Мы торопимся рассказать новость или воспроизвести мысль, даже не задумываясь о том, что «проглатываем» много звуков и превращаем речь в невнятный поток слов. Собеседник может быстро потерять интерес к общению, и рассказ не будет звучать убедительно. Чтобы не происходило неловких ситуаций, следует работать над дикцией. Лучшими тренажерами для этой цели будут самые сложные скороговорки в мире.
Осваивание сложных скороговорок – занятие полезное и потешное. Народы испокон веков специально придумывали фразу так, чтобы сочетаемость некоторых звуков было тяжело проговорить. Регулярное повторение самых сложных скороговорок сделает речь четкой и улучшит артикуляцию. Этот вид тренировки речи также поможет весело скоротать время с друзьями, поскольку ошибки в произношении больших и сложных скороговорок вызовут море улыбок и смеха.
Почему произносить так трудно
Лингвисты из Мессачусетского института пытались понять, что происходит с речевыми зонами мозга во время произношения скороговорок. И пришли к выводу, что трудности возникают, когда человек пытается произнести сразу два звука почти одновременно. Такая двойная атака порождает «задержку» в работе мозга. Группы нейронов, ответственных за произношение звуков, что чередуются в скороговорках, в этот момент приближаются друг к другу на критическое расстояние. И по сути, начинают мешать друг другу, посылаемыми сигналами.
Самой сложной поговоркой на английском языке признали такую: «pad kid poured curd pulled cod». Кто из добровольцев пытался ее произнести, потом не мог выговорить ни слова некоторое время.
А среди языковерток на русском языке много труднопроизносимых. Им тяжело поделить пальму первенства. Пожалуй, каждый может вспомнить собственную поговорку, которая для него трудна.
Как правильно учить самые сложные в мире скороговорки
Хотите мастерски овладеть красноречием? Тогда не теряйте времени и приступайте к практике. Всего 10-15 минут повторений в день самых сложных скороговорок на русском языке, и вы не только научитесь выступать на публику, но и будете делать это без стресса. Перед началом занятий необходимо четко понимать, какие проблемы существуют в дикции, чтобы точно подобрать большие и сложные скороговорки.
Для безукоризненного освоения текста речевого тренажера, следует:
- правильно проставить ударение в каждом слове;
- неторопливо проговаривать слова, запоминая самые трудные звукосочетания;
- контролировать передвижение губ и языка при голосовом звукоизвлечении сложных слогов и отрабатывать трудноговорку перед зеркалом. Лучший способ понять, что у вас правильная артикуляция – попросить прочитать кого-либо по губам;
- напевать и нашептывать текст трудных скороговорок под строгим контролем правильного воспроизведения звуков и ритмичности;
- чередовать громкость и тембр голоса в момент повторения;
- постепенно ускорять темп;
- при отсутствии неточностей в сложных и длинных скороговорках, проговаривать их в максимальном темпе громким голосом.
Макака и коала
Нечасто используемая скороговорка про Макаку наверняка может понравиться детям. Здесь идет трудновыговариваемое чередование звуков «М», «Л» и «К»:
Макака в кафе повстречала коалу. Макака коалу в какао макала, Коала какао лениво лакала, Макака макала, коала икала.
Такая чистоговорка призвана отчеканить произношение «Л», что не у всех детей получается, нет четкости. Но чтобы родителям самим не было стыдно перед ребенком, стоит поучиться самим произносить без ошибок. В случае фиаско можно дружно посмеяться.
Новейшие скороговорки для детей и взрослых
Стоит поделиться скороговорками, которые еще не нашли широкого распространения из-за своей сложности. Попробуем произнести прямо сейчас:
- Не хочет Надежда, как прежде, старые одежды, манит Надежду надежда на новые одежды.
- Прокол Полукарпенко говорил генералу про Проколукарпенко из Покрова.
- Учтивый чукча чужие чувства чтит, поучитесь у чукчи чувствовать чутче.
- В порту Мадрас, куда прибыл баркас, альбатросы порвали матрас матроса.
- Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.
- Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.
Интересно, что у некоторых людей такие фразы не вызывают затруднения с произношений, другие не могут повторить ни с первого, ни со второго раза.
Тренировка речевого аппарата
Дикторы телевидения, ведущие мероприятий, спикеры – все они должны говорить внятно, четко и уверенно. Поэтому перед выступлением они любят потренировать речевой аппарат скороговорками. Часто употребляемые и труднопроизносимые:
- «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали». Короткая поговорка, но как трудно сразу не запутаться в буквах и звуках. Эта фраза рассчитана не столько на чистоту произношения, сколько на внимательность. Ошибки дикторов и телеведущих чаще связаны именно с отсутствием концентрации внимания. Лавирующие корабли как раз помогают сконцентрироваться. Кстати, это лишь часть скороговорки, которая в оригинале в два раза длиннее.
