Как работать со скороговорками для улучшения дикции
Хотите быстро улучшить дикцию? Начните произносить внятно похожие звуки.
Для того чтобы их сформировать, двигайте языком, челюстью и лицевыми мышцами примерно одинаково.
К проблемным звукам относятся буквы «Л» и «Р», «С» и «Ш», «М» и «Н». Сами вы вряд ли точно сможете определить проблемы с дикцией, обнаружить дефекты. Для этого существует такая профессия как логопед.
Но самостоятельно вы все же можете работать над всеми звуками и постепенно улучшать свое произношение. Проговаривайте слова и фразы с вышеперечисленными звуками. Тренируйтесь с проблемными слогами.
- И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но, заскороговорившись, выскороговорил, Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
Тренировки лучше проводить следующим образом:
- произнесите глухие шипящие (По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел);
- свистящие звонкие (По семеро в сани уселись сами);
- сонорные звуки (Константин констатировал).
Выбирать последовательность ваше дело, но если действовать в таком порядке, вы быстрее ощутите результат.
Самая быстрая скороговорка лигурия. Самая большая скороговорка «Лигурия»
Почему то принято думать, что хорошая дикция нужна только актёрам или ведущим телевизионных или радиопрограмм. Многие считают, что в повседневной жизни можно обойтись и без этого. Но разве приятно общаться с человеком, который проглатывает окончания или говорит невнятно? Порой это становится причиной неловких ситуаций, а иногда даже и конфликтов.
Именно поэтому каждого ребёнка надо не просто научить говорить, но говорить чётко и правильно. Отличная дикция может в будущем помочь ему как в профессиональной деятельности, так и в плане взаимоотношений с другими людьми.
Самый простой способ тренировки дикции является работа со скороговорками. Подобные занятия детям очень нравятся. Даже многие взрослые находят эти упражнения весьма забавными.
Конечно, маленьким детям нужно давать скороговорки попроще.
А вот школьникам и взрослым, решившим улучшить свои речевые способности, стоит использовать более сложные задания, например: самую длинную скороговорку – Лигурию.
Текст скороговорки, полная версия
обозначена правильная постановка ударения в наиболее сложных словах
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигури́йский регулировщик регулировал в Лигу́рии. Но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. А потом протокол про протокол протоколом запротоколировал. Как интервьюе́ром интервьюи́руемый лигури́йский регулировщик речисто, да не чисто рапортова́л, да не дорапортовал дорапорто́вывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе. Где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи. А то придет бомбарди́р из Бранденбу́рга — бо́мбами забомбардиру́ет за то, что некто черноры́лый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл. Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время крала́сь к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дёготнико́вой вдовы Варвары два этих во́ра дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбарди́ра вора́м было, и не до дёготнико́вой вдовы, и не до дёготнико́вых детей. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровоко́ла- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары вы́дворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку — в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, Саша на шоссе саше́ нашёл. Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря́ перепономари́т, — перевы́пономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола́ — Фролу́ на Ла́вра наврала́, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что — ва́хмистр с ва́хмистршей, ро́тмистр с ро́тмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полче́твертью четверика́ чечеви́цы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творого́м из сыворотки из-под простокваши, — о всём о том около кола́ колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколова́ть, не перевы́колоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевы́скороговорить; но попытка — не пытка.
Советы по изучению скороговорок
Чтобы сделать дикцию выразительной, улучшить ее качество, необходимо произносить фразы каждый день минимум 15-20 минут от 2-х до 5-ти раз.
Постоянно к уже выученным добавлять новые. Распечатывайте их на листе бумаги большими буквами и развешивайте по дому в тех местах, где вы чаще всего бываете.
Например, на холодильник. Прежде чем его открыть, прочитайте чистоговорку, закрыли – снова прочитали.
Заменяйте уже выученные новыми, примерно через 10 дней. Это тот период, за который она приживается и уже не способствует улучшению артикуляции и развитию дикции.
Советы для удачного становления дикции
Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.
- Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
- Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
- При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
- Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
- Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.
Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.
