадки — скрывают в ответах песни, ноты, музыкальные инструменты. Если смогли отгадать хоть несколько загадок, то крики «Браво, восхищение — это ваши, без сомнения!» Каверзные задачки для ума требуют хорошей подготовки. Начнем, пожалуй, с оркестра. Кстати, и про него есть загадка, и про человека, что в оркестре самый главный, как в России президент. Пройдемся по инструментам? Больше скрипки в 10 раз, это звучный…? Контрабас. А вот красивый и огромный — инструмент тот с давних пор украшал собой собор. Да, это орган.

Не забудьте показать детям иллюстрации к музыкальным загадкам. Они увидят схожесть и различие флейты и свирели, научатся различать скрипку, альт и виолончель. А аккордеон никогда не назовут баяном, гармошкой. Возможно, дети сделают открытие, что ложки и тарелки не только посуда и сделаны из звонкого металла и дерева.

Загадки помогут подметить детали, например у валторны: «я похожа на улитку». А про гитару придется рассказать больше, иначе дети сами спросят, почему она «романтичная испанка, шестиструнка-чужестранка».

Загадка про ноты расставит все по местам. А папа Карло познакомит с профессией шарманщика. Давайте посчитаем людей, обладающих вокальным талантом. Тридцать маленьких ребят на скамеечках стоят, все поют, все — на подбор, догадались? Это … хор! А если музыкантов четверо, трое или всего два? Все ответы у нас есть. Кому надоест петь и играть, можно перейти к танцам: полька, мазурка, вальс, это тот, что нас пленил, его Штраус сочинил. Вместе с нами можно проследить, как появляется песня. Кто придумывает слова, а кто «пишет музыку для нас, мелодии играет». Дальше дело за исполнителем. Музыкальные загадки представляют богатый материал для гармоничного развития ребенка, помогут разобраться во всем разнообразии инструментов.

Семь сестренок очень дружных, Каждой песне очень нужных. Музыку не сочинишь, Если их не пригласишь.

Ноты

Ими друг о друга бьют, А они в ответ поют И блестят, как две копейки, — Музыкальные…

Тарелки

Назовите без ошибки Инструмент чуть больше скрипки. Он ее ближайший друг, Но немного ниже звук. Есть и струны, и смычок, В музыке не новичок!

Альт

Круглый, звонкий, всем знакомый, Все линейки с нами в школе. Дробь на нем стучим всегда, Громкий звук — не ерунда. Инструмент не зря нам дан, Чтоб стучали в…

Барабан

Пять ступенек — лесенка, На ступеньках — песенка.

Ноты

Нужен музыке не только «сочинитель», Нужен тот, кто будет петь. Он…

Исполнитель

Он пишет музыку для нас, Мелодии играет, Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет?

Композитор

Три струны, играет звонко Инструмент тот — «треуголка». Поскорее узнавай-ка, Что же это?

Балалайка

Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый…

Барабан

Он стоит на трёх ногах, Сам чёрный, в чёрных сапогах, Зубы белые, педаль, Называется…

Рояль

Приложил к губам я трубку, Полилась по лесу трель. Инструмент тот очень хрупкий, Называется…

Свирель

Пять линеек — дом для нот, Нота в каждой здесь живет. Люди в мире разных стран Зовут линейки…

«Нотный стан»

Тот, кто песни не поет, а слушает, Называется, ребята, …

Слушатель

Он ключ, но ключ не для двери, Он в нотоносце впереди.

Скрипичный ключ

В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее?

Гармонь

Звенит струна, поет она, И песня всем ее слышна. Шесть струн играют что угодно, А инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым. Тот инструмент зовем…

Гитарой

А это что за чудеса? В лесу мы слышим голоса, Ребята у костра сидят, Поют и на нее глядят. Чтобы она вдруг зазвучала, Щипни струну ты для начала. А струн бывает семь иль шесть, Ее достоинств нам не счесть. Всем под нее легко поется, Скажите, как она зовется?

Гитара

Я на сцену в полумраке Выйду в элегантном фраке. Тонкой палочкой взмахну — Скрипочки зальются, Всколыхнет арфист струну, Трубы отзовутся. Как оркестр играет славно! Ну а я в нем — самый главный!

Дирижер

В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поет-заливается. Как называется?

Дудочка

Он пишет музыку для нас, Мелодии играет, Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет?