- «Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить». Еще одна скороговорка для выработки концентрации внимания. Чтобы произнести эти слова безошибочно, требуется внимание и еще раз внимание. И речевой аппарат становится более подвижным. Улучшается дикция.
При произношении языковерток работает не только речевой аппарат, но и мозг. Наш мозг чаще и проще «распознает» знакомое. Достаточно услышать первые звуки или увидеть первые буквы, написанные на листе, остальное мозг мгновенное «домысливает» автоматически. А в скороговорках встречаются малознакомые обороты, о которых мозг «приходит к смятение». Это и пробуждает его от ленивой дремы, способствует его тренировке и развитию. Как утренняя зарядка по утрам для тела.
Как работать со скороговорками для улучшения дикции
Логопеды используют скороговорки, чтобы научить детей и взрослых внятно произносить похожие звуки. Речь идет о звуках, для формирования которых язык, челюсть, лицевые мышцы совершают подобные движения. Чаще всего трудности возникают с «л» и «р»: оба звука требуют, чтобы язык поднялся к нёбу, а его кончик оставался мягким. Еще одна пара проблемных звуков – «с» и «ш», «м» и «н».
Если ваша речь недостаточно четкая, скорее всего, вы невнятно произносите одну из групп этих звуков. Самостоятельно определить дефект на слух сложно, поэтому хотя бы пару раз проконсультируйтесь с логопедом или учителем ораторского искусства, чтобы он дал рекомендации по улучшению дикции.
Скороговорки построены на сочетании пары подобных, трудно различимых звуков, поэтому они помогают эффективно развивать речь. В идеале стоит пройтись по всем парам звуков и всем группам скороговорок, но если есть проблемы с произношением «л», «р», «ш», «с» или других звуков, начать тренировки следует со скороговорок на «проблемные» слоги. Стандартная программа упражнений со скороговорками предлагает такую последовательность: сначала глухие шипящие, затем свистящие и звонкие, наконец – сонорные звуки.
Такой порядок не случайный, потому что легче всего произносятся глухие звуки, сложнее всего – сонорные. Недаром чаще всего у детей и взрослых возникают проблемы с сонорными «р» и «л». Конечно, вы можете тренироваться в произвольном порядке, и улучшение речи через время станет заметным. Но результаты будут более быстрыми и ощутимыми, если придерживаться правильной последовательности.
Скорость произношения скороговорок
Когда начинаете работать со скороговорками, не произносите их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Возьмите одну скороговорку, например: «Карл у Клары украл кораллы». Сначала произнесите ее очень медленно и беззвучно – только шевелите губами, будто говорите, но не издавайте ни звука. Затем скажите «Карл у Клары украл кораллы» медленно и шепотом. Следите, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. В третий раз произнесите скороговорку в естественном темпе и в полный голос.
Если у вас не получается сходу сказать «Карл у Клары украл кораллы» без запинок, говорите чуть медленнее обычного. Только когда вы сможете в спокойном, разговорном ри, произносите эту же реплику в быстром темпе. Все внимание – на четкость дикции и артикуляцию!
Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука. Заключительный этап – произношение с препятствием, «пробкой» для языка: камешками или орешками, которые будут затруднять артикуляцию. Это эффективный способ улучшения дикции. Не торопитесь, говорите с камешками сначала медленно, потом быстрее. Так нужно проработать каждую выбранную скороговорку, причем не один раз.
Если вы не профессионал, достаточно заниматься по полчаса 5-6 дней в неделю, чтобы такими упражнениями добиться за месяц значительного улучшения дикции. Часто слушатели курсов риторики с энтузиазмом принимаются за дело, но быстро охладевают. Чтобы этого не произошло, не старайтесь объять необъятное за один день: полчаса упражнений достаточно. Лучше полчаса каждый день или хотя бы через день, чем по два часа раз в неделю. Уделяйте внимание правильности речи.
Текст самой сложной скороговорки, попробуйте также:
Да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб. Затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел. Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится.
Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опять с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши.
О всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.
Но попытка — не пытка!
Скороговорки для детей
Языковертки обычно не делят на взрослые и детские. Однако, есть все же отличия. Для ребенка эти сложные сплетения звуков нужны для того, чтобы отчеканить определенный звук. Например, чаще трудности возникают с выговариванием четкого «Р», а также с «Ш» и «Щ» и «С». Одни из сложных, но действенных поговорок для детей:
- «На горе Арарат растет красный виноград, а в огороде у Федоры только репа, да помидоры». Чаще сильный звук «Р» в сочетании букв «ра» произносится легче, чем слабый в сочетании «ре». Что говорит о неразвитости речевого аппарата.
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Отличный тренинг для отработки четкого произношения «С» и «Ш».
- «У Бобра шуба добра, а у бобрят добрее». Текст короткий, но действенный. Если ребенок картавит, то проговаривая раз за разом подобные чистоговорки, начнет произносить «Р» намного четче. И чем чаще это делать, быстрее придет результат.
