Правильная артикуляция
Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук [К] относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — [Х], [Г] и их мягкие пары.
Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука [К]. Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук [К].
В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.
Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.
Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам.
Дефектное произношение звука [К] называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.
Замену [К] на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на [Г], [Х] и иногда на [Т]. В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.
Нарушения воспроизведения фонемы К и Кь
Логопедия разделяет ошибки произношения твердого и мягкого звука К на 3 группы с характерными видами отклонений от нормы. Представлено в таблице:
Название | Вид нарушения | Характеристика |
Каппацизм | Отсутствие правильного воспроизведения звука. | Фонема заменяется щелчком голосовых связок. |
Искажение буквы. | Носовое воспроизведение (возникает при неправильном дыхании). Боковое произношение характерно для детей с неверно поставленной артикуляцией или наличием органических дефектов.. | |
Полное отсутствие «К» и «Кь» в разговоре. | Ребенок систематически пропускает букву в словах (Кит – Ит, Куб – Уб). | |
Паракаппацизм | Замена «К» на «Т». Кот – Тот, Куб – Туб. | |
Замена «К» на «Х». Кит – Хит, Ком – Хом. |
Все перечисленные виды отклонений объединены специалистами в одно понятие – дислалия (об этом тут). Диагноз также включает различные дефекты произношения звонких и глухих согласных. Исключением являются гласные звуки. Они произносятся при дислали правильно.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Важно: если не заниматься с крохой на ранней стадии обнаружения проблемы до школы, то это может привести к развитию дисграфии (ошибки письма) и дислексии (ошибки чтения). Коррекция у детей школьного возраста требует значительно больше времени и обязательного вмешательства логопеда.
Важные правила
Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.
Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:
- строго перед зеркалом;
- внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
- делают каждый день.
При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.
Структура занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]
После постановки фонем [К] и [Г] необходимо приступать к их автоматизации. Занятия по каждому звуку проводятся отдельно. Первым автоматизируют [К], а после ввода его в связную речь переходят к автоматизации [Г].
Каждое занятие ориентировано на реализацию нескольких групп задач.
Обучающие:
- Уточнение представлений о способе воспроизведения автоматизируемой фонемы отдельно, в слогах, фразе, самостоятельной речи.
- Знакомство с терминами звук, слог, слово, предложение.
- Обучение начальным навыкам чтения.
- Увеличение словаря по конкретной лексической теме.
Развивающие:
- Усовершенствование двигательной активности речевых органов.
- Формирование чувственного восприятия артикуляционной позиции.
- Совершенствование фонематических процессов.
- Становление умения выполнять звуко-буквенный разбор с применением графических изображений.
- Совершенствование неречевых психических процессов.
Воспитательные:
- Стимулирование заинтересованности занятием.
- Воспитание усидчивости, целеустремленности, адекватного отношения к своим речевым нарушениям.
Коррекционные:
- Исправление неверного положения автоматизируемого звука.
- Устранение речевого негативизма.
Подготовительный этап
Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.
Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.
Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.
Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.
Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.
Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.
Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.
Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.
Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.
Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.
Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.
При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука [Р] гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.
В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.
II этап работы (проводится как целое занятие)
Тема. Уточнение произношения звука к.
Цель. Добиваться четкого, правильного произношения звука к в звукоподражаниях. Предшествующая работа. Проведено уточнение движений языка, необходимых для правильного произношения звука.
Подготовительная работа. Воспитатель заготавливает игрушки или картинки (курица, петух, воробей, кукушка, лягушка). Еще раз проверяет, как дети произносят звук к, чтобы выяснить, кому необходимо уделить большее внимание.
Рассказ «Кто как кричит?» Краткое описание
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Помните, дети, как мы с вами ходили на прогулку в лес на даче? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица (достает игрушку, ставит на стол) и кричит: «ко-ко-ко…» Как она кричит? («Ко-ко-ко».) Идем мы дальше, а курица кудахчет: «куд-куда». Как она кудахчет? («Куд-куда».) «В лес», — ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух (достает петуха) и кричит: «кука-ре-ку!» Как петух кричит? («Ку-ка-ре-ку!») Пошли дальше по дороге, мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнухов зерна клюют (достает воробья). Прогнали их дети. Как вы их прогнали? («Кыш-кыш».) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует (достает кукушку): «ку-ку». Как кукушка кукует? («Ку-ку…») Набрали много цветов, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают (достает лягушку): «ква-ква». Как лягушки квакают? («Ква-ква».) Погуляли мы в лесу и вернулись домой».