Какие скороговорки подходят для улучшения дикции взрослых
Начинать улучшать свою дикцию лучше с коротких скороговорок. Так вам легче будет их запомнить, произнести. А также, вы сможете контролировать свое дыхание, и вся чистоговрка будет проговорена на одном дыхании.
Для примера, можете воспользоваться следующими:
- Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
- В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
- Невелик бицепс у эксгибициониста.
- Недопереквалифицировавшийся.
И только когда вы четко будете произносить все эти фразы, следуя нашим советам, уже через неделю заметите первые результаты.
Причины заикания
Такая патология способна начаться в любом возрасте. Часто старт заболевания бывает связан с серьезными психоневрологическими потрясениями. Хотя чаще всего проблема выявляется в самые ранние годы. В тот период, когда ребенок только начинает говорить целыми словами и предложениями. В список причин патологии специалисты включают:
- врожденную слабость или недоразвитие артикуляционного аппарата;
- наследственную предрасположенность;
- возникшие во время рождения повреждения головного мозга;
- внезапные страхи;
- рахит или гипотрофия в раннем возрасте;
- черепно-мозговые травмы;
- тяжелые инфекционные заболевания;
- осложнения заболеваний гортани, языка и ротовой полости.
Большая часть причин устранима. В том числе проблемы, связанные с нарушением строения артикуляционного аппарата.
Роль скороговорок в развитии детской дикции
Чтобы избавить ваших детей от проблем с дикцией, поставить речь уже в детстве, разучивайте с ними скороговорки. Это полезное, интересное и весьма доступное занятие.
Это наиболее эффективный метод для развития речевого аппарата вашего ребенка. Таким образом, у него сформируется четкая и внятная дикция, речь будет чистой и красивой. Есть масса разнообразных веселых скороговорок, что сделает занятие более интересным и занимательным.
- Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
- Квакала Квакуша. Квакуше клево квакалось.
Что такое дикция и зачем она нужна
Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.
Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.
Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:
- эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
- шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
- использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
- продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
- назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
- чмоканье.
Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.
Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых
Сначала возьмите для проработки короткие, зарифмованные, легкие для восприятия фразы. Когда вы начинаете их изучать с вашим ребенком, то лучше всего читайте сначала по слогам, потом целые слова, а в конце всё целиком. Если же не получается, то не ругайте ваше чадо.
Оставьте занятия на некоторое время. Постепенно возвращайтесь к ним. Впоследствии у него начнет всё получаться. В этот момент вы должны похвалить ребенка, это придаст ему уверенности в себе и разовьет ещё больше желания.
Что касается взрослых и деток постарше, то на первом этапе следует поработать с шипящими и глухими звуками. Напомним, что это «п», «т», «ш», «с».
Второй этап подразумевает работу со свистящими и звонкими «ц», «ч» и «ш».
И напоследок работа с третьей группой – с сонорными звуками «м», «н», «л», «р».
Проследите за собой, запишите на диктофон и прослушайте. Когда вы заметите с какими буквами и звуками у вас наблюдаются ошибки, возможно наличие дефектов, с ними и работайте больше.
Пошлые скороговорки для конкурса взрослых на вечеринке
Пошлые скороговорки для конкурса взрослых на вечеринке
Пошлые скороговорки для конкурса взрослых на вечеринке:
- Ехал Коля к Оле полем, Видит: Толя к Оле – шасть. Вволю Коля Толю ломом: Словом, лом – в облом… и страсть.
- В универмаге наверху я Купил доху я на меху я, Но, видно, дал тут маху я — Доха не греет … Абсолютно. (Ну вы поняли, какое слово надо вставить?)
- Шура Семашко щупал Наташку, А санитар Негошин бубен укокошил.
- Поженились Рыба с Раком. Рыбу Рак поставил раком. Попотеть придется, Рак, коль вступил в законный брак.
- Ты потирал довольно руки, глазами нагло раздевал… Топорщились призывно брюки. Во всем витал страстей накал.
- В целлофане целовались цеппелины с пацанами, циберфиллер цыкнул числам целочисленный процесс, а цианистые цыпки зацепились за цунами, цапля с центом танцевали целомудренный эксцесс.