Детям лучше не давать заучивать длинные тексты чистоговорок. Они вовсе не делают речь богаче, как, к примеру, стихи или рассказы. Их роль другая – добиться улучшения произношения, перестать картавить. Это тяжелый, длительный, но необходимый тренинг. А чтобы он не был ребенку в тягость, лучше подбирать смешные тексты и понятные по смыслу.
Взрослые длинные и сложные скороговорки текстом
Взрослые длинные и сложные скороговорки текстом
Взрослые длинные и сложные скороговорки текстом:
- Не тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто без товарищей товарищу товарищ.
- Программисты инкапсулировали, инкапсулировали, Инкапсулировали, инкапсулировали, да недоинкапсулировали.
- В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду – ядра в ведра, выдру в тундру.
- В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких, чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно четко.
- Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
- Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина, нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим пмневмомешковыколачиватель.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
- У Феофана Митрофаныча– три сына Феофаныча, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.
- Жили-были три китайца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндракокони. Жили-были три китайки: Ципа, Ципа-Дрипа, Ципа-Дрипа-Лимпомпони. Вот они переженились Як на Ципе, Як-Цин-Драк на Ципе-Дрипи, а Як-Цин-Драк-Циндракокони на Ципа-Дрипе-Лимпомпони.
- Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Длинные скороговорки
На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове. Технология шишкосушения: после шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.
Те, кто водят хороводы, — хороводоводы. Те, кто изучают творчество хороводоводов, — хороводоводоведы. Те, кто любят читать хороводоводоведов, — хороводоводоведофилы. Те, кто ненавидят хороводоводоведофилов, — хороводоводоведофилофобы. Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов, — хороводоводоведофилофобофаги. Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами, — антихороводоводоведофилофобофаги. Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов, — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговариваешь, Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Длинные скороговорки для развития дикции
Переходите к длинным и сложным скороговоркам только после того, как начнете естественно и непринужденно произносить короткие реплики. Когда они покажутся вам слишком простыми, и вы не будете запинаться даже на самых сложных сочетаниях звуков, это значит, что вы готовы к следующему этапу работы над дикцией. Длинные скороговорки тоже произносятся на одном дыхании, но если строф несколько, можно делать небольшие паузы для забора воздуха в легкие. Не забывайте правильно интонировать текст! Ваша речь не должна быть монотонной, даже если вы говорите очень быстро.
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
- В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
- У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
Языковертки для взрослых
Для взрослых скороговорки другие. Некоторые слова могут быть непонятны маленьким детям, но вполне понятны подросткам. И больше, все-таки направлены на концентрацию внимания, а также на разминку для речевого аппарата. Например:
- «Интервьюер интерверта интервьюировал об интервенции».
- «Я – вертокультяп. Могу вертокультяпнуться, могу вывертокультяпнуться».
- «Рододендроны из дендрария реальны, а древоподобные дендроиды радиоуправляемым дроном не обнаружены».
- «В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии».
В русском языке могут быть настолько заковыристые фразы. Тяжелые в произношении, их даже читать не легко. Вот, например, еще:
- «Волховал волхв в хлеву с волхвами».
- «Королева кавалера пригласила в каравеллу: ковалер-ковалер, половик-то прогорел».
Некоторые фразы дошкольнику будет понять тяжело, да и ни к чему. Поэтому такие языковертки для артистов, дикторов и ведущих. А также для тех, кто просто хочет удивить друзей.
Скороговорки самые сложные в мире. 200 скороговорок для развития дикции
- Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то, что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Вот 200 труднопроизносимых скороговорок, которые сделают вашу речь четче и красивее. Проверено редакцией AdMe.ru .
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони. Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе, Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони. И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.
- Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но, заскороговорившись, выскороговорил, Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
- И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
- Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
- У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
- Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
- Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
- Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
- Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
- Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
- Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
- Пакет под попкорн.
- Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
- В Каннах львы только ленивым венки не вили.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
- Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
- Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
- Сиреневенькая зубовыковыривательница.
- Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
- Волховал волхв в хлеву с волхвами.
- Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
- На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
- Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
- Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
- Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
- У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами.
- У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
- Осип охрип, Архип осип.
- Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
- Сачок зацепился за сучок.
- По семеро в сани уселись сами.
Как произносить трудновыговариваемые фразы
Чтобы и с юмором и с пользой попрактиковаться в произношении языковерток, стоит следовать правилам:
- Вначале просто прочитать, чтобы зрительно запомнить слова.
- Повторить медленно дважды и запомнить.
- Проговорить быстрее, стараясь не ошибиться в правильности звуков. Не путать, где жесткий звук «М», а где мягкий – «мама мыла Милу мылом…». Не перепутать звуки, чтобы не получить неприличное слово – «У дороги холм с кулями. Выйду ль на холм – куль поправлю». «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду».
Мозг будет упорно переставлять звуки местами, заставляя вас произнести не совсем приличные словосочетания. А теперь надо повторить быстро и так несколько раз. Если получилось – супер! Вы достигли цели. А не получилось, рассмешили всех, и это тоже здорово!