Композитор

Если ноты в ряд стоят, Эти ноты —…

Звукоряд

Он похож на погремушку, Только это не игрушка!

Маракас

В лесу выросла, Из лесу вынесли, На руках плачет, А на полу скачут/

Балалайка

На листочке, на страничке — То ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке И щебечут песенки.

Ноты

Богиня инструментов всех – Звучит журчанье, шелест. По струнам пальцы пролетят – Что даже птицы замолчат.

Арфа

Это что за инструмент высотою в целый дом? В трубы, в дерево одет, украшения на нем. Голосов имеет много этот звучный великан. Он то ласковый, то строгий, а зовут его…

Орган

Балы… балы… и музыка играет, На танец даму кавалеры приглашают. Французский танец движет силуэт, А танец называем…

Менуэт

Все герои спектакля на сцене танцуют – Не поют, не играют и не рисуют… Прекраснее спектакля в театрах нет, А называется он просто — …

Балет

Запись нот объединяет Инструментов голоса, Что в оркестре-то играют: Птичка — флейта, волк — труба. Запись нот в такой текстуре Называют…

Партитурой

Скрипке он как старший брат, Ей помочь в оркестре рад. Он и альту верный друг, У него басовый звук. Он смычковый исполин, Крупный важный господин

Контрабас

В театре очень интересно, Когда в спектакле все поют. И музыку играл оркестр. Спектакль как же назовут?

Опера

Инструмент тот с давних пор Украшал собой собор. Украшает и играет, Весь оркестр заменяет.

Орган

За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких…

Ложках

Инструмент зовем роялем, Я с трудом на нем играю. Громче, тише, громче, тише — Все игру мою услышат. Бью по клавишам я рьяно, Инструмент мой — …

Фортепиано

Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает.

Барабан

Деревянные ладошки, А звучат, как будто ложки. Ну–ка дайте мне ответы, Что же это?

Кастаньеты

Шарада

Загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая их которых может быть самостоятельным словом. Три буквы – термин при игре, Другие три – победный крик, А в целом встретишь на дворе, Услышав вдруг собачий рык. (Кон-ура) Названье ноты напиши, Прибавить имя поспеши – И покачусь я по дороге Или тебе обую ноги. (Ре-Зина) Ты первым слогом пишешь. Вторым ты стукнешь по шару, Вступив с товарищем в игру. А в целом о ручье услышишь, Когда ручей тот неглубок, Не скроет по колени ног. (Мел-кий) Из писка птиц мой первый слог возьмите, Второй – с бараньей головы. Откройте печь и там найдите То, что не раз едали вы. (Пи-рог) Скопировать

Загадки про буквы алфавита

Айболиту все сперва Говорили букву … (А)

Обруч, мяч и колесо, Вам напомнят букву … (О)

В старом дереве дупло Ну совсем как буква … (О)

Давно известно детям всем: Корова знает букву … (М)

Каждый барашек скажет тебе, Очень уж любят они букву … (Б)

Разделять всех он мастак, Безголосый … (твёрдый знак)

Целый час жужжит уже На цветочке буква … (Ж)

На одной стоит ноге, Любят гуси букву … (Г)

Для шипенья хороша В алфавите буква … (Ш)

Узнаешь сразу ты её — С двумя глазами буква … (Ё)

«Горячо как мне в свече!» — Причитает буква … (Ч)

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» — Так хохочет буква … (Х)

Ходит с палочкой, увы, По страницам буква … (Ы)

Не получится борща, Если нет в нем буквы … (Щ)

Точит коготь на крыльце Царапучка буква … (Ц)

Половинку от жука Составляет буква … (К)

Безголосый он добряк, Всё смягчает … (мягкий знак)

Я, очки на нОс надев, Стану сразу буквой … (Ф)

Я нашёл сучок в лесу, Он похож на букву … (У)

Мы запомнили легко: Номер первый — буква … (не О, а А)

Кусок от бублика я съел, И получилась буква … (не Л, а С)

Круглой формы голова, Той же формы буква … (не А, а О)

Видим мы в Москве метро, А над входом букву … (не О, а М)

Скажешь ты наверняка, На турник похожа … (не К, а П)

На одной стоит ноге На крыше дома буква … (не Г, а Т)

Слово вкусное УХА Начинает буква … (не Х, а У)

Буква первая, друзья, В алфавите — это … (не Я, а А)

Алфавитную семью Возглавляет буква … (не Ю, а А)

Это вовсе не враньё: Звука нет у буквы … (не у Ё, а у Ь или Ъ)

Дальше всех, совсем в конце, В алфавите буква … (не Ц, а Я)

(И. Агеева)

Звуковые загадки

Особенности игры и ее воспитательное значение. Обучающая задача этой игры во многом совпадает с предыдущей. Но теперь детям нужно не просто отгадать звучащий предмет, а передать характер звука словом или голосом. Это способствует более осознанному и тонкому различению и воспроизведению звука, что является новым шагом в развитии слухового восприятия.