Затем воспитатель опрашивает детей, кого они видели и кто как кричал. Методические указания. Следить, чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук к четко и отвечали на вопросы полным ответом.
Способы постановки
Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук [К], который можно автоматизировать.
Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.
Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.
На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его [К], так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».
Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.
Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде [КХЭ]. Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х]. Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.
Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».
Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.
Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.
Постановка с опорой
В некоторых ситуациях [К] можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший [Х], то можно попробовать от него. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К].
После начинают тренировать ребенка изолированно произносить [К]. Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.
Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.
Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.
Нормальная артикуляция для звука К и Кь
Органы речевого аппарата при произношении фонемы «К» принимают положение:
- Губы разомкнуты в соответствии с последующим гласным звуком.
- Кончик языка за нижними зубами. Орган не касается зубов, а расположен ближе к середине ротовой полости.
- Середина языка опущена.
- Задней частью органа делается упор в мягкую часть неба. Края по бокам немного дотрагиваются твердого неба.
- Мягкое небо приподнято. Оно должно перекрывать ход в носовую полость.
- Голосовые связки в расслабленном состоянии;
- Воздух через рот.
Артикуляция звука «Кь» предполагает особенности:
- Уголки губ оттянуты назад.
- Губы прижаты к зубам.
- Кончик языка делает упор в нижние резцы.
- Середина языка приподнята. Она касается середины твердого неба.
Наглядная демонстрация в картинке:
Ход занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]
Занятие обязательно проходит с применением зеркала. Начинать необходимо с анализа артикуляции фонемы. Используют разнообразные наглядности: картинный план, логопедический профиль, ручную модель, муляжи. Ребенок рассматривает позицию участвующих органов речевого аппарата, определяет характер воздушного потока. После анализа артикуляции нужно охарактеризовать фонему по следующему плану: гласный/согласный (есть ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой/звонкий (задействован ли голос), твердый/мягкий (выполняется ли добавочный подъем средней части язычной спинки).
Далее отрабатывается произношение звука. Взрывные [К] и [Г] прорабатываются на быстром выдохе. Для закрепления используют игры с элементами звукоподражания (на что похоже звучание). Затем нужно познакомить ребенка с буквой, обозначающей фонему [К] или [Г]. Каждый раз ребенок приходит к заключению о том, что звук слышится и произносится, а букву можно увидеть, прочитать, написать. Находит предметы окружающей действительности, похожие внешне на букву. Если необходимо, отрабатывается правильное ее написание. Применяются неграфические и графические упражнения, нацеленные на отработку навыка правильного изображения буквы.
После знакомства с буквой приступают к совершенствованию фонематических процессов. Ребенок учится вычленять звук из ряда фонем, похожих по акустико-артикуляционным характеристикам, из потока слогов, из перечня слов (педагогом составляется набор слов на соответствующую тему), определяет наличие и положение автоматизируемого звука в слове. При недостаточном уровне развития речи предлагаются далекие по акустико-артикуляционным характеристикам фонемы.
Далее фонема закрепляется в слогах. Ребенок повторяет за взрослым, проговаривает параллельно с ним и сам перечисляет слоги с закрепляемой фонемой. По такому принципу закрепляются прямые, обратные слоги, а также со стечением согласных. Звонкая фонема [Г] на материале обратных слогов не закрепляется из-за ее оглушения.
Когда фонема безошибочно воспроизводится отдельно, можно переходить к отработке в словах. Важно проводить только после изолированного закрепления. Слова подбираются логопедом с учетом лексической темы каждого занятия. Ребенок проговаривает слово, указывает место фонемы в нем. Старшие дошкольники делают звуко-слоговой разбор с графической схемой одного слова по плану: выделяется первый и последний звук, подсчитывается количество гласных и согласных, все звуки называются поочередно. Под каждую букву кладется цветная фишка, обозначающая звук.
Автоматизация звука [Г] в словах, заканчивающихся на [Г], не проводится из-за оглушения.
Затем занимаются отработкой правильного звучания во фразе. Ребенок с изученными словами строит предложения. Старшие дошкольники анализируют предложение: объясняют определение; озвучивают основные правила написания, устанавливают порядок слов, подсчитывают их количество. Выполняется звуко-слоговой разбор каждого слова по отдельности. При отработке фонем во фразе используются чистоговорки и скороговорки, подобранные по лексической теме. Скороговорки отлично подходят для наиболее успешного закрепления фонем. Помимо этого, при помощи скороговорок можно заниматься тренировкой ясной, четкой дикции.