- Кабы дождь не капал, я б пошел покакал, Под раскидистым кустом и подтерся бы листом.
- В городе Калязьеве нас девчата сглазили, А если бы не сглазили, то мы бы с них не слазили.
- Милый мой, милый мой, не ложись ко мне спиной, А ложись-ка грудию, доставай орудию.
- Темнота друг молодежи, в темноте не видно рожи: -Я люблю тебя, я тебя тоже! -Я хочу тебя, я тебя тоже, -Как зовут тебя? Сережа… -Ух ты, блин, меня ведь тоже!
Скорость произношения скороговорок
Чтобы вас лучше понимали даже при быстром темпе речи, то следует потренировать скорость произношения фраз.
Начинайте медленно, размеренно, спокойно, не торопясь. Повторяйте в таком темпе сначала один раз, потом два раза подряд, но уже в два раза быстрее.
Затем увеличивайте количество и скорость в четыре раза, произнесли четыре раза подряд одну в темпе в четыре раза быстрее первоначального. В конце, выполните те же действия, но, уже увеличив темп и количество повторений в 8 раз. Четко, внятно и ясно проговаривайте все слова.
Важно! Старайтесь произносить все скороговорки на одном дыхании, глубоко вдохнули, на выдохе прочитали.
Заикание у детей
Проблемы с произношением у малышей также способны иметь различную этимологию. Родители чаще всего обращают внимание на присутствие нарушения в возрасте 3-4 лет, когда их сын или дочь начинают говорить отдельными предложениями. На этом этапе рекомендуется обращение к логопеду для подтверждения присутствия патологии. При подтверждении нарушения маленький пациент направляется на консультацию к детскому психологу и, при необходимости, психиатру.
В числе частых причин возникновения нарушения специалисты обращают внимание на следующие факторы:
- родовая травма, в том числе нарушение мозгового кровообращения при длительных и сложных родах;
- проблемы, вызванные внутриутробным развитием;
- врожденные или приобретенные неврологические нарушения;
- ребенок пережил сильный стресс или испуг.
Опытный детский психолог определит причину появления заикания и разработает программу терапии. В случаях связи проблемы с физиологическими или неврологическими заболеваниями, в первую очередь проводится лечение основного диагноза. Далее в программу занятий с маленькими пациентами включаются игровые курсы с психологом. Использования таких программ становится основой восстановления нормального течения речи.
Интонации произношения скороговорок
Ни в коем случае не читайте фразы монотонно! Вспомните наставления своих школьных учителей, когда вы изучали стихотворения. Нужно говорить с чувством, с толком, с расстановкой, эмоционально, следить за артикуляцией.
Начните тихо с холодными эмоциями, с недовольством. Затем проговорите в веселом, радостном настроении, излучая счастье. Потом можно читать нежно и таинственно. Таким образом, ваш мозг будет лучше усваивать информацию, и произношение будет все четче.
- На мели мы налима лениво ловили.
- Меняли налима вы мне на линя.
- О любви не меня ли вы мило молили.
- И в туманы лимана манили меня.
Заикание у подростков
Проблема заикания может появиться в подростковом возрасте. В этом варианте появление патологии может быть связано с возникновением неврологического заболевания или травмы.
Частой причиной возникновения заикания в подростковом возрасте становятся проблемы адаптации в общении со сверстниками, частные стрессовые ситуации, сильный испуг. Для подростков максимальное внимание в терапии отводится занятиям с психологом или психотерапевтом. Если проблема с произношением связана с психотравмирующими ситуациями, к беседе со специалистом привлекаются родители подростка. Многие психологические травмы вызваны внутренними конфликтами в семье. Когда причиной нарушения речи становятся взаимоотношения с одноклассниками, психолог может рекомендовать смену учебного заведения или проведение беседы с педагогом.
Заикание у подростков, связанное с психосоматическими травмами, устраняется с помощью речевой зарядки. Проводятся занятия, помогающие юному пациенту повысить самооценку.