Игровая ситуация и задачи хорошо знакомы детям. Новым для них является тип партнерства (активная роль выполняется небольшими группами). Дети учатся управлять своим поведением: сдерживать естественное желание ответить первым и пр. Все это имеет большое, значение для развития волевых качеств личности ребенка.

Игровой материал. К материалу из предыдущей игры можно добавить несколько музыкальных игрушек, например рояль, дудочку, триолу, балалайку, трензль и др. Подбор игрушек должен обеспечить разнообразие звуков — как протяжных, мелодических, так и ударных, отрывистых. Потребуется также и настольная ширма.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель показывает детям приготовленные для игры предметы и предлагает отгадать загадки; он будет с помощью игрушек извлекать звуки, а ребята, не видя предмета, должны отгадать, что звучит.

Педагог загораживает игрушки ширмой и предупреждает детей, что сидеть надо так тихо, как будто никого нет в комнате, тогда хорошо будет слышен звук каждой игрушки. Он сообщает детям еще одно важное правило игры; когда игрушка кончит стучать, нужно хором сказать следующие слова: «Голосок мы твой слыхали и загадку разгадали. Ты… (назвать игрушку)».

Разгадав загадку, дети вместе с воспитателем должны обозначить словом или передать звукоподражанием характер услышанного звука.

Загадав детям две-три загадки, воспитатель несколько изменяет организацию игры. Он подзывает к себе ребят (четыре-шесть человек). Одним из них предлагает сесть на стульчики лицом к остальным участникам игры, а другим (не больше двух) стать его помощниками в загадывании загадок. Помощники садятся за ширму и по указанию взрослого выполняют действия с игрушками, заставляя их звучать. Отгадывают загадку все дети, но отвечают вслух только те, кого назовет воспитатель. Остальные могут шепнуть отгадку на ушко своим соседям. После каждой загадки воспитатель помогает детям передать характер звука словом или звукоподражанием, вместе с остальными участниками игры оценивает правильность отгадки.

Благодаря смене ролей, игра проходит оживленно, воспитатель получает возможность проверить, как справляется каждый ребенок с предложенной задачей, видеть особенности поведения детей в совместной деятельности. Правила игры.

1. Строго соблюдать тишину, внимательно слушать, как звучит предмет.

2. Говорить разгадку только после слов: «Голосок мы твой узнали и загадку разгадали…» Вслух говорят разгадку только те, кого просит воспитатель. Подсказывать нельзя.

3. На роли помощников выбираются только те, кто играет дружно и выполняет правила.

Советы воспитателю. Игра носит контрольный характер. Она позволяет выяснить индивидуальные особенности поведения каждого ребенка, что очень важно для дальнейшей работы.

Заметив первые признаки ослабления внимания и интереса у детей, предложите им роли помощников, не дожидаясь с их стороны явного нарушения правил. Проводите игру живо, эмоционально, при полной активности всех ее участников.

Обновлено: 2019-07-09 22:38:35

  • Среди Медицинских учреждений, оказывающих акушерско — гинекологическую помощь, особая роль принадлежит женским консультациям. Они выполняют весьма важные задачи
  • Психическое здоровье Личная гигиена Сон Рациональное питание Здоровый образ жизни далее Со временем вы обнаружите, что здоровый образ жизни становится
  • Проблема зрения в современных условиях непосредственно упирается в проблемы школьного образования. Коль скоро уже десятки поколений людей в детстве принудительно
  • Глаз расположен в глазничной впадине черепа. От костей глазничной впадины к наружной поверхности шаровидного глазного яблока подходят мышцы, которые
  • Медицинская пиявкаИсторию античности, Средних веков, эпоху Ренессанса можно было бы проследить через историю той неоценимой пользы, которую приносили
  • Здоровый образ жизни включает в себя различные составляющие, среди них важнейшими являются психическое здоровье и физическая активность. Эмоциональная сфера
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]