На завершающем этапе автоматизации любой фонемы следует приступать к ее закреплению в связной речи. Текст подбирается соответствующий возрасту ребенка, учитывая лексическую тему. Ребенку предлагается текст из 5-6 предложений, насыщенных словами с изучаемым звуком. Целесообразно использовать отрывки из сказок, рассказов, детские стихи. Логопед или ребенок читает текст, затем выделяют из состава слова с автоматизируемым звуком.
В структуру каждого занятия по автоматизации входят одна или две динамические паузы. Их время и место определяются с учетом состояния ребенка, степени его утомляемости. В конце каждого занятия ребенок получает домашнее задание. После автоматизации звука [К] в тексте проводится автоматизация [Г] в аналогичном порядке. Автоматизация звука [Кь] и [Гь] проходит аналогично. Завершающим этапом работы над данными фонемами является их дифференциация.
Дидактические упражнения для автоматизации звуков [К] и [Г]
Автоматизировать фонемы следует в игровой деятельности с применением разнообразных наглядностей. На каждое положение звука в слове следует подобрать около тридцати изображений. Для полной успешной автоматизации показывают ребенку картотеку примерно из ста картинок.
Эффективного результата можно добиться только в случае эмоционально положительной окраски занятий. Ребенок должен не просто рассматривать и называть изображенные на картинках предметы, а играть.
Обязательно нужно учитывать слова, редко использующиеся в обиходе. Значение новых слов нужно объяснять простым и понятным ребенку языком, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.
Примерные упражнения:
- Совместно со взрослым и самостоятельно назвать, что изображено на рисунке.
- Послушать, сколько раз взрослый повторил звук, и произнести на один больше. Аналогично можно проговаривать слоги и слова.
- Запомнить, что нарисовано, и воспроизвести по памяти. Постепенно число изображений увеличивается.
- Поделить слова на слоги.
- Определить ударный слог.
- Отобрать изображения с требуемым числом звуков, назвать их.
- Определить, какое место занимает автоматизируемая фонема в словах, отобрать изображения со звуком, занимающим определенное положение в слове.
- Сделать звуко-слоговой разбор слов.
- Изменять существительные по падежам.
- Считать предметы с автоматизируемой фонемой в прямом и обратном порядке.
- Подбирать существительные к местоимениям мой, моя, мое, мои, проговаривать получившиеся словосочетания.
- Подбирать прилагательные к существительным, проговаривать словосочетания.
- Закончить начатую взрослым фразу на изучаемый звук.
- Подбирать глаголы к существительному, проговаривать получившиеся фразы.
- Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Образовывать относительные прилагательные.
- Составлять рассказы по сюжетным картинам по наводящим вопросам, опорным словам, по заданному началу или концовке.
- Придумывать вопросы к изображениям, текстам, отвечать на них.
Игры для автоматизации звуков [К] и [Г]
Четвертый лишний. Ребенок рассматривает четыре картинки. На трех из них изображены предметы с автоматизируемой фонемой, на одной она отсутствует. Малыш называет изображения, четко артикулирует закрепляемую фонему, называет предмет, в котором отсутствует заданный звук. Можно искать изображения, в которых отличается местоположение фонемы.
Подходит — не подходит. Рассмотреть изображение холодильника, уточнить его назначение, перечислить, что можно в нем хранить. Рассматривая предметные картинки с закрепляемой фонемой, решить, можно или нельзя хранить данный предмет в холодильнике.
Шкатулочка. Показать ребенку куклу, рассказать, что кукла любит разглядывать картинки и складывать их в шкатулку. Попросить вместе с куклой посмотреть ее картинки и назвать их, четко артикулируя нужный звук. Волшебные краски. На листе плотной бумаги нарисовать открытую коробку красок. На краски положить стопками цветные кружки с картинками на оборотной стороне. Объяснить, что это волшебные краски, в которых спрятались картинки. Задача ребенка − найти и назвать их.
Обед для гномика. Рассмотреть изображение толстенького гномика. Порассуждать, почему он толстенький. Предложить придумать, что он любит есть. Слова должны быть с автоматизируемым звуком. Можно нарисовать худого гномика и предложить накормить его.