Скороговорки на буквы ф, х, ц, ч, ш, щ
Трудности с шипящими звуками, тогда вам следует тренироваться на фразах, содержащих звуки «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ».
- Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
- Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
- Хорошо хохочет Хрюшка. Хрюшка наша хохотушка.
Тренируйте навыки чтения, произношения, артикуляции. А может, именно вы станете великим известным оратором! Для этого всего лишь следуйте нашим советам, и у вас все получится!
Заикание лечение в домашних условиях
Многие занятия, помогающие избавиться от заикания, можно проводить самостоятельно дома без наблюдения врача. Такие практики описаны в медицинской литературе. Рекомендации обязательно дадут в медицинском учреждении во время занятий с логопедом и психологом.
- Пациентам любого возраста рекомендована дыхательная гимнастика:
- В положении сидя с опущенной к груди головой пациент делает быстрый вдох носом и насколько возможно медленный выдох ртом.
- Укреплению связок, что помогает избавиться от заикания, помогают вращения головой, выполняемое по оси. Стоять нужно прямо, тело расслаблено, руки опущены вдоль туловища.
- Проводятся репетиции произнесения фраз перед зеркалом, помогающие закрепить навык произношения слогов и слов без задержек и нарушений. Во время занятий с ребенком, весь комплекс с ним могут проходить родители или педагоги.
Привычка также устраняется с помощью пения по слогам слов. Такие занятия особенно нравятся маленьким детям.
Логопед готов рекомендовать песни, нравящиеся представителям любых возрастных групп. Напевать их можно в постоянном режиме. В том числе про себя. Дополнительно дома рекомендуется тренироваться в произношении речей и выступлений. Взрослые пациенты проговаривают свои «слова», которые требуется произносить, например, на совещании. С подростками и детьми родители дома могут проговаривать ответы на домашние задания. На начальных этапах такие тренировки можно доводить до автоматизма. Далее сформируется привычка публичных выступлений, которая у страдающих заиканием в большей части случаев бывает нарушена за счет отсутствия желания в очередной раз демонстрировать окружающим существующий недостаток.
Еще полезные советы
- Тяжелые в произношении скороговорки надо озвучивать особым способом. Первую часть сложного предложения произносят как бы полунапевая, наращивая голосовую тональность постепенно до самой высокой точки.
- Оставшаяся часть предложения озвучивается в обратной последовательности: от высокой нотки к максимально низкой. В завершении занятия скороговорку надо дважды произнести своим обычным голосом, не изменяя привычного тембра.
- Скороговорки рекомендуется сочетать между собой, составляя длинные комбинации. Но в таком случае предложение или текст должно иметь определенную смысловую нагрузку, которую человеку необходимо донести до слушателя.
- Самые сложные скороговорки для дикции надо произносить вслух несколько раз подряд. Это поможет добиться свободного и непринужденного звучания.
- Не стоит пытаться проговорить такую скороговорку послогово – это только утяжелит речь, сделает ее бессмысленной и неестественной. Лучше всего произнести учебную фразу вслух в нескольких «скоростях»: медленно – немного побыстрее – очень быстро либо медленно – быстро.
- В начале изучения сложных предложений гласные буквы надо произносить негромко, делая акцент на согласных. Звучать они должны звонко и максимально отчетливо.
- Надо изменять и громкость голоса. Начинать необходимо потихоньку, постепенно увеличивая его до полной силы. Дополнительно скороговорку надо проговаривать, зажав ноздри пальцами.
Скороговорки – один из способов отработки дикции человека, постановки звуков и улучшения речи в целом.
Как сделать выбор
До начала упражнений необходимо подобрать скороговорки, дав оценку имеющимся речевым проблемам. Пользу в постановке дикции принесут скороговорки для взрослых, которые изначально вызывают у человека сложности с прочтением.
- Алабайя в Алабаме Обама облобызывал.
- Вся братва в дрова во дворе трава.
- Оптимизаторы оптимизировали оптимизировали да так не выоптимизировали.
Для первых занятий достаточно будет подобрать три примера. После окончания урока человек должен озвучивать выбранные предложения без затруднений. Это правило касается и чтения, и произношения вслух.